30 июня 2016, 23:24

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ САТОРИ И САМАДХИ

ВОПРОС: Какая разница между переживанием сатори (в дзен — проблеск, просветление) и самадхи (космическим сознанием)?

ОТВЕТ: Самадхи начинается как разрыв, но не кончается никогда. Разрыв всегда начинается и кончается, у него есть граница: начало и конец — но самадхи начинается как разрыв, а потом оно вечно. Ему нет конца. Так что если это приходит как разрыв и ему нет конца, то это самадхи, но если этот разрыв завершен: имеет начало и конец — тогда это сатори и это уже другое.

Если это только проблеск, только промежуток, и этот промежуток вновь утерян, если что-то поставлено в скобки, и скобки закрыты (вы что-то там подглядели и отвернулись, прыгнули в это, но вышли обратно), если что-то случилось, и оно опять утеряно — это сатори. Это проблеск, проблеск самадхи, но не самадхи. Самадхи означает начало познания без какого-либо конца.

У нас в Индии нет слова, соответствующего сатори, так что иногда, когда этот разрыв очень велик, можно принять сатори за самадхи. Но это никогда не одно и то же. Это просто проблеск, краткий взгляд. Вы подошли к космическому и заглянули в него, а потом все опять пропало. Конечно, вы уже не будете прежним. В вас что-то проникло, что-то прибавилось к вам, вы никогда не сможете быть прежним, но все же то, что изменило вас, не с вами. Это только воспоминание, это память. Это лишь краткий взгляд.

Если вы можете вспоминать это, если можете сказать: «Я познал миг», — это лишь проблеск, потому что как только случится самадхи, не будет вас, чтобы вспоминать. Тогда вы никогда не сможете сказать: «Я познал миг...»- потому что, когда приходит познание, познающего нет. Познающий остается, только если это был проблеск.

Так что познавший может хранить этот проблеск в памяти, может лелеять его, стремиться к нему, желать его, пытаться опять пережить его — но он все еще есть. Тот, кто взглянул, кто увидел проблеск, еще есть. Это стало воспоминанием. И теперь это воспоминание будет преследовать вас, будет следовать за вами и требовать, чтобы это происходило вновь и вновь.

Как только случилось самадхи, вас уже нет, чтобы помнить об этом. Самадхи никогда не становится воспоминанием, потому что того, кому оно принадлежит, уже нет. Как говорят в дзен: «Того старика уже нет, пришел новый...»- и эти двое никогда не встречались, так что нет даже возможности сохранения какой-то памяти. Старый исчез, появился новый, и никогда они не встречались, потому что новое может прийти только тогда, когда старое ушло. Тогда не остается памяти. Тогда это не преследует вас и вы не цепляетесь за него. Нет стремления к этому. Тогда вы такой, какой вы есть, чувствуете себя свободно, легко и желать вам нечего.

Это не то же самое, что убить желание — нет! Это безжеланность в том смысле, что того, кто мог бы желать, уже нет. Это не состояние без желаний, это безжеланность, потому что того, кто мог желать, больше нет. Тогда нет стремления, нет будущего, потому что будущее возникает благодаря нашим стремлениям, оно есть проекция наших желаний.

Если нет желаний, нет будущего. А если нет будущего, нет нужды в прошлом, потому что прошлое — это всегда та основа, тот трамплин, с которого мы стремимся к будущему.

Если будущего нет, если вы знаете, что в этот самый миг вы умираете, что сейчас вы умрете, незачем вспоминать прошлое. Тогда незачем вспоминать даже свое имя, потому что в имени есть смысл только тогда, когда есть будущее. Оно может понадобиться. Но если будущего нет, то вы просто сжигаете все мосты к прошлому. В них нет нужды. Прошлое совершенно потеряло какое-либо значение. Только по отношению к будущему или для будущего имеет значение прошлое.

Как только случилось самадхи, будущее стало несуществующим, несущественным. Его нет, есть только этот момент. Он только и есть ваше время. Нет даже никакого прошлого. Прошлое пропало, пропало и будущее, и единый миг, мгновенное бытие становится всем, целостным бытием. Вы в нем, но не как нечто, отличное от него. Вы не можете быть отличным от него, потому что вы как раз и стали целостным бытием, без вашего прошлого или вашего будущего. Прошлое и будущее, выкристаллизованные вокруг вас, -это единственная преграда между вами и данным моментом, который вот сейчас происходит. Так что, когда случается самадхи, нет прошлого и нет будущего. Тогда не вы в настоящем, но вы есть настоящее, вы стали настоящим.

Самадхи — это не проблеск. Самадхи есть смерть, но сатори — это проблеск, а не смерть. А возможности для сатори так многообразны! Эстетическое переживание может быть источником сатори, музыка может быть источником сатори, любовь может быть источником сатори. В любой насыщенный момент, когда прошлое не имеет значения, в любой насыщенный миг, когда вы чувствуете в настоящем: в момент либо музыки, либо любви, либо поэтического чувства, либо в момент любого переживания, в которое не пряталось прошлое, в котором нет желания чего-то в будущем, — становится возможным сатори. Но это лишь проблеск, краткий взгляд.

читать полностью: РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ САТОРИ И САМАДХИ

149 комментариев

veter
всё что случилось, может случиться обратно)
Kolobok
А как же несчастный случай Карл Ренца? :) может ли он случится обратно?
veter
подробнее)
Kolobok
Ну божественный несчастный случай. Когда идея «тебя» исчезает. Божественный потому что это происходит спонтанно. Тока бац и ты разбиваешься об Вечность:)
veter
что-то не припомню, чтобы ренц говорил такое)) идея никуда не девается))
asyoulike
Это продолжалось до конца 70-х годов, когда я во сне спонтанно осознал, что сплю. Я вспомнил о технике Дона Хуана, где нужно смотреть на свои руки. Так что я поднял руки и стал их рассматривать. Неожиданно что-то, очевидно, спавшее во мне, пробудилось. В этом пробуждении сначала мои руки, а затем все мое тело начали растворяться. Я узнал смерть и в этом узнавании внезапно возник страх. И я стал бороться за свою жизнь так, как еще никогда ни за что не боролся. Какая-то непостижимая сила пыталась стереть меня, при этом я воспринимал ее как бесконечное черное Ничто. И хотя я проснулся и лежал на своей кровати, борьба не прекратилась. И вдруг пришло приятие этого растворения и темное Ничто превратилось в сияющий свет и я стал этим светом. Светом, сияющим в самом себе.
Целая вечность прошла и свет постепенно превратился в обычное осознание Карла и мира. Все казалось таким, как до этого переживания, но восприятие абсолютно отделилось от воспринимаемого. Появились абсолютная дистанция к миру и его чужеродность.
«Это не мой дом» — была единственная мысль. МОЕ потерялось в отсутствии «я».
С этим пробуждением всеобъемлющего сознания начался процесс растворения концепции «Карл». И в этом восприятии ложности переживаний иллюзорной сущности сожжение личной истории, таким образом, истории всей Вселенной в огне Осознания было всего лишь вопросом времени.
Этот процесс от «индивидуального сознания к всеобъемлющему», от личного к безличному, который принято называть просветлением, всегда уникален и не может быть повторен или скопирован. Так же как существует только одно абсолютное Бытие, любое переживание уникально.
В течение долгого времени, около пятнадцати лет, это безличное сознание было моим домом: КОма превратилась в ОКей. Я стал блуждающим НИЧТО. Я был абсолютно отождествлен с этим НИЧТО.
Хозяин НИЧТО. Маленькое «я» стало очень большим, раздутым НИЧТО. Как фон, наблюдающий передний план. Одна иллюзия, наблюдающая другую иллюзию. Так называемый СВИДЕТЕЛЬ, мудрость, утверждающая: «я есть НИЧТО».
Очевидно, существовало нечто, что видело в этом «не-бытии» какое-то преимущество, а как следствие, и подспудный страх, боявшийся потерять это преимущество ясности. В середине 90-х годов неожиданно пришло абсолютное понимание, простое узнавание, как маленькое <<ага»: «Я — то, что есть. Я — то, что не может быть или не могло быть чем-то другим, нежели «абсолютным Я»». Существует только абсолютное Я и ничего кроме абсолютного Я. В самоосознании и в реализации Я абсолютное Приятие.
Kolobok
Можешь набрать в гугле «несчастный случай карл ренц». Он довольно часто использует этот указатель:)
Radha
может
-мечтатель:)
asyoulike
С терминологией ФЭ не сходится.
Наверное нам надо будет русские слова подобрать
Gor
Есть хорошие варианты — вштырило (так что мама не горюй), колбасило (… дней), порвало (так что я уже никогда не буду как прежде)
asyoulike
Не должно заимствоваться в наркоманской терминологии хотя это все близко
Gor
Ну вот ещё вариант: сомнойчтотопроизошлостранное
:))
asyoulike
У нас раньше было подозрение в природу ума.
Но длинно
enso
у нас исторически сложилось ровно наоборот просто =)
Dragon
Просто там где есть терминология про самадхи, нет терминологии про сатори!:) и наоборот, а мы как свинки жрем все подряд и потом смешиваем!:) мне нравится русское пробуждение, и окончательное освобождение.
Atya
вроде ещё просветление есть..:)
enso
именно. и все уже забывают что всё это по большому счёту слова. можно назвать кота китом, можно назвать кита котом, от этого один не полюбит воду а другой не станет ловить мышей.
asyoulike
Пробуждение и просветление насколько я понимаю пошли от переводов с английского
maharish
От санскрита — Будда — означает пробуждённый, как он сам сказал — я не бог, я — пробуждённый, будда, от санскритского корня БУД, соответствующий славянскому корню буд — БУДить и БУДет, БУДущее то есть БУДет происходить тогда, когда БУДешь БОДрствовать.
Margosha
мне нравится русское пробуждение, и окончательное освобождение.

Что вы подразумеваете под окончательным освобождением? (хочу сверить понимание).
ramevgeny
По русски можно сказать трезвение и трезвость
asyoulike
Тоже нормально:)
tnc
мы как свинки жрем все подряд и потом смешиваем!:)
Хорошо сказано. :)

мне нравится русское пробуждение, и окончательное освобождение.
Тогда не нужно забывать, что там где есть русскоее пробуждение и окончательное освобождение, нет ни самадхи, ни сатори. :)
Revati
всё перемешано с ног на голову, самадхи выдаётся за просветление
Kolobok
А чем отличаеться сахаджи самадхи от сатори? Вопрос на засыпку:)
Revati
в теории САХАДЖИ самадхи — окончательная реализация, Дао, просветление.
Но только в ТЕОРИИ.
Kolobok
То есть дао и окончательная реализация это всего лишь теория?
Revati
когда ты рассказываешь про оргазм, это теория или оргазм?
Kolobok
Тю епт, ты за это :) ну ок, как ты можешь показать, чем отличается сатори от сахаджа самадхи? :) что их отличает хотя бы?
Revati
в соседнем посте о сатори, как раз я обсуждал это с Floret и Asyoulike:
Your text to link...
Kolobok
То ты описал кевала самадхи, где ведро опущено в колодец с водой, и потом его оттуда достают. В сахаджа самадхи веревка перерублена и ведро навсегда тонет в колодце. Так вот в чем отличие сатори от сахаджа?:)
Revati
даже слово кевала читаю первый раз))), мне очень резонирует пост Энсо про опыты :
Your text to link...
Настоятельно рекомендую!!!)
Kolobok
В сахаджа самадхи нет никакого опыта, потому что ум полностью мертв, растворен в ананде. А то что выдается за «я» не имеет никакой субъективной реальности или объективного существования. Вот мне и стало интересно, в чем же отличия от сатори :) возможно Ошо и прав, что сатори это временное явление. А за кевала посмотри у Рамана Махарши. Он там четко поясняет разницу.
Revati
я не могу ничего посмотреть у Раманы)
Kolobok
Ну я же не предлагаю посмотреть какой у него размер… ботинка:) просто он хорошо объяснил разницу между кевала и сахаджи. Если интересно, можешь подглядеть в гугле:)
DASHKA
А чо набрать?
Kolobok
Попробуй: рамана махарши кевала и сахаджа самадхи. Ну а там оно покажет че надо:)
Revati
ты предлагаешь посмотреть наставления, данные не тебе лично, на тамильском, переведённые на английский, а потом на русский...
И Мастера Раману уже не спросить, так ли ты всё понял.
Kolobok
Ну не интересно не смотри. Там действительно все очень сложно понять, и переводчики все специально перекручивали, чтобы было невозможно донести эту сокровенную тайну от Раманы :) тупые демоны короч.
asyoulike
Рамана не нес никакую истину. Он не настолько туп был
Kolobok
Не «настолько» ))) А насколько он был туп? )))
Рассмешил ))))
Причем здесь какая то истина? Разговор о том, в чем отличие утюга от сковородки!))
Не поленился, нашел таки евангилие Махарши, вот там внизу он описал отличия, лови: psylib.org.ua/books/raman01/txt01.htm
DASHKA
Так вот в чем отличие сатори от сахаджа?:)
Сатори — Проблеск Пробуждения, сахаджи — Окончательное. Иногда считается что сатори и есть уже Пробуждение, и что окончательное — это дело времени. Если не в жизни, то в Бардо, в процессе умирания.
Kolobok
Так и хочеться сказать: именно так!:)
Kolobok
Ага, можно даже чуточку изумления добавить: «О_о, точно!» ))
DASHKA
Мне нравится твоя реакция)))))) Я люблю когда меня подтверждают!)))
Margosha
Сатори — Проблеск Пробуждения, сахаджи — Окончательное

Что ты понимаешь под окончательным пробуждением?
DASHKA
Тоже самое сатори тока без окончания, и без фиксации его как некого состояния.
asyoulike
Тут интереснее что под сатори :)
Что блестит то?:)
Margosha
Что блестит то?:)
божественное :)
asyoulike
Покажи где нет божественного?
Margosha
Покажи где нет божественного?
Нет такого, божественное везде :)
Margosha
Раньше я давала такой ответ: Бог- это все, что есть…
asyoulike
Выходит Бог- совокупность вещей?
Margosha
мне неинтересно, ты кому-нибудь задай эти вопросы. Я знаю на них ответ;)
Margosha
причем, все, что я скажу — будет истиной…
asyoulike
Я думаю все что ты скажешь будет ложью
Margosha
с позиции, что ДАО нельзя облечь в слова — будет казаться ложью. Но с точки зрения, что все (и слова в том числе являются ДАО (Богом)) есть ли ложь?
Разговор ни о чем, давай помолчим…
Kolobok
100 пудов!) все о чем не говори, все мимо. Но при этом невозможно промахнуться :)
asyoulike
Промахнуться во что!!?
Kolobok
в то во что невозможно попасть!))))))
Kolobok
хлопок одной ладони!)))
asyoulike
Пхах!
А двумя?! Уже мимо?
Kolobok
Да хоть тремя! Конечно же мимо!))
asyoulike
Зачем ты отвечаешь мимо?
Kolobok
Потому что ты попал!))) Поэтому мимо))
Kolobok
Когда мы говорим о Дао, то ЛЮБЫЕ слова это наши представления о нем. Хотя даже самые наивные представления о Дао -есть Дао! Дао это все и ничего одновременно. И так как оно все – нам никогда не промахнуться. Так как оно ничто – нам никогда не попасть :)
asyoulike
Обе точки зрения относительны. Равно как и молчание об этом
Margosha
Ты всегда такой зануда? :)
asyoulike
Просто нет никакого Дао. Дао высказанное -концепция.
Дао абсолютное -концепция.
Дао-концепция
Margosha
Просто нет никакого Дао. Дао высказанное -концепция.
Дао абсолютное -концепция.
Дао-концепция

а ты сейчас какую концепцию отстаиваешь? :) Я тебе предложила прожить ДАО в молчании. Что все это в относительном — это понятно. Ты пичкаешь меня концепциями, которые я давно уже слила. Они нужны были, как костылики, тогда, когда нужны. Сейчас эти опоры отброшены. Совсем нет интереса жевать одно и то же.
Я вот сейчас подумала, а что я делаю на этом сайте до сих пор?
Atya
Я вот сейчас подумала, а что я делаю на этом сайте до сих пор?
:))))
maharish
Я вот сейчас подумала, а что я делаю на этом сайте до сих пор?
Такая мысль и меня посещает время от времени, видишь все эти словоизлияния, как ещё одну игру Брахмана.
Margosha
Да, вижу, но интерес пропал говорить, вернее писАть. Живое общение мне нравится :)
Kolobok
Ну это тоже концепция отсутствия концепции! :)
asyoulike
Как это может проблескивать а потом перестать?!
Atya
блестит Сознание, переливается..))
asyoulike
Сознание это Абсолют?
asyoulike
Что такое Сознание?
Atya
то что смотрит
asyoulike
Ух йомайо.
И Чо это?
DASHKA
Приплыли))))))
DASHKA
У меня было такое описание как Глазки из Пустоты))))))
DASHKA
Вот в этом тексте как раз про разницу сахаджи самадхи и сатори.
Revati
тут просто непонятка в том, что простое самадхи, описано как сахаджи, вот и всё
asyoulike
Есть куча опытов где нет чувства себя, недостаточности, и все хорошо. Ты их хочешь, а не сатори
DASHKA
Ага, тока чтобы это не опыт был, а навсегда!
asyoulike
Но так не бывает.
asyoulike
А не в теории?!
Revati
а не в теории, не о чем поговорить)
asyoulike
Зачем тогда так громко уточняешь что в ТЕОРИИ?
Revati
что поговорить можно только о теории
DASHKA
Что значит только в теории? А в практике как?
Revati
практики сатори — НЕТ!!!
asyoulike
Просто про сатори надо спрашивать не Ошо, а Мастеров Дзен
Revati
не могу не согласиться!
Kolobok
Мне нравится, как одни мастера дзен говорят о других мастерах дзен или мастеров других традиции. Они практически всегда говорят, что другие мастера и не мастера вовсе, а какие то профанаторы :) да и понятное дело, зачем монаху который чистит ум кирпичем какое то кундалини, если он до сих пор не увидел зеркало?:)
asyoulike
Тому кто чистит ум про сатори рановато рассуждать
Kolobok
Мда… а зачем ты тогда о сатори рассуждаешь?
asyoulike
Я не начинал рассуждений
Kolobok
блин ты не понял, что чистил ум ученик, а не мастер или чё?)) это притча такая есть. Про кирпич. Я имею ввиду, что мастера гонят на других мастеров, чтобы не было путаницы в ввозрениях у учеников.
Amitola
Похоже многие становятся заложниками этой идеи… сатори, самадхи)
Gor
Ну как не крути, а должно глюкануть. И желательно посильнее.
После этого только имеешь право заявлять о своём пробуждении
asyoulike
Пробуждение это вообще не глюк и даже не опыт.
Все красивые рассказы про всепоглощающая любовь, свет, или смерти не про пробуждение
Gor
Я и не говорю что пробуждение это опыт или глюк. Я говорю что неприлично в обществе просветлённых не иметь в запасе пару историй о том как тебя накрыло самадхи и чем нирвикальпа отличается от сахаджи в товём понимании
Isis
вообще нормальные люди стараются не описывать опыт самадхи для других, это называется обуславливание личным опытом. И если случаются единичные рассказы на заре пробужденности, то потом они быстро исчезают, а ищущие гоняются за ними как будто это драгоценности. Но перестают говорить о них именно из того, что бы не делать это драгоценностью.
Dragon
Именно так!:)) просто когда пытаются описать получается вот такой борщ!
asyoulike
Ну и ищущие ясно дело стремятся борща отведать, и понаваристей :))
Amitola
Заявлять не надо)))Даже если 99 процентов скажут, что нужно глюкнуть… и это не факт что так. Некоторые говорят, что можно и не заметить. (но это когда васаны растворены). Васаны — тонкие и грубые всплывающие и стойкие ощущения напряжений в теле)
asyoulike
Все становятся заложниками разделяющего ума.
Некоторые из них пытаясь разрешить неприятную ситуацию попадают в учения и пытаются разобраться с корнем ума, но разделяющий ум и здесь участвует создавая новые опоры
COL-888
Ашот молодец. Старый стебачь обожаю его издевки над искателями моркови. Ошот всё-таки панк был настоящий так тонко издеваться… талант.
dima87
это потому что он тру был, конкретный пробужденный пацан.
Rezo
, конкретный пробужденный пацан.
:))))
COL-888
Классный деляга.
Radha
:)
COL-888
Я и говорю панк. Да ещё и деляга. Гендальф белый.
Masha777
Как всё очевидно у Ошо :)
Radha
отменный интеллект:)
adi-asti
Будда из Будд…
Rasname
Кажется что все такие опыты, которые называют сатори, это реакция неготового сознания, его интерпретация спонтанного проявления благости что ли, ум переживает то, к чему не готов и воображение рисует картинки далекие от реальности, такое же переживание какое может быть при употреблении психоактивных веществ, например, там тоже ум в шоке — воображению раздолье, и да конечно же присваиванием все заканчивается
asyoulike
просто все что называют сатори — не сатори
tnc
Вот именно. :)
Rasname
Да и все что сатори — не сатори как его не назови, просто затяжной апчхи
некому назвать то и не чего
и оценить сатори или не сатори тоже не кому
tnc
некому назвать то и не чего
и оценить сатори или не сатори тоже не кому
Пока его нет, это важный вопрос. А если оно есть, так ли важно, есть кому или некому оценить? :)
Rasname
это уже философия
я написал о тех чудесных трансформациях, когда любовь струится из всех щелей, берется посох, набирается команда апостолов и начинается новая эра
tnc
я написал о тех чудесных трансформациях, когда любовь струится из всех щелей, берется посох, набирается команда апостолов и начинается новая эра
Когда горы, как не горы, а реки как не реки, это не сатори. Сатори, это когда горы как горы. А реки как реки. :)
tnc
Кажется что все такие опыты, которые называют сатори, это реакция неготового сознания,
К чему брать годный дзенский термин и навешивать на него черт знает что? :)
maharish
Всё это — болтология в отсутствии собственного опыта (сатори). Надо добиваться его. Я вот описал недавно своё сатори и что? Никто даже плюса не поставил — никому это не надо, лишь бы умам балабонить.
tnc
Я вот описал недавно своё сатори и что?
Своё сатори? :) Сатори описывается совершенно однозначным образом — общим для всех, т.к. оно не может быть вашим, моим или чьим-то ещё. Способы описания сатори известны, читайте писания. :)
maharish
общим для всех,
Так может сказать только тот, кто не пережил сам — всегда накладывается на переживание личный аспект, как общий свет одного солнца проходит через разные фильтры. Если бы ум не был в этот момент «рядом», но отодвинутым от управления, кто бы смог описать опыт? Его описание зависит от васан и прошлых самскар каждого. В этом смысле оно «своё».
tnc
всегда накладывается на переживание личный аспект,
Стоп-стоп. Сатори, если иметь в виду что это термин буддизма — за пределами всех переживаний.

Если бы ум не был в этот момент «рядом», но отодвинутым от управления, кто бы смог описать опыт?
При чём тут ум? Абсолют для всех — абсолютно одинаковый. :)

Его описание зависит от васан и прошлых самскар каждого. В этом смысле оно «своё».
Своё оно только и исключительно в этом, да. Но это — описание васан, самскар и другого такого вот разного прочего. И всё это (ВСЁ ВООБЩЕ, ВСЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГЛУПОСТЬ) учтено методом описания сатори в писаниях. Вот поэтому-то писания — это не описание чьей-то индивидуальной или даже коллективной глупости, а методология преодоления ЛЮБОЙ глупости. Вот поэтому-то и нет «писаний для вас», или «писаний для меня» или «писаний для кого-то иного».

Так что, гхм, эээ… ну… как бы помягше-то… ну, засуньте свои описания сатори куда-нибудь, в общем. И не отсвечивайте ими — так и писания говорят. :)
DASHKA
А где описал? А зачем читать описания других сатори, что бы было куда стремиться. Или чтобы ум попытался его сымитировать?
Rasname
чтоб потом описывать)) мы сегодня ходили в музей Антонио Бланко, тот был большим любителем Какаду, там их полсотни летает и многие ручные, а некоторые, говорят или хохочут, да так похоже, что не отличишь от человека))
мне с одним даже поспорить удалось, о сатори тоже разговаривали, все по делу говорил))
DASHKA
В шапке не жарко?
Rasname
чтоб голову не пекло)
DASHKA
теплая вязанная?)))
Rasname
вроде называется трикотажная)) вообще у нас зима началась, кстати
DASHKA
Смотри уши не отморозь)
Rasname
не беспокойся мамочка
DASHKA
ладно! Веди себя хорошо!
tnc
Да, оба существа выглядят разумными. :)
maharish
В посте «сатори» недавно, стремиться это может и поможет, может поможет в понимании, в этом нет ничего плохого — поделиттьсяя своим опытом. Как сказал Нисаргадатта одному ищущему на вопрос: «Я прочёл книгу одногго йога, где он описывает свои чудеснейшие переживания. Поможет ли это мне?» — «Нет, если ты этим не заинтересуешься», то есть не захочешь практиковать подобную садхану или понимание.