25 марта 2014, 21:37
"Люди годами практикуют Дхарму...."
Наблюдение буддийской монахини-учителя Тензин Палмо:
«Люди годами изучают и практикуют Дхарму, но при этом каких-то кардинальных положительных перемен не наблюдается.
По сути, они остаются такими же, как и были, разве что багаж их знаний становится более весомым. По какой-то причине Учение не ведет к их самосовершенствованию, минует самые глубокие уровни.
Встречая людей, которые пятнадцать лет назад имели определенные психологические проблемы, ты понимаешь, что они по-прежнему от них не избавились, и всё осталось без изменений.
Они выполнили ретриты, изучили все, что только можно под руководством самых достойных лам, и, тем не менее, не изменились, а, спрашивается, — почему? Быть может, мы как-то не так передаем Учение, если его суть не доходит до этих людей?
Тибетец, чей характер оставляет желать лучшего, может удалиться в трех- или семилетний ретрит и выйти из него совсем другим человеком. Чего практически не случается с представителями западных стран, так в чем же дело?
Они все делают искренне, с большим усердием, согласно наставлениям, данным ламой, но при этом где-то что-то не состыковывается. Я не говорю, что такое происходит сплошь и рядом, но все же это довольно распространенная ситуация.
— У вас есть ответ на этот вопрос?
Я полагаю, все дело в том, что постижение Дхармы происходит исключительно на интеллектуальном уровне и люди не знают, как пропустить это знание через сердце.
То есть они без конца могут рассуждать на тему сострадания и Бодхичитты, но при этом в их сердцах нет подлинной доброты даже по отношению друг к другу.
Словно субстанция знаний не может проникнуть вглубь, оседая в потоке наших мыслей.
Отправляясь в какой-нибудь Дхарма-центр, я всегда чувствую некоторое беспокойство, потому что никогда не знаешь, с чем там придется столкнуться. По сути, это место должно быть средоточием любви, уважения, благоразумия и прочих добродетелей, однако там нередко происходят ссоры, царит атмосфера зависти и полного равнодушия к чужим проблемам.
Все наставления, полученные братьями и сестрами по Дхарме, не достигают своей цели. Я не знаю, как решить эту проблему, но что-то надо делать.»
Тензин Палмо — урожденная англичанка Диана Перри (1943). Дочь уборщицы и рыболова. Стала буддисткой ещё в подростковом возрасте. В 18 лет отправилась в Индию на поиски учителя. Там и встретила своего корневого гуру Его святейшество Восьмого Кхамтрул Ринпоче. В 23 года она стала второй европейской женщиной, рукоположенной в монашеский сан тибетского буддизма. В 33 года с благословения своего ламы, Тензин Палмо удалилась в высокогорную пещеру в гималайской долине Лахаул, где практиковала 12 лет. В 1988 г. она покинула Индию и переехала в Италию, где учила в разных дхарма-центрах.
В 2000 году основала женский монастырь Донгью Гацал Линг в Индии.
«Люди годами изучают и практикуют Дхарму, но при этом каких-то кардинальных положительных перемен не наблюдается.
По сути, они остаются такими же, как и были, разве что багаж их знаний становится более весомым. По какой-то причине Учение не ведет к их самосовершенствованию, минует самые глубокие уровни.
Встречая людей, которые пятнадцать лет назад имели определенные психологические проблемы, ты понимаешь, что они по-прежнему от них не избавились, и всё осталось без изменений.
Они выполнили ретриты, изучили все, что только можно под руководством самых достойных лам, и, тем не менее, не изменились, а, спрашивается, — почему? Быть может, мы как-то не так передаем Учение, если его суть не доходит до этих людей?
Тибетец, чей характер оставляет желать лучшего, может удалиться в трех- или семилетний ретрит и выйти из него совсем другим человеком. Чего практически не случается с представителями западных стран, так в чем же дело?
Они все делают искренне, с большим усердием, согласно наставлениям, данным ламой, но при этом где-то что-то не состыковывается. Я не говорю, что такое происходит сплошь и рядом, но все же это довольно распространенная ситуация.
— У вас есть ответ на этот вопрос?
Я полагаю, все дело в том, что постижение Дхармы происходит исключительно на интеллектуальном уровне и люди не знают, как пропустить это знание через сердце.
То есть они без конца могут рассуждать на тему сострадания и Бодхичитты, но при этом в их сердцах нет подлинной доброты даже по отношению друг к другу.
Словно субстанция знаний не может проникнуть вглубь, оседая в потоке наших мыслей.
Отправляясь в какой-нибудь Дхарма-центр, я всегда чувствую некоторое беспокойство, потому что никогда не знаешь, с чем там придется столкнуться. По сути, это место должно быть средоточием любви, уважения, благоразумия и прочих добродетелей, однако там нередко происходят ссоры, царит атмосфера зависти и полного равнодушия к чужим проблемам.
Все наставления, полученные братьями и сестрами по Дхарме, не достигают своей цели. Я не знаю, как решить эту проблему, но что-то надо делать.»
Тензин Палмо — урожденная англичанка Диана Перри (1943). Дочь уборщицы и рыболова. Стала буддисткой ещё в подростковом возрасте. В 18 лет отправилась в Индию на поиски учителя. Там и встретила своего корневого гуру Его святейшество Восьмого Кхамтрул Ринпоче. В 23 года она стала второй европейской женщиной, рукоположенной в монашеский сан тибетского буддизма. В 33 года с благословения своего ламы, Тензин Палмо удалилась в высокогорную пещеру в гималайской долине Лахаул, где практиковала 12 лет. В 1988 г. она покинула Индию и переехала в Италию, где учила в разных дхарма-центрах.
В 2000 году основала женский монастырь Донгью Гацал Линг в Индии.
7 комментариев
Один буддист американец после восьми лет пребывания в ашраме в Индии прибыл в домой, как Учитель и попал в цивилизацию, в окружение полуобнажённых женщин и сексуальной культуры.Он тут же раскололся, женился и понял разницу между ашрамом и жизнью в социуме.