28 августа 2015, 14:38

А.М. Пятигорский: Беседа о буддизме

Современники Будды, как и наши с вами современники, всегда требовали от любого теоретического мышления, от любого философствования четких ответов на вопросы о причине и цели. Рассмотрим сначала вопрос о причине. Если все, что существует, отмечено страданием, то какова первичная причина страдания? О том, как буддизм отвечает на этот вопрос, я и постараюсь сейчас рассказать.

В качестве первичной причины страдания Будда установил невежество или, точнее, неведение. Будда увидел в неведении некий первичный принцип бытия — такой же, скажем, как инерционность в физике. Мы не можем сказать, что инерция — это субъективное свойство отдельных личностей или тел: ибо это свойство всех предметов, обладающих массой. Для Будды неведение выступало не только как изначальное свойство всех живых существ вселенной, но и как основное и вечное свойство самой вселенной. Кто бы ты ни был, ты все равно невежествен. Более того, раз ты родился, ты уже невежествен. И здесь мы подходим к одному из интереснейших положений философии Будды — к идее о перерождении или перевоплощении живых существ.Согласно учению Будды, всякое живое существо, притом что оно лишено «Я», есть отдельный поток сознания, поток форм и состояний сознания, так называемых дхарм. В течение своей жизни существо производит действия, слова, мысли, которые создают своего рода силовое поле, образованное различными, то есть благими, нейтральными и дурными силами. Некоторый общий баланс этих сил, их равнодействующая (на древнеиндийском языке «карма») после биологической смерти данного живого существа переносит некий неуловимый энергетический принцип его сознательной, а не биологической жизни в матку женщины в самый момент зачатия. Так начинается следующее рождение живого существа, в котором его телесное состояние, ум, социальное положение, культурный уровень оказываются в основных своих моментах обусловленными соотношением благих, дурных и нейтральных поступков, совершенных этим существом в его прежних рождениях.

Эти силы перерождения, обусловленные космическим неведением, в свою очередь обуславливают третье звено причинно-следственного ряда: осознание живым существом себя как некоторой сущности, отделенной от других существ, или осознание отделенности своего потока сознания от других потоков. Это различительное сознание обуславливает появление у живого существа воспринимаемой формы и словесного образа, то есть имени. Из формы и имени возникают пять органов чувств и ум. Пять органов чувств и ум входят в соприкосновение с вещами и фактами мира, и этим производятся реакции. Реакции производят в живом существе более сложные психические функции — эмоции. Эмоции порождают жажду продолжать существование. Жажда продолжать существование вызывает к жизни связи и отношения данного живого существа с вещами и фактами мира и с самим собой. Эти отношения обуславливают само существование живого существа. Но всякое существование предполагает акт рождения, а уж коль скоро живое существо родилось, оно обречено на болезнь, старость и смерть, то есть на страдание.

Итак, мы видим, что этот состоящий из двенадцати звеньев причинно-следственный ряд ведет всякое живое существо от неведения к страданию, и только устранение первичной причины существования — неведения в конечном счете приводит к прекращению страдания. Но существование без страдания уже не есть существование по определению. Оно есть состояние прекращения страдания, которое представляет собой прежде всего предельно ясное и полное осознание действительного положения вещей. Осознание настолько сильное, что оно само изменяет и в конце концов прекращает это положение вещей: то есть прекращает обыкновенную жизнь живого существа, его страдание.

Итак, мы видим, во-первых, что прекращение страдания — это осознание, а во-вторых, что это сила осознания. Это означает, что для своего духовного освобождения человек не только должен быть абсолютно сознательным и отрешенным от всех своих склонностей, предрассудков и предубеждений, но и должен обладать психической силой, достаточной для того, чтобы изменения, произведенные сознанием, были не мгновенными, а постоянными. Ведь каждый из нас знает, что в иные моменты он может буквально все понять и осознать, — но уже в следующее мгновение жизнь отвлекает его, и он как бы не успевает превратиться в свое собственное понимание. Поэтому Будда говорил о необходимости постоянного накопления и культивирования психической энергии: то есть он говорил о йоге в техническом смысле этого слова. Буддийская йога — это особое поведение, направленное на достижение высших психических состояний и конечного, предельного из них — прекращения страдания.

syg.ma/@sasha-plotnikova/a-tochka-m-piatighorskii-biesieda-o-buddizmie

5 комментариев

ashtavakra
всякое живое существо, притом что оно лишено «Я», есть отдельный поток сознания, поток форм и состояний сознания
Отдельный поток сознания… звучит необычно.Всегда думалось про отдельность как-то иначе… Что сознание не отдельно, лишь из-за ошибочного отождествления принимается за отделенное.
Felix
Дракон говорил о индивидуальном сознании как совокупности 3 конрагентов. Если в море течение, там и плотность другая и состав воды, но разве оно отделено от моря? Вопрос не в ограниченности индивидуального сознания, а в притязании части на целое.
ashtavakra
Если в море течение, там и плотность другая и состав воды,
Да:-)Поэтому обратила внимание на это выражение, понравилось:-)! Мы как моря в океане, где каждое море вносит своё в океан, являясь как морем так и океаном, морем в океане со своими особенностями. Но мы скорее не моря, а капли в океане.
И капля может называться океаном, но не Творцом же океана:-)) Но «капли» видят себя Творцами океана:-)) Ну ладно бы со-творцами… И то не сотворцы, а инструменты сотворения:-)
Felix
Океан это множество капель. Идея о творце и сотворце исходит из веры в отделенность творца от творения и незыблемость причинно следственной связи лежащей во времени.