1 октября 2014, 22:19
ЗАВЕСА ВОСПРИЯТИЯ
Это первая из серии четырёх статей Горана Бэклунда www.uncoveringlife.com/
Перевод с английского
Если я закрою глаза, мир исчезнет.
Не действительный мир, конечно, но мой визуальный его образ. И я могу заставить этот образ появиться и исчезнуть просто открывая и закрывая глаза. Визуальный образ, в совокупности с другими ощущениями, составляющими мой опыт, являются тем, как я воспринимаю мир.
Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — это то, из чего сделан мир для меня. Это мои чувства, и через них я воспринимаю вообще что-либо. Если бы я мог как-то остановить их, мир прекратил бы существовать для меня, но реальный мир, мир который не зависит от меня, остался бы. Таким образом, мы должны заключить, что мир и моё его восприятие — это не одно и то же. Мир это что-то одно, а моё восприятие его это нечто совершенно иное — ибо если существование визуального образа зависит от того, открыты мои глаза или нет, а существование мира не зависит от этого, то они не могут быть одним и тем же.
Таким образом, у нас есть с одной стороны мир, а с другой стороны — наше его восприятие. Однако, восприятие мира не целиком образует наше сознание — сюда входят так же наши тело и ум. Совокупный образ восприятия в каждый определённый момент времени содержит все ощущения, составляющие мир, чувства, составляющие тело, и наши мысли — всё содержится в одном переживании. Мир, тело и ум — все являются частью одной панорамы, и вместе они составляют содержимое нашего сознания.
Наше сознание это не только место, где появляется это содержимое, но оно также и воспринимает всё это. Нет разделения между содержимым и его переживанием — присутствие содержимого это то, чем является переживание. Можно представить себе самоосознающий телеэкран, который воспроизводит фильм, и в то же время смотрит его. Но в отличии от простого телевизора этот экран обеспечивает полноценное трёхмерное переживание со звуком вокруг.
Фактически, здесь не требуется мышления, просто смотрение. Сознание есть прямо здесь. И также, как природа кинообразов это экран, природа всех переживаний — сознание. Это то, чем является переживание.
Интуитивно кажется, что переживание даёт нам прямой доступ к реальному миру, но в действительности мы испытываем лишь содержимое нашего сознания. Таким образом, видимый нами мир не является реальным миром — это эмпирическое его изображение. И это изображение — постоянно обновляющееся гипотетическое описание себя и мира вокруг нас — это всё, с чем мы можем столкнуться. Вы ничего не можете сделать, чтобы испытать что-то отличное от содержимого вашего сознания. По этой причине реальный мир — мир, независимый от опыта — не может быть познан. Мир, как он есть в реальности, всегда за пределами досягаемости, ибо когда его переживают, он становится опытом и, таким образом, представлением.
Вопрос: Но я чувствую, что напрямую осознаю реальный мир.
Если мы находимся в прямом контакте с действительными вещами, тогда как получается, что прямая палка кажется изогнутой, если её наполовину погрузить в воду? Она изгибается на самом деле? Иллюзии налицо в повседневном опыте. Радуга только кажется, что существует, но при пристальном рассмотрении её нигде нельзя обнаружить. Тарелка может казаться круглой с одного угла, и овальной с другого. Синяя дверь будет зелёной при определённом освещении, а змея на дороге окажется простой верёвкой. Но реальная палка не изгибается при погружении в воду. То, что вы переживаете, это ментальное представление, внутренняя копия, составленная из воспринимаемых образов в вашем сознании. Если ваш друг посмотрит на палку с другого угла, он будет воспринимать её совершенно по-иному, радикально отлично от вас, хотя вы оба смотрите на один и тот же объект. Сама палка не меняется в зависимости от того, кто на неё смотрит, поэтому отличием должно быть ваше ментальное представление.
Идея такого представления об остальном мире может быть и верна, но всё же кто-то может по-прежнему думать, что мы находимся в прямом контакте с телом. Тело это личный опыт, никто больше не может знать, как вы его переживаете, вот почему возникает такое впечатление. Но переживание тела подвержено тем же иллюзиям восприятия, что встречаются в мире. Фантомные боли — один пример. Лихорадка или отравление — другой. Эти состояния вызывают изменения в восприятии тела, не изменяя самого тела. Как и к миру, к телу можно получить доступ только через представление, появляющееся в нашем сознании.
Вопрос: Я всё же не понимаю, как объекты могут находиться внутри. В моём опыте объекты видятся снаружи меня.
Может показаться, что физические объекты где-то там, вне нас. Но их переживание, наше представление о них, существует внутри нас. Физические объекты кажутся внешними потому, что мы всегда определяем их пространственно относительно себя. Это способность ума. Я сужу о расстоянии до физических объектов, воспринимая их, но само восприятие прямо здесь, в моём сознании. Спросите себя, глядя на луну: «Какое расстояние от меня до ощущения луны?» Вы обнаружите, что расстояния вообще нет. Луна может быть далеко, но это наше суждение о содержании опыта, а не сам опыт. Опыт (восприятие) и его содержание — прямо здесь.
Наше представление это завеса, скрывающая мир. Это завеса восприятия, и оно целиком составляет наш опыт. Но если всё, с чем мы можем столкнуться, это наши ощущения, то как мы можем знать, что наше понимание мира соответствует тому, что есть на самом деле? По сути, какие гарантии у нас есть, чтобы верить, что что-либо вообще существует? Что если моё собственное тело и другие люди это всего лишь то, что воспроизводится сегодня на экране восприятия?
Все научные теории, пытающиеся объяснить мир — как внешние объекты влияют на наши ощущения и как наш мозг перерабатывает эту информацию в чувственное содержание, или как субатомные частицы являются сущностью всего на свете — это теории, исходящие из наблюдения мира. Но единственный мир, который учёный может наблюдать, это мир, исходящий из ощущений. И таким образом, все эмпирические данные происходят не из реального мира, но из нашего представления о нём.
Когда мы наблюдаем падающее яблоко и создаём теорию, описывающую его движение, наша теория может лишь рассказать о том, что нам кажется. Это действительно только в отношении к нашему представлению, но не к самому миру. Если наши представления неточны, таковы и наши теории. Напившийся в стельку учёный может создать теорию шатающегося мира. Эта теория будет научно обоснована в том смысле, что все эмпирические данные, которые он извлекает из видимости, согласуются с его теорией. Однако, когда он протрезвеет, он поймёт, что шатался не мир, а его представление о нём.
Распространённое убеждение среди склонных к науке людей состоит в том, что наше сознание возникает из физических процессов, происходящих в мозге внутри нашей головы. Но голова, которую мы хорошо знаем, как свою собственную, это не наша настоящая голова — это просто изобразительная модель, расположенная внутри нашего представления о мире. И таким образом, то, что по нашему мнению является вместилищем нашего сознания, само состоит из ощущений.
Но всё это, наше представление о мире и самих себе, должно затем вмещаться внутри нашей настоящей, реальной головы. Или по крайней мере это то, во что мы верим — поскольку если реальная голова находится снаружи завесы восприятия, то как мы можем знать, что она существует? А что если механизм появления нашего сознания имеет какое-то другое объяснение? Возможно, мы все живём в какой-то компьютерной симуляции. Возможно, ваша жизнь это всего лишь сон. Что если сознание это просто неотъемлемая функция реальности?
Жизненные последствия этого могут сбить вас с толку. «Кто я? Я думал, что я это тело, но я знаю, что тело это не более чем ощущения, а я обычно не считаю себя переживанием. Что я тогда? Мои мысли? Они тоже переживаются. Я это что-то, что выходит за пределы восприятия? Как я могу знать своё истинное „Я“, если оно за пределами восприятия?» Эти вопросы волновали не только философов, но и простых людей на улицах сотни, если не тысячи, лет.
Наше понимание природы реальности основывается на единственной вере, что наши ощущения и переживания соответствуют реальному миру. И восприятие самих себя кажется истинной оценкой того, кто мы есть. Но чтобы найти суть бытия и обнаружить истину мироздания, мы должны пронзить завесу восприятия, ибо ключ к тайне лежит на другой стороне.
Перевод с английского
Если я закрою глаза, мир исчезнет.
Не действительный мир, конечно, но мой визуальный его образ. И я могу заставить этот образ появиться и исчезнуть просто открывая и закрывая глаза. Визуальный образ, в совокупности с другими ощущениями, составляющими мой опыт, являются тем, как я воспринимаю мир.
Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — это то, из чего сделан мир для меня. Это мои чувства, и через них я воспринимаю вообще что-либо. Если бы я мог как-то остановить их, мир прекратил бы существовать для меня, но реальный мир, мир который не зависит от меня, остался бы. Таким образом, мы должны заключить, что мир и моё его восприятие — это не одно и то же. Мир это что-то одно, а моё восприятие его это нечто совершенно иное — ибо если существование визуального образа зависит от того, открыты мои глаза или нет, а существование мира не зависит от этого, то они не могут быть одним и тем же.
Таким образом, у нас есть с одной стороны мир, а с другой стороны — наше его восприятие. Однако, восприятие мира не целиком образует наше сознание — сюда входят так же наши тело и ум. Совокупный образ восприятия в каждый определённый момент времени содержит все ощущения, составляющие мир, чувства, составляющие тело, и наши мысли — всё содержится в одном переживании. Мир, тело и ум — все являются частью одной панорамы, и вместе они составляют содержимое нашего сознания.
Наше сознание это не только место, где появляется это содержимое, но оно также и воспринимает всё это. Нет разделения между содержимым и его переживанием — присутствие содержимого это то, чем является переживание. Можно представить себе самоосознающий телеэкран, который воспроизводит фильм, и в то же время смотрит его. Но в отличии от простого телевизора этот экран обеспечивает полноценное трёхмерное переживание со звуком вокруг.
Фактически, здесь не требуется мышления, просто смотрение. Сознание есть прямо здесь. И также, как природа кинообразов это экран, природа всех переживаний — сознание. Это то, чем является переживание.
Интуитивно кажется, что переживание даёт нам прямой доступ к реальному миру, но в действительности мы испытываем лишь содержимое нашего сознания. Таким образом, видимый нами мир не является реальным миром — это эмпирическое его изображение. И это изображение — постоянно обновляющееся гипотетическое описание себя и мира вокруг нас — это всё, с чем мы можем столкнуться. Вы ничего не можете сделать, чтобы испытать что-то отличное от содержимого вашего сознания. По этой причине реальный мир — мир, независимый от опыта — не может быть познан. Мир, как он есть в реальности, всегда за пределами досягаемости, ибо когда его переживают, он становится опытом и, таким образом, представлением.
Вопрос: Но я чувствую, что напрямую осознаю реальный мир.
Если мы находимся в прямом контакте с действительными вещами, тогда как получается, что прямая палка кажется изогнутой, если её наполовину погрузить в воду? Она изгибается на самом деле? Иллюзии налицо в повседневном опыте. Радуга только кажется, что существует, но при пристальном рассмотрении её нигде нельзя обнаружить. Тарелка может казаться круглой с одного угла, и овальной с другого. Синяя дверь будет зелёной при определённом освещении, а змея на дороге окажется простой верёвкой. Но реальная палка не изгибается при погружении в воду. То, что вы переживаете, это ментальное представление, внутренняя копия, составленная из воспринимаемых образов в вашем сознании. Если ваш друг посмотрит на палку с другого угла, он будет воспринимать её совершенно по-иному, радикально отлично от вас, хотя вы оба смотрите на один и тот же объект. Сама палка не меняется в зависимости от того, кто на неё смотрит, поэтому отличием должно быть ваше ментальное представление.
Идея такого представления об остальном мире может быть и верна, но всё же кто-то может по-прежнему думать, что мы находимся в прямом контакте с телом. Тело это личный опыт, никто больше не может знать, как вы его переживаете, вот почему возникает такое впечатление. Но переживание тела подвержено тем же иллюзиям восприятия, что встречаются в мире. Фантомные боли — один пример. Лихорадка или отравление — другой. Эти состояния вызывают изменения в восприятии тела, не изменяя самого тела. Как и к миру, к телу можно получить доступ только через представление, появляющееся в нашем сознании.
Вопрос: Я всё же не понимаю, как объекты могут находиться внутри. В моём опыте объекты видятся снаружи меня.
Может показаться, что физические объекты где-то там, вне нас. Но их переживание, наше представление о них, существует внутри нас. Физические объекты кажутся внешними потому, что мы всегда определяем их пространственно относительно себя. Это способность ума. Я сужу о расстоянии до физических объектов, воспринимая их, но само восприятие прямо здесь, в моём сознании. Спросите себя, глядя на луну: «Какое расстояние от меня до ощущения луны?» Вы обнаружите, что расстояния вообще нет. Луна может быть далеко, но это наше суждение о содержании опыта, а не сам опыт. Опыт (восприятие) и его содержание — прямо здесь.
Наше представление это завеса, скрывающая мир. Это завеса восприятия, и оно целиком составляет наш опыт. Но если всё, с чем мы можем столкнуться, это наши ощущения, то как мы можем знать, что наше понимание мира соответствует тому, что есть на самом деле? По сути, какие гарантии у нас есть, чтобы верить, что что-либо вообще существует? Что если моё собственное тело и другие люди это всего лишь то, что воспроизводится сегодня на экране восприятия?
Все научные теории, пытающиеся объяснить мир — как внешние объекты влияют на наши ощущения и как наш мозг перерабатывает эту информацию в чувственное содержание, или как субатомные частицы являются сущностью всего на свете — это теории, исходящие из наблюдения мира. Но единственный мир, который учёный может наблюдать, это мир, исходящий из ощущений. И таким образом, все эмпирические данные происходят не из реального мира, но из нашего представления о нём.
Когда мы наблюдаем падающее яблоко и создаём теорию, описывающую его движение, наша теория может лишь рассказать о том, что нам кажется. Это действительно только в отношении к нашему представлению, но не к самому миру. Если наши представления неточны, таковы и наши теории. Напившийся в стельку учёный может создать теорию шатающегося мира. Эта теория будет научно обоснована в том смысле, что все эмпирические данные, которые он извлекает из видимости, согласуются с его теорией. Однако, когда он протрезвеет, он поймёт, что шатался не мир, а его представление о нём.
Распространённое убеждение среди склонных к науке людей состоит в том, что наше сознание возникает из физических процессов, происходящих в мозге внутри нашей головы. Но голова, которую мы хорошо знаем, как свою собственную, это не наша настоящая голова — это просто изобразительная модель, расположенная внутри нашего представления о мире. И таким образом, то, что по нашему мнению является вместилищем нашего сознания, само состоит из ощущений.
Но всё это, наше представление о мире и самих себе, должно затем вмещаться внутри нашей настоящей, реальной головы. Или по крайней мере это то, во что мы верим — поскольку если реальная голова находится снаружи завесы восприятия, то как мы можем знать, что она существует? А что если механизм появления нашего сознания имеет какое-то другое объяснение? Возможно, мы все живём в какой-то компьютерной симуляции. Возможно, ваша жизнь это всего лишь сон. Что если сознание это просто неотъемлемая функция реальности?
Жизненные последствия этого могут сбить вас с толку. «Кто я? Я думал, что я это тело, но я знаю, что тело это не более чем ощущения, а я обычно не считаю себя переживанием. Что я тогда? Мои мысли? Они тоже переживаются. Я это что-то, что выходит за пределы восприятия? Как я могу знать своё истинное „Я“, если оно за пределами восприятия?» Эти вопросы волновали не только философов, но и простых людей на улицах сотни, если не тысячи, лет.
Наше понимание природы реальности основывается на единственной вере, что наши ощущения и переживания соответствуют реальному миру. И восприятие самих себя кажется истинной оценкой того, кто мы есть. Но чтобы найти суть бытия и обнаружить истину мироздания, мы должны пронзить завесу восприятия, ибо ключ к тайне лежит на другой стороне.
25 комментариев
Жизненные последствия этого могут сбить вас с толку. «Кто я? Я думал, что я это тело, но я знаю, что тело это не более чем ощущения, а я обычно не считаю себя переживанием. Что я тогда? Мои мысли? Они тоже переживаются. Я это что-то, что выходит за пределы восприятия? Как я могу знать своё истинное „Я“, если оно за пределами восприятия?» Эти вопросы волновали не только философов, но и простых людей на улицах сотни, если не тысячи, лет.
Ты есть То! :)
Обретение этого ЗНАНИЯ и будет «снятием завесы». :) Но сама «завеса» при этом никуда не денется. ;)