29 сентября 2011, 22:22

Как лечит Аюрведа

Автор материала Андрей Головинов — известный в странах СНГ специалист по древней медицине и Аюрведе.

Для начала

Аюрведа учит нас жить полноценно. Она призвана избавлять людей от страданий, не только в виде болезней тела и ума, но и на более глубоком и тонком уровне. Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим и психическим недугом, полезен для общества и духовно счастлив. Интуитивно каждый из нас стремится к подобному состоянию. Но не каждый достигает его. И речь сейчас идет не об отсутствии физической боли или телесных изъянов. Каждый, кто однажды заболел, сразу задается вопросами. Почему именно я? За что?

Первый шаг к исцелению в Аюрведе называется «прощением болезни». Нужно смиренно принять болезнь, не искать виновных и попытаться искоренить ее причины, которые лежат глубоко в нашем сердце. Болезнь является очень действенным средством способным заставить человека задать себе очень глубокие вопросы.

Почему в реальной жизни мы так редко можем встретить здорового человека, глаза которого постоянно сияют от восхищения? Почему радость так мимолетна? Что мешает восторгу наполнить наше сердце и не никогда не покидать его, даже перед лицом горя, лицемерия и боли, которыми наполнился мир вокруг нас? Можете ли Вы ответить себе на вопрос о смысле Вашей жизни? Кто Вы? Для чего Вы пришли в этот мир?

Здоровье имеет множество составляющих и для того чтобы раскрыть основную тему нашей статьи, попробуем описать и проиллюстрировать их. Первый аспект здоровья в Аюрведе называется арогйа – состояние, при котором человек имеет здоровое и крепкое тело, без физических изъянов. Большинство людей искренне верят в то что, избавившись от физической боли и неудобств, связанных с телесной болезнью, они станут счастливы. Но надолго ли?

Трогательная история
Какая Вам разница, доктор?!


Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого пола и возраста человек, который зашел в мой кабинет. Ей оказалось около пятидесяти, хотя выглядела она старше. Грузное, бесформенное тело. Грубый, низкий и властный голос. И полные тревоги несчастные глаза. Она стала жаловаться на астматические приступы и повышенное давление, которые не давали ей покоя уже несколько месяцев. И буквально требовала помочь ей. Когда я начал задавать ей вопросы о том, удовлетворена ли она своей семейной жизнью и выполняемой работой, она недоумевала:

— Какая Вам разница, доктор?! У меня мало времени на бесполезные разговоры! Мне мешают удушье и страшные головные боли! Будьте добры, избавьте меня от них!

Она явно не хотела слышать ни о чем другом, хотя тонкие причины телесных проблем ей трудно было укрыть. Она упорно не хотела открываться. И я решил рискнуть.

— Хорошо! – согласился я. – Будем лечиться!

Я назначил ей курс процедур панчакармы и затем прием сборов из лекарственных трав, которые как я предполагал, помогут ей. Так и случилось. За несколько месяцев интенсивного лечения уравновесилось давление, а затем ушли и приступы удушья. Пациентка была вдохновлена. Ее глаза горели. И, отблагодарив наших сотрудников и меня, исчезла. А дальше случилось интересное событие.
Я чувствую, что мне чего-то не хватает…

В один прекрасный день она вновь появилась на пороге моего кабинета и опять с грустными глазами.

— У меня нет больше приступов астмы и гипертонии, — невесело сказала она. – А что дальше? Я чувствую, что мне чего-то не хватает, доктор. Помогите мне разобраться.

Я почувствовал, что теперь она готова к пониманию второго аспекта здоровья, который Аюрведа называет сукха. Все мы существа общественные и наше настроение и эмоции напрямую зависят от того, как мы общаемся с окружающим миром и близкими нам людьми. Сукха – это здоровье на эмоциональном и социальном уровне. Это состояние когда человек полностью удовлетворен своей семьей, выполняемой работой, местом в котором он живет и правителем этого места. Если подобного удовлетворения нет, человек очень скоро падет жертвой какой-либо телесной болезни.

— Вы очень вовремя! – начал я. – Если бы Вы не пришли сейчас, телесные страдания вновь вернулись бы к Вам. Так удовлетворены ли Вы семейной жизнью и любите ли Вы свой труд?

Неожиданно она открылась. Я был очень удивлен началу ее повествования.

— Как я могу быть счастлива, когда рядом со мной живет этот «козел вонючий»? – начала она.

— Стоп! – сказал я. – Это кто?!

И она бурно начала рассказывать, что уже около десяти лет ее муж пьет. Он периодически уходит «на гараж» к друзьям и приходит оттуда «в стельку» пьяный. С тех пор как он начал пить, он нигде не работает, и работать не собирается. Никакие уговоры на него не действуют. Дома постоянно стоит ругань. Ее взрослая дочь, которая вышла замуж и родила сына, появляется у родителей только тогда, когда ей надо денег. Что муж не выполняет своих обязанностей и ей приходится тащить их на себе. Что она работает главбухом в крупной организации и давно ненавидит свою работу. Что утром ей не хочется просыпаться, потому что незачем. А на работе еще и начальник не совсем хороший человек. Не ценит и не уважает. Что работает она только за зарплату. Зарплата хорошая. Но приходится работать по ночам. Потому что муж не работает, а жить на что-то надо и детям помогать надо. Хотя они только за деньгами и приходят. И все это из-за мужа, которого она упорно называла «козлом вонючим».

— Стоп! – опять сказал я. – А зачем Вы вышли за него замуж?

— Любила… – слегка удивившись самой себе, произнесла пациентка.

— А возможно ли вернуть вашу любовь? – спросил я.

— Вы что смеетесь!? Это невозможно! – возмутилась она.

И тогда прорвало меня. Я пытался доказать ей что возможно все. Что из любой ситуации есть выход. Что жизнь так коротка, и надо прожить ее правильно. Что каждый день должен стать праздником. И открытием. А это возможно лишь тогда когда есть взаимопонимание. Когда близкие люди, которых мы видим каждый Божий день, действительно становятся близки нам, а не «страшно далеки» от нас. Что все наши близкие это олицетворение наших «кармических» заслуг. Что посеешь — то пожнешь. Хочешь любви – люби! Не хватает радости – дари радость! Чувствуете недостаток внимания и признания – отдайте и это! И если мы не способны построить идеальные взаимоотношения беды будут продолжать нас преследовать. Болезни вернуться, потому что их корень не удален. Нужно решать проблему сейчас. Я говорил, что ее муж человек хороший, надо лишь взглянуть на него как на несчастного человека и постараться помочь ему.

— Это невозможно! – не соглашалась она. – Как можно помочь безнадежному алкашу?

— А может ему не хватает Вашей любви? И он ищет ее. Пытается обратить на себя внимание. Помогая другим, забываешь о собственных проблемах. Вы все равно находитесь в абсурдной ситуации. Давайте будем действовать абсурдно. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Когда Вы последний раз готовили для мужа?

— Давно…

Она рассказала, что их взаимоотношения начали рушиться, когда им обоим было около сорока. Когда их тела стали проявлять первые признаки увядания, и не нашлось той настоящей основы, на которой их отношения могли бы продолжаться. Умерли родители. Пришли первые мысли о том, что и они смертны, но от этого сумбур в голове только увеличивался. Да и думать об этом не хотелось. И так никакой жизни, а тут еще о смерти думай. Единственная дочь повзрослела и уехала учиться. Муж начал пить, она стала ругать его за это. Он стал еще больше пить. Заколдованный круг. Она перестала следить за собой. Работала, смотрела сериалы и спала. Готовила только для себя. Растолстела. А он питался «на гараже» и чем попало.

— И готовить для него я не буду! – завершила она свой монолог.

— Но кто-то же должен первым сделать шаг навстречу! Давайте попробуем! Это должно растопить его сердце!

И вдруг неожиданно она согласилась. Я был удивлен, но не растерялся и усугубил условия.
Через желудок к сердцу

Ей нужно было вставать каждое утро и искренне желать мужу благополучия. А затем готовить для него вкусную пищу, думая о нем как о самом замечательном и дорогом человеке на свете. Пища должна быть чистой. Только чистая пища может передать чувства без искажений. Чистая пища – вегетарианская пища. И поэтому я предложил ей посетить наш семинар по ведической кулинарии. Что она успешно и сделала. Мы научили ее искусству применения специй и их тайным свойствам. Рассказали о том, как с помощью вкусов пищи можно менять настроение. И она оказалась очень способной ученицей.

После семинара она начала практику. На работе взяла отпуск. Вставала рано утром и заставляла себя желать мужу здоровья и счастья. После этого она красиво одевалась, убиралась дома. Около полудня просыпался муж. И она с улыбкой провожала его «на гараж». Он приходил домой вечером, а она поначалу с натянутой улыбкой встречала мужа и со словами: «Дорогой, я приготовила тебе ужин» провожала его к столу, который был уставлен разными вкусностями, радующими не только нос и язык, но и глаза. Но он поначалу не радовался, а ругался. Говорил, что у него жена сошла с ума. Потом притих и все с большим удивлением смотрел на свою жену. Она несколько раз срывалась. Приходила ко мне и со слезами говорила, что она больше так не может. Уже почти месяц она надрывается, а он…

Но в какой-то момент чудо произошло. В один из вечеров он остался дома и со слезами на глазах стал говорить о том, что был не прав. Что на самом деле он любит ее…

Опустим интимные подробности этой сцены и расскажем о том, что было дальше. Он перестал пить. «Вспомнил» что когда-то был отличным телемастером. Нашел старого друга и коллегу, который к этому времени имел свой магазин бытовой техники. Рассказал ему эту трогательную историю и был принят на работу с испытательным сроком, который он успешно выдержал и теперь он не просто рядовой работник, а начальник гарантийной мастерской. С ней стали происходить странные метаморфозы. Появилась талия. Голос стал выше, мягче и нежней. Она вновь стала прекрасной женщиной. Ее глаза перестали быть пристанищем страха и стали излучать спокойный свет. Дочь и зять стали добрыми друзьями и часто бывают у родителей. Она оставила работу главбуха и занялась тем, о чем она в тайне мечтала – воспитанием внука. Можно было бы на этой прекрасной ноте прервать повествование и порадоваться счастливому концу, но, как не странно, у него есть продолжение.

Странное чувство

Прошло около года. И как-то зимним вечером, накануне Рождества у меня дома раздался телефонный звонок.

— Доктор, мне нужно очень срочно с Вами встретиться.

Утром она пришла на прием. Внешне она выглядела прекрасно. Только глаза опять выдавали тревогу.

— Что-то случилось? – поинтересовался я.

— В том-то и дело, что ничего. Это меня и настораживает…

Она поведала мне о том, что теперь у нее появилось странное чувство, что чего-то самого главного опять недостает. Страх перед тем, что вся эта идиллия, которая ее теперь окружает, однажды рухнет. Опять боль. Боль на очень глубоком, необъяснимом уровне.

— Как же так? – говорила она. – Дело даже не в том, что я беспокоюсь о качестве взаимоотношений с близкими мне людьми или окружающим миром. Здесь у меня нынче вроде все нормально. Дело в том, что теперь я всерьез стала задумываться над тем, что счастье и страдания идут рука об руку. Что время неумолимо и нам рано или поздно придется расстаться. Я только начала жить. И вдруг потеряла основу и покой. Почва уходит из-под моих ног. Что же мне делать теперь, доктор? Я не хочу снова быть несчастной.

Мое сердце возрадовалось, хотя внешне я постарался сохранить невозмутимость. Не каждый день встречаешь пациента готового к глубинной работе. Подобные случаи – большая удача для врача. Здесь требуется переступить грань, разделяющую материальный и духовный аспекты жизни пациента. Врач должен быть способен не только ответить на подобные вопросы, но и практически помочь человеку. Пациент же должен быть способен понять, что теперь только все и начинается. Что все, что происходило до этого, было лишь началом пути, предварительной подготовкой к исцелению.

Уникальность Аюрведы состоит в том, что, будучи частью Вед, она имеет методы и средства воздействия не только на материальную, но и на духовную сферу жизни человека. И в основном это лечение словом. Слово «врач» происходит от глагола «врать», что в древнерусском языке не несло никакой негативной окраски и означало – «говорить истину, наставлять».

Звук распространяется через самый тонкий элемент – эфир. Он способен миновать многие грубые оболочки и проникнуть в самое сердце, воздействуя на сферу разума человека. Звук способен разрушать или созидать. Вопрос лишь в том какая информация заключена в нем. Абсолютный звук, шабдабрахман, несущий в себе Абсолютную Истину заключен в священных писаниях. А каноны Аюрведы как раз и являются таковыми. К ним мы и обратимся.

А теперь сядьте прямо, закройте глаза и представьте низкий бархатный голос: «…Вначале было Слово, и Слово было у Бога…» Испугались?! Не бойтесь. Никто Вас не «зомбирует» и ни в какую секту не затягивает. Мы говорим о науке. Хотя к Богу мы с Вами обязательно вернемся. Только чуть позже.

Заумная философия

Здесь в нашей беседе назревает перелом. Пациентку, первая часть трогательной истории которой поведана выше, зовут Тамара Николаевна. Ее история продолжается и сейчас, и ей пришлось стать не только моим близким другом, но и настоящим философом. Иначе у нас не получилось бы перейти рубеж к пониманию духовных аспектов здоровья, описанных в канонах Аюрведы. То, о чем мы с ней теперь частенько беседуем, я постараюсь изложить ниже. А для того, чтобы нам с Вами, уважаемый читатель, продвигаться дальше, давайте хотя бы на время представим себя смиренными мудрецами, внимающими древним писаниям.

Если, конечно, Вы меня еще терпите…

Быть самим собой

Что может дать человеку истинную основу и прибежище? Какие слова Вы бы подобрали для того, чтобы утешить Тамару Николаевну? Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией мимолетно. Оно рано или поздно, смениться духкха — страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи [1] и называется двайта – двойственность. Это очевидный факт, который совсем не нужно доказывать. Существует даже такое санскритское слово – сукхадухкха – объединяющее эти две противоположности. Даже самое лучшее, что есть в материальном мире, сначала рождается, затем развивается, созревает, существует, увядает и исчезает. Если есть рождение, придет и смерть. Белая полоса сменяется черной полосой. Успех сменяет неудача, победу – поражение. Качели раскачиваются все больше и больше. Начинает тошнить и кружиться голова, в прямом и переносном смысле. Где же выход? И есть ли он?

Выход есть. Нужно просто перестать раскачивать качели. Перестать культивировать материальные желания, рожденные из страсти и невежества. Нужно научиться различать духовную энергию, обладающую постоянной, неизменной природой. Достигнуть состояния самйа – равновесия и гармонии, что определит равновесие и покой ума, и, как следствие, физиологическое равновесие. Парацельс называл это гомеостазом. Ему же принадлежит знаменитое изречение – «кто стал самим собой, тот не будет никем другим». И это вполне соответствует основной идее нашей беседы.

Итак, мы подошли к третьему аспекту здоровья. На санскрите он называется свастхйа. Буквально это значит «быть укорененным в собственной природе». Это состояние, когда человек выходит за пределы материальной двойственности и сходит с качелей материального существования, одними глазами смотря на материальное счастье и страдания. Это не значит, что человек становится бесчувственным камнем. Скорее наоборот. Он чувствует все гораздо ярче и острей. Но не отождествляет себя с временными проявлениями счастья и несчастья. Он всегда ищет настоящее. Вечное. Кто ищет – тот всегда найдет. Свастхйа становится для такого человека третьей точкой зрения. Человек становится не участником событий, а наблюдателем. И жизнь его преображается.

Я – душа?!!

Так что же это такое — «собственная природа»? Ахам брахмасми [2]. Я – существо духовное. Истинная, вечная, неизменная природа живого существа – духовная природа. Силы и способности человеческого организма, которые обеспечивают его жизнедеятельность, являются силами сознательными. Причем источником жизненной силы ведические писания называют дживатман — душу. Тело наполнено и поддерживается жизненной силой, исходящей из души. Как только душа покидает тело, оно разрушается. Нужно научиться видеть проявления души и перестать отождествлять себя и других живых существ с материальным телом, на санскрите называемом шарира. Буквально это означает, что тело разрушится, когда уйдет жизнь. «На кого ты нас покинул?» — причитают женщины в момент смерти кормильца. Кто покинул? Вот он вроде здесь лежит. Но в такой момент ни у кого нет сомнений в различии тела и души, которая покинула его. Тело сразу теряет свою привлекательность, и от него все срочно стараются избавиться. Так что же нас привлекало в этом человеке? Душа! Итак, жизнь — это энергия души. Жизнь – это феномен, которому посвящена Аюрведа – наука о естественной, наполненной счастьем Жизни. О Жизни с большой буквы.

Веды говорят, что у каждого из нас есть три заветных желания. Первое — мы не хотим умирать, расставаться с любимыми и близкими, мы хотим вечности. Второе желание – «хочу все знать». Помните детский киножурнал с таким названием? И третье заветное желание – желание постоянно испытывать счастье. Почему нас так тянет к этим трем аспектам. Нам их не хватает. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни. К жизни души, которая сполна обладает тремя неизменными, неотъемлемыми качествами сат-чит-ананда. Душа вечна. Она полна знания и блаженства. В отличие от тела душа неразрушима. Она не рождается и не умирает. Она всегда существующая и изначальная [3]. Чтобы обрести истинное счастье нужно оторвать взгляд от мертвых материальных объектов, и повернуться лицом к жизни.

Почти всегда мы оцениваем людей как тела и их атрибуты, в виде социального и финансового положения, происхождения, телесной красоты или уродства, воспитанности или невоспитанности, образованности или необразованности. Аюрведа говорит, что такой взгляд на мир рано или поздно приведет к страданиям. Это взгляд с позиции двойственности. Одной из трех основных причин болезней ведическая медицина называет прагйа-апарадху – преступление против естественной мудрости, оскорбительное отношение к миру и Богу. Частью прагйа-апарадхи является джива-апарадха – преступление против души. Неспособность воспринимать всех и себя, в том числе, равными перед Богом. Опять теряется самйа – равновесие. И, как следствие, приходят болезни.

— Ну и что же? — скажете Вы. – При чем здесь мой артрит?

Постараюсь объяснить. Свастхйа – это когда человек обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него неизменным источником радости, счастья и удовлетворения. Такой человек не теряет самообладания даже перед лицом величайших трудностей. Это подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным телом [4]. Чарака Самхита говорит что «источником боли является отождествление себя с телом и умом, а когда такое отождествление отсутствует, болезни исчезают и не возвращаются» [5]. Ей вторит Аштанга Хридайа Самхита — «источником всех болезней и тем, что поддерживает их существование, является асвастхйа – отождествление себя с телом и умом» [6]. Другими словами, осознав себя духовным существом, человек перестает испытывать отрицательные эмоции. Ему не о чем беспокоится и не кому завидовать. Он на своем месте. Он никуда не торопится и не суетится. Впереди вечность. Он знает самое главное. Истина проста и доступна каждому. Проявления двойственности не касаются такого человека, хотя он продолжает наилучшим образом выполнять свои материальные обязанности. Человек видит не только себя, но и остальных живых существ, изначально исполненных вечностью, знанием и блаженством, и взаимодействует с ними на основе любви и бескорыстия, отбросив гордыню и зависть. И всегда остается в состоянии совершенного покоя и равновесия – самйа. По принципу подобия, психосоматические элементы, на санскрите называемые доша-дхату-мала находятся в таком же равновесном состоянии. И тогда болезни ума и тела не проявляются.

Уникальность

Каждый человек является уникальным существом. И есть что-то такое, что никто никогда не сможет сделать лучше, чем Вы. Поэтому Вам некому завидовать и не с кем конкурировать. Это дает удивительное состояние умиротворения. Талант есть у каждого. И надо приложить все усилия для того, чтобы найти его у себя и раскрыть для окружающих живых существ и Бога, не требуя ничего взамен. Просто так. Из любви.

Но доступ в это бесконечное пространство любви будет закрыт, пока мы не научимся действовать как душа. Понимая свою уникальность ничего из себя не мнить, и в то же время не заниматься самоуничижением, занимая свое естественное положение и оказывать почтение каждому. Научиться радоваться чужому успеху и переживать из-за чужих неудач. Открывать глубины своего сердца и уметь слушать откровения. Научиться работать не из корысти, а из любви. Быть терпеливыми, как дерево и смиренными как трава на дороге. И тогда нас наполнит безграничное счастье, и мы научимся естественному общению с Богом [7].

К сожалению, люди перестали доверять Богу. Типичное общество материалистов, которые не доверяют никому, даже самому себе. Всегда ждут подвоха и живут в страхе перед будущим. Люди потеряли одну из самых удивительных эмоций — адбхута-расу. Они не верят в чудо и не чувствуют волшебных эмоций. Мир превратился в золотую клетку.

Но чудо всегда с нами. Посмотрите в небо, ощутите изначальный вкус воды, взгляните в глаза ребенку или на совершенство скромного полевого цветка. Я живу и вокруг меня жизнь – вот чудо. Самое большое чудо – Вы сами. Русское слово «счастье» имеет корень «часть». Будучи совершенной, душа является фрагментарной частицей Совершенства — Бога [8]. И находится в вечных личностных взаимоотношениях с Ним. У каждого есть свое уникальное положение перед Богом. Нужно лишь вернуться в это изначальное положение. Это положение называется свабхава и является высшим аспектом здоровья и совершенством человеческой жизни.

И в заключение

Как и любая другая наука, ведическая медицина имеет философскую доктрину. Эта доктрина на санскрите звучит как свабхавопарамвада. Она предполагает, что стремление человека быть здоровым является интуитивным и неосознанным стремлением занять свое изначальное положение. Это стремление к духовной жизни. Стремление обрести ананду – бесконечное духовное блаженство. Роль врача, вайдьи состоит в том, чтобы, постепенно избавляя пациента от телесных страданий и недугов ума, бережно, внимательно и по возможности кратчайшим путем привести его к пониманию необходимости духовного исцеления.

Чарака Самхита утверждает: «Хотя деятельность всех живых существ интуитивно направлена на достижение счастья, достигнуть его можно лишь с помощью духовного знания. Невежество же приведет к страданиям. Мудрый человек, получив знание, предпочитает целостную жизнь, ведущую к духовному счастью, в то время как обычные люди, покрытые страстью и невежеством, предпочитают материальные объекты духовным. Мудрые наделены духовным осознанием, различением, памятью о своей изначальной природе, сноровкой, воздержанием, решительностью, целеустремленностью, постоянным следованием целостному режиму жизни, чистотой речи, ясностью ума и терпимостью. Этих качеств не найдешь у обычных людей, полных страсти и невежества. Поэтому они страдают от разных недугов ума и тела, вызванных влиянием низших гун. Из-за затмения разума, они потакают себе в чувственных наслаждениях, направленных на мертвые материальные объекты. Они подавляют свои естественные нужды и занимаются бесполезной и рискованной деятельностью. Невежественные личности привязаны к временным материальным объектам, но мудрый к вечности, потому, что его разум чист» [9].

Ведическая медицина, будучи живой и личностной наукой также имеет глубинную личностную природу — свабхаву, которая состоит в постепенном возвращении человека к его духовной уникальности, где недуги ума и тела исчезают сами собой и больше не возвращаются. Разумный человек, исполненный желанием жить полноценно и радостно, должен с величайшим вниманием обратиться к наставлениям Аюрведы [10].

Ом тат сат

Ссылки:

1. Бхагавад-гита, 2.14

2. Брихад-аранйака-упанишад, 1.4.10

3. Бхагавад-гита, 2.20

4. Бхагавад-гита, 6.20-23

5. Чарака Самхита, Шарирастхана, 2.41

6. Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана, 12.23

7. Шри Шикшаштака, 3

8. Шри Ишопанишад, введение

9. Чарака Самхита, Сутрастхана 28.35-40

10. Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана, 1.2

Оригинал — www.psiholog3000.ru/content/view/835/40/

4 комментария

Ratibor
Афтор! Научись ползьовадца катом… Я заколебался прокручевать этот текст..))
dpimka
плюсодин :)
matti, это просто — нужно при размещении поста, в месте, где нужно спрятать текст под надпись «читать дальше» нажать ножнички или руками написать тэг: "".

Иначе весь текст вываливается на главную страницу и замещает собой много места, приходится листать :)
dpimka
хотел написать «тэг: <cut>»