11 июня 2015, 02:21
Об объяснениях "задним числом"
В конце 19 века известный врач гипнотизер Бернгейм произвел эксперимент.
Человеку под гипнозом внушали, что после того, как тот будет выведен из гипносомнамбулического транса, он должен взять с вешалки зонтик одного из гостей и раскрыть его.
Как приказано, так и сделано. После чего человеку задают вопрос: «Почему вы в комнате открываете зонтик?».
Прежде чем читать дальше, попробуйте представить, что отвечает человек.
Казалось бы, что можно ожидать ответа: «Мне было так приказано». Или: «Из внутреннего побуждения, которое я не могу себе объяснить».
Однако, мы не слышим ни одного из этих ответов. Получивший приказание конфузится, бормочет что–то, и, в конце концов, выдавливает из себя объяснение, которое всем, кроме него самого, кажется неправдоподобным, в роде: «Я хотел посмотреть, мой ли это зонтик», или: «Я хотел проверить работает ли он».
Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку.
Эти мотивы совершенно не соответствовали действительной причине поступка и, очевидно, были придуманы, но сознанию пациента они вполне удовлетворяли. Он был убежден, что раскрыл зонт по собственному желанию.
Этот опыт поразил Фрейда. Его ошеломил следующий факт: человек совершает поступок по причине, ему самому неизвестной, а впоследствии приводит правдоподобные объяснения своим несообразным действиям, при этом он совершенно искренен. «Не так ли ведут себя люди в обычном состоянии, — спрашивает Фрейд, — находят причины своим поступкам? Хотя давно замечено, что объяснения, которые люди пытаются приводить, не всегда заслуживают доверия». Это наблюдение Фрейда стало краеугольным камнем его теории человеческого поведения.
Источник: статья на d3.ru
Человеку под гипнозом внушали, что после того, как тот будет выведен из гипносомнамбулического транса, он должен взять с вешалки зонтик одного из гостей и раскрыть его.
Как приказано, так и сделано. После чего человеку задают вопрос: «Почему вы в комнате открываете зонтик?».
Прежде чем читать дальше, попробуйте представить, что отвечает человек.
Казалось бы, что можно ожидать ответа: «Мне было так приказано». Или: «Из внутреннего побуждения, которое я не могу себе объяснить».
Однако, мы не слышим ни одного из этих ответов. Получивший приказание конфузится, бормочет что–то, и, в конце концов, выдавливает из себя объяснение, которое всем, кроме него самого, кажется неправдоподобным, в роде: «Я хотел посмотреть, мой ли это зонтик», или: «Я хотел проверить работает ли он».
Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку.
Эти мотивы совершенно не соответствовали действительной причине поступка и, очевидно, были придуманы, но сознанию пациента они вполне удовлетворяли. Он был убежден, что раскрыл зонт по собственному желанию.
Этот опыт поразил Фрейда. Его ошеломил следующий факт: человек совершает поступок по причине, ему самому неизвестной, а впоследствии приводит правдоподобные объяснения своим несообразным действиям, при этом он совершенно искренен. «Не так ли ведут себя люди в обычном состоянии, — спрашивает Фрейд, — находят причины своим поступкам? Хотя давно замечено, что объяснения, которые люди пытаются приводить, не всегда заслуживают доверия». Это наблюдение Фрейда стало краеугольным камнем его теории человеческого поведения.
Источник: статья на d3.ru
3 комментария
То есть через эту призму всё, что делает тело — это мои действия. Я их порождаю. Поэтому если вдруг что-то выбивается, то оно тут же вновь любыми средствами должно быть возвращено в парадигму меня-делателя. Некое комплексное действие просто не может быть не моим. Отсюда и все эти объяснялки пост-фактум.
А есть ещё «законные» объяснялки. Часть действий мы всё же согласны отдать телу, назвав их «рефлексами», потому что там ну уж очень сложно приписать себе то, что происходит мгновенно и очень быстро… Зато на продолжительных манёврах вот можно развернуться — я то, я сё… :))