26 июля 2019, 11:49
Я и Другие
Рассмотренные философские направления не дают простых ответов на вопросы познания и самопознания, однако они предлагают оригинальные точки зрения на сущность субъекта и его отношения с Другим.
Согласно структурализму, поиск определения понятию Я бессмыслен, потому что Я это — точка пересечения структур, а не свободно мыслящая индивидуальность. Самопознание и познание окружающего мира могут ограничиваться выявлением глубоко рациональных структур, которые присущи человеку как части природы. Человеку необходимо осознать, что его действия детерминированы эволюционным процессом. Как только человек перестанет противопоставлять себя природе, перестанет искать некое собственное и уникальное Я, тогда он придет к состоянию гармонии внутри себя и гармонии с природой. Однако, если следовать этой логике, получается, что субъект не обладает волей и не способен на целеполагание и активную деятельность. Сомнительный вывод. Ведь Другие в этом контексте являются такими же элементами системы, как и Я. Роль Другого — зафиксировать существование Я, помочь ему адаптироваться к нормам и найти свое место в системе социального порядка.
С точки зрения экзистенциализма, мир — это чистый хаос, структуры теряют свой смысл при обнаружении элементов, которые не вписываются в систему. Например, иррациональное поведение человека, его эмоции, способность к целеполаганию, изменение действий в соответствии со своими планами — все это не сможет уложиться ни в одну систему, или же она должна быть настолько сложно организованной, что не вмещается в сознание человека. Наше Я не может быть постоянно тождественно самому себе, оно изменяется в каждый момент времени, совершая выбор. Я свободно, активно, непостоянно и деятельно. Единственный, кто может остановить активность Я и ограничить его свободу, — это Другой.
Таким образом, и структурализм, и экзистенциализм рассматривают Другого как нечто, отличное от нашего Я, которое, с одной стороны, помогает определить границы Я, обособить его, почувствовать свою уникальность, с другой, – интенсивно воздействующее на Я, формируя и деформируя его, влияя на него и подчиняя. Так или иначе, именно в этой диалектической борьбе протекает и наша внутренняя жизнь, и социальная часть нашего бытия.
Источник monocler.ru/ya-i-drugoy-v-strukturalizme-i-ekzistentsializme/?fbclid=IwAR3wviTKhTXobguflwaptr93BLU14KhRFUc60WqFaWtGkkJprnlHK-V95fs
Согласно структурализму, поиск определения понятию Я бессмыслен, потому что Я это — точка пересечения структур, а не свободно мыслящая индивидуальность. Самопознание и познание окружающего мира могут ограничиваться выявлением глубоко рациональных структур, которые присущи человеку как части природы. Человеку необходимо осознать, что его действия детерминированы эволюционным процессом. Как только человек перестанет противопоставлять себя природе, перестанет искать некое собственное и уникальное Я, тогда он придет к состоянию гармонии внутри себя и гармонии с природой. Однако, если следовать этой логике, получается, что субъект не обладает волей и не способен на целеполагание и активную деятельность. Сомнительный вывод. Ведь Другие в этом контексте являются такими же элементами системы, как и Я. Роль Другого — зафиксировать существование Я, помочь ему адаптироваться к нормам и найти свое место в системе социального порядка.
С точки зрения экзистенциализма, мир — это чистый хаос, структуры теряют свой смысл при обнаружении элементов, которые не вписываются в систему. Например, иррациональное поведение человека, его эмоции, способность к целеполаганию, изменение действий в соответствии со своими планами — все это не сможет уложиться ни в одну систему, или же она должна быть настолько сложно организованной, что не вмещается в сознание человека. Наше Я не может быть постоянно тождественно самому себе, оно изменяется в каждый момент времени, совершая выбор. Я свободно, активно, непостоянно и деятельно. Единственный, кто может остановить активность Я и ограничить его свободу, — это Другой.
Таким образом, и структурализм, и экзистенциализм рассматривают Другого как нечто, отличное от нашего Я, которое, с одной стороны, помогает определить границы Я, обособить его, почувствовать свою уникальность, с другой, – интенсивно воздействующее на Я, формируя и деформируя его, влияя на него и подчиняя. Так или иначе, именно в этой диалектической борьбе протекает и наша внутренняя жизнь, и социальная часть нашего бытия.
Источник monocler.ru/ya-i-drugoy-v-strukturalizme-i-ekzistentsializme/?fbclid=IwAR3wviTKhTXobguflwaptr93BLU14KhRFUc60WqFaWtGkkJprnlHK-V95fs
0 комментариев