13 октября 2022, 06:04
Суть Наставления (Упадеша Ундийяр / Упадеша Сарам)
Эта поэма является четкой формулировкой практического руководства, даваемого Бхагаваном Шри Раманой Махарши. Это единственное произведение, которое Он написал “по некоторому плану, с определенной целью и за один присест”.
<...>
1. Карма приносит плод,
Как Предопределяющий постановил это.
Как может карма быть Богом?
Она бессознательна.
2. Плоды действий проходят, оставляя семена,
Повергающие действующего в океан действий,
И потому не дают Освобождения.
3. (Но) незаинтересованное действие,
Посвященное Богу,
Очищает ум
И указывает Путь к Освобождению.
4. Несомненно, что почитание, повторение мантр и медитация
Выполняются (соответственно) телом, голосом и умом,
(Являясь шагами), чья ценность
Возрастает в том же порядке.
5. Почитание любой из восьми форм вселенной
С мыслью, что все восемь форм — формы Бога,
Является прекрасным почитанием Бога.
6. Повторение (Его) Имени лучше, чем восхваление.
Еще лучше повторять не громко, а шепотом.
Но лучше всего — повторение в уме:
Это именуется медитацией.
7. Лучшей, чем прерываемая (мыслями) медитация,
Является непрерывная медитация,
Подобная потоку воды
Или ниспадающей струе очищенного масла (гхи).
8. Чем рассматривать Его как Другого,
Лучше держаться убеждения: “Он есть Я”,
Которое является наилучшим
Среди всех (различных видов медитации).
9. Пребывание в состоянии чистого Бытия,
Превосходящем медитацию,
Посредством силы такой медитации (внимания к Я)
Одно есть сущность настоящей преданности.
10. Погружение в источник поднятия (“я”)
(Когда эго восходит),
Это есть карма и бхакти,
Это есть йога и джняна.
11. Как птица ловится сетью,
Так и ум подчиняется
Сдерживанием дыхания внутри.
Это есть средство сдерживания (ума).
12. (Ибо) ум и жизненное дыхание,
Выражающиеся в мысли и действии,
Хотя и расходятся, словно две ветви,
Но произрастают из одного корня.
13. Подчинение (ума) имеет две разновидности:
Временное затишье и разрушение.
Временно затихшее воспрянет вновь,
(Но) умершее не возрождается.
14. Когда ум подчинен сдерживанием дыхания,
Его форма гибнет,
Если его направить
Только на Путь (познания Я).
15. Для великого йогина, установившегося в Реальности
Благодаря разрушению ума,
Нет действий (для совершения),
Ибо Он достиг Своей (истинной) природы.
16. Когда ум, оставив внешние объекты,
Познает только свою собственную форму Света
(Себя, Я, А т м а н),
Это одно есть подлинное Знание.
17. При непрерывном исследовании природы ума
Обнаруживается,
Что нет такой вещи, как ум
Это прямой Путь для всех.
18. Ум — это только мысли.
Из всех мыслей мысль: “я” — коренная.
(Поэтому) ум есть только “я”-мысль.
19. Когда при подъеме “я”-мысли исследуется:
«Откуда поднимается “я”?»,
Это “я” исчезает.
Таково Само-исследование.
20. В том месте, где исчезает “я”,
Самопроизвольно появляется Единое
Как “Я—Я” (“Я есмь Я”).
Оно само по себе есть Целостность [пурнам].
21. То (“Я—Я”) всегда есть суть слова “Я”,
Ибо мы не перестаем существовать
Даже в глубоком сне,
Лишенном “я” (“я”-мысли, или ума).
22. Поскольку тело, ум, интеллект,
Дыхание и темнота (неведения глубокого сна)
Все бессознательны и нереальны,
Они не есть “Я”, которое суть Реальность [Cam].
23. Поскольку нет другого сознания,
Чтобы познать ТО-Которое-Существует [Сат],
ТО-Которое-Существует есть Сознание [Чит],
(И это) Сознание Само есть “Мы” (А т м а н, Я).
24. По своей сущностной природе
Бог и живые души — только одна субстанция.
Их различие лишь в восприятии атрибутов
(Оболочек, или упадхи).
25. Познание себя, отбрасывая атрибуты,
Есть само по себе познание Бога,
Ибо Он сияет как Я
(Собственная реальность человека, “Я есмь”)
26. Познать Себя значит быть Собой,
Ибо нет двух Я (А т м а н недвойствен).
Это (состояние) есть пребывание Реальностью.
27. Знание, свободное от знания и неведения,
Только и есть (подлинное) Знание.
Это — истина, (ибо в переживании Себя)
Нет объекта для познания.
28. Если человек познал свою собственную природу,
То он пребывает как Бытие без начала и конца
В непрерывном Сознании-Блаженстве.
29. Пребывание в этом состоянии Высочайшего Блаженства,
Лишенного уз и освобождения,
Есть непоколебимость в служении Богу.
30. Осознание ТОГО (“Я—Я”), которое остается
После изгнания всех следов “я”,
Только и есть прекрасный тапас.
Таково наставление Раманы.
Источник
<...>
1. Карма приносит плод,
Как Предопределяющий постановил это.
Как может карма быть Богом?
Она бессознательна.
2. Плоды действий проходят, оставляя семена,
Повергающие действующего в океан действий,
И потому не дают Освобождения.
3. (Но) незаинтересованное действие,
Посвященное Богу,
Очищает ум
И указывает Путь к Освобождению.
4. Несомненно, что почитание, повторение мантр и медитация
Выполняются (соответственно) телом, голосом и умом,
(Являясь шагами), чья ценность
Возрастает в том же порядке.
5. Почитание любой из восьми форм вселенной
С мыслью, что все восемь форм — формы Бога,
Является прекрасным почитанием Бога.
6. Повторение (Его) Имени лучше, чем восхваление.
Еще лучше повторять не громко, а шепотом.
Но лучше всего — повторение в уме:
Это именуется медитацией.
7. Лучшей, чем прерываемая (мыслями) медитация,
Является непрерывная медитация,
Подобная потоку воды
Или ниспадающей струе очищенного масла (гхи).
8. Чем рассматривать Его как Другого,
Лучше держаться убеждения: “Он есть Я”,
Которое является наилучшим
Среди всех (различных видов медитации).
9. Пребывание в состоянии чистого Бытия,
Превосходящем медитацию,
Посредством силы такой медитации (внимания к Я)
Одно есть сущность настоящей преданности.
10. Погружение в источник поднятия (“я”)
(Когда эго восходит),
Это есть карма и бхакти,
Это есть йога и джняна.
11. Как птица ловится сетью,
Так и ум подчиняется
Сдерживанием дыхания внутри.
Это есть средство сдерживания (ума).
12. (Ибо) ум и жизненное дыхание,
Выражающиеся в мысли и действии,
Хотя и расходятся, словно две ветви,
Но произрастают из одного корня.
13. Подчинение (ума) имеет две разновидности:
Временное затишье и разрушение.
Временно затихшее воспрянет вновь,
(Но) умершее не возрождается.
14. Когда ум подчинен сдерживанием дыхания,
Его форма гибнет,
Если его направить
Только на Путь (познания Я).
15. Для великого йогина, установившегося в Реальности
Благодаря разрушению ума,
Нет действий (для совершения),
Ибо Он достиг Своей (истинной) природы.
16. Когда ум, оставив внешние объекты,
Познает только свою собственную форму Света
(Себя, Я, А т м а н),
Это одно есть подлинное Знание.
17. При непрерывном исследовании природы ума
Обнаруживается,
Что нет такой вещи, как ум
Это прямой Путь для всех.
18. Ум — это только мысли.
Из всех мыслей мысль: “я” — коренная.
(Поэтому) ум есть только “я”-мысль.
19. Когда при подъеме “я”-мысли исследуется:
«Откуда поднимается “я”?»,
Это “я” исчезает.
Таково Само-исследование.
20. В том месте, где исчезает “я”,
Самопроизвольно появляется Единое
Как “Я—Я” (“Я есмь Я”).
Оно само по себе есть Целостность [пурнам].
21. То (“Я—Я”) всегда есть суть слова “Я”,
Ибо мы не перестаем существовать
Даже в глубоком сне,
Лишенном “я” (“я”-мысли, или ума).
22. Поскольку тело, ум, интеллект,
Дыхание и темнота (неведения глубокого сна)
Все бессознательны и нереальны,
Они не есть “Я”, которое суть Реальность [Cam].
23. Поскольку нет другого сознания,
Чтобы познать ТО-Которое-Существует [Сат],
ТО-Которое-Существует есть Сознание [Чит],
(И это) Сознание Само есть “Мы” (А т м а н, Я).
24. По своей сущностной природе
Бог и живые души — только одна субстанция.
Их различие лишь в восприятии атрибутов
(Оболочек, или упадхи).
25. Познание себя, отбрасывая атрибуты,
Есть само по себе познание Бога,
Ибо Он сияет как Я
(Собственная реальность человека, “Я есмь”)
26. Познать Себя значит быть Собой,
Ибо нет двух Я (А т м а н недвойствен).
Это (состояние) есть пребывание Реальностью.
27. Знание, свободное от знания и неведения,
Только и есть (подлинное) Знание.
Это — истина, (ибо в переживании Себя)
Нет объекта для познания.
28. Если человек познал свою собственную природу,
То он пребывает как Бытие без начала и конца
В непрерывном Сознании-Блаженстве.
29. Пребывание в этом состоянии Высочайшего Блаженства,
Лишенного уз и освобождения,
Есть непоколебимость в служении Богу.
30. Осознание ТОГО (“Я—Я”), которое остается
После изгнания всех следов “я”,
Только и есть прекрасный тапас.
Таково наставление Раманы.
Источник
19 комментариев
были окончательно развязаны,
А также для освобождения от круговорота
рождения и смерти,
Этот путь гораздо легче других,
Поэтому сохраняйте спокойствие
и храните внутреннюю Тишину —
В речи, в мыслях, в движеньях.
Тогда Лучезарный А т м а н откроется внутри.
Это — Высочайший Опыт.
Страх исчезнет.
Это — беспредельное море
Совершенного Блаженства!
— Познание А т м а н а (Атма-видья)
Буду давать ссылку на этот текст последователям Раманы и всем нео-адвайтистам. Т.к. я многократно говорил, что после Свидетеля должно раскрыться НЕ Сознание комы, как у большинства, а Сознание Блаженства и это Сознание Блаженства нужно привнести в повседневную жизнь, в любую активность тела, речи и ума.
Товарищи по Дхарме со мной спорили пена изо рта. Теперь поспорьте со своим авторитетом Раманой.
Единственное, что хочу добавить к этому тексту:
Сознание Блаженства нужно привнести в повседневную жизнь, в любую активность тела, речи и ума. Это Путь для раскрытия Бытия(Сат), но не Плод, не само Бытие. Бытие — это Недвойственность Блаженства Сознания и объективного мира. В Адвайте Шиваитов так и называется сатвидья(видение Бытия). Это следующая ступенька.
Сознание Блаженства (читананда) — это последняя ступенька в Адвайте Шанкары. А поскольку Рамана — последователь Шанкары, то он также и говорит.
Однако, в Адвайте Абхинавагупты(Адвайта Шиваитов) сказано, что Сознание Блаженства — это двойственно-недвойственная таттва, т.е. уже не двойственность, но ещё не недвойственность, это промежуточная стадия. И следующая стадия — сатвидья, Недвойственность Сознания Блаженства и мира, по-другому называют Божественное Сознание. В Аннутара-йога-тантре эту стадию называют Ясный Свет.
Есть ещё одна стадия:
В Адвайте Шиваитов называют Недвойственность Божественного Сознания и Божественной Энергии(Шива-Шакти таттва). В Аннутара-йога-тантре называют Иллюзорное тело Союза, рождённое из Ясного Света и тончайшей энергии.
Спасибо.
Прочитал Ваши комментарии и в ближайшей теме.
Грамотно.
Но нынешнее понимание пока, таково, что Цель — осознание себя воспринимающим/осознаю́щим началом, которое не есть воспринимаемое. В том смысле, что воспринимаемое/осознаваемое приходит и уходит. В том числе любая форма Блаженства. И течение времени может быть разным, и пространство может восприниматься по-разному: в качестве пространства комнаты или пространства, например, когда находишься на вершине сопки. Есть и пространства и течение времени во сне со сновидениями.
А вот То, что «до́» пространств и времён, осознаёт их наличие или отсутствие, есть Цель. Осознание себя Этим и пребывание.
У осознания нет качеств. Посему, полагаю, его можно назвать осознаю́щим Нулём, или осознаю́щим Ничем/Ничто.
То есть тут не за что ухватиться. Посему познавать нечего. Поэтому можно только Быть этим. Или «просто Быть», как рекомендуют Учителя.
Пока есть такое простое понимание. Априори (до опыта). Так как «я» из-за наличия васан, пока ещё здесь.
Вам просто нужно тренировать однонаправленное внимание. Пробуждение к Свидетелю произойдёт само собой в результате однонаправленного внимания, когда оно станет естественным, безусильным, а отвлечения исчезнут вовсе.
Вот и оцените прогресс на этом Пути по степени сложности сосредоточения и количества отвлечений. Чем меньше отвлечений и чем проще сосредоточиться, тем ближе вы к Свидетелю.
Блаженство есть модификация ума.
А карма вовсе не бессознательна.
Накопление кармы есть память. А память есть четкий показатель сознания.
Само творение реальности из яйца Брахмана или коллективной кармы -без сознания невозможны.
Как жизнь питается жизнью, так и сознание питается сознанием.
Но «свидетельство» — не предел разотождествления.
Чтобы познать ТО-Которое-Существует [Сат],
ТО-Которое-Существует есть Сознание [Чит],
(И это) Сознание Само есть “Мы”. „
Комментирую:
По сути Рамана в этом стихе рассказывает про разные уровни Сознания.
В Аннутара-йога-тантре очень подробно объясняется тема уровней Сознания (от грубого к тонкому):
Сознание Свидетеля(я есть)
Сознание Блаженства (Чит)
Нерождённое Сознание Ясного Света (Сат-Бытие)
Т.е. в терминологии Раманы “ТО»-это «Сат».
Нео-адвайтисты часто используют термин «ТО». Я у них спрашиваю:«Что конкретно вы называете этим термином?» И каждый рассказывает что-то своё. Кто-то описывает Сознание Свидетеля. Кто-то Сознание комы.
Оказывается в описании Раманы «ТО» — это Сат-Бытие.
В терминологии Аннутара-йога-тантры это Нерождённое Сознание Ясного Света.
То он пребывает как Бытие без начала и конца
В непрерывном Сознании-Блаженстве.
29. Пребывание в этом состоянии Высочайшего Блаженства,
Лишенного уз и освобождения,
Есть непоколебимость в служении Богу.
30. Осознание ТОГО (“Я—Я”), которое остается
После изгнания всех следов “я”,
Только и есть прекрасный тапас.»
Комментирую:
Высочайшее Блаженство, лишённое уз и освобождения — это Пустота-Блаженство-Ясный Свет в терминологии Аннутара-йога-тантры.
Опять же, Рамана пишет про НЕПРЕРЫВНОЕ пребывание в Высочайшем Блаженстве.
«Осознание ТОГО, которое остаётся после изгнания всех следов „я“».
Что такое «изгнание всех следов „я“»? Это когда все васаны (тенденции ума) растворились. И что осталось? «Непрерывное осознание ТОГО».
ТО= Бытие(Сат) =Абсолютная Истина= Реальность = Божественнное Сознание = Высочайшее Блаженство= Брахма-джьёти = Нерождённое Сознание Ясного Света (в терминологии Аннутара-йога-тантры).
Сат-Чит-Ананда в Адвайте — это по-сути Пустота-Блаженство-Ясный Свет в Аннутара-йога-тантре.
Ещё один момент:
Тут некоторые товарищи по Дхарме пишут, что «Брахман не знает себя».
А вот Рамана пишет:
«Осознание ТОГО»
«Пребывает как Бытие»
«Пребывание в Высочайшем Блаженстве».
На этом моменте, конечно, не стоит заканчивать практики.
Ибо пребывание Собой (Атманом, Бытием) не есть то же самое, что пребывать ложным «я», которое и должно быть превзойдено по растворении васан.
(Пишется с позиции непросветления. Ибо васаны пока ещё тут).
Ты хоть понимаешь о чём тут речь?
Истинное Я за пределами Я и НЕ-Я. Оно не знает СЕБЯ как отдельное явление, как Я в противовес не-Я.
Это и есть Бытие (Сат), Реальность, Нерождённое Сознание Ясного Света, Недвойственность субъекта и объекта.
Атман — это Сознание-Блаженство (Чит-Ананда).
Бытие (Сат) — это Недвойственность Атмана и объективного мира, Я и не-Я, субъекта и объекта.
А ноль не есть объект, не есть воспринимаемое.
Посему ноль не может знать себя.
Пока такая непросветлённая логическая раскладка.
Но пока этого в опыте нет.
Ты просто гадаешь на кофейной гуще.
Нужно практиковать и получить Плод-результат. Тогда сам всё поймёшь.
Спасибо.
Бхагаван сказал однажды: Естество (Атман) – это не только то, что не знает других вещей, это то, что не знает даже самого себя как «Я есть это».
— Садху Ом. Высшее значение Само-исследования. Избранное. 6
(Улладу Нарпаду).
Можно ещё заглянуть сюда.
12. Поскольку истинное Я сияет Само по Себе, не имеет второго, чтобы познавать или быть познанным, Оно есть Высочайшее Знание.
14. При существовании “я” также существуют “вы” и “он”. Если при исследовании природы “я” оно исчезает, то “вы” и “он” также исчезнут и все воссияет как Единое. Это есть истинная природа человека.
«Тот, кто пришел к нулю,
стоит на вершине
своего существа».
— Муджи
«Чистое сознание, сознавание, есть ”Я“.
Осознайте это, и это суть Истина».
— Рамана Махарши