26 июня 2012, 09:57
Странная болезнь Раманы Махарши
Имя Бхагаван Шри Рамана Махарши было дано в 1907 году ведическим ученым Шри Ганапати Састри. Девид, ты можешь начать с рассказа о его более ранней жизни, и как он пробудился, будучи подростком из Мадураи?
Бхагаван получил имя Венкатараман, он родился в 1879 году в семье браминов в небольшом городке Тиручули в южном штате Тамилнаду. Он был из религиозной семьи среднего класса, его отец, Сундарам Айяр, был по профессии не дипломированным адвокатом. Он представлял людей в правовых вопросах, но не имел общепризнанной квалификации, необходимой для юридической практики. Не смотря на это, у него, казалось, было хорошее образование, и его глубоко уважали в его окружении.
У Венкатарамана было обычное детство без каких-либо признаков будущего величия. Он преуспевал в спорте, ленился в школе, позволяя себе обычные для его возраста вольности, в религиозных вопросах выражал небольшой интерес. Хотя у него было несколько необычных особенностей: во время сна он был в таком глубоком бессознательном состоянии, что его друзьям, чтобы разбудить его, приходилось применять физическую силу. Также он имел исключительное везение: в командных играх любая сторона, за которую он играл, всегда выигрывала. Этим он заработал прозвище Тингакаи, означающее «золотая рука», его дают людям, которым фортуна улыбается намного чаще обычного. Также Венкатараман имел природный талант преодоления сложностей в Тамильской литературе. В раннем подростковом возрасте он знал достаточно, чтобы поправлять школьного учителя Тамильского, если тот делал какие-либо ошибки.
Венкатараману было двенадцать, когда его отец умер, после чего семья переехала в Мадураи, что в южной части штата Тамилнаду. Где-то в 1896 году, когда ему было 16, с ним произошло поразительное духовное пробуждение. Он находился в доме своего дяди. Им овладела мысль, что он умирает. Он испугался, но вместо того, чтобы паниковать, лег на землю и начал анализировать происходящее, исследовать, из чего состоит смерть: что умирает и что выживает после смерти. Спонтанно он начал Самовопрошание, достигшее в течение нескольких минут кульминации в его личном неизменном пробуждении. В одном из редких комментариев он писал: «Вопрошая «Кто видящий?» я осознавал, что видящий исчезает, не трогая То, что остается вечно. Не возникает мысль «Я видел». Как тогда могла приходить мысль «Я не видел»?» В эти несколько моментов его индивидуальная личность исчезла, будучи замещенной полной осознанностью Истинного Я. Тот опыт и осознанность оставались с ним до конца его жизни. Ему больше не нужны были никакие практики или медитации, потому что переживание смерти оставило его в состоянии полного и окончательного освобождения. Такое происходит очень редко: чтобы кто-то, не интересующийся духовной жизнью, смог в течение нескольких минут и без каких-либо усилий или предварительной практики, достигнуть состояния, на достижение которого другие ищущие тратят целую жизнь.
Я говорю «без каких-либо усилий» так как данный опыт смерти и последующее Самовопрошание, похоже, было чем-то, что происходило с ним, а не что-то, что он сделал сам. Когда он описывал это событие своему телугскому биографу, местоимение «я» не появлялось. Он говорил: «Тело лежит на земле, конечности своевольно вытянуты» и так далее. Такое специфическое описание действительно оставляет читателя с ощущением, что это событие было полностью лишенным индивидуальности. Какая-то сила захватила мальчика Венкатарамана, заставила его лежать на полу и, в конце концов, привела к пониманию, что смерть для тела и чувства индивидуальности, и что она не может затронуть реальность, лежащую в основе, из которой они оба появляются.
Венкатараман встал полностью просветленным мудрецом. Однако он не был в культурном или духовном окружении, чтобы должным образом оценить то, что с ним произошло. Он прочел несколько биографий древних тамильских святых, посетил много ритуалов в храмах, но, казалось, ничего из этого не имело отношения к новому состоянию, в котором он находился.
Какой была его первая реакция? Что он думал с ним произошло?
Годы спустя, вспоминая этот опыт, он говорил, что думал в то время, что подхватил странную болезнь. Тем не менее, он оценивал ее как приятную и надеялся, что она не пройдет. Одно время, вскоре после опыта, он предположил, что, может быть, он одержим. Когда он обсуждал произошедшее со своим английским биографом Нарасимхасвати, для описания изначальной реакции на это событие он неоднократно использовал тамильское слово авесам, означающее одержимость духом.
Обсуждал ли он это с кем то? Пытался ли он узнать, что с ним произошло?
Никому из своей семьи он не сказал, что произошло с ним. Он старался вести себя как будто бы ничего необычного не случилось. Он продолжал посещать школу и сохранял видимость нормальности для его семьи, но спустя несколько недель он понял, что все сложнее и сложнее поддерживать внешний вид, потому что все больше и больше он поглощался вовнутрь себя. В конце августа 1896 года, когда ему следовало написать текст как наказание за неправильно выполненное школьное задание, он впал в глубокое состояние погружённости в Истинное Я.
Его брат насмешливо сказал: «В чем польза всего этого для такого как он?», что означало «Какая польза семейной жизни для того, кто проводит всё своё время, ведя себя как Йогин?»
Справедливость замечания затронула Венкатарамана и привела его к решению покинуть дом навсегда. На следующий день он ушел, не сказав никому, куда идет или что с ним произошло. Он только оставил записку, в которой говорилось, что он отправляется в «добродетельное путешествие» и что не следует тратить деньги на его поиски. Его местом назначения была Аруначала, крупный центр паломничества в нескольких сотнях милей на север. В записке его семье он написал: «Поиск моего отца и подчинение его воле я начал отсюда». Его отцом была Аруначала, и самовольным уходом из дома и семьи он следовал вызову горы Аруначала.
У него была авантюрная поездка в Тируваннамалай, длившаяся три дня, хотя при лучшей информированности, он мог добраться туда меньше, чем за день. Он приехал к Аруначале 1 сентября 1896 года и провёл там всю оставшуюся жизнь.
отрывок из книги Премананды «Аруначала Шива», интервью с Девидом Годманом
Бхагаван получил имя Венкатараман, он родился в 1879 году в семье браминов в небольшом городке Тиручули в южном штате Тамилнаду. Он был из религиозной семьи среднего класса, его отец, Сундарам Айяр, был по профессии не дипломированным адвокатом. Он представлял людей в правовых вопросах, но не имел общепризнанной квалификации, необходимой для юридической практики. Не смотря на это, у него, казалось, было хорошее образование, и его глубоко уважали в его окружении.
У Венкатарамана было обычное детство без каких-либо признаков будущего величия. Он преуспевал в спорте, ленился в школе, позволяя себе обычные для его возраста вольности, в религиозных вопросах выражал небольшой интерес. Хотя у него было несколько необычных особенностей: во время сна он был в таком глубоком бессознательном состоянии, что его друзьям, чтобы разбудить его, приходилось применять физическую силу. Также он имел исключительное везение: в командных играх любая сторона, за которую он играл, всегда выигрывала. Этим он заработал прозвище Тингакаи, означающее «золотая рука», его дают людям, которым фортуна улыбается намного чаще обычного. Также Венкатараман имел природный талант преодоления сложностей в Тамильской литературе. В раннем подростковом возрасте он знал достаточно, чтобы поправлять школьного учителя Тамильского, если тот делал какие-либо ошибки.
Венкатараману было двенадцать, когда его отец умер, после чего семья переехала в Мадураи, что в южной части штата Тамилнаду. Где-то в 1896 году, когда ему было 16, с ним произошло поразительное духовное пробуждение. Он находился в доме своего дяди. Им овладела мысль, что он умирает. Он испугался, но вместо того, чтобы паниковать, лег на землю и начал анализировать происходящее, исследовать, из чего состоит смерть: что умирает и что выживает после смерти. Спонтанно он начал Самовопрошание, достигшее в течение нескольких минут кульминации в его личном неизменном пробуждении. В одном из редких комментариев он писал: «Вопрошая «Кто видящий?» я осознавал, что видящий исчезает, не трогая То, что остается вечно. Не возникает мысль «Я видел». Как тогда могла приходить мысль «Я не видел»?» В эти несколько моментов его индивидуальная личность исчезла, будучи замещенной полной осознанностью Истинного Я. Тот опыт и осознанность оставались с ним до конца его жизни. Ему больше не нужны были никакие практики или медитации, потому что переживание смерти оставило его в состоянии полного и окончательного освобождения. Такое происходит очень редко: чтобы кто-то, не интересующийся духовной жизнью, смог в течение нескольких минут и без каких-либо усилий или предварительной практики, достигнуть состояния, на достижение которого другие ищущие тратят целую жизнь.
Я говорю «без каких-либо усилий» так как данный опыт смерти и последующее Самовопрошание, похоже, было чем-то, что происходило с ним, а не что-то, что он сделал сам. Когда он описывал это событие своему телугскому биографу, местоимение «я» не появлялось. Он говорил: «Тело лежит на земле, конечности своевольно вытянуты» и так далее. Такое специфическое описание действительно оставляет читателя с ощущением, что это событие было полностью лишенным индивидуальности. Какая-то сила захватила мальчика Венкатарамана, заставила его лежать на полу и, в конце концов, привела к пониманию, что смерть для тела и чувства индивидуальности, и что она не может затронуть реальность, лежащую в основе, из которой они оба появляются.
Венкатараман встал полностью просветленным мудрецом. Однако он не был в культурном или духовном окружении, чтобы должным образом оценить то, что с ним произошло. Он прочел несколько биографий древних тамильских святых, посетил много ритуалов в храмах, но, казалось, ничего из этого не имело отношения к новому состоянию, в котором он находился.
Какой была его первая реакция? Что он думал с ним произошло?
Годы спустя, вспоминая этот опыт, он говорил, что думал в то время, что подхватил странную болезнь. Тем не менее, он оценивал ее как приятную и надеялся, что она не пройдет. Одно время, вскоре после опыта, он предположил, что, может быть, он одержим. Когда он обсуждал произошедшее со своим английским биографом Нарасимхасвати, для описания изначальной реакции на это событие он неоднократно использовал тамильское слово авесам, означающее одержимость духом.
Обсуждал ли он это с кем то? Пытался ли он узнать, что с ним произошло?
Никому из своей семьи он не сказал, что произошло с ним. Он старался вести себя как будто бы ничего необычного не случилось. Он продолжал посещать школу и сохранял видимость нормальности для его семьи, но спустя несколько недель он понял, что все сложнее и сложнее поддерживать внешний вид, потому что все больше и больше он поглощался вовнутрь себя. В конце августа 1896 года, когда ему следовало написать текст как наказание за неправильно выполненное школьное задание, он впал в глубокое состояние погружённости в Истинное Я.
Его брат насмешливо сказал: «В чем польза всего этого для такого как он?», что означало «Какая польза семейной жизни для того, кто проводит всё своё время, ведя себя как Йогин?»
Справедливость замечания затронула Венкатарамана и привела его к решению покинуть дом навсегда. На следующий день он ушел, не сказав никому, куда идет или что с ним произошло. Он только оставил записку, в которой говорилось, что он отправляется в «добродетельное путешествие» и что не следует тратить деньги на его поиски. Его местом назначения была Аруначала, крупный центр паломничества в нескольких сотнях милей на север. В записке его семье он написал: «Поиск моего отца и подчинение его воле я начал отсюда». Его отцом была Аруначала, и самовольным уходом из дома и семьи он следовал вызову горы Аруначала.
У него была авантюрная поездка в Тируваннамалай, длившаяся три дня, хотя при лучшей информированности, он мог добраться туда меньше, чем за день. Он приехал к Аруначале 1 сентября 1896 года и провёл там всю оставшуюся жизнь.
отрывок из книги Премананды «Аруначала Шива», интервью с Девидом Годманом
5 комментариев
«Еще в маленьком возрасте Бхагаван интуитивно знал, что Аруначала в каком-то смысле символизирует Бога. В одном из его стихов он писал: «С легкомысленного детства необъятность Аруначалы светилась в моей осознанности». Он ощущал, что это самое святое место, самое святое состояние, это Сам Бог. Он испытывал благоговейный страх перед Аруначалой и тем, что она олицетворяет, без реального понимания, что это место паломничества, куда он мог поехать сам. Так было до его подросткового возраста, когда один из его родственников приехал оттуда и сказал: «Я был возле Аруначалы».
По словам Бхагавана, это было своего рода разрядка напряжения. Ранее он думал, что это великое небесное королевство, куда святые, просвещенные люди идут умирать. Осознание того, что он мог за пять рупий добраться туда на поезде стало для него небольшим разочарованием.
Его первой реакцией на слово «Аруначала» был абсолютный благоговейный трепет. Позже Бхагаван испытал эмоциональный спад после того, как узнал, что это место на карте. Позднее, после просветления, он понял, что сила Аруначалы форсировала опыт и физически привела его к горе.
»