15 июля 2011, 13:03

Инчегери Навнатх Сампрадайя Парампара

Сумиран: Я хочу сказать несколько слов о практике сидения.

Когда вы сидите, ваше внимание направьте на чувство «Я существую». Что значит направить внимание на это чувство? Вы осознаете свое сознание. Для чего это нужно? Для того чтобы во время практики чувство «Я есть» не перешло мягко в «меня нет». Иногда это случается. Человек, который имеет достаточно опыта в практике, никогда не уснет, каким бы он уставшим ни был. Обычный человек, если он садится в практику, то почему бы ни поспать. Заниматься нечем, почему бы ни поспать. Психика так устроена, что она находится в состоянии бодрствования только тогда, когда есть какие-то стимуляторы: телевизор, звуки, образы. А когда стимуляторов мало, наше сознание настолько слабое, что оно перестает быть осознающим и засыпает. Первое чему вы начинаете учиться — это быть присутствующими без стимуляции. Самого вашего чувства «Я существую» достаточно чтобы не спать. Вы на это чувство свое внимание замыкаете и стараетесь его не потерять — попросту говоря, не уснуть.

Второй момент: Обычно когда мы знаем, что мы существуем, мы параллельно самоопределяемся — мы знаем «кто мы». У нас помимо чувства «Я есть» постоянно создается образ себя.

Первая ваша задача — это держаться чувства «Я существую», не терять его. Вторая — не создавать образ себя, не иметь образа себя. Ум создает образ, а вы его разрушаете. Вы говорите — я не являюсь этим. Почему? Потому что, когда вы сидите все проблемы, которые возникают в психике, возможны только когда вы Кто-то. Ваши права, ваши обязанности, ваше будущее связанны не с чувством «Я существую», а с вашим образом. Вы должны обратить на это внимание. Когда есть образ себя, то появляется будущее и прошлое, появляются обиды, ожидания, проблемы. Если нет образа, то какие бы проблемы не приходили, для них никого нет дома. Кому они будут создавать проблемы? Образ себя — это корень, из которого возникают все остальные психологические сложности. Они опираются именно на то, что есть кто-то и к этому кому-то начинают приходить определенные психологические трудности. Ваша задача не работать с проблемами, а работать с тем, чтобы не было того, у кого есть проблемы. Когда Вас нет и проблем нет. Когда вы не родились, у вас разве были проблемы? У мертвых тоже нет проблем. В чем была проницательность людей медитации? Они поняли, что не обязательно умирать, чтобы не иметь проблем.

Физические проблемы невелики: поесть, поспать — телу много не надо. Большая часть наших проблем носит психологический характер. Они относятся не к телу, которому много не надо, а к ожиданиям, амбициям, ревности, страхам. Весь этот комплекс опирается не на тело, а на «образ себя психологический, то есть „кто я“ и „кем я должен стать“. Поэтому, как только мы создаем идею о себе, идею о своей жизни, о том, как должно быть, возникает очень большой объем напряжений психологического плана. Но первично мы создаем идею о себе. В практике Дзен мы разрушаем эту идею о себе. Я не знаю кто я, я — никто. Если я никто, то мне не надо думать о будущем, мне не надо строить какие-то планы, не может быть обид. В этом состоянии вы сидите. Это очень интересное состояние, попробуйте его нащупать. В нем вы неуязвимы для ума. Ведь ум — это мысль. Мысль может затронуть только мысль, а ваш образ себя — это тоже мысль. Почему мысли цепляют вас? Вы тоже являетесь мыслью. Компьютерный пират может убить только компьютерного героя. Вас он убить не может, если вы сидите перед компьютером. Мысль приносит беспокойство только мысли. А как мы себя отождествляем с мыслью? Я отождествляю себя с „я — образом. Я знаю, что я вот это и это, и это. Соответственно все остальные мысли, которые приходят в наше сознание, коррелируют с нашим образом, цепляют его, и мы начинаем эмоционально вовлекаться, начинается раскрутка всей нашей психологической жизни. Далее мы говорим: “я не буду создавать себя как мысль, как образ», тогда когда в вашей голове появляются мысли, вы с ними не боретесь, просто они для вас проблемы не составляют. Для кого они будут составлять проблему? Ваша задача не быть мыслью, которая борется с другими мыслями, как обычно люди делают в практике. Они сидят и думают: «Я двигаюсь к просветлению, я должен уничтожить все остальные мысли, особенно негативные, приятные можно оставить на время». То есть они являются мыслью, представлением «Кто я такой», которое работает с другими представлениями. Естественно те представления обладают определенной силой, они беспокоят представление, которое работает с ними и т.д. В Дза-дзен другой подход: вы просто не имеете представлений о себе, поэтому наличие мыслей в вашей голове никаких проблем не представляет. Они просто приходят и уходят. Какое это к вам отношение может иметь? Вы есть, но вы не образ, вы просто присутствие. Поэтому вы двигаетесь в чувство «Я есть» в это присутствие, отказываясь от любого определения себя как кого-то. Это все чем вам надо заниматься когда вы сидите. То есть не терять чувство «Я существую», все внимание вкладывать в это чувство и не самоопределяться как кто-то. Вы получите определенный психологический эффект, и не только психологический, и постепенно он будет углубляться.

Эта практика называется Инчегери Навнатх Сампрадайя Парампара. Древняя практика, которая пошла от Риши Даттатрейи, который был воплощением Вишну, Брахмы и Шивы. Эта традиция концентрации внимания или замыкания осознавания само на себя, то есть, мы внимание замыкаем на внимание, потому что внимание это и есть чувство существования. Восприятие, которое воспринимает не объекты, а само себя, есть чувство «Я существую». Это символ змеи кусающей себя за хвост.

А дальше следующий параллельный шаг — не позволять уму определять Вас как какой-то объект. Все, больше ничего делать не надо.

Эта практика не связана с какой-то перспективой, здесь нет делателя, потому что делатель подразумевает, что вы что-то делаете, а здесь вы ничего не делаете. Просто присутствуете и не самоопределяетесь. То есть вы ничего не создаете. Большинство практик основано на идее что вы кем-то становитесь, а здесь вы никем не становитесь. Идея становления это идея Эго, в любом случае она приносит конфликт. Здесь нет никакого становления, нет времени, вы всегда присутствуете. А поскольку вы не самоопределяетесь, вам не надо развиваться. Поэтому исчезает конфликт: «А вдруг я не успею. Жизнь так коротка». Успевать не надо, куда вам гнаться. Так вы отбрасываете невроз спешки. Вы сидите, проблемы у вас возникать не могут — потому что не у кого, развиваться тоже некому. И вы попадаете в определенное состояние, которое есть тишина покой мир, любовь. В этом состоянии нет страха, чего бояться: я исчез, но при этом остался. Очень интересно: я исчез как кто-то, но остался как жизнь.

Искатель: А можно продолжить мысль, что это как бы квартира, где ничего нет, никаких атрибутов. Есть сами стены, а я могу сравниться с пустотой, у которой есть эти стены. Или не нужно этого делать? Ограничить пустоту, чтобы не посещали мысли, чтобы ничто не цепляло. Окружить себя этой оркужностью, стенами, или не стоит себе эти образы воображать?

С.: Зачем тебе стены оставлять? Если вынесла все, то выноси и стены.

И.: А кто же тогда я, который все-таки существует. То есть у меня больше пространства чем квартира, дом?

С.: Почему бы и нет. Мы хотим быть большим, чем человек, но при этом остаться в пределах своих стен.

И.: Видите, вы опять к этим стенам, может быть я за стенами…

С.: Аналогия, когда мы берем комнату с мебелью, предполагает что сама комната — это наше персональное сознание. Почему персональное? Потому что есть стены, которые определяют границы. Внутри комнаты существует мебель — это наши эмоции, чувства, переживания — это что-то что нас наполняет.

Далее первый шаг: выносим мебель из комнаты. Остается просто пустотность — это чистое сознание, но оно еще имеет стены, которые определяют нашу персональность, нашу обособленность.

И. 2: А стены это что — личность?

С.: Смотрите, мебель — это идеи о себе, а стены — это идея об ограничении. То есть мебель внутри комнаты — это идея, стена — это тоже идея. Только мебель — это идея о том кто я, а стена — это идея что я ограничен. Это тоже идея. За неё можно не держаться, тогда мы можем представлять не комнату, а просто пространство, точнее оно не представляется, оно переживается. Реальность не надо представлять, мы просто воспринимаем то, что есть.

Чувство «Я существую» не есть представление, не есть мысль в обычном понимании этого слова, оно хорошо тем, что это не форма нашей идеи. А скажем образы, мысли, вторичны: хочу думаю, хочу не думаю и так далее. Поэтому чувство «Я существую» обладает некоторым свойством, которое приближает его к реальности, потому что о нем не надо думать, чтобы оно было. Мы на нем акцентируемся, мы не думаем, что оно есть, мы переживаем это, просто мы не теряем внимание к этому переживанию. Сознание образов во время медитации необходимо для людей, которые не могут сразу удерживать внимание на чувстве «Я существую». Этот подход сделает психику человека более устойчивой и зрелой, чтобы он мог впоследствии сосредоточиться на чувстве «Я существую» и внимание держать без образа. У некоторых людей тела и психика настолько слабые, что когда они на это чувство начинают акцентироваться, они просто или засыпают, или начинают в мысли вовлекаться. Тогда им даются вспомогательные образы. Рано или поздно они должны будут их оставить. Я вам предлагаю сразу отказаться от этих костылей.

источник

25 комментариев

Dragon
Хороший текст! Да, это основная практика традиции Инчегери Навнатх Сампрадайя. А вот «парампара» — слово не отсюда, оно означает линию преемственности! Эта традиция была ответвлением традиции натхов, и в ней разрабатывались методы специально для домохозяев! Которым нужен был короткий и эффективный путь к освоболждению… Это медитация на Я ЕСТЬ, переживание безличностного ПРИСУТСТВИЯ с отсеканием всех мыслей о «ТОМ КТО ПРИСУТСТВУЕТ»! Ее усиленно предлагал и Нисаргадатта, и сейчас Муджи.
Но это чувство присутствия — это не чистое внимание, не чистая осознанность, здесь Сумиран немного заблуждается! Это то первое, что внимание фиксирует — переживание Я ЕСТЬ… и пока оно не связано с концептуальным мышлением оно не загрязнено. Поэтому его удержание позволяет держать двойственное мышление на голодном пайке!:)
blablabla
Очень важные замечания, спасибо! Я ЕСТЬ — это чистый (незатрагиваемый) свидетель, может Сумиран это имел в виду?
Dragon
Во всем, что можно хоть как-то зарегистрировать, в ЛЮБОМ переживании будет присутствовать тонкая «двойственность», иначе регистрация чего-то как «этого» не произойдет! Поэтому чувство «я есть» не исключение! Просто удержание безличностного «я есть» наносит серьезный удар по личностному «я» и «мое»! Но может стать еще более тонким зацеплением за безличностные переживания Бытия, Блаженства… и начнется «закос» под Будду!:))
blablabla
Обидно пускать энергию, не растраченную на создание личности, на закос под Будду и упускать тем самым возможность выйти за пределы…
Dragon
Выходить за пределы некому — в том-то все и дело! Все что ты можешь хотеть это другая сторона блина!:)) НО НИКТО НЕ МОЖЕТ ХОТЕТЬ САМ БЛИН! Потому что БЛИН НЕ ЗНАЕТ БЛИН! Однажды ты просто кричишь: ОЙ БЛИН!!! А я то думал, что блин — это две стороны, все хотел перейти к лучшей, вместо худшей, а сторон вообще нет, они вымышлены двойственным умом!:))Ха!
blablabla
Ха!:)
Dragon
ВСЕ ЧТО МОЖНО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ даже как самое тонкое переживание «я есть» — это уже сторона блина, которая содержит в себе тягу к противоположности! А ТО ЧТО НЕЛЬЗЯ — ЭТО ТЫ И ЕСТЬ!!! Когда будем праздновать НИЧЕГО?!!! ХА ХА ХА!
blablabla
СЕЙЧАС, конечно! Но позже — блин ещё не готов.
blablabla
«Не просолился осознания огурец», как пелось в песне. ))
Dragon
Боже какой бред! Чтобы искать НИЧЕГО — НИЧЕГО НЕ ТРЕБУЕТСЯ!:)) Даже то, что ты регистрируешь и переживаешь, как осознание — такая же концепция как и все прочее! Так что солишь ты Брат концепции в бочке!:)) пока не взорвется!
Dragon
Бабах!!!:))))))))))
blablabla
Что бы случился Бабах, должен уйти Бабай!
Dragon
Ой блин!!!:))) Ты его видел?:)) Как уйдет тот, кого нет? Это тебе бабай сказал, что бабай должен уйти! Ну веришь бабаю — он никогда не скажет что ушел, даже если скажет, он останется чтобы говорить о своем отсутствии!:))
blablabla
Подозреваю, что я и есть бабай!)))
Dragon
Если бы так было — ТЫ БЫ ПРО НЕГО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ! Все, о чем ты знаешь хоть один грамм — не ТЫ!:) Будда не знает Будду! Поэтому встретишь Будду — убей Будду!:)
itslogin
чтобы во время практики чувство «Я есть» не перешло мягко в «меня нет»
а почему нельзя в «меня нет» ?)
blablabla
Это как если вор переоденется полицейским, о чем предостерегал ещё Рамана.
itslogin
как это? ведь в корзину отправляется не только вывеска, но и само я.
blablabla
А здесь речь идёт о смене вывесок.
itslogin
все-равно непонятно((
«я есть» сразу безо всяких усилий переходит в «нету дома никого», а точнее в «Опа!».
затем, правда, появляется «затем»; потом — тот, кому нужно, что-то делать дальше, ну и пошло поехало по накатанной…
blablabla
Чего вам непонятно?
Что бы сказать «меня нет» должен быть тот, кто это говорит и, как только практика прекращается, он тут как тут.
itslogin
ох блин… ну и фигню написал…
но все-равно ответьте плз))
sairam-yakubov
Саи Рам! Все правы! Любое мнение имеет право на истинность и на существование. Спорить не о чем и… Ха-ха! НЕКОМУ.