17 февраля 2012, 10:57

"Слова о том, что не существует смерти и рождения - дешевый эскапизм." - Чогъям Ринпоче Трунгпа

Сказать, что действительное несуществование эго есть следствие постоянных изменений, – это весьма слабыйдовод; здесь мы все еще считаем саму перемену чем‑топостоянным. Отсутствие эго –это не просто идея о том, что поскольку существует прерывность, то нет ничего, зачто можно было бы удержаться. Подлинное несуществование эго включаеттакже и несуществование прерывности. Мы не можем придерживаться идеи прерывности. Фактически, прерывность не работает. Наше восприятие прерывности есть продукт неуверенности; это лишь понятие. То же самоеможно сказать о любой идее единства отдельных явлений или их совокупностей.

Идея несуществования эго часто использовалась для того, чтобы затемнить реальность рождения, страдания и смерти. Проблема заключается в том, что, поскольку у нас имеется представление о несуществовании эго, а также представление о боли, рождениии смерти, мы легко можем отвлечься ими, утешиться, говоря, что страдания не существует, ибо нет лица, которое переживает страдание, что не существуетрождения и смерти, ибо нет никого, кто был бы их свидетелем. Это всего лишь дешевый эскапизм. Когда выдвигалась подобная идея, философия шунъята нередко искажалась. «Некому страдать, так о чем же беспокоиться? Если вы страдаете, это, очевидно, ваша иллюзия». Здесь перед нами просто мнения, чистые спекуляции. Мы можем читать об этом, можем так думать, но когда мы действительно страдаем, то способны ли оставаться безразличными? Конечно нет, ибо страдание сильнее наших мелких мнений.

Подлинное понимание отсутствия эго прорывается сквозь мнения. Отсутствие представления о несуществовании эго дает намвозможность во всей полноте пережить страдание, рождение и смерть, ибо тогда не существует никаких философских словопрений.

Идея здесь в том, что мы должны отбросить все исходные позиции, все понятия относительно того, что есть ичто должно быть. Тогда возможно непосредственное переживание явлений в их уникальности и живости.

Тогда существует обширный простор для переживания, для того, чтобы дать возможностьпереживанию возникнуть и дойти до конца. Движение происходит в огромном пространстве. И все, что там случается, удовольствие и страдание, рождение и смерть и т. п., не встречает препятствий, а переживается всвоем самом полном аромате. Приятные или неприятные, явления переживаются в их полноте, без философских нагромождений или эмоционального отношения, из‑за которого вещи кажутся удовлетворительными или невыносимыми.

Мы никогда не попадаемся в ловушку жизни, потому что существуют постоянные возможности для творчества, стимулы для импровизации. В силу какой‑то иронии, благодаря тому, что мы ясно видим несуществование эго и признаем этот факт, мы можем открыть, что в страдании заключено блаженство, что в непостоянстве содержится непрерывность, или вечность, асамо отсутствие эго заключает в себе качество, свойственное земле, – качествопрочности существования. Но эта трансцендентная благодать, эта непрерывность и полнота существования основаны не на фантазиях, идеях или страхах

2 комментария

Felix
Прекрасный текст. Но чуть поправь опечатки.
shanti2012
Да, очень насущный…