3 ноября 2015, 23:02
Полет Гаруды
Полёт Гаруды
Песнь Шестнадцатая:
Введение в Дзогчен (с предостережением)
Э ма хо! Слушайте, возлюбленные дети моего сердца, слушайте внимательно и спокойно!
Пусть эти приятные мелодии бродячего певца, Цогдрука Рангдрола,
останутся на белоснежном пике вашего ума!
Когда мы убедились, что все переживания – единый вкус пустоты,
мы освобождаемся от привязанности или отвращения к сансаре или нирване.
Заблуждение, в котором мы воспринимаем внешние явления как чуждые или близкие,
как друзей или врагов, устранено.
В любой ситуации у нас не возникает разделения на «я» и «другие»:
все вещи постигаются как единый вкус пустоты.
Следующие строфы – это собрание сути всех обширных устных наставлений.
На вершине путей к состоянию Будды, в состоянии Великого Совершенства,
известного как Дзогчен,
Вся сансара и нирвана осознаются как лишенные основы и причины.
Изначальный Будда проявляется в едином вкусе Дхармакайи.
В измерении Дзогчен нет противопоставления божеств и демонов, Будд и живых существ.
В основе Дзогчен нет двойственности благого и дурного.
На пути Дзогчен нет близкого или далёкого.
В плоде Дзогчен нет достижения или недостижения.
В поведении Дзогчен нет правильного или неправильного, применения или не-применения.
В реальности Дзогчен нет медитации или не-медитации.
Таково царское воззрение Великого Совершенства.
Когда мы реализовали это воззрение Дзогчен, все мыслительные построения,
принадлежащие к грубым и тонким концепциям трёх врат, успокаиваются,
и после этого подобно тому, как спутанная шерсть становится податливой при увлажнении,
энергия трёх врат: тела, речи и ума – достигает состояния покоя и самоконтроля.
Одновременно с развитием счастливого, сверкающего, свободного от мыслей самадхи
рождается истинное сострадание, подобное любви матери к её единственному сыну,
только здесь эта любовь направлена на всех существ,
бродящих в сансаре и не обладающих воззрением Дзогчен.
Знайте, такое ненаигранное сострадание – отличительная особенность воззрения Дзогчен.
После того, как вы удостоверились в пустоте всех вещей,
если в поведении вы отвергаете добродетель и не уменьшаете пороков,
вы подпадаете под чары демона бесконечного и безмерного зла.
Крайне важно избегать этой западни демонов.
Таково мое разъяснение Дзогчен, Великого Совершенства.
Следующий предварительный совет о Дзогчен очень важен.
Когда вам ещё предстоит осознать, что все видимые и слышимые явления
относительного внешнего мира полностью пусты, когда вы обдумываете воззрение Дзогчен,
у вас может возникнуть вопрос: «Зачем вообще медитировать?»
Чтобы противостоять этой склонности, не избегайте упражняться следующим образом.
Обратитесь с мольбой о благословении Учителю, и затем наблюдайте свой ум.
Чередуя сосредоточение и расслабление, тщательно наблюдайте свой ум.
В это время вы почувствуете радость, и видимости возникнут как пустота с такой очевидностью, что вы подумаете:
«Хотя я могу прикоснуться к этим вещам своими собственными руками, на самом деле здесь ничего нет!»
Затем последуют мысли:
«Это уж точно воззрение Дзогчен!»
В такие моменты вы обретаете уверенность в своем воззрении.
Но не испортите его цеплянием к определениям.
Просто расслабьтесь в свободе беспристрастности.
Даже если вы не практикуете то, что получили в этом введении,
но поняли, что всё возникает из сердцевины собственного ума как пустые проявления,
во время смерти, какие бы ужасы ни возникли в бардо,
вы достигнете пробуждения Будды в Основе, чистой с самого начала.
Напротив, тот, кто практикует предмет этих наставлений без получения передачи,
похож на человека, который, совершив ошибку при определении первого дня,
остаётся в заблуждении до пятнадцатого.
Говорить: «Я реализовал пустоту», в то время как вы ещё не постигли,
что любое явление относительного мира не обладает реальностью, есть великая ложь.
Чтобы избежать вышеописанной ловушки с самого начала, сядьте у ног Учителя
и определитесь в истинном состоянии посредством прямой передачи,
так вы избежите любых неточностей,
путаницы понятий и неверных выводов, которые могут возникнуть позднее.
Поэтому, мои дорогие дети, храните этот совет в своём сердце.
Песнь Семнадцатая
Наставления на Пути Дзогчен
Э ма хо! И снова, мои возлюбленные сыновья и дочери, слушайте!
Полностью постигнув изначальное состояние реальности воззрения Дзогчен и утвердившись в нём,
вы должны резко отсечь путы привязанности и отвращения к семье и родине.
Идите в одиночестве в лес или в горы. Отбросьте все активные усилия тела
и пребывайте естественно, успокойте речь и оставайтесь в молчании,
позвольте уму слиться с небесным пространством, за пределами мысли.
Расслабьтесь в этом состоянии без попыток что-либо изменить,
без рассеянности или сосредоточенности.
Когда ум ни на что не опирается, это воззрение Дзогчен.
Продолжайте в состоянии не-медитации. Реализуйте плод Дзогчен, не-достижение.
Далее, когда вы успокоились в равностности, живя согласно воззрению,
не впутывайтесь в паутину оценочных мыслей, говоря себе:
«Сейчас я достиг состояния осознанности!» или «Сейчас я в ловушке тупости или возбуждения!».
Расслабьтесь в пространстве беспрепятственной ясности,
открытой, обширной пробуждённости, свободной от всякой направленности, ни на что не опирающейся,
без представлений о настоящих или будущих достижениях.
Рассудочным умом не постичь истину за пределами концепций,
Путём свершений не достичь обители не-деяния.
Если вы хотите постичь истину за пределами измышлений и действий,
оставайтесь в обнажённом осознавании, свободными от попыток улучшать его.
Свобода от концептуальной двойственности это Высшее воззрение.
Свобода от взращивания и отвержения качеств это Высшая медитация.
Запредельное усилиям и поступкам это Высшее поведение.
Естественное пребывание за пределами устремлений это Высший плод.
Если вы ищете воззрение, то не сможете его найти в наблюдении – прекратите свои поиски.
Оно не может быть открыто в медитации, поэтому отвергните
состояние медитативного погружения и цепляние за умственные образы.
Оно не может быть получено Поведением,
поэтому оставьте цепляния за иллюзии.
Его нельзя найти в поисках, поэтому откажитесь от надежд на Плод.
Это уже присутствующая неподдельная пробуждённость,
не портьте её предубеждениями и привязанностью.
Эта светоносная осознанность – вершина всех Воззрений.
Эта всеохватывающая свобода от измышлений,
не имеющая направленности и опоры – вершина всех Медитаций.
Это естественное и беспристрастное пребывание –
вершина всех видов Поведения.
Это спонтанное изначальное совершенство, не требующее поиска –
и есть вершина всех Плодов.
Основа воззрения – созерцание пустоты и ясности, свободное от цепляний.
Основа медитации – естественное самоосвобождение, свободное от цепляний.
Основа поведения – расслабление в с свободе шести органов чуств.
Основа плода – потеря всех ожиданий и опасений.
Когда в уме нет ограничений и пределов, это наивысший Царь Воззрения.
Когда у него нет точки опоры и направлений, это наивысший Царь Медитации.
Когда мы свободны от любых запретов и потакания желаниям, это наивысший Царь Поведения.
Когда ум свободен от надежды и страха, это наивысший Царский Плод.
Поскольку нечего устанавливать в воззрении,
отвергните все навязчивые идеи, предвзятые определения и границы видения.
Поскольку не на что медитировать, предоставьте всё самому себе.
Поскольку нет поведения для практики, откажитесь от оценок, утверждения и критики.
Поскольку нечего обретать, оставьте надежды на Плод.
Что бы ни возникало, это та же осознанность, поэтому не цепляйтесь за явления.
Ничто не является ею, поэтому не отрицайте и не утверждайте.
Ни одно рассудочное построение не является надёжным,
поэтому не делайте предположений.
Изначально чистое непосредственное знание, естественно светоносное,
выходит за пределы рассудка и явлений ума, поэтому не на чем сосредотачиваться в воззрении.
В природе, свободной от всякой основы, не на что медитировать.
Поскольку самоосвобождение за пределами всех ограничений,
нет ничего, что следовало бы намеренно практиковать.
Поскольку оно запредельно стремлениям, достижениям и желаниям, то нет реализации.
Его сущность – пустота, поэтому оставьте самоотречение и самосовершенствование.
Его природа – пустая ясность, поэтому пусть ваши настойчивые усилия уменьшатся.
Его сострадание проявляется беспрепятственно, поэтому забудьте о предпочтениях.
Что бы ни возникало, позвольте ему быть и не цепляйтесь.
Восприятие йогина подобно полёту птицы в небе.
Птица в полёте не оставляет за собой следа: каждое предыдущее ощущение исчезает без последствий – не пытайтесь продлить прошлое, вспоминая и цепляясь за него.
Будущая траектория полёта птицы еще не существует: не предвкушайте будущее.
Нынешний след птицы в небе лишен цвета и очертаний: то, что есть сейчас, предоставьте самому себе.
Не обозначайте его и не пытайтесь изменить с помощью противоядий.
Что бы ни возникало, позвольте ему быть и не цепляйтесь!
Это коренная, сущностная постоянная практика.
Если вы ни за что не цепляетесь,
возникающие явления и эмоциональные омрачения, освобождаясь естественно,
становятся чистой изначальной осознанностью.
Воззрение это изначальная свобода, нерождённая,
за пределами концепций и отправной точки,
Поэтому в глубоком воззрении нет особого содержания.
Медитация – естественное пребывание,
Поэтому в глубокой медитации нет особого медитирования.
Поведение – это иллюзорность, свободная от принятия и отвержения,
Поэтому в глубокой практике нет особой формы.
Природа плода – отсутствие как надежды на достижения, так и страха неудачи,
Поэтому в глубокой практике цель исчезает.
В прошлом, настоящем и будущем природа ума не имеет причины и основы.
Какое счастье, что она очевидна без медитации!
В начале, середине и в завершении, природа всех явлений чиста.
Как удивительно, что она изначально совершенна и освобождена, без всяких стараний и усилий!
Этот обычный ум, естественный и неподдельный –
обширное пространство Победоносных, не имеющее пределов.
Так что, прилагая усилия, исследуя и созерцая ум,
не увидеть его естественную изначальную природу.
В невоображаемой Дхармате, в неанализируемой простоте природы реальности,
вне медитации, и не-медитации, отвлечения, и не-отвлечения
многие освобождаются через естественное присутствие.
В природе ума нет различия между свободой и зависимостью.
Если вы постигаете вашу изначальную природу, радость рождается без усилий.
Если вы пойманы в ловушку желания отсутствия мыслей,
возникающие мысли отправляют вас туда-сюда.
Расслабьтесь и слейтесь с изначальным пространством осознанности,
свободном от прихода и ухода. Расслабьтесь и позвольте всему быть.
Так, вы будете пребывать непоколебимо как скала.
Осознайте этот парадокс, мои сыновья и дочери:
Нет ни мельчайшей пылинки, на которую стоит медитировать,
но самое важное – поддерживать устойчивое присутствие и не отвлекаться!
Песнь Шестнадцатая:
Введение в Дзогчен (с предостережением)
Э ма хо! Слушайте, возлюбленные дети моего сердца, слушайте внимательно и спокойно!
Пусть эти приятные мелодии бродячего певца, Цогдрука Рангдрола,
останутся на белоснежном пике вашего ума!
Когда мы убедились, что все переживания – единый вкус пустоты,
мы освобождаемся от привязанности или отвращения к сансаре или нирване.
Заблуждение, в котором мы воспринимаем внешние явления как чуждые или близкие,
как друзей или врагов, устранено.
В любой ситуации у нас не возникает разделения на «я» и «другие»:
все вещи постигаются как единый вкус пустоты.
Следующие строфы – это собрание сути всех обширных устных наставлений.
На вершине путей к состоянию Будды, в состоянии Великого Совершенства,
известного как Дзогчен,
Вся сансара и нирвана осознаются как лишенные основы и причины.
Изначальный Будда проявляется в едином вкусе Дхармакайи.
В измерении Дзогчен нет противопоставления божеств и демонов, Будд и живых существ.
В основе Дзогчен нет двойственности благого и дурного.
На пути Дзогчен нет близкого или далёкого.
В плоде Дзогчен нет достижения или недостижения.
В поведении Дзогчен нет правильного или неправильного, применения или не-применения.
В реальности Дзогчен нет медитации или не-медитации.
Таково царское воззрение Великого Совершенства.
Когда мы реализовали это воззрение Дзогчен, все мыслительные построения,
принадлежащие к грубым и тонким концепциям трёх врат, успокаиваются,
и после этого подобно тому, как спутанная шерсть становится податливой при увлажнении,
энергия трёх врат: тела, речи и ума – достигает состояния покоя и самоконтроля.
Одновременно с развитием счастливого, сверкающего, свободного от мыслей самадхи
рождается истинное сострадание, подобное любви матери к её единственному сыну,
только здесь эта любовь направлена на всех существ,
бродящих в сансаре и не обладающих воззрением Дзогчен.
Знайте, такое ненаигранное сострадание – отличительная особенность воззрения Дзогчен.
После того, как вы удостоверились в пустоте всех вещей,
если в поведении вы отвергаете добродетель и не уменьшаете пороков,
вы подпадаете под чары демона бесконечного и безмерного зла.
Крайне важно избегать этой западни демонов.
Таково мое разъяснение Дзогчен, Великого Совершенства.
Следующий предварительный совет о Дзогчен очень важен.
Когда вам ещё предстоит осознать, что все видимые и слышимые явления
относительного внешнего мира полностью пусты, когда вы обдумываете воззрение Дзогчен,
у вас может возникнуть вопрос: «Зачем вообще медитировать?»
Чтобы противостоять этой склонности, не избегайте упражняться следующим образом.
Обратитесь с мольбой о благословении Учителю, и затем наблюдайте свой ум.
Чередуя сосредоточение и расслабление, тщательно наблюдайте свой ум.
В это время вы почувствуете радость, и видимости возникнут как пустота с такой очевидностью, что вы подумаете:
«Хотя я могу прикоснуться к этим вещам своими собственными руками, на самом деле здесь ничего нет!»
Затем последуют мысли:
«Это уж точно воззрение Дзогчен!»
В такие моменты вы обретаете уверенность в своем воззрении.
Но не испортите его цеплянием к определениям.
Просто расслабьтесь в свободе беспристрастности.
Даже если вы не практикуете то, что получили в этом введении,
но поняли, что всё возникает из сердцевины собственного ума как пустые проявления,
во время смерти, какие бы ужасы ни возникли в бардо,
вы достигнете пробуждения Будды в Основе, чистой с самого начала.
Напротив, тот, кто практикует предмет этих наставлений без получения передачи,
похож на человека, который, совершив ошибку при определении первого дня,
остаётся в заблуждении до пятнадцатого.
Говорить: «Я реализовал пустоту», в то время как вы ещё не постигли,
что любое явление относительного мира не обладает реальностью, есть великая ложь.
Чтобы избежать вышеописанной ловушки с самого начала, сядьте у ног Учителя
и определитесь в истинном состоянии посредством прямой передачи,
так вы избежите любых неточностей,
путаницы понятий и неверных выводов, которые могут возникнуть позднее.
Поэтому, мои дорогие дети, храните этот совет в своём сердце.
Песнь Семнадцатая
Наставления на Пути Дзогчен
Э ма хо! И снова, мои возлюбленные сыновья и дочери, слушайте!
Полностью постигнув изначальное состояние реальности воззрения Дзогчен и утвердившись в нём,
вы должны резко отсечь путы привязанности и отвращения к семье и родине.
Идите в одиночестве в лес или в горы. Отбросьте все активные усилия тела
и пребывайте естественно, успокойте речь и оставайтесь в молчании,
позвольте уму слиться с небесным пространством, за пределами мысли.
Расслабьтесь в этом состоянии без попыток что-либо изменить,
без рассеянности или сосредоточенности.
Когда ум ни на что не опирается, это воззрение Дзогчен.
Продолжайте в состоянии не-медитации. Реализуйте плод Дзогчен, не-достижение.
Далее, когда вы успокоились в равностности, живя согласно воззрению,
не впутывайтесь в паутину оценочных мыслей, говоря себе:
«Сейчас я достиг состояния осознанности!» или «Сейчас я в ловушке тупости или возбуждения!».
Расслабьтесь в пространстве беспрепятственной ясности,
открытой, обширной пробуждённости, свободной от всякой направленности, ни на что не опирающейся,
без представлений о настоящих или будущих достижениях.
Рассудочным умом не постичь истину за пределами концепций,
Путём свершений не достичь обители не-деяния.
Если вы хотите постичь истину за пределами измышлений и действий,
оставайтесь в обнажённом осознавании, свободными от попыток улучшать его.
Свобода от концептуальной двойственности это Высшее воззрение.
Свобода от взращивания и отвержения качеств это Высшая медитация.
Запредельное усилиям и поступкам это Высшее поведение.
Естественное пребывание за пределами устремлений это Высший плод.
Если вы ищете воззрение, то не сможете его найти в наблюдении – прекратите свои поиски.
Оно не может быть открыто в медитации, поэтому отвергните
состояние медитативного погружения и цепляние за умственные образы.
Оно не может быть получено Поведением,
поэтому оставьте цепляния за иллюзии.
Его нельзя найти в поисках, поэтому откажитесь от надежд на Плод.
Это уже присутствующая неподдельная пробуждённость,
не портьте её предубеждениями и привязанностью.
Эта светоносная осознанность – вершина всех Воззрений.
Эта всеохватывающая свобода от измышлений,
не имеющая направленности и опоры – вершина всех Медитаций.
Это естественное и беспристрастное пребывание –
вершина всех видов Поведения.
Это спонтанное изначальное совершенство, не требующее поиска –
и есть вершина всех Плодов.
Основа воззрения – созерцание пустоты и ясности, свободное от цепляний.
Основа медитации – естественное самоосвобождение, свободное от цепляний.
Основа поведения – расслабление в с свободе шести органов чуств.
Основа плода – потеря всех ожиданий и опасений.
Когда в уме нет ограничений и пределов, это наивысший Царь Воззрения.
Когда у него нет точки опоры и направлений, это наивысший Царь Медитации.
Когда мы свободны от любых запретов и потакания желаниям, это наивысший Царь Поведения.
Когда ум свободен от надежды и страха, это наивысший Царский Плод.
Поскольку нечего устанавливать в воззрении,
отвергните все навязчивые идеи, предвзятые определения и границы видения.
Поскольку не на что медитировать, предоставьте всё самому себе.
Поскольку нет поведения для практики, откажитесь от оценок, утверждения и критики.
Поскольку нечего обретать, оставьте надежды на Плод.
Что бы ни возникало, это та же осознанность, поэтому не цепляйтесь за явления.
Ничто не является ею, поэтому не отрицайте и не утверждайте.
Ни одно рассудочное построение не является надёжным,
поэтому не делайте предположений.
Изначально чистое непосредственное знание, естественно светоносное,
выходит за пределы рассудка и явлений ума, поэтому не на чем сосредотачиваться в воззрении.
В природе, свободной от всякой основы, не на что медитировать.
Поскольку самоосвобождение за пределами всех ограничений,
нет ничего, что следовало бы намеренно практиковать.
Поскольку оно запредельно стремлениям, достижениям и желаниям, то нет реализации.
Его сущность – пустота, поэтому оставьте самоотречение и самосовершенствование.
Его природа – пустая ясность, поэтому пусть ваши настойчивые усилия уменьшатся.
Его сострадание проявляется беспрепятственно, поэтому забудьте о предпочтениях.
Что бы ни возникало, позвольте ему быть и не цепляйтесь.
Восприятие йогина подобно полёту птицы в небе.
Птица в полёте не оставляет за собой следа: каждое предыдущее ощущение исчезает без последствий – не пытайтесь продлить прошлое, вспоминая и цепляясь за него.
Будущая траектория полёта птицы еще не существует: не предвкушайте будущее.
Нынешний след птицы в небе лишен цвета и очертаний: то, что есть сейчас, предоставьте самому себе.
Не обозначайте его и не пытайтесь изменить с помощью противоядий.
Что бы ни возникало, позвольте ему быть и не цепляйтесь!
Это коренная, сущностная постоянная практика.
Если вы ни за что не цепляетесь,
возникающие явления и эмоциональные омрачения, освобождаясь естественно,
становятся чистой изначальной осознанностью.
Воззрение это изначальная свобода, нерождённая,
за пределами концепций и отправной точки,
Поэтому в глубоком воззрении нет особого содержания.
Медитация – естественное пребывание,
Поэтому в глубокой медитации нет особого медитирования.
Поведение – это иллюзорность, свободная от принятия и отвержения,
Поэтому в глубокой практике нет особой формы.
Природа плода – отсутствие как надежды на достижения, так и страха неудачи,
Поэтому в глубокой практике цель исчезает.
В прошлом, настоящем и будущем природа ума не имеет причины и основы.
Какое счастье, что она очевидна без медитации!
В начале, середине и в завершении, природа всех явлений чиста.
Как удивительно, что она изначально совершенна и освобождена, без всяких стараний и усилий!
Этот обычный ум, естественный и неподдельный –
обширное пространство Победоносных, не имеющее пределов.
Так что, прилагая усилия, исследуя и созерцая ум,
не увидеть его естественную изначальную природу.
В невоображаемой Дхармате, в неанализируемой простоте природы реальности,
вне медитации, и не-медитации, отвлечения, и не-отвлечения
многие освобождаются через естественное присутствие.
В природе ума нет различия между свободой и зависимостью.
Если вы постигаете вашу изначальную природу, радость рождается без усилий.
Если вы пойманы в ловушку желания отсутствия мыслей,
возникающие мысли отправляют вас туда-сюда.
Расслабьтесь и слейтесь с изначальным пространством осознанности,
свободном от прихода и ухода. Расслабьтесь и позвольте всему быть.
Так, вы будете пребывать непоколебимо как скала.
Осознайте этот парадокс, мои сыновья и дочери:
Нет ни мельчайшей пылинки, на которую стоит медитировать,
но самое важное – поддерживать устойчивое присутствие и не отвлекаться!
6 комментариев
бронебойные тексты один за другим
www.buddatext.ru/otrivki-iz-knig.html