31 мая 2015, 00:53
Краткая медитация
А сейчас было бы, несомненно, полезно при вашем согласии немного заняться практикой, совершить небольшую медитацию, чтобы легче осмыслить природу того, о чем у нас шла речь.
Усаживаемся поудобнее и даем своему Уму успокоится в своем естественном состоянии…
Напряжения спадают, мы расслабляемся и пребываем в состоянии без всякой скованности, без определенных намерений, бесхитростно и просто…
Ум наш непринужден, открыт подобно пространству…
Ум обширен, он пребывает ясным и чутким…
Ум не напряжен, расслаблен и тих, оставаясь прозрачным и сияющим…
Мы не удерживаем наш Ум взаперти в нас самих…
Он не пребывает ни в нашей голове, ни в теле, ни в непосредственном окружении — нигде.
Он спокоен, огромен, как пространство, и объемлет собою все…
Он объемлет все, от Америки до Индии, весь Свет, всю Вселенную. Он пронизывает собою весь наш мир…
Мы спокойны, расслаблены, мы в состоянии полной открытости…
Без пределов, в совершенной ясности и прозрачности…
Открытость и прозрачность Ума, в этом он подобен неопределимому, неописуемому пространству — знак того, что мы назвали «Пустотой»
Его познающая и несвязанная Ясность — то, что было названо «Светоносностью»
Ему также присуще и Неограниченное познание, «бесконечность», способности и готовность познавать все.
Ей соответствует беспрепятственное и неограниченное познавание личностей, мест и всего, чего угодно. Ум способен познать все эти предметы и отличить их один от другого.
А теперь опять, не направляя Ум (т.е. познающий субъект), ни внутрь, ни наружу, пребываем, как есть, в покое и расслаблении… Не впадая в безразличие или умственную замутненность, предоставим Уму быть чутким и бодрым…
В этом состоянии Ум открыт и несвязан, и это его «Пустота»
Его яркость и «Познающая Ясность это — его «Светоносность». Все аспекты, которые он познает как различные и безо всяких преград, суть его «Неограниченное познание»...
Немалое препятствие состоит в том, что Ум обычно заточен в теле, воспринимаем как мое.
Мы отождествляемся с телом и, таким образом, мы сами себя в нем запираем.
Следует, напротив, расслабить всякое напряжение, любую скованность. Если Ум напряжен и стиснут, он останется взаперти, дело может дойти до спазм и болезненных ощущений в теле, даже до головных болей.
Останемся в покое. Ум в своей Ясной огромности, раскрытый и несвязанный…
Примерно так можно начинать медитацию, но весьма важно продолжать практику под квалифицированным руководством, это поможет нам найти верный путь. С помощью наставника мы сможем постичь Пустотность Ума, его мыслей и эмоций, а это наилучшее средство для освобождения от иллюзий и страданий.
Распознавание природы страстей открывает возможность их самопроизвольного освобождения; поэтому важно научиться распознавать их Пустоту, едва они возникают.
Если мы не понимаем их Пустотной природы, они увлекают нас в своем потоке, следуют одна за другой, цепляются одна за другую и завладевают нами.
Они могут взять над нами верх потому, что мы приписываем им реальность, которой у них нет. Если мы постигаем их Пустоту, то их способность омрачать Ум исчезает, и порождаемые ими страдания рассеиваются.
Это умение распознавать пустотную природу Ума и всех его производных проекций, т.е. мыслей и эмоций является панацеей, это действительно универсальное средство ото всех бед; оно одно способно исцелить от любых иллюзий, всякой страсти и любого страдания.
Можно сравнить наш Ум с кистью руки, которая пока обездвижена повязкой, вот так и Ум связан представлением о самом себе, о «я», присущими ему понятиями и «зацепками».
Мало-помалу практика дхармы устраняет эти «зацепки» и косные эгоценгрические представления. И как разбинтованная рука может раскрыться, так раскрывается Ум, обретая все многообразные возможности для деятельности.
Тогда он открывает для себя ряд качеств и умений подобно руке, освободившейся от повязки. Эти постепенно проявляющиеся качества — свойства Пробужденности, чистого Ума.
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
— Кьябдже Калу Ринпоче.
Светоносный ум: Путь Будды
Часть первая. Раздел первый. Ум, реальность и иллюзия.
0 комментариев