25 июня 2014, 20:30

Отрывок из "Ста Тысяч Песен Миларепы": Встреча с Бардарбом

Поклон всем Учителям!

Как-то раз Джецюн Миларепа пошел практиковать медитацию на заснеженную гору «Северные Врата Лошади». По пути туда он зашел в Гебха Лесум, что в области Джунг. Стояла осень, и в деревнях собирали урожай. На большом поле работой руководила очень красивая пятнадцатилетняя девушка. Она, казалось, обладала всеми качествами Ангела Мудрости (Дакини). Миларепа подошел к ней и сказал:
– Добрая девушка, подай мне милостыню.
– Дорогой йогин, пожалуйста, иди к моему дому, – ответила девушка. – Он вот там. Подожди меня у двери, я очень скоро подойду.
Миларепа направился к дому, открыл дверь, толкнув ее посохом, и вошел внутрь. Тотчас же к нему бросилась безобразная старуха с горстью золы в руке и закричала:
– Ах вы, несчастные йоги-попрошайки! Никак вам не сидится на одном месте! Летом вы заявляетесь за молоком и маслом! Зимой всех вас снова несет сюда за зерном! Я могу поклясться, что ты хотел прошмыгнуть в дом, чтобы украсть драгоценности моей дочери и снохи!
Ругаясь так, она тряслась от ярости и была близка к тому, чтобы запустить в Миларепу золой. Тогда он сказал:

– Остановись на минуту, бабушка! Будь так любезна, послушай, что я скажу!

Затем он спел песню с девятью смыслами:

Наверху — благоприятные Небеса,
Внизу — Три Пути страданий,
Между ними — те, кто не свободен выбирать свое рождение;
Все три — сходятся на тебе.
Бабушка, ты злая женщина
И не любишь Дхарму!
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий и надежный учитель.
Хорошо подумай, дорогая хозяйка:
Когда впервые ты была послана сюда,
Думала ли стать старой козой?

Утром ты встаешь с постели,
Вечером ложишься спать,
В промежутке бесконечно трудишься по дому.
Ты поглощена этими тремя вещами.
Бабушка, ты бесплатная служанка.
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий и надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Глава семьи — это самое важное,
Доход и заработок — следующие вещи, к которым очень стремятся,
Далее желанны сыновья и племянники;
Этими тремя путами ты связана.
Бабушка, для себя самой ты ничего не оставила.
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий и надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Обретать то, чего хочешь, даже если воруешь,
Получать желаемое, даже если отнимаешь,
Сражаться с врагами, не думая о смерти и ранах;
Этим трем вещам ты подчинена.
Бабушка, ты сжигаема яростью
При встрече с врагом.
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий и надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Сплетни о других женщинах и их нравах —
Вот то, что интересует тебя;
Дела твоего собственного сына и племянника
Тебя заботят;
Ты черпаешь восторг в разговорах о вдовах и родственниках;
Эти три вещи тебя очаровывают.
Бабушка, так уж ли ты добра, когда сплетничаешь?
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий и надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Поднять тебя со стула — все равно что вытащить гвоздь;
Слабые ноги ты переставляешь, переваливаясь, как вороватый гусь;
Земля и камни, кажется, дрожат,
Когда ты тяжело опускаешься на сиденье,
Дряхло и неповоротливо твое тело.
Бабушка, ты не можешь не прислушаться.
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Что тебе требуется — это знающий и надежный учитель,
И благодаря этому, возможно, ты увидишь, как изменилась.

Твоя кожа собралась в морщины;
Из твоей ссохшейся плоти кости выступают острыми углами;
Ты глуха, нема, чудаковата, туго соображаешь и ковыляешь при ходьбе;
Ты трижды уродлива.
Бабушка, твое лицо обезображено морщинами.
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.
Тебе нужно практиковать учение Будды,
Тебе нужен знающий, надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Твои пища и питье холодны и отвратительны,
Твоя шуба тяжела и как лохмотья,
Твоя кровать так груба, что ранит кожу;
Это твои постоянные спутники.
Бабушка, ты сейчас несчастна: полуженщина-полусобака!
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум!
Тебе нужно практиковать учение Будды,
То, в чем ты нуждаешься, — это знающий и надежный учитель,
И тогда для тебя все может измениться.

Достичь высшего рождения и Освобождения
Труднее, чем увидеть звезду в дневное время;
Пасть на путь несчастий сансары
Легко, и это случается часто.
Сейчас со страхом и печалью в сердце
Ты видишь, как приближается смерть.
Бабушка, можешь ли ты встретить смерть спокойно?
Посмотри на свои мысли и проверь свой ум!
То, что тебе нужно, — это практиковать учение Будды,
То, что тебе нужно, — это знающий и надежный учитель.

Старая женщина была настолько тронута этой мудрой и одновременно мелодичной песней, что в ней не могло не развиться глубокое доверие к Джецюну. Невольно ее кулаки разжались, и зола высыпалась сквозь пальцы на пол. Она пожалела о том, как обошлась с Джецюном, и под влиянием его сострадания и сказанных слов она не смогла сдержать рыдания.
Как раз в это время в дом входила девушка по имени Бардарбом, которую Миларепа встретил в поле. Увидев старуху в слезах, она повернулась к Миларепе и закричала:«Что случилось? Неужели ты, последователь Будды, ударил бедную старую женщину?».
Бабушка тут же вмешалась: «Нет, нет, пожалуйста, не обвиняй его понапрасну! Он ничего дурного мне не сказал. Это я обошлась с ним несправедливо, а он дал мне такой правильный и такой необходимый урок, что я очень разволновалась. И, кроме того, это пробудило меня от пренебрежения к Учению. Я глубоко раскаялась и не смогла не заплакать. О, ты юная и совсем не такая, как я; у тебя есть вера и благосостояние, и это необыкновенная удача для тебя — встретить такого учителя, как Миларепа. Тебе нужно сделать подношения, послужив ему, и попросить подарить поучения и наставления».

– Я поражаюсь вам обоим! – отвечала Девушка. – Значит, ты – знаменитый йогин Миларепа? Одна лишь встреча с тобой – накопление огромной заслуги. Если б ты был так добр, чтобы рассказать нам о своей линии преемственности, это воодушевило бы нас, а также и других твоих учеников. Это непременно изменит наши сердца. Итак, прошу, не откажи мне.

Миларепа подумал: «Это одаренная женщина, она станет моей хорошей ученицей».

И запел:

Вездесущая Дхармакайя – Будда Самантабхадра,
Величественная Самбхогакайя – Будда Ваджрадхара,
Избавитель живых существ, Нирманакайя – Гаутама Будда.
Можно найти поучения всех трех Будд в моей линии.
Такова линия стоящего перед тобою йога.
Доверишься ли ты ей?
– Твоя Линия поистине великолепна, – сказала Бардарбом. – Она то, чем является снежная гора для рек: изначальный источник всех заслуг. Я слышала, что вы, последователи Дхармы, имеете так называемых Учителей, Указывающих Извне, и что, доверившись такому учителю, человек сможет внутренне наблюдать так называемую Несотворенную Дхармакайю. А какой Гуру у тебя? Кто твой главный Учитель?

– Я спою небольшую песню, – отвечал Миларепа, – раскрывающую качества подлинного Гуру:

Гуру, который показывает истинное знание извне, –
Твой внешний Гуру,
Гуру, который проливает свет на Осознавание ума изнутри, –
Твой внутренний Гуру,
Гуру, освещающий природу твоего ума, –
Твой настоящий Гуру.
Я – йогин, у которого есть все три Гуру.
Найдется ли ученик, который желает быть верным им?
– Эти Учителя – поразительны! – воскликнула девушка. – Они как подвески из самоцветов на золотой цепочке. Но, прежде чем мы начнем получать поучения от них, расскажи, какие требуются Посвящения?

Тогда Миларепа спел:

Ваза, помещенная на твою голову, –
Посвящение внешнее,
Доказательство равенства собственного тела с Телом Будды –
Посвящение внутреннее,
Свечение самоузнавания сути ума –
Подлинное Посвящение.
Я – йогин, получивший все три.
Найдется ли ученик, желающий получить их?
Бардарбом, восхищенная, сказала:

– Эти Посвящения – поистине глубочайшие! Они как величие льва, внушающего благоговейный страх всем другим животным. Я слышала также, что после Посвящения идет некое абсолютное поучение, называемое «То, что приводит сознание на Путь». Что это такое? Пожалуйста, будь так добр, объясни это мне.

В ответ на ее вопрос, Миларепа спел:

Внешнее Учение – это слушание, размышление и практика,
Внутреннее Учение – это яснейший показ Осознавания,
Абсолютное Учение – это несмешивание, или разделение
Опыта и постижения
Я – йогин, обладающий всеми тремя Учениями.
Найдется ли ученик, желающий обрести их?
– Эти учения поистине как нержавеющее зеркало, отражающее образы ясно и без искажений,– заявила Бардарбом.

– Обретя эти учения, нужно уйти в отшельничество и заняться практикой, – ответил Миларепа.

– Расскажешь ли ты мне о практике? – затем спросила девушка.

Миларепа спел в ответ:

Жить в скромной, пустой и одинокой хижине –
Внешняя практика,
Полное пренебрежение собственным телом –
Внутренняя практика,
Познание единственно Абсолютного,
все глубже и глубже –
Абсолютная практика.
Я – йогин, знающий все три практики.
Найдется ли ученик, желающий научиться им?

Услышав это, девушка сказала:

– Практика, описанная тобой, как большой орел, парящий в небе. Блеск его оставляет в тени всех других птиц! – Она продолжала – Я слышала от людей, что некоторые йоги знают поучение, называемое «Практикой Пэй», которое очень способствует прогрессу в медитации. Можешь ли ты рассказать мне о нем?

Миларепа запел:

Применение внешнего «Пэй» к разбросанному мыслепотоку собирает ум,
Применение внутреннего «Пэй» к осознаванию
Пробуждает ум от полудремы.
Оставлять ум во врожденной природе —
Это абсолютное Поучение Пэй.
Я – йогин, который знает все эти практики.
Найдется ли ученик, желающий знать их?
– Это поучение Пэй – поистине чудесно! – воскликнула Бардарбом. – Оно как ультиматум императора. Это поучение ускоряет процесс совершенствования. Но если кто-то практикует его, что он будет переживать?

Миларепа запел в ответ:

Он будет переживать великую и вездесущую основу вне усилий;
Он будет переживать Путь вне усилий, великую прозрачность;
Он будет переживать Плод вне усилий, великую Махамудру;
Я – йогин, испытавший это все.
Найдется ли ученик, желающий идти по моим стопам?

Бардарбом тогда сказала:

– Эти три опыта как яркое солнце, которое сияет в безоблачном небе, высвечивая все на земле ясно и четко. Они поистине чудесны! Но что тебе привносят они?

Миларепа вновь запел:

Нет рая и нет ада — это убежденность знания,
Нет медитации и нет отвлечения — это убежденность практики,
Нет надежды и нет страха — это убежденность достижения.
Я — йогин, обладающий этими тремя убежденностями.
Есть ли здесь ученик, который стремится обрести их?
Девушка, еще сильнее доверилась Джецюну. Она склонилась к его ногам, преисполненная благоговения, пригласила его во внутреннюю комнату, всячески о нем заботилась и делала подношения.

Потом она сказала:

– Дорогой Гуру, до сих пор мне мешало мое невежество, и я не могла думать о реальном Учении. Теперь же я обращаюсь к твоему безграничному состраданию: пожалуйста, возьми меня к себе слугой и ученицей. Так девушка осознала свои ошибки, происходящие от самомнения.

Так звучит история о встрече Миларепы с его ученицей Бардарбом, одной из его четырех наследниц, в месте Гебха Лесум области Джунг.

9 комментариев

Rokan
Оставлять ум во врожденной природе…
Mira
Поразительно! Читаю и плачу:))
Katya
очень красиво!)
Hanter
Картинка ничего)))
Atattvamasi
спасибо, Ася
bodh45
когда ученик становится готов — появляется Мастер. Спасибо