27 января 2015, 16:17

Дзогчен и терапия.


Европейцам часто хочется, чтобы результат пришел к ним извне, чтобы мастер им помог, показал им, исцелил их… В этом смысле, я думаю, что таким людям гораздо легче принять многие современные методы психотерапии, поскольку при этом они смогут оставаться гораздо более пассивными, а врач часами будет заниматься только их проблемами. Есть и другие виды терапии, когда с помощью мгновенных вспышек эмоций удовлетворяется тяга пациента к переменам, к движению, вне зависимости от того, можно или нет сохранить надолго такое состояние. Такая терапия сильно отличается от пути Дзогчен, когда реализация основана, прежде всего, на личной практике, которую выполняют в одиночестве — в повседневной жизни или в ретрите.

Более того, хотя для меня совершенно ясно, что человек в любой момент может стать реализованным, если только он сумеет пробудиться в своей сущностной просветленной природе, но обычно это не происходит. Люди должны посвятить годы и годы тому, чтобы понемногу очиститься от слоев негативной кармы и омрачений. Как я много раз говорил, большинство из тех, кто обрел реализацию в Тибете, провели свою жизнь в практике и медитации, часто в затворе в горах. Хотя в Дзогчен нет необходимости проводить жизнь в ретрите, все равно для того, чтобы получить результат, надо посвятить свою жизнь практике.

В конце концов, человека очень трудно фундаментально изменить любым методом. А карма по своей природе немного похожа на клей, ее цель — оставаться приклеенной к коже человека. Иногда я думаю, достаточно ли у многих жителей Запада зрелости и целенаправленности, чтобы следовать пути так долго и упорно, как необходимо для получения серьезного результата.

Что может произойти с тем, кто смешивает Учения с психотерапией, и затем учит этому других? Какие проблемы могут возникнуть у него с Дхармапалами? Трудно сказать конкретно. Но лучше всего рассматривать это вот в каком плане: что происходит, когда учат тому, что ложно, а потом от таких учителей это распространяется к другим людям и может даже передаваться поколениями? Это значит, что один человек стал причиной непонимания многих людей, и, возможно, на долгий срок. Один человек стал причиной того, что страдание других продлилось. Это тяжелая карма. Повторю снова: это вовсе не означает, что нельзя в своей личной жизни использовать психотерапию. Можно, но нужно знать о существенном различии между психотерапией и Учением Дзогчен.

В Дзогчен нет ничего такого, чтобы быть «за» или «против», и если человек обнаружил, что рьяно отвергает то или другое, ему нужно осознать, что и это тоже форма гнева, а корень гнева — это привязанность. Возможно, это и есть те самые люди, которые получат наибольшую пользу от сеансов психотерапии)). Таким способом работают над собой на пути Дзогчен. Это требует невероятной ответственности перед собой и осознанности, потому
что Дзогчен — это путь свободы. Однако свобода — это вовсе не лицензия… Когда человек действительно глубоко развил внутреннюю свободу, то у него автоматически возникает уважение к цельности всего сущего.

Дзогчен считают высочайшим учением именно потому, что это учение предлагает глубочайшие техники реализации без утайки. Однако когда бриллиант попадает в руки слепца или глупца, ценности он не имеет. Дзогчен требует, чтобы тот, кто принимает это необъятное знание, обладал достаточно высоким уровнем для того, чтобы понимать ценность предложенного ему и чтобы он мог справиться с той подлинной свободой, которую это знание подразумевает. Эта свобода означает, что у человека есть власть делать все: реализоваться и помочь другим сделать то же или же разрушить себя, своего учителя
и само Учение.

Используя все, чтобы развить свою осознанность и уменьшить препятствия от негативной кармы, надо всегда поддерживать уникальное единство той драгоценности, которой являются Учения. И если мы не защитим Учения как единое целое, что мы сможем тогда предложить нашим детям и детям наших детей? Какая потрясающая возможность достижения реализации исчезнет с лица Земли!

(Печатается по: Buddhism and Psychology by Chogyal Namkhai Norbu, Shang Shung Edizioni)
Перевод: Юрий Невзгода

20 комментариев

veter
ом
raf-2-raf
Супер-пост Феликс…

… бует у мну время,
я вам кое-ЧЁ вкусное расскажу.
adi-asti
ФЕЛИКС, огромное спасибо!
nadin
Спасибо, Вам Феликс, за этот пост и особенно за вот эту строку!
или же разрушить себя, своего учителя
и само Учение.
Резонирует!
Felix
Когда человек действительно глубоко развил внутреннюю свободу, то у него автоматически возникает уважение к цельности всего сущего.
мне больше эта резонирует.
nadin
тоже не плохо!

но эту фразу я осознаю конечно же посвоему…
--или же разрушить себя--это эго--своего учителя--это сатгуру--и само Учение-- а это когда у человека или индивида на выходе нет никакой методички под мышкой и Учения в зубах.
Эту фразу я осознаю именно так.
Felix
Учение это ответ на невежество и исчезают они одновременно, а пока будет разрушитель или созидатель будет и невежество…
nadin
Возможно!

Володя TVN выкладывал пост Мудрость суфиев, так вот
никакой методички под мышкой и Учения в зубах
возможно это и есть это отсутствие, о котором они пишут
И отсутствие метода или Учения, по мне так это невероятная легкость.)
и каждому свое конечно нивкоем случае не в упрек.
Felix
У суфиев вместо методички учитель, ведущий по стоянкам на резонансе. Вот пример обучения

Йолла, учитель Мирзабая, бродяжничал, танцевал на базарах и собирал милостыню. Однажды он собрал денег, пошел с друзьями в чайхану и пропил все деньги, которые ему дали мусульмане, да еще и бахвалился этим геройством. Его за это били смертным боем и бросили в канаву. На другое утро он опять танцевал на базаре. После этого случая его оставили в покое.

Мирзабай, когда он встретил Йоллу, ушел от своих родителей, у которых он был единственным сыном, и стал за ним повсюду таскаться. Йолла бил его, забирал у него собранные им деньги, гнал его, обращался с ним как с собакой. Только через год, когда Йолла увидел, что Мирзабай готов, он начал его учить.
nadin
Спасибо Вам Феликс и за то, и за это!!!
Правда, правда!!!
Felix
Вот еще.
Йолла бил его, забирал у него все собранные им деньги, гнал его от себя, обращался с ним как с собакой. Только через год, когда Йолла увидел, что Мирзабай готов, он начал его учить. Это была жесткая учеба, которую не всякий бы ученик вынес. Но Мирза вынес.

Три года провел Мирзабай с Йоллой. Они ходили из города в город, с базара на базар, зимой мерзли, летом погибали от жары, терпели побои, голод и жажду. На базарах они боролись и танцевали, и им давали за это скудную милостыню. Йолла учил его не уча, позволяя Мирзабаю наблюдать и делать выводы. Мирзабай сам научился искусству борьбы, и его стали приглашать бороться с другими такими же как он артистами на праздники и свадьбы. Среди них он завел себе друзей, с ними пил водку. Когда учеба закончилась, Йолла послал его домой помогать старым родителям. Мирза начал жить с отцом и матерью в поселке 6-ая бригада колхоза «Путь ленинизма». Полтора десятка домов в выжженной солнцем степи, куцые огороды, тощие козы да злые собаки — вот и вся 6-ая бригада. Мирза жил как положено артисту, т. е. на авось: бродяжничал, собирал милостыню в мазарах — гробницах мусульманских святых («Бог — молодец!»), пил с друзьями водку, когда была водка («водка — молодец!»). Денег обычно не было, а когда они появлялись, то ненадолго. Время от времени возникал Йолла, требовал угощения, напивался и колотил Мирзу. Мирза радовался: ублажил учителя. От Йоллы шла к нему горячая волна любви, за которую он готов был терпеть и не такие побои.
nadin
спасибо!
Felix
Всегда пожалуйста :)
nadin
Ой, в таком случае можно я обнаглею?
Помогите мне узнать кто автор стиха, насколько мне не изменяет память у Вас это хорошо получается, а у меня как всегда впрочем)))

Любовь не в том чтоб слиться телом. Проявленый мир иллюзорен.
А вот душою — это дело! Реален только Брахман.
Ну, можно и телом между делом! Брахман и есть проявленый мир.
( ) (Рамана Махарши)
для меня они идентичны словам Раманы, но автора я не знаю)))
помогите, плиз, а то получится плагиат)))
nadin
ой вообще все склеилось, каша, а ведь делала все как пологается, отступала)))
Felix
Пришел я к горестному мнению,

От наблюдений долгих лет:
Вся сволочь склонна к единению,
А все порядочные — нет.

Безгрешность в чистом виде — шелуха…
От жизненного смысла холостая…
Ведь нравственность, не знавшая греха…
Всего лишь неудачливость простая…

Тонко и точно продумана этика
всякого крупного кровопролития:
чистые руки — у теоретика,
чистая совесть — у исполнителя.

Испанец, славянин или еврей —
повсюду одинакова картина:
гордыня чистокровностью своей —
святое утешение Кретина.

Был холост — снились одалиски,
Вакханки, шлюхи, гейши, киски;
Теперь со мной живет жена,
А ночью снится тишина.
* * *
Любовь — не значит слиться телом,
Душою слиться — это ДА!
Но между делом, слиться телом
Не помешает НИКОГДА.
maxpark.com/community/6471/content/3060583
Felix
Не думаю что это тоже о чем Рамана :)
Felix
Хотя Губерман великий мудрец!
nadin
Спасибо!!! я знала что ты и только ты!!!
какая же я тундра, но это и неудивительно… я когда читала книги
<<Две жизни>> Антаровой, если кто читал то там есть персонаж Левушка, Лев Толстой. и вот я читая обернулась так назад и увидела, что я не помню ни одного произведения Толстого со школьной программы и со школы только помню, что ЖИ-ШИ пишется через И))))

да как в оригинале то и не похоже, а вот те которые я думаю народом отточены или как сказать, для меня похожи я здесь отличий не вижу
ПРЕМНОГО!!!)))