23 марта 2013, 01:28
Путь Отречения
Во многих мировых религиозных и духовных традициях существуют люди, посвятившие всю свою жизнь, свои желания и устремления духовной практике. Они следуют по древнейшему из всех путей освобождения – по Пути Отречения.
Если продолжать пользоваться медицинской терминологией, то четвертый путь Учения (путь Отречения) можно назвать путем «хирургической операции».
Отречение, как и другие практики, начинается с внешних феноменов и в первую очередь касается социальных связей, имущества, желаний и привязок. Человек предстает перед Богом, как младенец, во всей своей чистоте и «нищете», отказываясь от всего суетного, наносного, временного, оставляя только необходимое для выживания. Данный вид практики, как правило, встречается в монастырях и среди странствующих монахов отшельников.
Стадия отречения от имущества и социума является подготовительной к передаче специального состояния от Мастера.
Необходимо заметить, что восприимчивость к данному виду практики существует далеко не у всех ищущих.
Порой проходит много лет, прежде чем ученик будет готов воспринять специальное состояние, и все эти годы он находится под присмотром и чутким руководством Учителя или следует другим видам практики.
Практика состояния в разных традициях носит разные названия: Риг-Па в Дзогчен, Шикантаза (высшая степень Дзадзен) в Дзен-буддизме и др.
Специальное состояние или, как его еще называют, состояние парадокса – это особое состояние ума, в котором человек просто не вступает «на тропу» различающего мышления, зараженного самоопределением, оставаясь в девственно-чистом интуитивном, чувственном и конкретном уме, когда отсутствует «мысль о мысли», но присутствует непосредственный чувственный опыт и конкретное знание об окружающем мире.
Эти виды мышления являются незараженными самоопределением у любого человека, поскольку для самоопределения в нем просто нет места. Однако длительное пребывание в таком состоянии, как правило, дается нелегко и не сразу, слишком сильны тенденции различающего (а в ситуации зараженного мышления – разделяющего) ума.
Введение в специальное состояние осуществляется Мастером. Затем Ученик на протяжении долгих лет ежедневно практикует это состояние. Необходимо заметить, что Ученик, даже способный к устойчивой практике, не является пробужденным, поскольку, при вхождении его в различающий ум, самоопределение продолжается.
Практика может длиться долгие годы и даже десятилетия прежде, чем Ученик ясно увидит разворачивание игры в отдельность при вступлении «на поле» различающего мышления. В этот момент фактические границы перестают существовать, практикующий прозревает в природу ума и необходимость в дальнейшей практике отпадает.
Профанация пути:
Древнейший и необыкновенно красивый путь Парадокса находит своих последователей и в современном мире. Под руководством мудрых Учителей в Монастырях и школах, монахи постигают этот вид практики.
Однако, огромное количество ищущих, прочитавших тексты древних мудрецов следовавших по пути Отречения или просто где-то слышавших обрывки их цитат и изречений, являются источником профанации данного пути.
Профанация №1 «Момент сейчас»
Можно сказать, что вся энергия мышления в данном состоянии сознания остается в непосредственном переживании момента, отсюда, так частое встречающееся в кругах ищущих спекулирование «моментом сейчас», который необходимо, то ли практиковать, то ли туда возвращаться. Конечно, ни один человек в мире не может покинуть «момент сейчас» и все призывы туда вернуться кажутся полнейшим абсурдом.
Тут мы имеем дело с неверно понятым указателем на данную практику. Когда мышление действительно занято лишь непосредственным переживанием, просто некому это зафиксировать. В таком состоянии нет места самоопредлелению, соответственно, нет никакого «другого момента» на фоне которого можно обозначить «сейчас». Любой «момент сейчас», который зафиксирован – это уже, конечно, не «он», а только мысль о «моменте», наделенная реальностью.
Профанация № 2 «Нет мыслей»
Еще одной характерной чертой специального состояния является отсутствие «мысли о мысли», то есть можно сказать, что мысли есть, как конкретное знание, а вот фиксация мысли отсутствует. Но если практика специального состояния проводится правильно, то некому утверждать как присутствие, так и отсутствие мысли, по большому счету, это просто никого не интересует. А любое зафиксированное «отсутствие мыслей» — это только мысль «об отсутствии мыслей» опять же наделенная реальностью. Интересно, что многими ищущими это состояние принимается за пробуждение.
Профанация №3 «Просветленное животное»
В данном случае мы имеем дело сразу с несколькими ошибками. Во-первых, состояние практики, которое действительно можно сравнить с мышлением высокоорганизованного животного (нет различающего 3Д мышления) принимается за пробуждение. Затем из слухов и тезисов, вырванных из контекста Учения, возникает собирательный образ Просветленного, как глуповатого, но весьма добродушного животного «без мыслей, без желаний, без оценок, без суждений» и пр. После этого начинается моделирование подобного карикатурного состояния с помощью практик или наркотических веществ. Думаю, не следует даже говорить об абсурдности подобной трактовки Учения.
Профанация № 4 «Просветление для отшельников»
Многие люди считают путь Отречения единственным «истинным» путем недвойственного учения, способным привести к пробуждению. Поскольку, далеко не каждый человек готов отказаться от социальной жизни во имя постижения, просветление (пробуждение, освобождение от самоопределения) объявляется чем-то далеким, асоциальным и не слишком важным, и откладывается на «мою следующую жизнь, когда я буду готов уйти в монастырь».
Такой взгляд не выдерживает никакой критики, потому что существует еще три практики, позволяющие постичь природу ума и освободиться от заражения самоопределением, не выходя «за пределы» различающего мышления и соответственно мирской жизни и социума.
Профанация №5 « Путаница: Отречение и Отрицание».
Часто путь Отречения, являющийся преимущественно монастырской традицией, путают с путем Отрицания, который подходит, в том числе, и для мирян и заключается, в честном исследовании каждого феномена, и признанием его «нереальности», а также условности границ между феноменами. Подробно о пути отрицания, можно прочитать здесь.
Человек, следующий путем Отрицания, не должен отказываться от феноменов, так как это будет подтверждать их реальность и значимость, а только исследовать.
Не стоит путать эти два принципиально-разных подхода.
Профанация №6 «Самоистязание»
Эта профанация очень древняя, вспомните некоторые направления раннего христианства, в которых считалось, что каждый христианин должен повторить все страдания Христа.
Вместо отречения от всего лишнего, наносного, мешающего практике и уединению, человек начинает истязать себя во имя какой-то «высшей цели». Подобный подход, разумеется, никуда не ведет и является только очередной деструктивной стратегией разделяющего мышления.
Учение никогда не призывает к причинению вреда живому существу или к борьбе с проявленным миром в том или ином виде.
Путь Отречения, как и любой другой путь постижения, таит в себе огромное количество ловушек и подводных камней, которые никак нельзя преодолеть ищущему, не заручившись поддержкой Мастера, доверие которому безгранично.
В заключение хочется привести притчу из книги Шри Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов», в которой он подробно рассказывает о следовании пути Отречения под руководством своего учителя, великого гуру Бабаджи.
Притча:
Потерять — значит приобрести.
Был некий свами, который имел обыкновение всюду путешествовать со своим учеником. Все члены семьи ученика очень любили и уважали этого свами, потому что он был образцом дисциплинированного и высоко духовного человека. Он всегда вставал до восхода солнца, купался, а затем садился и часами медитировал. Но однажды рано утром, когда было еще темно, этот свами закричал своему ученику: «Эй, дай мне поесть!» «Господин, но сейчас время купания», — возразил ему ученик. «Сейчас же дай мне поесть! Я голоден». Свами поел, потом пошел и искупался. После купания он опорожнил свой кишечник и снова отправился спать. Он делал все шиворот-навыворот и взбудоражил всех, кто жил в доме. Они решили, что он сошел с ума. Жена сказала: «Наш учитель прекрасный человек. Мы должны помочь ему». Она вызвала врачей и попросила их: «Не тревожьте его разговорами на медицинскую тему. Скажите ему: „Мы пришли к вам учиться“. Ведите себя вежливо, пожалуйста». Войдя в комнату свами, врачи стали вести себя, как ученики, потому что им за это было заплачено. «Как вы поживаете, гурудева», — обратились они к свами. Тот не ответил. Видя, что он не шевелится, врачи решили, что он в коме. Один из них проверил его зрачки: они были неподвижны. Другой обнаружил у него слабый пульс. «Я думаю, что он не выживет», — сказал один другому. Третий врач, приставив к груди свами стетоскоп и обнаружив, что биение сердца слабеет, сообщил: «У него останавливается сердце». Женщина, бывшая в доме, зарыдала, потому что всегда смотрела на свами, как на своего духовного отца. В конце концов, попросили прийти меня. Когда я вошел, свами приподнялся в постели, и я спросил: «Свамиджи, что случилось?» «Ничего. А почему ты спрашиваешь?» «Все встревожены». «Обычно я медитировал ради двух вещей. Но сегодня скончались мои родители, и я опечален. Потому я и не медитирую». — Слова, сказанные свами показались мне очень странными. «Ваши родители умерли? Но вы же свами. Вы не имеете никакого отношения к своим родителям». «Нет, нет. У вас тоже есть родители. Когда они умрут, вы поймете. Привязанность была моей матерью, а гнев был моим отцом. Оба они умерли, и поэтому мне нечего делать. Теперь мне не нужно ничего делать», — так объяснил свами свое поведение. Когда вы преодолеете привязанность, гнев и гордость, медитация станет вашим естественным состоянием. Теперь вам не нужно будет садиться в определенную позу для медитации: вся ваша жизнь станет своеобразной медитацией.
Если продолжать пользоваться медицинской терминологией, то четвертый путь Учения (путь Отречения) можно назвать путем «хирургической операции».
Отречение, как и другие практики, начинается с внешних феноменов и в первую очередь касается социальных связей, имущества, желаний и привязок. Человек предстает перед Богом, как младенец, во всей своей чистоте и «нищете», отказываясь от всего суетного, наносного, временного, оставляя только необходимое для выживания. Данный вид практики, как правило, встречается в монастырях и среди странствующих монахов отшельников.
Стадия отречения от имущества и социума является подготовительной к передаче специального состояния от Мастера.
Необходимо заметить, что восприимчивость к данному виду практики существует далеко не у всех ищущих.
Порой проходит много лет, прежде чем ученик будет готов воспринять специальное состояние, и все эти годы он находится под присмотром и чутким руководством Учителя или следует другим видам практики.
Практика состояния в разных традициях носит разные названия: Риг-Па в Дзогчен, Шикантаза (высшая степень Дзадзен) в Дзен-буддизме и др.
Специальное состояние или, как его еще называют, состояние парадокса – это особое состояние ума, в котором человек просто не вступает «на тропу» различающего мышления, зараженного самоопределением, оставаясь в девственно-чистом интуитивном, чувственном и конкретном уме, когда отсутствует «мысль о мысли», но присутствует непосредственный чувственный опыт и конкретное знание об окружающем мире.
Эти виды мышления являются незараженными самоопределением у любого человека, поскольку для самоопределения в нем просто нет места. Однако длительное пребывание в таком состоянии, как правило, дается нелегко и не сразу, слишком сильны тенденции различающего (а в ситуации зараженного мышления – разделяющего) ума.
Введение в специальное состояние осуществляется Мастером. Затем Ученик на протяжении долгих лет ежедневно практикует это состояние. Необходимо заметить, что Ученик, даже способный к устойчивой практике, не является пробужденным, поскольку, при вхождении его в различающий ум, самоопределение продолжается.
Практика может длиться долгие годы и даже десятилетия прежде, чем Ученик ясно увидит разворачивание игры в отдельность при вступлении «на поле» различающего мышления. В этот момент фактические границы перестают существовать, практикующий прозревает в природу ума и необходимость в дальнейшей практике отпадает.
Профанация пути:
Древнейший и необыкновенно красивый путь Парадокса находит своих последователей и в современном мире. Под руководством мудрых Учителей в Монастырях и школах, монахи постигают этот вид практики.
Однако, огромное количество ищущих, прочитавших тексты древних мудрецов следовавших по пути Отречения или просто где-то слышавших обрывки их цитат и изречений, являются источником профанации данного пути.
Профанация №1 «Момент сейчас»
Можно сказать, что вся энергия мышления в данном состоянии сознания остается в непосредственном переживании момента, отсюда, так частое встречающееся в кругах ищущих спекулирование «моментом сейчас», который необходимо, то ли практиковать, то ли туда возвращаться. Конечно, ни один человек в мире не может покинуть «момент сейчас» и все призывы туда вернуться кажутся полнейшим абсурдом.
Тут мы имеем дело с неверно понятым указателем на данную практику. Когда мышление действительно занято лишь непосредственным переживанием, просто некому это зафиксировать. В таком состоянии нет места самоопредлелению, соответственно, нет никакого «другого момента» на фоне которого можно обозначить «сейчас». Любой «момент сейчас», который зафиксирован – это уже, конечно, не «он», а только мысль о «моменте», наделенная реальностью.
Профанация № 2 «Нет мыслей»
Еще одной характерной чертой специального состояния является отсутствие «мысли о мысли», то есть можно сказать, что мысли есть, как конкретное знание, а вот фиксация мысли отсутствует. Но если практика специального состояния проводится правильно, то некому утверждать как присутствие, так и отсутствие мысли, по большому счету, это просто никого не интересует. А любое зафиксированное «отсутствие мыслей» — это только мысль «об отсутствии мыслей» опять же наделенная реальностью. Интересно, что многими ищущими это состояние принимается за пробуждение.
Профанация №3 «Просветленное животное»
В данном случае мы имеем дело сразу с несколькими ошибками. Во-первых, состояние практики, которое действительно можно сравнить с мышлением высокоорганизованного животного (нет различающего 3Д мышления) принимается за пробуждение. Затем из слухов и тезисов, вырванных из контекста Учения, возникает собирательный образ Просветленного, как глуповатого, но весьма добродушного животного «без мыслей, без желаний, без оценок, без суждений» и пр. После этого начинается моделирование подобного карикатурного состояния с помощью практик или наркотических веществ. Думаю, не следует даже говорить об абсурдности подобной трактовки Учения.
Профанация № 4 «Просветление для отшельников»
Многие люди считают путь Отречения единственным «истинным» путем недвойственного учения, способным привести к пробуждению. Поскольку, далеко не каждый человек готов отказаться от социальной жизни во имя постижения, просветление (пробуждение, освобождение от самоопределения) объявляется чем-то далеким, асоциальным и не слишком важным, и откладывается на «мою следующую жизнь, когда я буду готов уйти в монастырь».
Такой взгляд не выдерживает никакой критики, потому что существует еще три практики, позволяющие постичь природу ума и освободиться от заражения самоопределением, не выходя «за пределы» различающего мышления и соответственно мирской жизни и социума.
Профанация №5 « Путаница: Отречение и Отрицание».
Часто путь Отречения, являющийся преимущественно монастырской традицией, путают с путем Отрицания, который подходит, в том числе, и для мирян и заключается, в честном исследовании каждого феномена, и признанием его «нереальности», а также условности границ между феноменами. Подробно о пути отрицания, можно прочитать здесь.
Человек, следующий путем Отрицания, не должен отказываться от феноменов, так как это будет подтверждать их реальность и значимость, а только исследовать.
Не стоит путать эти два принципиально-разных подхода.
Профанация №6 «Самоистязание»
Эта профанация очень древняя, вспомните некоторые направления раннего христианства, в которых считалось, что каждый христианин должен повторить все страдания Христа.
Вместо отречения от всего лишнего, наносного, мешающего практике и уединению, человек начинает истязать себя во имя какой-то «высшей цели». Подобный подход, разумеется, никуда не ведет и является только очередной деструктивной стратегией разделяющего мышления.
Учение никогда не призывает к причинению вреда живому существу или к борьбе с проявленным миром в том или ином виде.
Путь Отречения, как и любой другой путь постижения, таит в себе огромное количество ловушек и подводных камней, которые никак нельзя преодолеть ищущему, не заручившись поддержкой Мастера, доверие которому безгранично.
В заключение хочется привести притчу из книги Шри Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов», в которой он подробно рассказывает о следовании пути Отречения под руководством своего учителя, великого гуру Бабаджи.
Притча:
Потерять — значит приобрести.
Был некий свами, который имел обыкновение всюду путешествовать со своим учеником. Все члены семьи ученика очень любили и уважали этого свами, потому что он был образцом дисциплинированного и высоко духовного человека. Он всегда вставал до восхода солнца, купался, а затем садился и часами медитировал. Но однажды рано утром, когда было еще темно, этот свами закричал своему ученику: «Эй, дай мне поесть!» «Господин, но сейчас время купания», — возразил ему ученик. «Сейчас же дай мне поесть! Я голоден». Свами поел, потом пошел и искупался. После купания он опорожнил свой кишечник и снова отправился спать. Он делал все шиворот-навыворот и взбудоражил всех, кто жил в доме. Они решили, что он сошел с ума. Жена сказала: «Наш учитель прекрасный человек. Мы должны помочь ему». Она вызвала врачей и попросила их: «Не тревожьте его разговорами на медицинскую тему. Скажите ему: „Мы пришли к вам учиться“. Ведите себя вежливо, пожалуйста». Войдя в комнату свами, врачи стали вести себя, как ученики, потому что им за это было заплачено. «Как вы поживаете, гурудева», — обратились они к свами. Тот не ответил. Видя, что он не шевелится, врачи решили, что он в коме. Один из них проверил его зрачки: они были неподвижны. Другой обнаружил у него слабый пульс. «Я думаю, что он не выживет», — сказал один другому. Третий врач, приставив к груди свами стетоскоп и обнаружив, что биение сердца слабеет, сообщил: «У него останавливается сердце». Женщина, бывшая в доме, зарыдала, потому что всегда смотрела на свами, как на своего духовного отца. В конце концов, попросили прийти меня. Когда я вошел, свами приподнялся в постели, и я спросил: «Свамиджи, что случилось?» «Ничего. А почему ты спрашиваешь?» «Все встревожены». «Обычно я медитировал ради двух вещей. Но сегодня скончались мои родители, и я опечален. Потому я и не медитирую». — Слова, сказанные свами показались мне очень странными. «Ваши родители умерли? Но вы же свами. Вы не имеете никакого отношения к своим родителям». «Нет, нет. У вас тоже есть родители. Когда они умрут, вы поймете. Привязанность была моей матерью, а гнев был моим отцом. Оба они умерли, и поэтому мне нечего делать. Теперь мне не нужно ничего делать», — так объяснил свами свое поведение. Когда вы преодолеете привязанность, гнев и гордость, медитация станет вашим естественным состоянием. Теперь вам не нужно будет садиться в определенную позу для медитации: вся ваша жизнь станет своеобразной медитацией.
(62):
Omeshvara, Dragon, veter, hagen, Felix, sni, Katya, O-lyalya, Sakura, andr14, Amin, kiv111, Yota, Mira, Metamax, merilinnn, Nau, Yuka, afanto, Sky_ua, Denis, Rikirmurt, Shine, galya, matti, Ozi, Aleksey, Skater, INAYA, Inguren, Sevanti, dima87, sasha, Eya, ashtavakra, Luna, atmaom, wwwatcher, anait, Natahaalala, Mint, Mike, Katrin, Christi_iner, KetrinStep, Karmila, Jaisonkrid, Kleo, hahakiri, makkiz, Alless, Yarik, spart, Mikeda, Irene, A_Hu, Kapelka, GodFather, sergei-maksimchuk, deleted2, serg, artefan
(1):
Rupamati
32 комментария
Знаете, вот эти слова: навели на мысль о появлении новых перспектив и образов Просветленных/Пробужденных…
Именно подобные прочитанные/услышанные фразы каким-то образом способствуют формированию наших представлений о «том, что будет, когда....» Дальше всем известно, к тому же у каждого — свои модификации:)… И когда Мастер говорит:«Посмотрите с полной искренностью ЧТО вас греет! какие перспективы?», мы дружно НЕ ЖЕЛАЕМ признавать, что у ВСЕХ ИЩУЩИХ они есть. Иначе ЧЕГО же мы ищем? Что пытаемся вычитать? И… ради ЧЕГО???
Вот после того, как что-то «волшебное» произойдет (=перещелкнет), для НАС (читай: для Я)всё будет в кренделях… Тьфу ты… Простите.
Но ведь действительно ЕСТЬ и МАНЯТ эти перспективы как некая другая реальность, приближение которой можно ускорить (старание, практика, смирение, послушание)… Вот они — страдание. Тут тебе и «я», и авторство, и…
И тогда только — приятие...:) Да-да… вместе с идеями о перспективах:)))
Может не так уж всё и плохо, ведь по сути, человек который видит гнев он его признаёт и это признание есть сама Искренность, которая пробивается сквозь действующую ментальную конструкцию «я», но привычные тенденции «я» перекручивают и получается мысль «я гневающаяся и плохая, но хочу быть хорошей как вон тот дядька»… а у дядьки просто есть игрушка, на которую ещё никто не наступал :)
Потому Мастера и говорят, пока есть «я» в том виде в той привычной действующей ментальной форме, то и будет происходить «перекручивание» :)
Иногда, довольно редко у меня случались попадания в подобное состояние. Нет фиксации мыслей, да и регистрация этого состояния происходит после выхода, и понимаешь, что не спал, мысли шли потоком, без комментариев, вторичных мыслей о мысле и отсутствии понятия времени ну пять минут, или полтора часа не понятно, только часы могут подсказать сколько прошло. Я называл это медитацией и дорожил этими опытами. Когда познакомился с Драконом, он мне обьяснил, что подобные штуки ни к чему не ведут, и если увлекаться, то еще и повредят «познающую природу», короче убрал важность совсем. А на на встрече Дракон как-то меня вводил куда-то :))) Итог, сейчас если я задам какую-то задачу уму типа коана, логический ум отключается через 5-10 минут и я оказываюсь в описанном состоянии. Чисто развлечение, а если еще перейти в состояние сна, то сон будет на заданную предварительно тему. Развлечение очень забавное, интересное и безусильное.
Я не про путь отречения, а о специальном состоянии. Это похоже на то, что я описываю???