20 июля 2015, 15:08
Как отбросить отождествление с телом. Скотт Килоби
Раньше, читая духовную литературу, где использовались инструкции по достижению «не-мысли» или «не-ума», мне казалось это совершенно невозможной задачей. Но я был достаточно наивным, и стал пробовать. Попробовав, я увидел множество пролетающих мыслей. Поначалу это были в основном привязанные ко времени мысли-истории о прошлом и будущем, те самые, которые каждый переживает как «я». Но просто придерживаясь наблюдения за тем, как они приходят и уходят, не цепляясь и не отталкивая ни одну из них, я пришёл к реализации «не-ума». Давайте назовём такое наблюдение за мыслями «инструкцией №1». Эта реализация не является переживанием безмыслия. Переживания абсолютного безмыслия происходили и продолжают происходить. Реализация «не-ума» это непрерывное, ежемоментное видение, что мысли возникают и пропадают, но ни одна из них не является «мной». У них нет вещественной природы. Они непостоянны. Они приходят из ниоткуда и уходят в никуда. Они не приходят и уходят в ум или к уму. «Ум» это просто ещё одна мысль, а следовательно, и термин «не-ум». После осознания этого все плоды, обещанные в книгах, раскрыли себя тем или иным образом. Были свет, любовь, блаженство и все сорта переживаний пустоты, Единства и не-я. Но всё это также было лишь переживаниями. А, как и мысли, переживания приходят и уходят. Это стало очень ясно.
Всё это было легко. Но несмотря на все эти переживания и осознания, тело вело себя совершенно иначе. Оно содержало всю боль, которая не была до сих пор проработана. Оно хранило все противоречия, присущие воплощённому человеку. Оно включало в себя блокировки и всевозможные странные ощущения, препятствуя ровному течению энергии. Оно несло в себе все импульсы моих пристрастий и видимые угрозы моих беспокойств. Наблюдая относительно тела, я начал замечать разницу между эмоциями и более плотными ощущениями, которые казались физическими, почти структурными. Эти последние включали в себя блокировки и напряжения, которые заставляли тело чувствовать себя как-то тупо, даже когда ум был свободным от отождествления с мыслями-историями.
Что касается эмоций, ключом было просто ощущать их. Это значило вчувствоваться в них без мыслей, и позволять им просто свободно дрейфовать, не пытаясь избегать, зафиксировать или бороться с ними. Это также было довольно просто. Давайте назовём этот способ быть с эмоциями «инструкцией №2», поскольку это отличается от инструкции №1. Здесь ты не наблюдаешь, но вместо этого вчувствуешься в эмоции безо всякой мысли, как будто они никому не принадлежат (а они действительно никому не принадлежат). Какое бы послание ни несла эмоция, этого понимания можно достигнуть и работать с ним, не цепляясь за эмоцию. Я говорю это для всех тех, кто может сказать: «Но разве эмоция не существует для того, чтобы мне что-то сказать или помочь действовать?» Да, возможно. Но всё равно можно не цепляться за эмоцию, даже когда производится действие или происходит реакция.
Когда я говорю, что выполнять инструкцию №2 было просто, я не имею в виду, что это было легко. Это было просто интуитивно. С каждой эмоциональной волной сначала была тенденция избежать, зафиксировать или ощущать её. Но присутствуя в каждой эмоции, я увидел, что они тоже не являются «мной». Они тоже непостоянны. Вчуствоваться в них казалось интуитивно верным, поскольку я провёл почти всю свою жизнь, пытаясь избегать, фиксировать или бороться с ними. Цепляние за эмоции привело к применению инструкции №2, так же, как цепляние за историю привело к инструкции №1. Это на значит, что время от времени мысли-истории и эмоции не возникают. Они возникают. Но когда не цепляешься за них, видно, что они не вещественны. Они не только не определяют меня. Но они не являются мной. То, чем я являюсь, нельзя ни коим образом определить или постичь. Даже сказать, что я это сознание или Дао или пустота, значит уйти слишком далеко. Эти мысли приходят и уходят, и за них нет цепляния. А если возникает цепляние, инструкция №1 — хорошее лекарство. В таком способе бытия нет никакого нигилизма, так как нигилизм это ещё один набор мыслей-историй, которые не были изучены в ходе выполнения инструкции №1.
Но тело со своими более плотными ощущениями было буквально совсем другой историей. Сначала я не видел, что оно было серией образов в уме. Оно было буквально историей, рассказанной появляющимися образами. Но опять же, сначала я этого не видел. Всё казалось физическим — от блокировок и напряжений до костей и мышц. И пока эти блоки были там, привычное поведение продолжалось в той или иной форме. А пока отделённость ощущается в теле, будут попытки ухватиться за что-то вовне, чтобы излечить эти блокировки и напряжения. Но в последующем исследовании я заметил, что я знаю обо всём этом и знаю само тело в основном посредством прихода и ухода этих образов. Вчувствоваться в эти образы не имело смысла. Как это сделаешь? Ведь это картинки. Так что я вернулся к началу. Если тело переживается главным образом как образы, значит эти образы — мысли. А правило для мыслей — видеть их, позволить им приходить и уходить, дать им пройти естественно, просто наблюдая это. В этом была вся разница. Тогда я понял, что все мириады способов, которыми люди пытаются исцелить тело, это, возможно, совершенно пустая трата времени, так как исцелять тело, относясь к нему как к чему-то большему, чем образы, ведёт прямиком к разочарованию. Это не значит, что лекарства, массаж, акупунктура и различные восточные и западные подходы к исцелению тела бесполезны. Нет, они определённо полезны. Но если есть отождествление с телом, сколь угодно многочисленные сеансы массажа или акупунктуры будут помогать только до некоторой степени. И лучшее лекарство, восточное или западное, будет лечить или иметь дело лишь с определённым элементом человеческого восприятия. Это отождествление приносит целую жизнь страданий, с которой нельзя ничего сделать, пока отождествление будет иметь место.
Когда я начал рассматривать тело как образы в уме, я просто стал отмечать, что они приходят и уходят. И блокировки начали сами по себе распадаться. Энергия, которая прежде текла с трудом или не текла вовсе, начала двигаться более гладко, вверх и наружу. Тело виделось как история, и если ты не отождествляешься с этой историей, больше нет отождествления с телом. Это не значит, что не возникают образы тела. Опять же, они возникают, но всё что нужно, это инструкция №1. Иногда эти блокировки освобождали эмоцию, и в этом случае я вчувствовался в эту эмоцию без мысли (инструкция №2). Тело стало ощущаться прозрачным, пустым, а также «не мной». Это было самым главным шагом вперёд на моём пути без пути.
Кто-то скажет, что не видит картинок, когда речь заходит о теле. Может быть и так. Доверьтесь своему опыту. Но исследуйте, откуда вы знаете, что то, что вы переживаете — тело? Видите ли вы форму или часть тела внутренним взором (в осознании)? Вы можете ощущать или чувствовать какие-либо формы? Имеют ли блокировки резервуар, края или границы? Если да, то вы переживаете тело посредством образов. Я предлагаю вам сделать так, как делал я — наблюдать их, как они есть. Видеть как они приходят и уходят. Если вы не видите образы, исследуйте мысли, которые текут сквозь сознание, говоря вам, что вы это ваше тело, или что ваше тело то или это. Всё это мысли. Инструкция №1 работает просто отлично.
Всё это было легко. Но несмотря на все эти переживания и осознания, тело вело себя совершенно иначе. Оно содержало всю боль, которая не была до сих пор проработана. Оно хранило все противоречия, присущие воплощённому человеку. Оно включало в себя блокировки и всевозможные странные ощущения, препятствуя ровному течению энергии. Оно несло в себе все импульсы моих пристрастий и видимые угрозы моих беспокойств. Наблюдая относительно тела, я начал замечать разницу между эмоциями и более плотными ощущениями, которые казались физическими, почти структурными. Эти последние включали в себя блокировки и напряжения, которые заставляли тело чувствовать себя как-то тупо, даже когда ум был свободным от отождествления с мыслями-историями.
Что касается эмоций, ключом было просто ощущать их. Это значило вчувствоваться в них без мыслей, и позволять им просто свободно дрейфовать, не пытаясь избегать, зафиксировать или бороться с ними. Это также было довольно просто. Давайте назовём этот способ быть с эмоциями «инструкцией №2», поскольку это отличается от инструкции №1. Здесь ты не наблюдаешь, но вместо этого вчувствуешься в эмоции безо всякой мысли, как будто они никому не принадлежат (а они действительно никому не принадлежат). Какое бы послание ни несла эмоция, этого понимания можно достигнуть и работать с ним, не цепляясь за эмоцию. Я говорю это для всех тех, кто может сказать: «Но разве эмоция не существует для того, чтобы мне что-то сказать или помочь действовать?» Да, возможно. Но всё равно можно не цепляться за эмоцию, даже когда производится действие или происходит реакция.
Когда я говорю, что выполнять инструкцию №2 было просто, я не имею в виду, что это было легко. Это было просто интуитивно. С каждой эмоциональной волной сначала была тенденция избежать, зафиксировать или ощущать её. Но присутствуя в каждой эмоции, я увидел, что они тоже не являются «мной». Они тоже непостоянны. Вчуствоваться в них казалось интуитивно верным, поскольку я провёл почти всю свою жизнь, пытаясь избегать, фиксировать или бороться с ними. Цепляние за эмоции привело к применению инструкции №2, так же, как цепляние за историю привело к инструкции №1. Это на значит, что время от времени мысли-истории и эмоции не возникают. Они возникают. Но когда не цепляешься за них, видно, что они не вещественны. Они не только не определяют меня. Но они не являются мной. То, чем я являюсь, нельзя ни коим образом определить или постичь. Даже сказать, что я это сознание или Дао или пустота, значит уйти слишком далеко. Эти мысли приходят и уходят, и за них нет цепляния. А если возникает цепляние, инструкция №1 — хорошее лекарство. В таком способе бытия нет никакого нигилизма, так как нигилизм это ещё один набор мыслей-историй, которые не были изучены в ходе выполнения инструкции №1.
Но тело со своими более плотными ощущениями было буквально совсем другой историей. Сначала я не видел, что оно было серией образов в уме. Оно было буквально историей, рассказанной появляющимися образами. Но опять же, сначала я этого не видел. Всё казалось физическим — от блокировок и напряжений до костей и мышц. И пока эти блоки были там, привычное поведение продолжалось в той или иной форме. А пока отделённость ощущается в теле, будут попытки ухватиться за что-то вовне, чтобы излечить эти блокировки и напряжения. Но в последующем исследовании я заметил, что я знаю обо всём этом и знаю само тело в основном посредством прихода и ухода этих образов. Вчувствоваться в эти образы не имело смысла. Как это сделаешь? Ведь это картинки. Так что я вернулся к началу. Если тело переживается главным образом как образы, значит эти образы — мысли. А правило для мыслей — видеть их, позволить им приходить и уходить, дать им пройти естественно, просто наблюдая это. В этом была вся разница. Тогда я понял, что все мириады способов, которыми люди пытаются исцелить тело, это, возможно, совершенно пустая трата времени, так как исцелять тело, относясь к нему как к чему-то большему, чем образы, ведёт прямиком к разочарованию. Это не значит, что лекарства, массаж, акупунктура и различные восточные и западные подходы к исцелению тела бесполезны. Нет, они определённо полезны. Но если есть отождествление с телом, сколь угодно многочисленные сеансы массажа или акупунктуры будут помогать только до некоторой степени. И лучшее лекарство, восточное или западное, будет лечить или иметь дело лишь с определённым элементом человеческого восприятия. Это отождествление приносит целую жизнь страданий, с которой нельзя ничего сделать, пока отождествление будет иметь место.
Когда я начал рассматривать тело как образы в уме, я просто стал отмечать, что они приходят и уходят. И блокировки начали сами по себе распадаться. Энергия, которая прежде текла с трудом или не текла вовсе, начала двигаться более гладко, вверх и наружу. Тело виделось как история, и если ты не отождествляешься с этой историей, больше нет отождествления с телом. Это не значит, что не возникают образы тела. Опять же, они возникают, но всё что нужно, это инструкция №1. Иногда эти блокировки освобождали эмоцию, и в этом случае я вчувствовался в эту эмоцию без мысли (инструкция №2). Тело стало ощущаться прозрачным, пустым, а также «не мной». Это было самым главным шагом вперёд на моём пути без пути.
Кто-то скажет, что не видит картинок, когда речь заходит о теле. Может быть и так. Доверьтесь своему опыту. Но исследуйте, откуда вы знаете, что то, что вы переживаете — тело? Видите ли вы форму или часть тела внутренним взором (в осознании)? Вы можете ощущать или чувствовать какие-либо формы? Имеют ли блокировки резервуар, края или границы? Если да, то вы переживаете тело посредством образов. Я предлагаю вам сделать так, как делал я — наблюдать их, как они есть. Видеть как они приходят и уходят. Если вы не видите образы, исследуйте мысли, которые текут сквозь сознание, говоря вам, что вы это ваше тело, или что ваше тело то или это. Всё это мысли. Инструкция №1 работает просто отлично.
5 комментариев
но все таки такое описание через «все это не является мной», «не может быть мной» может склонить человека к абстрагированию, может создаваться дополнительное «расстояние». имхо на определенном этапе в этих «не может быть мной» нет никакой необходимости, также как и в «этим я также являюсь»