26 декабря 2012, 15:35
Игумен Евмений. " Дневник моей тишины."
В последнее время моя душа отдыхает больше в том пространстве тишины, а если текстов, то тех, которые возвращают меня к себе, в себя (а не в прекрасные миры, созданные из слов других людей). Если представить, что я — океан, то мои волны выплескиваются на твердые берега словесных конструкций, омывают их и возвращаются назад.
А теперь представьте себе океан, который решил бы, что за пределами его самого существует Истинный Океан, где-то подальше от берега или за облаками и, будучи неудовлетворен собой, океан постоянно «мечтал» бы о том, что когда-то в награду за то, что он будет «хорошим» океаном, Великий Истинный Океан сделает его чем-то другим, кроме того, кем он уже является…
У нашего невротического «океана» существует иллюзия отделенности от всего, что его окружает и иллюзия, что он «плохой» и что что-то извне может его улучшить. Нам так трудно признать себя-как-есть, принять себя-как-есть, просто быть теми, кто мы уже есть. А еще сложнее принять, что и берег нашего океана и небо над нашим океаном тоже является нами.
За концепцию «я — плохой, со мной что-то не так, мне надо стать лучше» наше эго будет воевать до последнего патрона. Наряду с этим, оно будет защищать идею того, что моя концепция по улучшению себя – самая правильная. Этой концепцией может стать моя религия, мое направление психотерапии, моя школа или практика. Деятельность эго сконцентрирована на необходимости сохранять свою идею, защищать свою идею, отвоевывать свою идею, бороться с «уклонистами», извращающими мою идею.
Духу же не за что воевать. Он находится за пределами идей, за пределами словесных конструкций. Человек, познавший Вечное Присутствие Духа не воюет ни за свои идеи, ни против чужих идей. Он знает, что все останется таковым, каковым оно и останется, вне зависимости, «отвоюем» мы его или нет. Что Сутевое неразрушимо, а если на уровне индивидуального сознания что-то и разрушится, то это не было Сутевым, не было имеющим отношение к Вечному Божественному Сейчас.
Как правило, люди, защищающие правоту своих идей, убеждающие в них других, попросту в них не уверены сами. Если же другие убеждаются в их «правоте» и соглашаются с ними, те успокаиваются, их эго получило подтверждение: «я прав». На этом само-утверждении эго строит свою проповедь, осуществляет свою миссию, на этом закручивается любая групповая динамика. От индивидуального «я прав, они неправы» эго переходит к коллективному «мы правы, они неправы», а затем к «переубедить или уничтожить».
Ищущее эго, эго находящееся в (подумать только!) духовном поиске – самое утонченное и трудно замечаемое. Не буду оригинален, если упомяну, что самые жестокие войны в истории человечества имели религиозную подоплеку. Идея избранности нации, идея разрушения одного общественного строя в пользу «более справедливого», идея поиска врагов, угрожающих самим фактом своего существования моей эго-конструкции — куплеты из той же песни.
Самая большая трагедия для религиозного эго услышать «Стоп! Поиск закончен. Ты уже ЕСТЬ то, что ты ищешь». Неугомонное религиозное эго! Оно выносит «Бога» за преде-лы себя и начинает искать его вовне, не утихая, не успокаива-ясь, ожидая Его милости ИЗВНЕ, наполнения Богом ИЗВНЕ, ища утешения Бога, Который должен прийти ИЗВНЕ и отве-тить, забывая, о том, что без всяких условий и послесловий «Царство Божие внутрь вас есть», а где Царство, там и Царь.
Шумное религиозное эго создает идею Бога вовне по причине непринятия себя, непринятия настоящего момента (Царство Божие, в лучшем случае, наступит после смерти), несогласия с Реальностью таковой, каковой она воспринимается нашими органами чувств, как с единственной, протяженной во времени и пространстве репликой Бога, обращенной к индивидуальному сознанию каждого конкретного человека. Именно отсюда рождаются просьбы к Богу, суть которых сводится к непринятию и несогласию с этой самой проявленной Богом Реальностью. «Измени», «подай» и даже «помилуй» означает, что я не согласен с тем, как все есть сейчас, а значит с Тобой.
Эта ситуация очень похоже на ослика, запряженного в повозку, который двигается за морковкой, прицепленной к шесту, находящейся в руках у возничего. Только в истории с возничим, ослик – это один персонаж, возничий – другой, приспособление и повозка – элементы конструкции, а в нашем случае мы все это создаем сами, внутри себя же.
«Бог, существующий вовне – рассуждает эго, — будет улучшать меня, миловать меня, наполнять меня, только нужно больше просить Его об этом, узнавать о Нем из книжек, проходить различные семинары и курсы на интересующие темы, ездить по монастырям, участвовать в различных религиозных ритуалах и т.п., чтобы Бога было больше, поскольку (по мнению эго) в настоящем моменте Его не-достаточно». Оно будет тысячу раз слышать «Я и Отец одно», но ни за что не позволит отнести это к себе. Для него Христос не более чем Учитель, Спаситель, историческая личность ВОВНЕ, но ни за что не Явленная Полнота нашей Богочеловечности.
Иногда находящихся в духовном поиске людей посещают смутные догадки: «не являются ли создаваемые нами представления о Боге нашей идеализацией, проекцией, персонифицированной несбывшейся надеждой на ˮвечную любовьˮ, которую мы спроецировали вовне?». Тут бы, после этого во-проса нам остановиться… Побыть, побыть, побыть, помолчать… тихо, хороший ведь вопрос…
Но мы слишком спешим сами себе ответить! Ответить, чтобы – не дай Бог, — не встретиться с пространством Божественной тишины, Божественной безответности. Эго само задает вопросы и само же отвечает на них в нашей голове, нередко от имени Бога (как себе мы представляем Его).
Много лет большинство из нас культивировали идею сосредо-точения, концентрации на Боге, «чтобы Бог — не дай Бог, — не пропал куда-то, не ушел от нас». Между думаньем о Боге и проживанием Бога закрепилась в нашем уме жесткая связь, в силу чего для Бога Настоящего момента просто нет пространства. Чтобы оставаться востребованным, нужным, эго будет плакать в поисках Бога, корчиться в муках отделенности от Бога, вымаливать прощение у Бога, ища Того, представление о Ком само же вынесло вовне.
А представь, если вдруг эго услышит — Стоп! Ничего никуда не пропадает. Все уже и всегда просто есть. И Богу (как ты понимаешь Его) от тебя ничего не нужно. Нет ожиданий, нет оснований для «движухи». «Бог ничего не говорит, Он только каждому открыт...» (З.Миркина)
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род чело-веческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». (Деян. 17, 24-29)
Вольтер сказал когда-то: «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Человек отплатил Ему мой же монетой». Сначала — создавая во славу Бога вся-кие искусственные красивости, потом, на более высоком уровне своего развития, заменяя Бога различными интеллектуальными конструкциями.
Осознай проекции, прекрати игры, перестань искать. Из Своего (твоего!) мира Бог никуда не уходил, Ему просто некуда идти. Поиск (даже если признать его положительную роль в нашей жизни) завершен. Ты уже Дома. Ты уже есть То, что ты искал.
Игумен Евмений
Дневник моей тишины, 25 января 2011 года
А теперь представьте себе океан, который решил бы, что за пределами его самого существует Истинный Океан, где-то подальше от берега или за облаками и, будучи неудовлетворен собой, океан постоянно «мечтал» бы о том, что когда-то в награду за то, что он будет «хорошим» океаном, Великий Истинный Океан сделает его чем-то другим, кроме того, кем он уже является…
У нашего невротического «океана» существует иллюзия отделенности от всего, что его окружает и иллюзия, что он «плохой» и что что-то извне может его улучшить. Нам так трудно признать себя-как-есть, принять себя-как-есть, просто быть теми, кто мы уже есть. А еще сложнее принять, что и берег нашего океана и небо над нашим океаном тоже является нами.
За концепцию «я — плохой, со мной что-то не так, мне надо стать лучше» наше эго будет воевать до последнего патрона. Наряду с этим, оно будет защищать идею того, что моя концепция по улучшению себя – самая правильная. Этой концепцией может стать моя религия, мое направление психотерапии, моя школа или практика. Деятельность эго сконцентрирована на необходимости сохранять свою идею, защищать свою идею, отвоевывать свою идею, бороться с «уклонистами», извращающими мою идею.
Духу же не за что воевать. Он находится за пределами идей, за пределами словесных конструкций. Человек, познавший Вечное Присутствие Духа не воюет ни за свои идеи, ни против чужих идей. Он знает, что все останется таковым, каковым оно и останется, вне зависимости, «отвоюем» мы его или нет. Что Сутевое неразрушимо, а если на уровне индивидуального сознания что-то и разрушится, то это не было Сутевым, не было имеющим отношение к Вечному Божественному Сейчас.
Как правило, люди, защищающие правоту своих идей, убеждающие в них других, попросту в них не уверены сами. Если же другие убеждаются в их «правоте» и соглашаются с ними, те успокаиваются, их эго получило подтверждение: «я прав». На этом само-утверждении эго строит свою проповедь, осуществляет свою миссию, на этом закручивается любая групповая динамика. От индивидуального «я прав, они неправы» эго переходит к коллективному «мы правы, они неправы», а затем к «переубедить или уничтожить».
Ищущее эго, эго находящееся в (подумать только!) духовном поиске – самое утонченное и трудно замечаемое. Не буду оригинален, если упомяну, что самые жестокие войны в истории человечества имели религиозную подоплеку. Идея избранности нации, идея разрушения одного общественного строя в пользу «более справедливого», идея поиска врагов, угрожающих самим фактом своего существования моей эго-конструкции — куплеты из той же песни.
Самая большая трагедия для религиозного эго услышать «Стоп! Поиск закончен. Ты уже ЕСТЬ то, что ты ищешь». Неугомонное религиозное эго! Оно выносит «Бога» за преде-лы себя и начинает искать его вовне, не утихая, не успокаива-ясь, ожидая Его милости ИЗВНЕ, наполнения Богом ИЗВНЕ, ища утешения Бога, Который должен прийти ИЗВНЕ и отве-тить, забывая, о том, что без всяких условий и послесловий «Царство Божие внутрь вас есть», а где Царство, там и Царь.
Шумное религиозное эго создает идею Бога вовне по причине непринятия себя, непринятия настоящего момента (Царство Божие, в лучшем случае, наступит после смерти), несогласия с Реальностью таковой, каковой она воспринимается нашими органами чувств, как с единственной, протяженной во времени и пространстве репликой Бога, обращенной к индивидуальному сознанию каждого конкретного человека. Именно отсюда рождаются просьбы к Богу, суть которых сводится к непринятию и несогласию с этой самой проявленной Богом Реальностью. «Измени», «подай» и даже «помилуй» означает, что я не согласен с тем, как все есть сейчас, а значит с Тобой.
Эта ситуация очень похоже на ослика, запряженного в повозку, который двигается за морковкой, прицепленной к шесту, находящейся в руках у возничего. Только в истории с возничим, ослик – это один персонаж, возничий – другой, приспособление и повозка – элементы конструкции, а в нашем случае мы все это создаем сами, внутри себя же.
«Бог, существующий вовне – рассуждает эго, — будет улучшать меня, миловать меня, наполнять меня, только нужно больше просить Его об этом, узнавать о Нем из книжек, проходить различные семинары и курсы на интересующие темы, ездить по монастырям, участвовать в различных религиозных ритуалах и т.п., чтобы Бога было больше, поскольку (по мнению эго) в настоящем моменте Его не-достаточно». Оно будет тысячу раз слышать «Я и Отец одно», но ни за что не позволит отнести это к себе. Для него Христос не более чем Учитель, Спаситель, историческая личность ВОВНЕ, но ни за что не Явленная Полнота нашей Богочеловечности.
Иногда находящихся в духовном поиске людей посещают смутные догадки: «не являются ли создаваемые нами представления о Боге нашей идеализацией, проекцией, персонифицированной несбывшейся надеждой на ˮвечную любовьˮ, которую мы спроецировали вовне?». Тут бы, после этого во-проса нам остановиться… Побыть, побыть, побыть, помолчать… тихо, хороший ведь вопрос…
Но мы слишком спешим сами себе ответить! Ответить, чтобы – не дай Бог, — не встретиться с пространством Божественной тишины, Божественной безответности. Эго само задает вопросы и само же отвечает на них в нашей голове, нередко от имени Бога (как себе мы представляем Его).
Много лет большинство из нас культивировали идею сосредо-точения, концентрации на Боге, «чтобы Бог — не дай Бог, — не пропал куда-то, не ушел от нас». Между думаньем о Боге и проживанием Бога закрепилась в нашем уме жесткая связь, в силу чего для Бога Настоящего момента просто нет пространства. Чтобы оставаться востребованным, нужным, эго будет плакать в поисках Бога, корчиться в муках отделенности от Бога, вымаливать прощение у Бога, ища Того, представление о Ком само же вынесло вовне.
А представь, если вдруг эго услышит — Стоп! Ничего никуда не пропадает. Все уже и всегда просто есть. И Богу (как ты понимаешь Его) от тебя ничего не нужно. Нет ожиданий, нет оснований для «движухи». «Бог ничего не говорит, Он только каждому открыт...» (З.Миркина)
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род чело-веческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». (Деян. 17, 24-29)
Вольтер сказал когда-то: «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Человек отплатил Ему мой же монетой». Сначала — создавая во славу Бога вся-кие искусственные красивости, потом, на более высоком уровне своего развития, заменяя Бога различными интеллектуальными конструкциями.
Осознай проекции, прекрати игры, перестань искать. Из Своего (твоего!) мира Бог никуда не уходил, Ему просто некуда идти. Поиск (даже если признать его положительную роль в нашей жизни) завершен. Ты уже Дома. Ты уже есть То, что ты искал.
Игумен Евмений
Дневник моей тишины, 25 января 2011 года
15 комментариев