9 октября 2012, 18:51
З.Фрейд и пустота.
(в продолжение темы индивидуальной обусловленности)
Зигмунд Фрейд описывал феномены человеческой психической жизни через «теорию влечений». Согласно этой теории в органическом мире существует две основные силы, находящиеся в постоянном взаимодействии — это «движение к жизни», или Эрос, и «движение к смерти», или Танатос. Движение к жизни проявляется в стремлении органической жизни к общности, размножению, выживанию, тогда как Танатос выражается в стремлении органического проявления жизни к возврату в неорганическое состояние, к распаду, разложению, физической смерти.
Аналогичные стремления 3. Фрейд выделял и в человеческой психике. Ни для кого не секрет, что одни люди являются по своей природе оптимистами, любят жизнь, еду, секс, другие же, напротив склонны к уединению, аскезам, меланхолии. Таким образом, проявляют себя условные Эрос и Танатос в психике.
Разумеется, эти стремления не являются статичными и изменяются в зависимости от возраста, социальной ситуации, гормонального фона организма, общего контекста жизни и множества других факторов.
Тем не менее, в рамках этой статьи выделим два основных типа людей, исходя из ведущих тенденций их психической жизни: людей Эроса и людей Танатоса.
Теперь давайте рассмотрим эти стремления в контексте учения. Осознание этой модели психической жизни, на мой взгляд, способно предостеречь ищущих от двух типичных ошибок, а именно: привязанности к «Я Есть» и привязанности к «Ничто».
Для человека «Эроса» приятнее, как правило, такие концепции, как «все мы одно», или «единое сердце», или «всё есть любовь» (Эрос). Но обратной стороной такого подхода будет все нарастающее чувство тревоги, страха и ощущение разверзнувшейся бездны. Ибо, как любая система, психика стремится к равновесию. Выражаясь метафорически, пока мы смотрим на растущее дерево, его корни уходят вглубь земли. Пока в сознании пестуется тенденция Эроса, Танатос взращивается в тени бессознательного и ждет только подходящего момента для «нападения»
Для человека Танатоса, конечно же, милее будет концепция «ничто», путь отрицания «я не то и не это», «бездна», «никогда ничего не происходило» и прочее. На фоне всего этого, исходя из закона компенсации, возможны «срывы» в простые радости жизни, ощущение вседозволенности, «вакханалия жизни», «пир во время чумы».
Возможна и обратная ситуация, когда человек Эроса находит вдруг для себя «учение о пустоте», как нечто новое, как обратную сторону привычного течения жизни, как правило, это открытие сопровождается бурными эмоциональными переживаниями «я-то думал, что – это так, а оказывается все вообще не так, а вот эдак».
Может случиться сходная ситуация и с человеком Танатоса, когда вдруг на фоне уныния и меланхолии обнаруживается «вся любовь этого мира» и оказывается, что все люди рождены в «едином сердце».
Так или иначе, результаты буду сходны. Путешествия по этой паре противоположностей способно расшатать любую психику, так как пока взращивается одно, на обратной стороне произрастает другое (не желанное), в определенный момент чаша весов склоняется в противоположную сторону и привычная картина мира летит ко всем чертям. Не каждая психика способна выдержать такие потрясения, особенно если учесть, что, когда дело касается учения, на кону часто стоит всё: убеждения, стиль жизни, эмоции, социальное окружение, огромные энергетические инвестиции.
Хочется также отметить, что люди, привязанные к «осознаванию» того, что «все есть, как есть» скорее относятся к группе людей Танатоса, они склоны «терпеть, а не бороться», «быть растворенными, а не проявленными». В основе этого лежит стремление к растворению, слиянию, потере индивидуальности в пользу однородности и неделимости, читай «возврат в неорганическое состояние».
Учение же с большой буквы имеет в своей основе принципиально другой подход. Ни один из вышеописанных методов познания (опирающихся на тенденции психики) не отрицается, и каждый из них может использоваться, как инструмент в руках Мастера, который всегда исходит из особенностей психической организации ученика, его индивидуальной обусловленности. Но эти методы никогда не выдаются за окончательную истину и откладываются ровно в тот момент, когда в них уже нет необходимости.
Зигмунд Фрейд описывал феномены человеческой психической жизни через «теорию влечений». Согласно этой теории в органическом мире существует две основные силы, находящиеся в постоянном взаимодействии — это «движение к жизни», или Эрос, и «движение к смерти», или Танатос. Движение к жизни проявляется в стремлении органической жизни к общности, размножению, выживанию, тогда как Танатос выражается в стремлении органического проявления жизни к возврату в неорганическое состояние, к распаду, разложению, физической смерти.
Аналогичные стремления 3. Фрейд выделял и в человеческой психике. Ни для кого не секрет, что одни люди являются по своей природе оптимистами, любят жизнь, еду, секс, другие же, напротив склонны к уединению, аскезам, меланхолии. Таким образом, проявляют себя условные Эрос и Танатос в психике.
Разумеется, эти стремления не являются статичными и изменяются в зависимости от возраста, социальной ситуации, гормонального фона организма, общего контекста жизни и множества других факторов.
Тем не менее, в рамках этой статьи выделим два основных типа людей, исходя из ведущих тенденций их психической жизни: людей Эроса и людей Танатоса.
Теперь давайте рассмотрим эти стремления в контексте учения. Осознание этой модели психической жизни, на мой взгляд, способно предостеречь ищущих от двух типичных ошибок, а именно: привязанности к «Я Есть» и привязанности к «Ничто».
Для человека «Эроса» приятнее, как правило, такие концепции, как «все мы одно», или «единое сердце», или «всё есть любовь» (Эрос). Но обратной стороной такого подхода будет все нарастающее чувство тревоги, страха и ощущение разверзнувшейся бездны. Ибо, как любая система, психика стремится к равновесию. Выражаясь метафорически, пока мы смотрим на растущее дерево, его корни уходят вглубь земли. Пока в сознании пестуется тенденция Эроса, Танатос взращивается в тени бессознательного и ждет только подходящего момента для «нападения»
Для человека Танатоса, конечно же, милее будет концепция «ничто», путь отрицания «я не то и не это», «бездна», «никогда ничего не происходило» и прочее. На фоне всего этого, исходя из закона компенсации, возможны «срывы» в простые радости жизни, ощущение вседозволенности, «вакханалия жизни», «пир во время чумы».
Возможна и обратная ситуация, когда человек Эроса находит вдруг для себя «учение о пустоте», как нечто новое, как обратную сторону привычного течения жизни, как правило, это открытие сопровождается бурными эмоциональными переживаниями «я-то думал, что – это так, а оказывается все вообще не так, а вот эдак».
Может случиться сходная ситуация и с человеком Танатоса, когда вдруг на фоне уныния и меланхолии обнаруживается «вся любовь этого мира» и оказывается, что все люди рождены в «едином сердце».
Так или иначе, результаты буду сходны. Путешествия по этой паре противоположностей способно расшатать любую психику, так как пока взращивается одно, на обратной стороне произрастает другое (не желанное), в определенный момент чаша весов склоняется в противоположную сторону и привычная картина мира летит ко всем чертям. Не каждая психика способна выдержать такие потрясения, особенно если учесть, что, когда дело касается учения, на кону часто стоит всё: убеждения, стиль жизни, эмоции, социальное окружение, огромные энергетические инвестиции.
Хочется также отметить, что люди, привязанные к «осознаванию» того, что «все есть, как есть» скорее относятся к группе людей Танатоса, они склоны «терпеть, а не бороться», «быть растворенными, а не проявленными». В основе этого лежит стремление к растворению, слиянию, потере индивидуальности в пользу однородности и неделимости, читай «возврат в неорганическое состояние».
Учение же с большой буквы имеет в своей основе принципиально другой подход. Ни один из вышеописанных методов познания (опирающихся на тенденции психики) не отрицается, и каждый из них может использоваться, как инструмент в руках Мастера, который всегда исходит из особенностей психической организации ученика, его индивидуальной обусловленности. Но эти методы никогда не выдаются за окончательную истину и откладываются ровно в тот момент, когда в них уже нет необходимости.
(36):
Dragon, veter, Felix, O-lyalya, Sakura, Amin, kiv111, Yota, Mira, Alsiama, Yuka, afanto, Natalya, Shine, eibi, nimec77, Lesya, ALEXVVMAN, Rupamati, BULLET, INAYA, dima87, itslogin, sasha, Eya, Gleam, wwwatcher, Natahaalala, alvoknes, Mint, Bogdan, ime, KetrinStep, Karmila, consciousness, stuikoza
18 комментариев