23 января 2015, 19:15

Игумен Евмений Перистый, зачем люди приходят на тренинги?

После очередного московского семинара еще раз крепко задумался о том, зачем люди приходят на тренинги? Чего ищут? Знания? Помощи? Тепла? Зачем приходят к священнику в церковь? За кого они принимают помогающего? «А вы за кого почитаете Меня?» (Лук.9:20), — этого вопроса не обошел и Иисус, когда выяснял отношения с учениками, уточнял за того ли Его принимают ученики, кем Он сам Себя считает.

— По при каком условии возможны помогающие отношения между людьми?
— Если есть зрячее взаимодействие, в настоящем моменте, без ожиданий и надежд. Сегодня многие люди живут в придуманном мире, так и не выходя в реальное взаимодействие с другим.
Сложность помогающих отношений в том, что «помогающий» видит себя в одной роли, «помогаемый» проецирует на него, возможно, нечто совершенно другое. И если возникает эмоциональный резонанс между ними, нередко «помогающий» ведется на восторженно-несчастные флюиды «помогаемого», после чего возникает ответный импульс, называемый в психотерапии «контрперенос», а с ним — путаница в отношениях, помутнение осознанности, взаимодействие скатывается на уровень примитивной душевности без движения вперед, и уж, тем более, вверх.

— Что я умею делать качественно?
— Создавать и поддерживать помогающую личностному росту среду. В интересной игровой форме обучать новым стратегиям реагирования. Передавать ценные и практичные знания. Доносить собой состроенность внутреннего и внешнего. Но это — я так считаю. Это осознаваемая мною задача, ради которой мне приятно и радостно обучать людей. А за кого меня (мою оболочку) принимают другие, когда я провожу семинары или когда индивидуально консультирую людей – это каждый раз по-разному.

— Чего ожидают, что берут или могут взять на моих семинарах эмоционально?
— Есть формальный, «правильный» ответ на этот вопрос, и… наблюдаю в людях то эмоционально-уязвимое, что ищет, жаждет, нуждается, боится и… проецирует что-то совершенно свое, никак не относящееся к «заявленному в программе». В этом случае обучение, как и помощь невозможны.

Можно распространить это рассуждение и на более широкий контекст: конфликт в любых отношениях нередко возникает от того, что мы не за того принимаем нашего ближнего и очень расстраиваемся по поводу того, что он не соответствует этой проекции, не вписывается в отводимую нашим воображением роль. А уточнить, поговорить об этом и услышать боимся, ибо тогда иллюзия разрушится, а просыпаться больно и так не хочется.

Сегодня в жж встретил статью «К вопросу проблемы переноса в психотерапии», которая прекрасно отражает то, о чем рассуждал после семинара. Позволю себе (да простит мне автор статьи) небольшие вставки в текст, которые обозначу треугольными скобочками < и >.

«Бытует, и всерьез, стереотип, согласно которому психотерапевту <пастырю> следовало бы быть чем-то вроде смеси доброго дядюшки и Санта Клауса. С примесью ангела небесного, и немножко сантехника из ЖЭКа. Ты страдаешь, он утешает, потом все улаживает, улыбаясь. И прищур у него — добрый, мудрый, ленинский… И деньги брать его душа противится, на самом-то деле, но — так уж заведено… Злыми людьми. А то бы он не брал.

Но вдумайтесь. Вот чисто по жизни. Вот вы в расстроенных чувствах приплелись к психотерапевту <к батюшке>. И он вас утешил и взбодрил. Вам стало полегче, а то, даже и хорошо. Вопрос: станете ли вы после этого как-то пытаться изменить тот образ жизни, который, по концовке, таки и привел вас на порог к терапевту <к батюшке>? Ответ: нет! Нет, и еще раз нет.

Потому что незачем уже. Потому что то, что было плохо — оно было раньше, а теперь-то уже — хорошо! Ах, хорошо-то как! Ну и живем дальше, радуемся жизни, чего тут заморачиваться! Вы продолжите жить так же, как и жили. И результат будет тот же. Вы снова, рано или поздно, окажетесь на пороге у психотерапевта <у батюшки>.

И зайдете на круг, да. И работать будете на этого психотерапевта <пастыря> — пока не надоест. Пока не подумаете «Че-то фиговый какой-то психотерапевт <пастырь>. А пойду-ка я к другому». Ну вот примерно так, да, о переносе. Если простыми словами». Источник: utro-vecher.livejournal.com/

Одно и то же явление наблюдается в психотерапии, в пастырстве, в эзотерически-ориентированных группах, влюблено созерцающих своих просветленных мастеров. Ищущих Бога, ищущих знания, способных к трезвому и осознанному взаимодействию немного. Чаще всего люди приходят или «погреться» (поскольку ведущий делится своим душевным теплом), или самоутвердиться («ведущий, конечно же, менее компетентен, чем я»), или в новых отношениях искать завершение прежних болезненных отношений (с учителем, лидером, мужчиной).

Спроецировалось. Подкрепилось сильным чувством. А потом – месяцами, годами лелеется в душе с образ другого человека, о который ранятся, ожидая, что реальный человек (его прообраз) ответит, напишет, позвонит, пригласит еще раз. А он, гад, не звонит и не пишет! «И от этого немного печально!»

Мы все – заложники этой болезненности! Произнося высокие слова или приходя для того, чтобы их послушать, мы все нередко проваливаемся в нечто слишком человеческое. Это случается и со священниками, и с психотерапевтами, и с просветленными мастерами.

«А третий хотел дойти ногами до неба,
Но выпил, удолбался, — вот и весь сказ» (БГ)

Нам всем так нужна осознанность, видение Божественного Измерения в другом человеке, без цепляния за оболочку, которая рано или поздно, разрушится. Но все дело в том, что наши «оболочки» не знают, «как — правильно», они просто притягиваются друг ко другу, живя по своим собственным законам. Как тут не вспомнить Апостола Павла «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7, 24-25). Критерий греха — иллюзорность, рассогласованность, метания, ожидания, и в конечном итоге – боль.

Нам всем так нужна великая милость и сострадание друг ко другу, к нашей общечеловеческой противоречивости.

Предлагаю следующее упражнение в осознанности: просто наблюдай, как несбывшиеся мечты и надежды проецируются на образ человека, который говорит о «Божественной любви», о «принятии себя таким, каков ты есть», о «гармонии мужского и женского», «бережности и нежности к ближним на духовном пути»…

Просто осознавай, что все говорится из одной Цельной Вселенной (ведущего) – другой Цельной Вселенной (слушателя). Осознавай, что никто тебе этого не обещает и не гарантирует, это все стоит обрести в себе, в своих отношениях с Богом.

Чтобы радость со-бытиЯ происходила без цепляния друг за друга, давайте осознанно останавливаться (если нас начинает сносить), возвращаться в себя, в наблюдение за дыханием, сбавлять ритм и темп внутренней и внешней болтовни.

Очень прошу тех, кого зацепили мои слова: в поисках «духовности» и «просветления» — не теряйте себя, это самое ценное, что у вас есть. Иначе вашим учителям некого будет «просветлять».

Низкий поклон и благодарность тем моим наставникам, которые, посветив лучиком знания и осознанности в мою сторону, не зацепили меня на себе, позволив без чувства вины «забывать заднее и простираться вперед» (Фил. 3, 13).

Человеческое взаимодействие подобно сети нейронов в мозге: мы постоянно посылаем импульсы друг другу. Сеть функционирует, пока между нейронами существуют расстояния. Давайте благословим эти расстояния – они помогают нам оставаться цельными, а значит и ценными друг для друга.

(Дневник моей тишины,
30 июня 2011 года)

1 комментарий

rainbow
И сказал им Иисус:
— Кто, вы говорите, есть я?
И ответили они:
— Ты — эсхатологическая манифестация основы нашего бытия, явленное нам онтологическое основание контекста самой нашей сущности.
И ответствовал им Иисус:
— Чего-чего?