17 мая 2021, 11:02
Молчание – золото праведных
Что значит речь для христиан? В чём ценность молчания? Как спасались молчаливые праведники? Полезен ли мирянину обет молчания? Как молчание помогает здоровью? Попробуем в этом разобраться.
Что значит речь для христиан?
Современный мир страдает празднословием. Отовсюду слышатся речи, несущие мало полезной информации, зато изобилующие глупостью, лицемерием, злостью.
Женщины, живущие по-соседству, собираются по вечерам ради сплетен. Люди звонят друг другу, чтобы обсудить слухи. Мирская пресса тиражирует бесполезные сообщения: «Модель показала грудь на пляже», «Актёр подал на развод» и тому подобное. Половина текстов несут негатив: «авария», «катастрофа», «изнасилование».
Читатель погружается в это болото – интернет и телевидение пожирают его время. По дороге с утра бредёт молодёжь, уткнувшаяся в экраны гаджетов. На работе, едва выдалась минуты, все открывают соцсети. Утомлённый, а порой раздражённый, человек выныривает из словесной чепухи и видит, что день уже клонится к закату. Он приходит домой и срывается на мат, слыша упрёки такого же перегруженного информацией родственника…
В чём ценность молчания?
Бог есть Слово, одно это напоминает, что к речи нужно относиться ответственно. Она становится мерилом силы воли и высокой нравственности: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
От наших речей – добрых или злых – зависит приговор на Страшном Суде:
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37).
Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
Свои речи следует соизмерять с заповедями Божьими:
«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140).
Ценность молчания для христианина заключается в возможности:
— Избежать суетных разговоров: споров, сплетен, осуждения.
— Погрузиться в мир молитвы, вспомнить о Боге, о своих грехах и путях исправления.
— Проанализировать свои знания о жизни и работе, сделать полезные выводы.
— Обдумать созидательную деятельность во благо ближним и себе.
— Обрести душевный покой.
В одной из молитв ко Пресвятой Деве говорится:
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила».
Тишина эта — внутренняя гармония, которой жаждет большинство современных людей, утомлённых градом раздражающих слов.
Как спасались праведники-молчальники?
Христианские святые давно поняли важность молчания для спасения души. Многие замыкали уста — кто на несколько лет, кто до конца жизни.
Молча́льник или безмолвник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Среди этих подвижников первый, кто принял на себя подвиг молчания до самой кончины — Саламан Молчальник.
Также по религиозным источникам особенно известны: Иоанн, родом армянин, на 28-м году получивший сан епископа, но ради безмолвия отказавшийся от сана; Исихий Хоривит, спасавшийся на горе Хорив близ Синая; Стефан пресвитер; Лука Новый Столпник.
Из русских святых к числу молчальников принадлежат Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники монастыря Киево-Печерского; Исаакий Радонежский; Игнатий Белозерский; Корнилий; Нил Столбенский; Вера Молчальница. Разумеется, это не все имена.
Сергий Радонежский принял обет молчания незадолго до смерти, чтобы посвятить последние дни только молитве. Несколько лет молчал иконописец Андрей Рублёв.
Жития молчальников обычно кратки: «замуровался в пещере на 12 лет»; «молчала 23 года», «закрылся в хижине до конца дней своих». Но земная слава нужна была святым менее всего. И если о них остались сведения, то только стараниями мирян.
Вера Молчальница своей известностью обязана легенде, в которой она отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, жена последовала его примеру. Сначала она спасалась в миру, обучая детей рисованию и грамоте. Обет молчания приняла не сразу.
По словам церковного историка графа М.Толстого, Веру в монастыре приняли враждебно. Монахиням-завистницам не нравился интерес к ней со стороны прихожан, стремившихся к Вере за советами — та писала ответы на бумаге.
Игуменья ездила к Петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой выслать Веру Молчальницу из монастыря. На эту просьбу митрополит ответил: «Ах ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей».
Недаром пустынники уходили в леса, чтобы избежать общения. Ведь даже в монастыре может найтись немало помех для спасения.
«Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и лишь тогда Бог посылал их, обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям» (Преподобный Аммон Нитрийский).
Некоторым праведникам, обладающим талантом красноречия и даром убеждения, Господь воспрещал безмолвие, считая, что наибольшую пользу они принесут, проповедуя и наставляя ближних.
Так Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, в начале своего духовного пути хотел стать молчальником. Он вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом, где практиковали безмолвие. Но Всевышний возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое!».
Тяготы безмолвников
Казалось бы, молчание облегчает спасение, поскольку исключает словесные излишества, которые обременяют душу новыми грехами. Но на пути молчаливых подвижников немало терний.
Брань невидимая
Невидимой бранью именуют внутреннюю борьбу человека с силами зла. Бесы являются незримыми врагами каждого. Особенно они ополчаются на подвижников, желая сбить их с пути истинного. Для верующего человека бесы не аллегория страстей, а вполне реальные личности. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом — в силу искажения ангельского образа — сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16).
Пока человек молится, не доверяет падшим духам, не прислушивается к их советам, бесы бессильны. Но нечисть никогда не оставляет свои попытки навредить и отвлечь от благочестивых размышлений.
По свидетельствам монахов, бесы способны:
— пугать по ночам, поднимая шум вокруг кельи;
— являться в виде соблазнительных блудниц;
— притворяться ангелами, ожидая поклонения;
— разжигать сомнения в избранном пути;
— внушать кощунственные помыслы и многое другое.
Таким образом, в сознании человека всё время идёт борьба за веру и добродетели. Никодим Святогорец написал на эту тему известный духовный труд «Невидимая брань».
Видимые враги
Грешники ведут себя не лучше бесов, когда вмешиваются в жизнь праведников.
Так, Иоанн Безмолвник едва не погиб от нападения сарацинов в пустыне, но Господь послал ему защитника-льва. Зверь спугнул разбойников.
И даже монахи могут стать гонителями, конечно, по наущению нечистого. Так Корнилий Молчальник, будучи послушником, претерпел немало насмешек от братии. Его считали простецом и юродивым. А Веру Молчальницу пытались завистницы изгнать из обители.
Преследования от властей
Вера Молчальница, проживая в миру, за своё нежелание отвечать на вопросы попала сначала в тюрьму, а затем в психбольницу, и это в царские времена! Правда, справедливость восторжествовала: подвижницу освободили и она ушла в монастырь.
Навязчивые почитатели
Саламан Молчальник не раз претерпевал беспокойство от своих почитателей. Он был уроженцем селения Каперсана, неподалеку от которого поселился в хижине и стал нести подвиг молчания.
Окрестные жители, поняв, что их земляк — человек весьма праведный, решили возвеличить его и вовлечь в свою общину. Архиерей города, к которому относилось селение Каперсана, пришёл к молчальнику, желая рукоположить его в священники. Тот не открыл гостю, поскольку замуровал дверь.
Архиерей приказал проломить часть стены кельи Саламана, вошёл к нему в келью, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Тот не ответил. Архиерей велел заделать пролом в стене кельи Саламана.
Жители, видимо, ожидавшие ответных действий святого, например, проповедей, но так и не дождавшись, недолго думая, разрушили его хижину и перенесли Саламана к себе в селение. Саламан при это не сопротивлялся и не говорил не слова. Жители построили в селении хижину, в коей поселили Саламана.
Тем временем в соседнем селении люди позавидовали на приобретение праведника селением Каперсана. Они собрались, явились в Каперсану, разломали хижину и увели Саламана в своё селение. Святой продолжал хранить стоическое спокойствие, сколько его не переселяли, не переносили, не переводили. Он так и молчал до самой кончины.
Как правило, признание окружающих приходило к праведникам на склоне лет. И не всегда проявлялось разумно, что видим на примере поклонников святого Саламана.
Давать ли Богу обет молчания?
Мы говорим постоянно, даже не замечая этого. Что-то делаешь, комментируешь. Споткнулся, выругался. К старости одинокие люди беседуют сами с собой за неимением собеседника. И это отнюдь не молитвы.
А сколько лишнего люди сообщают о себе посторонним, чтобы потом пожалеть об этом! Сколько слов брошено сгоряча…
В селе, где я выросла, была столь дерзкая старушка, что давала советы священнику прямо во время богослужения. Она считала, что знает больше своего пастыря.
Вспомним народную мудрость пословиц: «Молчание – золото», «Язык мой, враг мой», «Всякое молчание лучше ворчания».
По мнению учёных, молчание/тишина:
— снимает стресс;
— запускает эффективное мышление;
— успокаивает сердце и снижает давление;
— улучшает сон;
— помогает регенерации клеток мозга в области, ответственной за память и обучение.
Последний вывод опубликован в журнале «Мозг, структура и функция».
Таким образом безмолвное тихое житие укрепляет не только дух, но и тело.
Может быть, стоит дать Богу обет молчания?
В интернете человек, заинтересованный этим вопросом, может найти Правила обета молчания. Увы, вам предложат буддийскую практику випассану или другие оккультные способы.
Значит, молчание молчанию рознь. За молчанием заблудшего могут скрываться заклинания языческим божествам. И приведёт такой «подвиг молчания» в бездну огненную. Не только говорить, но и молчать нужно по-христиански.
Соблюдать обет молчания в миру сложно. Даже если ты живёшь один и работаешь дистанционно, придётся идти в магазин, где тебя знают, по дороге встречаться с соседями. Как обойтись хотя бы без слов приветствия, без «пожалуйста» и «спасибо»? Что подумают о твоём молчании знакомые люди? Готов ли ты прослыть невеждой или неадекватным? Ведь ещё вчера ты со всеми беседовал, а сегодня киваешь и пытаешься объясниться жестами. Перед таким выбором стояли и святые, но не боялись, что их сочтут юродивыми.
Возможно, для нас, современных мирян, разумнее будет ограничиться двенадцатью словами в день? Их хватит на самые насущные нужды и проявление вежливости. Или дать обет молчания на определённый срок — для начала на неделю, или в определённые дни — например, в выходные?
Икона “Спас Благое молчание”
«В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!»,
— эти строки поэта Иннокентия Анненского посвящены иконе «Спас Благое молчание».
Считается, что здесь Иисус Христос изображён ещё не пришедшем на Землю. Он Ангел Великого совета, один из Троицы. Лик его юный, безбородый, а за спиной крылья. «Спас Благое молчание» помогает нести подвиг бессловесной молитвы, даёт смирение и терпение в житейских бурях.
P.S. В 4-7 веках христианскими аскетами был создан исихазм (от греч. hesychia – покой) — учение о стяжании Духа Святого с помощью безмолвной молитвы.
Марина Струкова
Что значит речь для христиан?
Современный мир страдает празднословием. Отовсюду слышатся речи, несущие мало полезной информации, зато изобилующие глупостью, лицемерием, злостью.
Женщины, живущие по-соседству, собираются по вечерам ради сплетен. Люди звонят друг другу, чтобы обсудить слухи. Мирская пресса тиражирует бесполезные сообщения: «Модель показала грудь на пляже», «Актёр подал на развод» и тому подобное. Половина текстов несут негатив: «авария», «катастрофа», «изнасилование».
Читатель погружается в это болото – интернет и телевидение пожирают его время. По дороге с утра бредёт молодёжь, уткнувшаяся в экраны гаджетов. На работе, едва выдалась минуты, все открывают соцсети. Утомлённый, а порой раздражённый, человек выныривает из словесной чепухи и видит, что день уже клонится к закату. Он приходит домой и срывается на мат, слыша упрёки такого же перегруженного информацией родственника…
В чём ценность молчания?
Бог есть Слово, одно это напоминает, что к речи нужно относиться ответственно. Она становится мерилом силы воли и высокой нравственности: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
От наших речей – добрых или злых – зависит приговор на Страшном Суде:
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37).
Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
Свои речи следует соизмерять с заповедями Божьими:
«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140).
Ценность молчания для христианина заключается в возможности:
— Избежать суетных разговоров: споров, сплетен, осуждения.
— Погрузиться в мир молитвы, вспомнить о Боге, о своих грехах и путях исправления.
— Проанализировать свои знания о жизни и работе, сделать полезные выводы.
— Обдумать созидательную деятельность во благо ближним и себе.
— Обрести душевный покой.
В одной из молитв ко Пресвятой Деве говорится:
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила».
Тишина эта — внутренняя гармония, которой жаждет большинство современных людей, утомлённых градом раздражающих слов.
Как спасались праведники-молчальники?
Христианские святые давно поняли важность молчания для спасения души. Многие замыкали уста — кто на несколько лет, кто до конца жизни.
Молча́льник или безмолвник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Среди этих подвижников первый, кто принял на себя подвиг молчания до самой кончины — Саламан Молчальник.
Также по религиозным источникам особенно известны: Иоанн, родом армянин, на 28-м году получивший сан епископа, но ради безмолвия отказавшийся от сана; Исихий Хоривит, спасавшийся на горе Хорив близ Синая; Стефан пресвитер; Лука Новый Столпник.
Из русских святых к числу молчальников принадлежат Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники монастыря Киево-Печерского; Исаакий Радонежский; Игнатий Белозерский; Корнилий; Нил Столбенский; Вера Молчальница. Разумеется, это не все имена.
Сергий Радонежский принял обет молчания незадолго до смерти, чтобы посвятить последние дни только молитве. Несколько лет молчал иконописец Андрей Рублёв.
Жития молчальников обычно кратки: «замуровался в пещере на 12 лет»; «молчала 23 года», «закрылся в хижине до конца дней своих». Но земная слава нужна была святым менее всего. И если о них остались сведения, то только стараниями мирян.
Вера Молчальница своей известностью обязана легенде, в которой она отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, жена последовала его примеру. Сначала она спасалась в миру, обучая детей рисованию и грамоте. Обет молчания приняла не сразу.
По словам церковного историка графа М.Толстого, Веру в монастыре приняли враждебно. Монахиням-завистницам не нравился интерес к ней со стороны прихожан, стремившихся к Вере за советами — та писала ответы на бумаге.
Игуменья ездила к Петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой выслать Веру Молчальницу из монастыря. На эту просьбу митрополит ответил: «Ах ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей».
Недаром пустынники уходили в леса, чтобы избежать общения. Ведь даже в монастыре может найтись немало помех для спасения.
«Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и лишь тогда Бог посылал их, обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям» (Преподобный Аммон Нитрийский).
Некоторым праведникам, обладающим талантом красноречия и даром убеждения, Господь воспрещал безмолвие, считая, что наибольшую пользу они принесут, проповедуя и наставляя ближних.
Так Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, в начале своего духовного пути хотел стать молчальником. Он вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом, где практиковали безмолвие. Но Всевышний возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое!».
Тяготы безмолвников
Казалось бы, молчание облегчает спасение, поскольку исключает словесные излишества, которые обременяют душу новыми грехами. Но на пути молчаливых подвижников немало терний.
Брань невидимая
Невидимой бранью именуют внутреннюю борьбу человека с силами зла. Бесы являются незримыми врагами каждого. Особенно они ополчаются на подвижников, желая сбить их с пути истинного. Для верующего человека бесы не аллегория страстей, а вполне реальные личности. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом — в силу искажения ангельского образа — сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16).
Пока человек молится, не доверяет падшим духам, не прислушивается к их советам, бесы бессильны. Но нечисть никогда не оставляет свои попытки навредить и отвлечь от благочестивых размышлений.
По свидетельствам монахов, бесы способны:
— пугать по ночам, поднимая шум вокруг кельи;
— являться в виде соблазнительных блудниц;
— притворяться ангелами, ожидая поклонения;
— разжигать сомнения в избранном пути;
— внушать кощунственные помыслы и многое другое.
Таким образом, в сознании человека всё время идёт борьба за веру и добродетели. Никодим Святогорец написал на эту тему известный духовный труд «Невидимая брань».
Видимые враги
Грешники ведут себя не лучше бесов, когда вмешиваются в жизнь праведников.
Так, Иоанн Безмолвник едва не погиб от нападения сарацинов в пустыне, но Господь послал ему защитника-льва. Зверь спугнул разбойников.
И даже монахи могут стать гонителями, конечно, по наущению нечистого. Так Корнилий Молчальник, будучи послушником, претерпел немало насмешек от братии. Его считали простецом и юродивым. А Веру Молчальницу пытались завистницы изгнать из обители.
Преследования от властей
Вера Молчальница, проживая в миру, за своё нежелание отвечать на вопросы попала сначала в тюрьму, а затем в психбольницу, и это в царские времена! Правда, справедливость восторжествовала: подвижницу освободили и она ушла в монастырь.
Навязчивые почитатели
Саламан Молчальник не раз претерпевал беспокойство от своих почитателей. Он был уроженцем селения Каперсана, неподалеку от которого поселился в хижине и стал нести подвиг молчания.
Окрестные жители, поняв, что их земляк — человек весьма праведный, решили возвеличить его и вовлечь в свою общину. Архиерей города, к которому относилось селение Каперсана, пришёл к молчальнику, желая рукоположить его в священники. Тот не открыл гостю, поскольку замуровал дверь.
Архиерей приказал проломить часть стены кельи Саламана, вошёл к нему в келью, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Тот не ответил. Архиерей велел заделать пролом в стене кельи Саламана.
Жители, видимо, ожидавшие ответных действий святого, например, проповедей, но так и не дождавшись, недолго думая, разрушили его хижину и перенесли Саламана к себе в селение. Саламан при это не сопротивлялся и не говорил не слова. Жители построили в селении хижину, в коей поселили Саламана.
Тем временем в соседнем селении люди позавидовали на приобретение праведника селением Каперсана. Они собрались, явились в Каперсану, разломали хижину и увели Саламана в своё селение. Святой продолжал хранить стоическое спокойствие, сколько его не переселяли, не переносили, не переводили. Он так и молчал до самой кончины.
Как правило, признание окружающих приходило к праведникам на склоне лет. И не всегда проявлялось разумно, что видим на примере поклонников святого Саламана.
Давать ли Богу обет молчания?
Мы говорим постоянно, даже не замечая этого. Что-то делаешь, комментируешь. Споткнулся, выругался. К старости одинокие люди беседуют сами с собой за неимением собеседника. И это отнюдь не молитвы.
А сколько лишнего люди сообщают о себе посторонним, чтобы потом пожалеть об этом! Сколько слов брошено сгоряча…
В селе, где я выросла, была столь дерзкая старушка, что давала советы священнику прямо во время богослужения. Она считала, что знает больше своего пастыря.
Вспомним народную мудрость пословиц: «Молчание – золото», «Язык мой, враг мой», «Всякое молчание лучше ворчания».
По мнению учёных, молчание/тишина:
— снимает стресс;
— запускает эффективное мышление;
— успокаивает сердце и снижает давление;
— улучшает сон;
— помогает регенерации клеток мозга в области, ответственной за память и обучение.
Последний вывод опубликован в журнале «Мозг, структура и функция».
Таким образом безмолвное тихое житие укрепляет не только дух, но и тело.
Может быть, стоит дать Богу обет молчания?
В интернете человек, заинтересованный этим вопросом, может найти Правила обета молчания. Увы, вам предложат буддийскую практику випассану или другие оккультные способы.
Значит, молчание молчанию рознь. За молчанием заблудшего могут скрываться заклинания языческим божествам. И приведёт такой «подвиг молчания» в бездну огненную. Не только говорить, но и молчать нужно по-христиански.
Соблюдать обет молчания в миру сложно. Даже если ты живёшь один и работаешь дистанционно, придётся идти в магазин, где тебя знают, по дороге встречаться с соседями. Как обойтись хотя бы без слов приветствия, без «пожалуйста» и «спасибо»? Что подумают о твоём молчании знакомые люди? Готов ли ты прослыть невеждой или неадекватным? Ведь ещё вчера ты со всеми беседовал, а сегодня киваешь и пытаешься объясниться жестами. Перед таким выбором стояли и святые, но не боялись, что их сочтут юродивыми.
Возможно, для нас, современных мирян, разумнее будет ограничиться двенадцатью словами в день? Их хватит на самые насущные нужды и проявление вежливости. Или дать обет молчания на определённый срок — для начала на неделю, или в определённые дни — например, в выходные?
Икона “Спас Благое молчание”
«В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!»,
— эти строки поэта Иннокентия Анненского посвящены иконе «Спас Благое молчание».
Считается, что здесь Иисус Христос изображён ещё не пришедшем на Землю. Он Ангел Великого совета, один из Троицы. Лик его юный, безбородый, а за спиной крылья. «Спас Благое молчание» помогает нести подвиг бессловесной молитвы, даёт смирение и терпение в житейских бурях.
P.S. В 4-7 веках христианскими аскетами был создан исихазм (от греч. hesychia – покой) — учение о стяжании Духа Святого с помощью безмолвной молитвы.
Марина Струкова
10 комментариев
Хорошая тема.
Для себя нашёл ответы:
— здесь,
— здесь.
(Возможно, этого хватит для обычной жизни).
Ну, и темы на сайте, с их раскрытием в комментариях:
— одна,
— другая,
— тема с видео.
Результаты эксперимента: К чему приводит молчание в течение 7 дней
Без устремления к Богу, без «безмолвной молитвы», как указано в топике.
(Хотя о последней мало знаю.
Вот, сейчас прочел: ссылка).
Классная икона, не правда ли?
На болтовню тратится огромное количество энергии.
Это как зарплата, каждый сам решает, на что её тратить.
… Из статьи по ссылке про Эксперимент:
Вспомнились указатели:
“Если ты хочешь обнаружить Истину, «ты» должен исчезнуть”. (Пападжи)
“В должное время мы узнаём, что достигаем триумфа там, где нас уже больше нет”. (Рамана Махарши)
“Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее”. (слова Бога устами Христа)
*
Похоже, можно провести эксперимент, совместив его с устремлением к Богу: либо устремляясь к «безмолвной молитве»;
либо идя, по сути, к тому же: то есть безмолвному устремлению внимания внутрь — или по практике само-исследования «Кто я?» по Рамане Махарши, или по практике удержания внимания на чувстве «Я есть» по Нисаргадатте Махараджу.
Слова приходят сами. Я не думаю о них…
Поскольку я не думаю, глядя в мои глаза, вы смотрите не на «персону», а на нечто более глубокое – на Сознание.
Конечно вы не можете увидеть Сознание, но вы можете установить с ним взаимосвязь.
На поверхностном уровне это выглядит, будто бы вы установили взаимосвязь с кем-то. Но в реальности вы установили связь с глубинным измерением самого себя.
Мы называем это Безмолвием.
Если человек не установил связь с измерением Тишины, ему трудно понять, почему это так важно. «Персоне» будет не интересно в тишине, даже страшно.
Если бы вы спросили меня, что самое ценное в вашей жизни, каково ваше самое большое достижение, я бы ответил – возможность быть безмолвным.
В моей небольшой книге «Тишина говорит» есть такое место: «Только когда вы безмолвны, вы становитесь действительно Собой».
В повседневной жизни важно уметь в любой момент возвращаться в Безмолвие.
~ Экхарт Толле
—
P.S.
Скачать Книгу Экхарта Толле «О чем говорит Тишина»:
файл doc
А насчет Толле… Ничего про него не знаю, кроме книг. И, похоже, там описывается — не знаю, правда ли, нет ли — конечное состояние, 101 этаж, так сказать, небоскрёба… А у меня даже с фундаментом — полная лажа, уж не говоря обо всём остальном…