2 ноября 2012, 21:55
Три вида концентрации или медитации
Обычно ум находится в концентрации на объекте, он схватил его и перепрыгивает или плавно съезжает на другой объект. Обычно это ощущения в теле, мысленные представления или объекты внешнего мира. Можно сказать, что этот тип медитации на объект всем настолько хорошо известен, что происходит им явное злоупотребление. Тенденция хватать объекты и концентрироваться на них настолько сильна, что требуется релакс и отпускание, которое обычно достигается через алкоголь или сон.
Существует однако другой тип концентрации, который может заменить химические релаксаторы, это – деконцентрация. Это состояние, когда вы “опускаете руки” и перестаете следить за чем-либо, перестаете направлять куда-либо внимание, позволяете ему “опасть” и расслабиться. Это хорошо известное всем состояние тупости, но когда оно практикуется без алкоголя и возникает не из-за усталости, а вызывается сознательно, оно является прекрасным релаксатором и отдыхом от активности хватающего внимания. В тибетском буддизме предупреждается, что считать возникающее состояние пустоты и расслабления неким просветленным состоянием – является заблуждением. Здесь активизирована пустотная природа ума, а познающая заблокирована или отдыхает. Этот тип медитации в тибетском буддизме называется шаматхой и прописан тем, кто страдает от беспокоящего ума, перевозбуждения, а сейчас это практически все.
Третий тип концентрации является концентрацией на познающей способности ума, здесь концентрация ума активизирована, но хватает не объект, а равномерно охватывает всё поле объектов восприятия и ума. Наводящими указаниями на это состояние может быть: “посмотри на пространство, в котором находятся все явления”, “посмотри на все явления вцелом”, “посмотри на процесс смотрения, ощущения”, это также всем известное состояние бодрости и свежести восприятия и мышления, которое пока не выделило объект для первоочередной концентрации. Обычно ум приучен это состояние пропускать и сразу переходить к объекту. Однако, например, на природе, когда нету дел, может возникнуть это состояние свежести и активности ума, которая ни к чему конкретному не приложена. Если излишне культивировать этот тип медитации, это приводит к перевозбуждению. Она показана тем, кто в апатии, неактивности, лени, слабости. В тибетском буддизме данный вид медитации называется випашьяной. Считать это состояние возбуждения и энергетичности просветлением — также ошибка.
Если вы идёте Путем Состояния, то лучше всего практиковать все эти три вида медитации вместе. Деконцентрацию очень легко ощутить после концентрации на объекте. Схватив объект вниманием и подержав его какое-то время, развивается и тренируется конкретно-логический ум, отпустив все объекты и погрузившись в расслабление и деконцентрацию, происходит полный ход мышц ума, так они содержаться в тонусе и ум отвыкает намертво цепляться за объекты. Но ещё лучше, если после деконцентрации внимание направляется не на объект, а на пространство явлений. Так пустота не успевает стать тупостью и наполняется вместо этого свежестью и бодростью. Эта свежесть активизирует ум, который снова стремиться выбрать объект концентрации. Так описывается полный круг.
Такая трёхфазная медитация описывает круги, которые постепенно сужаются. Состояние деконцентрации всё больше начинает напоминать состояние концентрации на пространстве, а концентрация на объекте происходит без потери концентрации на пространстве. Смысл этих относительных медитаций прийти к так называемой абсолютной медитации, когда аспекты ума гармонизируются и возникает очень комфортное состояние Ригпа или Турия, состояние прекрасного равновесия, в котором заблуждения безусильно растворяются по возникновении, и которое очень подходяще для последнего удара и переворота к прозрению в Природу Ума.
Существует однако другой тип концентрации, который может заменить химические релаксаторы, это – деконцентрация. Это состояние, когда вы “опускаете руки” и перестаете следить за чем-либо, перестаете направлять куда-либо внимание, позволяете ему “опасть” и расслабиться. Это хорошо известное всем состояние тупости, но когда оно практикуется без алкоголя и возникает не из-за усталости, а вызывается сознательно, оно является прекрасным релаксатором и отдыхом от активности хватающего внимания. В тибетском буддизме предупреждается, что считать возникающее состояние пустоты и расслабления неким просветленным состоянием – является заблуждением. Здесь активизирована пустотная природа ума, а познающая заблокирована или отдыхает. Этот тип медитации в тибетском буддизме называется шаматхой и прописан тем, кто страдает от беспокоящего ума, перевозбуждения, а сейчас это практически все.
Третий тип концентрации является концентрацией на познающей способности ума, здесь концентрация ума активизирована, но хватает не объект, а равномерно охватывает всё поле объектов восприятия и ума. Наводящими указаниями на это состояние может быть: “посмотри на пространство, в котором находятся все явления”, “посмотри на все явления вцелом”, “посмотри на процесс смотрения, ощущения”, это также всем известное состояние бодрости и свежести восприятия и мышления, которое пока не выделило объект для первоочередной концентрации. Обычно ум приучен это состояние пропускать и сразу переходить к объекту. Однако, например, на природе, когда нету дел, может возникнуть это состояние свежести и активности ума, которая ни к чему конкретному не приложена. Если излишне культивировать этот тип медитации, это приводит к перевозбуждению. Она показана тем, кто в апатии, неактивности, лени, слабости. В тибетском буддизме данный вид медитации называется випашьяной. Считать это состояние возбуждения и энергетичности просветлением — также ошибка.
Если вы идёте Путем Состояния, то лучше всего практиковать все эти три вида медитации вместе. Деконцентрацию очень легко ощутить после концентрации на объекте. Схватив объект вниманием и подержав его какое-то время, развивается и тренируется конкретно-логический ум, отпустив все объекты и погрузившись в расслабление и деконцентрацию, происходит полный ход мышц ума, так они содержаться в тонусе и ум отвыкает намертво цепляться за объекты. Но ещё лучше, если после деконцентрации внимание направляется не на объект, а на пространство явлений. Так пустота не успевает стать тупостью и наполняется вместо этого свежестью и бодростью. Эта свежесть активизирует ум, который снова стремиться выбрать объект концентрации. Так описывается полный круг.
Такая трёхфазная медитация описывает круги, которые постепенно сужаются. Состояние деконцентрации всё больше начинает напоминать состояние концентрации на пространстве, а концентрация на объекте происходит без потери концентрации на пространстве. Смысл этих относительных медитаций прийти к так называемой абсолютной медитации, когда аспекты ума гармонизируются и возникает очень комфортное состояние Ригпа или Турия, состояние прекрасного равновесия, в котором заблуждения безусильно растворяются по возникновении, и которое очень подходяще для последнего удара и переворота к прозрению в Природу Ума.
(41):
Dragon, veter, Felix, sni, Katya, O-lyalya, Sakura, natton1, Amin, kiv111, BodhiSatprem, Yota, AmenRu, Alsiama, Metamax, Yuka, afanto, Sky_ua, Rikirmurt, Iskaan, matti, nimec77, buddhisttt, Aleksey, Lesya, Staska, INAYA, dima87, Ia-ha, sasha, Eya, olya, forsuasson, atmaom, wwwatcher, anait, Natahaalala, Mint, Madiha, Karmila, Sanskrit
34 комментария
Пространство явлений и есть то самое внимание, осознание, которое направляется в данном случае на самоё себя и оно есть, то неизменное и постоянное, на чём может сконцентрироваться внимание в момент невозможной боли или сильного удовольствия, что бы не привязываться ни к одному из этих состояний, имхо.
Более корректно, наверное, говорить, что внимание активизировано, наполнено энергией, но объект концентрации не выбран. Получается равномерное внимание.
Возможно это можно описать по другому, я описал так :)
Конечно, энергию хочется применить куда-нибудь!:)
Второе состояние тоже очень хорошо известно каждому. Состояние усталости, когда внимание устало концентрироваться, нет больше сил его направлять!:) Оно оставляется как есть, отдых! Но обычно его испытывают насильно, как в случае усталости, а можно просто на время отказаться от какого-бы то ни было управления вниманием, тогда это можно назвать видом медитации:) Но она ужасно скучная, как только появляется энергия. Поэтому сочетать с концентрацией точечной или равномерной ещё и способ не заскучать:)
Интересно, какие изменения в объекте вызывает луч внимания направленный на него?