14 марта 2014, 18:17

Доказательство Истины


Может ли существовать доказательство Истины? Махарадж иногда задает этот вопрос, как будто самому себе. Можно ли постичь Истину интеллектуально?

Кроме развитого интеллекта, говорит Махарадж, ищущий должен обладать верой, которая дала бы ему возможность постичь фундаментальные основы Истины. И вера эта должна быть такой, чтобы позволяла принять слова гуру как Истину самого Бога. Вера – это первый шаг, и пока первый шаг не сделан, дальнейшее продвижение вперед невозможно.

Есть люди с простым складом ума, которые, хотя и не обладают высоким интеллектом, имеют непоколебимую веру. Махарадж дает им мантру и просит повторять ее и выполнять медитацию, пока психика не будет в достаточной степени очищена для получения знания.

С интеллектуалами Махараджу приходится обращаться по-другому. Интеллектуал понимает то, что проповедуют различные религии, понимает предписываемые ими этические и моральные кодексы, а также метафизические концепции, которые они излагают, но он остается непросветленным. На самом деле он ищет Истину, тот постоянный фактор, который не подвержен никаким изменениям. И более того, ему нужно доказательство, но он не может сказать, какое именно доказательство удовлетворило бы его. Доказательство как таковое было бы чем-то, что подвержено влиянию пространства и времени, и интеллектуал достаточно умен, чтобы понимать это. Истина, для того чтобы быть Истиной, должна быть вне времени и пространства. Махарадж говорит, что любой интеллектуально развитый человек должен признать, что «я есть», ощущение сознательного присутствия, «бытия», является единственной Истиной, о которой знает каждое живое существо, и это единственное доступное нам «доказательство». И все же просто существование нельзя приравнять к Истине по той причине, что само существование не находится вне времени и пространства, подобно Реальности.

В своих беседах Махарадж в избытке проливает свет на эту тупиковую проблему. Слепой может сказать: «Докажите мне, что цвета существуют, только тогда я поверю вашим прекрасным описаниям радуги». Когда Махараджу задают подобные вопросы, он парирует их такими словами: «Докажите мне, что существуют такие вещи, как Бомбей, или Лондон, или Нью-Йорк! Везде, – говорит он, – одна и та же земля, воздух, вода, огонь и небо». Другими словами, нельзя стремиться к постижению Истины как объекта, и Истину нельзя описать. На нее можно лишь намекнуть или указать, но ее нельзя выразить словами, ибо Истину нельзя понять умом. Все, что постигнуто разумом, является объектом, а Истина – не объект. Как говорит Махарадж, вы не можете «отправиться в магазин» за Истиной как за чем-то, что имеет соответствующий сертификат и на чем поставлен штамп «Истина». Любая попытка найти доказательство Истины обязательно приведет к разделению ума на субъект и объект, и полученный таким образом ответ не может быть Истиной, ибо в Истине, представляющей собой чистую субъективность, не может быть ничего объективного.

Весь этот процесс, как говорит Махарадж, напоминает то, как собака гоняется за своим собственным хвостом. Пытаясь разрешить эту загадку, нужно проанализировать саму проблему. Кто хочет получить доказательство Истины, или Реальности? Имеем ли мы ясное понимание того, чем мы являемся? Все существование объектно. Мы все «существуем» лишь как объекты, просто как видимые проявления в сознании, которое нас познает. Есть ли в действительности какое-либо доказательство того, что «мы» (ищущие доказательств Реальности) сами существуем, а не являемся объектами познания в чьем-либо уме?
Когда мы ищем доказательство Истины, это равнозначно тому, как тень ищет доказательство отбрасывающего ее предмета! Поэтому Махарадж побуждает нас видеть ложное как ложное, и тогда больше не будет поисков Истины. «Вы поняли, что я имею в виду? – спрашивает он. – Разве вы интуитивно не чувствуете положение дел? Искомое является самим ищущим! Может ли глаз видеть самого себя? Пожалуйста, поймите, – говорит он, – находящееся вне времени и пространства, непознаваемое посредством чувств – это то, что мы есть; временное, конечное и постигаемое чувствами – это то, чем мы кажемся как отдельные объекты. Подумайте, чем вы были, прежде чем обрели физическую форму. Вам нужны были какие-нибудь доказательства тогда? Вопрос о доказательстве возникает только в относительном существовании, а любое доказательство, предоставляемое в параметрах относительного существования, может быть только не-истиной!»

6 комментариев

Ruslan
Разве вы интуитивно не чувствуете положение дел?
… И тут появляется так много тех, кому нужно ЭТО доказывать… ;)

Выручает ВЕРА в Гуру, внутреннего, которого разбудил однажды внешний,
и поддерживают Те, Кто Пробудился, и оставил «указатели»…
Orionus
Все начинается с Веры :))) Другой вопрос «Что такое Вера ?»
DASHKA
Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Википедия))))
wwwatcher
Дашка привет! :) Я конечно понимаю, что советская школа закаляла сталь, и никакого бога нет, а значит «верующий», это просто убогой пережиток прошлого. Но если ты поглубже копнёшь, то ты увидишь, что святая вера присутствует в каждом, и начало она берёт с момента «осознания» ложного чувство собственного существования. Вот эту святую веру в собственное «я» Махарадж и предлагает использовать для того, чтобы начать исследовать её корни. Когда человек говорит, что он не во что не верит, он лжёт. Вся наша жизнь построена на вере в «себя» и на дифференциации феноменов (верю — не верю) под себя. У тебя просто нет времени проанализировать всё сразу в моменте, ты либо принимаешь что-то за факт, либо нет. Так работает нервная система, которая призвана выживать, и если нужно принять на веру то, или иное обстоятельство для «своего» выживания она сделает это безо всякого выбора для «тебя». :) Поэтому Махарадж предлагает постоянное прибывание в «я-есть», которое стоит за гранью рассудка, и именно постоянное пребывание в «я-есть» открывает осознание, которое предшествует этому чувству. Когда оно случается вера теряет свой «источник», а в отсутствии источника (субъекта веры) нет и объекта веры, это и есть, что называется встреча Мастера! :) Это не информационное открытие, это энергетический резонанс со всем сущим, он возникает интуитивно и на уровни физики отвечает гормональный всплеском. Любая попытка проанализировать «это состояние» выбросит тебя в двойственное восприятие (состояние конфликта), где оно моментально исчезнет. :)
Ruslan
Махарадж: То, что говорится, — это просто речь. То, что думается, — это просто мысли. Истинный смысл невыразим, хотя его можно воспринять. Махавакья (тат-сат) истинна, но ваши представления ложны, поскольку все представления (кальпана) ложны…

… Бытие сияет знанием, знание согревается любовью. Всё это — одно. Вы воображаете разделение и мучаете себя вопросами.
Не беспокойте себя формулировками. Чистое бытие нельзя описать…
relsam
находящееся вне времени и пространства, непознаваемое посредством чувств – это то, что мы есть