11 мая 2011, 22:30
Свами Аннамалай: Ум и внимание (отрывок из книги «Свет Аруначалы»)
Вопрос: Свами считает, что лучшее для нас – это молчание?
Аннамалай: Если вы молчите – это хорошо. Но если у вас есть какие-то сомнения, то лучше поговорить о них и прояснить их.
Вопрос: Мы привыкли направлять наше внимание вовне, а не вовнутрь. Мы думаем о людях и предметах, потому что привязаны к ним, а не по какой-либо иной причине. Я начинаю понимать, насколько трудно отказаться от этой привычки.
Аннамалай: Дай уму идти туда, куда он хочет. Тебе нет нужды обращать внимание на все его блуждания. Просто будь самим Я и не тревожься по поводу деятельности ума. Если у тебя будет такое отношение, блужданий ума станет меньше и его активность ослабнет.
Ум целый день блуждает только потому, что ты отождествляешься с ним и обращаешь внимание на все его действия. Если бы ты мог крепко удерживаться только в качестве Сознания, у мыслей не было бы сил отвлекать тебя. Когда ты не заинтересован в мыслях, они увядают, едва появившись. Вместо того чтобы цепляться за другие мысли, которые затем порождают другие бесчисленные мысли и идеи, они возникают лишь на секунду-другую, а потом исчезают. Твои васаны заставляют мысли выходить на поверхность. Как только они вышли на поверхность, они будут снова и снова воссоздавать одни и те же цепчки и модели. Если у тебя есть какие-то желания и привязанности, мысли о них будут постоянно появляться в уме. Ты не можешь с ними бороться, потому что они будут лишь разрастаться на том внимании, которое ты им даешь. Если ты попробуешь их подавить, то сделать ты это сможешь, только обратив на них свое внимание, а значит опять отождествившись с умом. Этот метод никогда не срабатывает. Поток мыслей ты сможешь остановить, только потеряв всякий интерес к ним.
Если ты остаешься в источнике, в Я, ты легко можешь перехватывать каждую возникающую мысль. Если ты не перехватываешь мысли в момент возникновения, они прорастают, превращаются в деревца и, если ты все еще продолжаешь ими пренебрегать, вырастают в огромные деревья. Обычно невнимательный садхака перехватывает мысли, когда они уже на стадии деревьев.
Если ты можешь беспрерывно осознавать каждую мысль во время ее возникновения т быть настолько безразличен к ней, что она не прорастает и не разрастается, ты на верном пути, ведущем к избавлению от путаницы ума.
Непрерывное внимание придет только с продолжительной практикой. Если ты по-настоящему бдителен, каждая мысль будет растворяться в момент своего возникновения. Но чтобы достичь такого уровня разассоциированности, у тебя вообще не должно быть привязанностей. Если у тебя есть хоть малейшая заинтересованность в какой-либо конкретной мысли, она ускользнет от твоего внимания, соединится с другими мыслями и через несколько секунд овладеет твоим умом. Это произойдет еще быстрее если у тебя есть привычка эмоционально реагировать на отдельные мысли. Если некоторые мысли вызывают такие эмоции, как тревога, гнев, любовь, ненависть или ревность, эти реакции будут подключаться к возникающим мыслям и усиливать их. Эти реакции часто становятся причиной того, что ты на секунду-другую теряешь внимание. Такого рода оплошность дает мысли более чем достаточно времени, чтобы разрастись.
Нельзя быть бездеятельным и нужно быть бесстрастным, когда появляются такого рода мысли. Твои желания и пристрастия – это просто реакции на мысли, появляющиеся в сознании. И то и другое, можно победить, не реагируя на возникающие новые мысли.
Если не уделять никакого внимания содержанию ума, можно полностью выйти за его пределы. А как только ты вышел за пределы ума, тебе уже никогда не придется тревожиться за него!
После своей реализации царь Джанака сказал: «Теперь я нашел того вора, который воровал мое счастье. Я больше не дам ему это делать.» Тем вором, который воровал его счастье, был ум.
Если ты постоянно смотришь во все глаза, воры не могут войти. Проникнуть вовнутрь они могут только тогда, когда ты заснул и храпишь. Подобным образом, если ты постоянно бдителен, ум не может ввести тебя в заблуждение. Он может возобладать над тобой, если тебе не удасется удерживать внимание на возникающих мыслях.
8 комментариев
Я тут вспомнил Вернера — он чуть ли не слово в слово часто такое говорил :)))
Вопрос: что значит «не реагировать на мысли». Это же не значит, что после того как я реагирую, я думаю «так, больше реагировать не буду». Это ж другая мысль. Ведь реакция либо будет, либо нет, мысль о ней либо будет, либо нет.
Хотя что-то у меня ощущение, что в общем-то все понятно, а я просто разумничался :) А может что-то непонятно, но я не пойму что :)))
Все ясно, спасибо! :)