11 августа 2023, 01:41
Ответственность за выполненные действия
Пока ты не отказался от убеждения «я деятель», держи в уме правильную точку зрения, что твоя ответственность – только твоя.
Пока сохраняется идея «я деятель», тем, кто думает, что он является деятелем, будет накапливаться и переживаться новая карма. Когда эта мысль закончится, то никакой новой кармы накапливаться не будет. Бхагаван говорит, что человек не может уйти от ответственности за свои действия, пока не имеет прямого переживания Истинного Я, в котором чувство пребывания отдельной личностью исчезло.
Вопрошающий: Даже если люди совершают прелюбодеяние, воруют и употребляют спиртные напитки и так далее, могут ли их грехи быть уничтожены путем выполнения джапы… Или грехи будут оставаться с ними?
Бхагаван: Если нет чувства «я делаю джапу», грехи, совершенные человеком, не будут клеиться к нему. Если же чувство «я делаю джапу» есть, то почему бы греху, возникающему из вредных привычек, не приклеиться?
В.: Не будет ли эта пунья (заслуга, накопленная от выполнения джапы) тушить папам (последствия греховных поступков)?
Бхагаван: До тех пор пока есть чувство «я делаю», человек должен переживать результаты своих деяний, будь они хорошие или плохие. Как можно уничтожить одно действие другим? Когда чувство «я делаю» потеряно, ничто не влияет на человека. До тех пор пока человек не осознает Истинное Я, чувство «я делаю» никогда не исчезнет.
• «Гуру Вачака Коваи», стих 570:
Пожиппурай*: Из-за заблуждения «я – это тело» по невежеству полагаешь, что индивидуальное «я» существует отдельно от Бога, совершенной и абсолютной полноты. Следует принять, что, пока считаешь себя индивидуумом, из-за эго-чувства «я деятель», будешь поочередно выполнять хорошие и плохие действия и обязательно получать и переживать их результаты в виде радости и страдания.
• «Гуру Вачака Коваи», стих 668:
Если считается, что все действия души (дживы) – это действия Бога (Шивы), может ли джива существовать как обособленная сущность, отличная от Шивы? Но если джива чувствует, что отлична от Шивы, действия дживы не могут быть действиями Шивы, и джива также будет независима от Шивы.
Вилаккам**: Это очень тонкий момент. Если действия дживы признаются действиями Шивы, джива не должна оставаться отличной от Шивы. В подобном состоянии джива утратит все свое обособленное существование и единственно останется лишь независимый Шива. Когда джива таким образом отказалась от «себя», в ней не останется никакого эго (аханкары). Состояние самоотдачи – состояние полного уничтожения эго. Если действуешь с эгоизмом, но в то же самое время говоришь: «Все суть действия Шивы», ты не предал себя Шиве.
—
* Пожиппурай – Прозаическое истолкование стихов.
** Вилаккам – Объяснение.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»
Пока сохраняется идея «я деятель», тем, кто думает, что он является деятелем, будет накапливаться и переживаться новая карма. Когда эта мысль закончится, то никакой новой кармы накапливаться не будет. Бхагаван говорит, что человек не может уйти от ответственности за свои действия, пока не имеет прямого переживания Истинного Я, в котором чувство пребывания отдельной личностью исчезло.
Вопрошающий: Даже если люди совершают прелюбодеяние, воруют и употребляют спиртные напитки и так далее, могут ли их грехи быть уничтожены путем выполнения джапы… Или грехи будут оставаться с ними?
Бхагаван: Если нет чувства «я делаю джапу», грехи, совершенные человеком, не будут клеиться к нему. Если же чувство «я делаю джапу» есть, то почему бы греху, возникающему из вредных привычек, не приклеиться?
В.: Не будет ли эта пунья (заслуга, накопленная от выполнения джапы) тушить папам (последствия греховных поступков)?
Бхагаван: До тех пор пока есть чувство «я делаю», человек должен переживать результаты своих деяний, будь они хорошие или плохие. Как можно уничтожить одно действие другим? Когда чувство «я делаю» потеряно, ничто не влияет на человека. До тех пор пока человек не осознает Истинное Я, чувство «я делаю» никогда не исчезнет.
• «Гуру Вачака Коваи», стих 570:
Пожиппурай*: Из-за заблуждения «я – это тело» по невежеству полагаешь, что индивидуальное «я» существует отдельно от Бога, совершенной и абсолютной полноты. Следует принять, что, пока считаешь себя индивидуумом, из-за эго-чувства «я деятель», будешь поочередно выполнять хорошие и плохие действия и обязательно получать и переживать их результаты в виде радости и страдания.
• «Гуру Вачака Коваи», стих 668:
Если считается, что все действия души (дживы) – это действия Бога (Шивы), может ли джива существовать как обособленная сущность, отличная от Шивы? Но если джива чувствует, что отлична от Шивы, действия дживы не могут быть действиями Шивы, и джива также будет независима от Шивы.
Вилаккам**: Это очень тонкий момент. Если действия дживы признаются действиями Шивы, джива не должна оставаться отличной от Шивы. В подобном состоянии джива утратит все свое обособленное существование и единственно останется лишь независимый Шива. Когда джива таким образом отказалась от «себя», в ней не останется никакого эго (аханкары). Состояние самоотдачи – состояние полного уничтожения эго. Если действуешь с эгоизмом, но в то же самое время говоришь: «Все суть действия Шивы», ты не предал себя Шиве.
—
* Пожиппурай – Прозаическое истолкование стихов.
** Вилаккам – Объяснение.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»
(1):
Safiya
1 комментарий
— Шри Муруганар «Гуру Вачака Коваи. Собрание устных наставлений Раманы Махарши»
~
«Пока ты не джняни, чье сознание стало спокойным и ясным, невозможно исследовать и познать основополагающие тонкие принципы дхармы*».
«Соблюдай дисциплины внешнего поведения (ачару) и, зная в своем сердце их истинную цель, должным образом размышляй над их внутренним смыслом».
«Если ты проявляешь любовь посредством ума, речи и тела, твоя возлюбленная душа никогда не узнает никакой вражды».
«Те, кто желает Божьей милости, не будут иметь никаких вредных мыслей о ком-либо другом».
«Только о тех, кто ведет себя с глубоким уважением к чувствам других, можно сказать, что они научились цивилизованному поведению».
«Человеку свойственно ошибаться, а прощать ошибки других людей с любовью, расцветающей в сердце, – это выдающееся и благочестивое поведение».
—
* дхарма – Есть несколько оттенков значения, зависящих от контекста. Это может означать правильное действие, моральный долг, священный закон или религиозную традицию.
— Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»