18 декабря 2013, 19:04
Естественное Состояние
В Дзогчене главное внимание уделяется Естественному Состоянию, именно его мы должны обрести в собственном переживании.
Его свойство — мачупа, то есть в нем нечего изменять, создавать или исправлять: мы оставляем его как есть.
В Естественном Состоянии могут возникать мысли, но, несмотря на это, оно остается таким, как есть; здесь, не применяются ни противоядия, как в системе Сутры, ни преображения, как в системе Тантры.
Если мы обрели Естественное Состояние, то это — настоящий Дзогчен. Это трэгчод.
Мы обнаруживаем Естественное Состояние благодаря прямому введению, а не путем рассуждений. Метод заключается в том, чтобы наблюдать, как мысли возникают, как они пребывают и как уходят. Мы всматриваемся в свой ум и наблюдаем его. Мы ни во что не вмешиваемся и ничего не изменяем — все это не наш метод. Мы лишь оставляем все как есть и наблюдаем, что происходит. Мы обнаружим, что, если ни во что не вмешиваться и не пытаться что-то изменить, мысли растворятся сами собой, ничего после себя не оставив.
Что мы находим?
Мы находим, что ничего нет. Естественное Состояние невыразимо и непостижимо. Оно пусто, но эта пустота — не ничто, поскольку в ней есть осознание. Однако это осознание, или ригпа, не равнозначно нашему обычному сознанию (намше), Сознание двойственно: есть воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. А здесь присутствует осознание, ригпа, при котором видящий и видимое едины и нераздельны, как огонь и его жар. Но, занимаясь практикой Естественного Состояния, не нужно проверять и убеждаться, где в нем субъект и где объект свет. В данном случае под «ясностью» имеется в виду присутствие и осознание Слово же тонгпа означает «пустота». Они йермэд, нераздельны. Эта нераздельность — словно дневной небосвод, где небо — пустота, а солнце — светоносность, или ясность.
Когда мы пребываем в состоянии присутствия, или непосредственного осознания (ригпа), то это состояние имеет три качества: Сущность, Природу и Энергию, которые соответствуют пустоте, осознанию и их нераздельности. Они никогда не бывают отдельными.
Мы разделяем их только для того, чтобы рассуждать о Естественном Состоянии, как это делают в комментариях, но в действительности они никогда не бывают порознь. Это соответствует учению Дзогчена в целом, однако в разделе Лонгдэ уделяется больше внимания аспекту пустоты (тонгча), а в разделе Сэмдэ — аспекту ясности (сап- ча).
Но суть здесь только в акцентах, а не в различии или разделении. В данном контексте лонг (klong; пространство) соотносится с пустотой (тонг), а сэм (sems; ум) с ясностью (сал).
Упадеша же, или Мзннгагдэ, подчеркивает их нераздельность (сад тонг йермэд: gsal stong dbyer-med). Следовательно, в этих разделах учения Дзогчен существуют разные методы.
Его свойство — мачупа, то есть в нем нечего изменять, создавать или исправлять: мы оставляем его как есть.
В Естественном Состоянии могут возникать мысли, но, несмотря на это, оно остается таким, как есть; здесь, не применяются ни противоядия, как в системе Сутры, ни преображения, как в системе Тантры.
Если мы обрели Естественное Состояние, то это — настоящий Дзогчен. Это трэгчод.
Мы обнаруживаем Естественное Состояние благодаря прямому введению, а не путем рассуждений. Метод заключается в том, чтобы наблюдать, как мысли возникают, как они пребывают и как уходят. Мы всматриваемся в свой ум и наблюдаем его. Мы ни во что не вмешиваемся и ничего не изменяем — все это не наш метод. Мы лишь оставляем все как есть и наблюдаем, что происходит. Мы обнаружим, что, если ни во что не вмешиваться и не пытаться что-то изменить, мысли растворятся сами собой, ничего после себя не оставив.
Что мы находим?
Мы находим, что ничего нет. Естественное Состояние невыразимо и непостижимо. Оно пусто, но эта пустота — не ничто, поскольку в ней есть осознание. Однако это осознание, или ригпа, не равнозначно нашему обычному сознанию (намше), Сознание двойственно: есть воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. А здесь присутствует осознание, ригпа, при котором видящий и видимое едины и нераздельны, как огонь и его жар. Но, занимаясь практикой Естественного Состояния, не нужно проверять и убеждаться, где в нем субъект и где объект свет. В данном случае под «ясностью» имеется в виду присутствие и осознание Слово же тонгпа означает «пустота». Они йермэд, нераздельны. Эта нераздельность — словно дневной небосвод, где небо — пустота, а солнце — светоносность, или ясность.
Когда мы пребываем в состоянии присутствия, или непосредственного осознания (ригпа), то это состояние имеет три качества: Сущность, Природу и Энергию, которые соответствуют пустоте, осознанию и их нераздельности. Они никогда не бывают отдельными.
Мы разделяем их только для того, чтобы рассуждать о Естественном Состоянии, как это делают в комментариях, но в действительности они никогда не бывают порознь. Это соответствует учению Дзогчена в целом, однако в разделе Лонгдэ уделяется больше внимания аспекту пустоты (тонгча), а в разделе Сэмдэ — аспекту ясности (сап- ча).
Но суть здесь только в акцентах, а не в различии или разделении. В данном контексте лонг (klong; пространство) соотносится с пустотой (тонг), а сэм (sems; ум) с ясностью (сал).
Упадеша же, или Мзннгагдэ, подчеркивает их нераздельность (сад тонг йермэд: gsal stong dbyer-med). Следовательно, в этих разделах учения Дзогчен существуют разные методы.
14 комментариев
Хахах. А «дерьмо» осталось? :)
Поэтому Вы и повстречали тибетского «мастера». :) Он тоже из той же сказки. :)
Почему бы и нет. Но если будете ждать прождёте вечность. Поэтому даже не рассматривайте данную перспективу. :)
www.dzogchen.ru/teacher/books/dzogchen_and_zen.html