21 апреля 2014, 02:32

Тайна фрески "Тайная Вечеря"

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе.
Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Читать дальше →
21 апреля 2014, 02:10

Пространство без дна (вместо приветствия)

«Хоть превзойдешь наставников умом, —
останешься блаженным простаком.
Наш ум, как воду, льют во все кувшины.
Его, как дым, гоняют ветерком»
Омар Хайям

Когда реальность перестает быть реальностью, то ты просто падаешь, медленно падаешь, оторвавшись от уютных крючков, в пропасть неизвестности. Словно Алиса в Стране Чудес, успевая рассматривать по мере продвижения вниз какие-то побрякушки, которые не имеют никакого значения и совсем не важны. Тогда и только тогда пространство без дна становится новой действительностью для кого-то, кого уже давно нельзя назвать кем-то или даже никем. Кто-то… что-то скользит в этом пространстве, а может быть пространство пронизывает этот биосубстрат? Невозможно разобрать кто в чем или что в ком. Временами все вокруг становится неотличимым от всего внутри и это «всё» каким-то загадочно-неизъяснимым образом объединяет предметы, вещи, людей и то место, где они находятся. Уже нельзя различить, что-то вычленить, разложить на составляющие. Содержащее и содержимое — где тот порог, когда начинается содержимое и заканчивается содержащее?

Я почти доплыла до косы, они уже стояли на ней и звали меня, махая руками. Вот оно — заземляюсь, предвкушаю ощущение касания тверди, основы, опоры. Сейчас коснусь ее кончиками пальцев, долгожданной тверди, кусочка Земли, эквивалентного понятиям устойчивости и уверенности… Нет! Основы нет и я тону… Первый раз в жизни так остро на физическом уровне прочувствовался мною этот истерический страх смерти, этот ужас отсутствия дна. Что-то барахталось в бездонном пространстве и жизнь в этот самый миг стала исчисляться секундами, а каждая секунда равнялась вечности…
А сейчас — дна тоже нет, уже не на физическом уровне… В отличие от предыдущего опыта вытащить меня никто не мог да и не собирался… Потому что каждый тонет сам, пребывая в уверенности, что приближается к дну, которого может быть даже и нет вообще! Самое интересное, что даже если бы и нашелся желающий вытащить «меня», у него бы это вряд
Читать дальше →