1 сентября 2015, 14:24
О природе человеческого «Я» Aleksandr Lokshin
Никто не знает, что такое человеческое «Я». И это тот счастливый случай, когда безответственный дилетант может рискнуть высказаться.
По-видимому, «Я» обитает (или, точнее, — реализуется) где-то в мозгу, но маркером для «Я» не может быть материя, из которой состоит тот мозг, в котором оно обитает. Причина – принцип тождественности микрочастиц одного сорта. Единственное, что, на мой взгляд, можно использовать в качестве маркера для «Я», это пространственно-временные координаты соответствующего мозга, пока этот мозг жив.
Впрочем, если считать «Я» квантово-механическим эффектом, то в качестве искомого маркера можно попытаться использовать пси-функцию мозга (или тела целиком, если угодно).
Однако вот соображения в пользу того, что о феномене «Я» можно рассуждать на классическом языке. «Я» выдерживает такие грубые испытания как общий наркоз, ушиб мозга, сотрясение мозга, облучение мозга, операция на мозге (конечно, не любая). Мне кажется поэтому, что вполне допустимо говорить о таком устойчивом к грубым воздействиям феномене на классическом языке.
А на языке классической физики невозможность привязать «Я» к куску материи доказывается очень просто.
Рассмотрим двух близнецов. И начнем обменивать их атомы очень так аккуратно. При каждом обмене парой атомов у каждого из близнецов свое Я останется на месте. Так? Но в конце процедуры они полностью обменяются веществом. И где теперь 1-й близнец, а где 2-й? )) Очевидно, что «Я» каждого близнеца в результате осталось на том же месте, где было. Но это и означает, что вещество — не более, чем одежда для «Я».
Следующая гипотеза отражает внутренний опыт автора и, естественно, может быть оспорена.
Гипотеза-1. «Я» не имеет свойств и, соответственно, не имеет частей (которые могли бы характеризоваться какими–то свойствами).
Известно, однако, что после заморозки (с помощью соответствующего анестетика) нервных волокон, связывающих оба полушария человеческого мозга, в каждом полушарии обосновывалась отдельная личность (естественно, со своим «Я»).
После окончания действия наркоза единство личности восстанавливалось, «правое Я» и «левое Я» сливались в единое прежнее «Я». Здесь мы приходим к очевидному противоречию с Гипотезой-1, которое удается преодолеть одним единственным способом: предположив, что «правое Я» и «левое Я» — это один и тот же объект, который проявляется для внешнего наблюдателя в двух временно разделенных полушариях человеческого мозга.
Следующий шаг в рассуждении совершенно очевиден:
Гипотеза-2 (следствие из Гипотезы-1). Все живые существа обладают одним и тем же, общим для них «Я».
Итак, «Я» разлито повсюду – таков нестрогий и не особенно корректный вывод, к которому подводят проведенные выше рассуждения. Косвенным подтверждением справедливости этих рассуждений может служить поразительный факт образования многоклеточных существ из одноклеточных. Сливаясь в единое многоклеточное существо, ни одно из одноклеточных не отказывалось от своего «Я», т.е. не кончало жизнь самоубийством. Просто-напросто исчезали материальные границы, разделяющие различные реализации одного и того же «Я».
По-видимому, «Я» обитает (или, точнее, — реализуется) где-то в мозгу, но маркером для «Я» не может быть материя, из которой состоит тот мозг, в котором оно обитает. Причина – принцип тождественности микрочастиц одного сорта. Единственное, что, на мой взгляд, можно использовать в качестве маркера для «Я», это пространственно-временные координаты соответствующего мозга, пока этот мозг жив.
Впрочем, если считать «Я» квантово-механическим эффектом, то в качестве искомого маркера можно попытаться использовать пси-функцию мозга (или тела целиком, если угодно).
Однако вот соображения в пользу того, что о феномене «Я» можно рассуждать на классическом языке. «Я» выдерживает такие грубые испытания как общий наркоз, ушиб мозга, сотрясение мозга, облучение мозга, операция на мозге (конечно, не любая). Мне кажется поэтому, что вполне допустимо говорить о таком устойчивом к грубым воздействиям феномене на классическом языке.
А на языке классической физики невозможность привязать «Я» к куску материи доказывается очень просто.
Рассмотрим двух близнецов. И начнем обменивать их атомы очень так аккуратно. При каждом обмене парой атомов у каждого из близнецов свое Я останется на месте. Так? Но в конце процедуры они полностью обменяются веществом. И где теперь 1-й близнец, а где 2-й? )) Очевидно, что «Я» каждого близнеца в результате осталось на том же месте, где было. Но это и означает, что вещество — не более, чем одежда для «Я».
Следующая гипотеза отражает внутренний опыт автора и, естественно, может быть оспорена.
Гипотеза-1. «Я» не имеет свойств и, соответственно, не имеет частей (которые могли бы характеризоваться какими–то свойствами).
Известно, однако, что после заморозки (с помощью соответствующего анестетика) нервных волокон, связывающих оба полушария человеческого мозга, в каждом полушарии обосновывалась отдельная личность (естественно, со своим «Я»).
После окончания действия наркоза единство личности восстанавливалось, «правое Я» и «левое Я» сливались в единое прежнее «Я». Здесь мы приходим к очевидному противоречию с Гипотезой-1, которое удается преодолеть одним единственным способом: предположив, что «правое Я» и «левое Я» — это один и тот же объект, который проявляется для внешнего наблюдателя в двух временно разделенных полушариях человеческого мозга.
Следующий шаг в рассуждении совершенно очевиден:
Гипотеза-2 (следствие из Гипотезы-1). Все живые существа обладают одним и тем же, общим для них «Я».
Итак, «Я» разлито повсюду – таков нестрогий и не особенно корректный вывод, к которому подводят проведенные выше рассуждения. Косвенным подтверждением справедливости этих рассуждений может служить поразительный факт образования многоклеточных существ из одноклеточных. Сливаясь в единое многоклеточное существо, ни одно из одноклеточных не отказывалось от своего «Я», т.е. не кончало жизнь самоубийством. Просто-напросто исчезали материальные границы, разделяющие различные реализации одного и того же «Я».
1 комментарий