24 апреля 2013, 15:42
Я, снова я и обо мне
Статья из журнала Наука в Фокусе за июль 2012г. — интервью с профессором Брюсом Худом:
НвФ: Многие из нас осознают себя личностью, самостоятельно принимающей решения. Вы полагаете, что это не так?
Брюс: Принимая решение (например: «Я возьму эту чашку кофе»), мы чувствуем, что некто, которого мы воспринимаем как себя, запустил механизм принятия этого решения. Мы думаем, что вначале приходит мысль, а за ней следует действие. Но данные нейрофизиологических исследований показывают, что там может
быть и другая последовательность. Что-то в нашем теле хочет эту чашку, и двигательная система в мозгу приготовляется к движению. Примерно полсекунды спустя мы формируем эту сознательную мысль: «Я возьму кофе». Очевидно, то, что мы называем самостоятельно принимаемыми решениями, является не тем, чем кажется.
НвФ: И как же мы на самом деле принимаем решения?
БХ: Есть множество факторов, влияющих на наши решения, многие из них не осознаются. Можно представить эти факторы как нити паутины. Наше представление о своей внутренней сущности находится в ее центре. Это структура, которая складывается из всех участвующих в принятии решения факторов. Я люблю описывать
внутреннюю сущность человека как иллюзорный контур — визуальную иллюзию. Вспомним рисунок, на котором изображен квадрат, сформированный из сторон большого количества разнообразных фигур. Никакого квадрата здесь на самом деле нет, но нам кажется, что мы его видим. С внутренней сущностью происходит, примерно то же самое. Мы можем видеть нечто, находящееся в центре паутины, но его форма определена тем, что присутствует вокруг.
НвФ: Могут ли некоторые из нитей этой паутины формироваться из нашего опыта и генетического наследия?
БХ: Именно так. Существуют неосознанные факторы влияния из прошлого и неосознанные факторы влияния текущего момента нашей жизни.
НвФ: Если «сущность» — просто сумма факторов, означает ли это, что она очень хрупка?
БХ: Да, и мы регулярно видим, как она распадается на части, когда люди принимают слишком большие дозы алкоголя. Под его влиянием они делают такие вещи, какие и представить себе не могли. Алкоголь влияет на лобные доли мозга, отвечающие за планирование. Когда вы расторможены, агрессия и половое влечение две из нитей паутины имеют более сильное влияние. Именно тогда люди говорят: «я был сам не свой прошлой ночью, во мне говорило вино». Стабильное
внутреннее ощущение себя как процветающего гражданина оказалось смято тем фактом, что наркотик может разбить на части наши механизмы самоконтроля.
НвФ: Почему нам важно поддерживать в себе иллюзию целостной сущности?
БХ: Сложно общаться с другими людьми, если не воспринимать их как самостоятельных индивидуумов с внутренней сущностью. Потому что иначе нам пришлось бы
обходиться с ними как с набором неосознанных процессов, обусловленных взаимосвязанными событиями прошлого, о которых мы, как правило, и знать ничего не знаем.
НвФ: Можем ли мы как-то менять или развивать свою личность?
БХ: Конечно. Мы все предельно гибкие существа, поддающиеся влиянию со стороны других людей. Просто не стоит обманываться, думая, чтo cуществует самостоятельная личность, живущая в нашем теле у которой есть и свобода воли, и полный контроль над тем, что происходит.
НвФ: Может ли нам как-то помочь осознание того факта, что наша внутренняя сущность — это иллюзия?
БХ: Большая часть мира — иллююзия. Мы слепы около часа ежедневно: каждый раз, когда мы моргаем, мир захлопывается, но мы этого не осознаем. Существует много иллюзий, которые мозг создает, чтобы обеспечить оптимальный способ восприятия мира. Врядли от себя можно избавиться. Но понимание, что мы — сложная система, дающая на выходе этот сущностный клубок, помогает осознать странности поведения. Так можно объяснить, почему люди «съезжают с катушек». Все эти импульсы и скрытые побудительные причины постоянно присутствуют и могут выскакивать при сильном стрессе или интоксикации.
НвФ: Можетли понимание себя в таком свете помочь нам стать более терпимыми по отношению к себе?
БХ: В рамках традиций западной цивилизации мы обычно обрушиваем на отдельных людей, индивидов, большое количество похвалы и не меньшее количество вины. Восточные люди обычно большие коллективисты. Не мне судить о том, какая из систем лучше. Но в западной культуре мы зачастую слишком спешим назвать другого лузером.
НвФ: Многие из нас осознают себя личностью, самостоятельно принимающей решения. Вы полагаете, что это не так?
Брюс: Принимая решение (например: «Я возьму эту чашку кофе»), мы чувствуем, что некто, которого мы воспринимаем как себя, запустил механизм принятия этого решения. Мы думаем, что вначале приходит мысль, а за ней следует действие. Но данные нейрофизиологических исследований показывают, что там может
быть и другая последовательность. Что-то в нашем теле хочет эту чашку, и двигательная система в мозгу приготовляется к движению. Примерно полсекунды спустя мы формируем эту сознательную мысль: «Я возьму кофе». Очевидно, то, что мы называем самостоятельно принимаемыми решениями, является не тем, чем кажется.
НвФ: И как же мы на самом деле принимаем решения?
БХ: Есть множество факторов, влияющих на наши решения, многие из них не осознаются. Можно представить эти факторы как нити паутины. Наше представление о своей внутренней сущности находится в ее центре. Это структура, которая складывается из всех участвующих в принятии решения факторов. Я люблю описывать
внутреннюю сущность человека как иллюзорный контур — визуальную иллюзию. Вспомним рисунок, на котором изображен квадрат, сформированный из сторон большого количества разнообразных фигур. Никакого квадрата здесь на самом деле нет, но нам кажется, что мы его видим. С внутренней сущностью происходит, примерно то же самое. Мы можем видеть нечто, находящееся в центре паутины, но его форма определена тем, что присутствует вокруг.
НвФ: Могут ли некоторые из нитей этой паутины формироваться из нашего опыта и генетического наследия?
БХ: Именно так. Существуют неосознанные факторы влияния из прошлого и неосознанные факторы влияния текущего момента нашей жизни.
НвФ: Если «сущность» — просто сумма факторов, означает ли это, что она очень хрупка?
БХ: Да, и мы регулярно видим, как она распадается на части, когда люди принимают слишком большие дозы алкоголя. Под его влиянием они делают такие вещи, какие и представить себе не могли. Алкоголь влияет на лобные доли мозга, отвечающие за планирование. Когда вы расторможены, агрессия и половое влечение две из нитей паутины имеют более сильное влияние. Именно тогда люди говорят: «я был сам не свой прошлой ночью, во мне говорило вино». Стабильное
внутреннее ощущение себя как процветающего гражданина оказалось смято тем фактом, что наркотик может разбить на части наши механизмы самоконтроля.
НвФ: Почему нам важно поддерживать в себе иллюзию целостной сущности?
БХ: Сложно общаться с другими людьми, если не воспринимать их как самостоятельных индивидуумов с внутренней сущностью. Потому что иначе нам пришлось бы
обходиться с ними как с набором неосознанных процессов, обусловленных взаимосвязанными событиями прошлого, о которых мы, как правило, и знать ничего не знаем.
НвФ: Можем ли мы как-то менять или развивать свою личность?
БХ: Конечно. Мы все предельно гибкие существа, поддающиеся влиянию со стороны других людей. Просто не стоит обманываться, думая, чтo cуществует самостоятельная личность, живущая в нашем теле у которой есть и свобода воли, и полный контроль над тем, что происходит.
НвФ: Может ли нам как-то помочь осознание того факта, что наша внутренняя сущность — это иллюзия?
БХ: Большая часть мира — иллююзия. Мы слепы около часа ежедневно: каждый раз, когда мы моргаем, мир захлопывается, но мы этого не осознаем. Существует много иллюзий, которые мозг создает, чтобы обеспечить оптимальный способ восприятия мира. Врядли от себя можно избавиться. Но понимание, что мы — сложная система, дающая на выходе этот сущностный клубок, помогает осознать странности поведения. Так можно объяснить, почему люди «съезжают с катушек». Все эти импульсы и скрытые побудительные причины постоянно присутствуют и могут выскакивать при сильном стрессе или интоксикации.
НвФ: Можетли понимание себя в таком свете помочь нам стать более терпимыми по отношению к себе?
БХ: В рамках традиций западной цивилизации мы обычно обрушиваем на отдельных людей, индивидов, большое количество похвалы и не меньшее количество вины. Восточные люди обычно большие коллективисты. Не мне судить о том, какая из систем лучше. Но в западной культуре мы зачастую слишком спешим назвать другого лузером.
15 комментариев
.