И, судя по тому, насколько убедительно было это «свершилось» в устах Иисуса — это как раз о том, о ниббане. Она настолько убедительна, что сомневаться в ней невозможно. В том, что это — она…
Уточню. Для тех, кого зрительный зал, включая зрителя, и так устраивает — ниббана может и НЕ понадобиться.
Однако же, многие из «профессиональных ищущих» настроены именно на попытки зрительный зал или покинуть, или обесценить. И вот в этом случае, по всей видимости, без ниббаны — никуда…
А все разговоры про «выхода нет» актуальны только тому, кому этот выход нужен (а он, бедняжка, не нашел, иногда в этом случае все объявляют дерьмом, чтобы не обидно было).
То, на что указываю я (вернее, не сама ниббана, а то, что может открыться после) — не требует вообще никакого выхода. Ты не захочешь покидать зрительный зал, который ты нежно любишь (вместе со зрителем, само собой). И называть все это дерьмом — просто язык не повернется.
Однако, смотреть туда имеет смысл только после того, как ниббана открыта, хотя бы раз.
Ты описываешь опыт сознания, недвойственного содержанию.
Ниббана глубже и это совсем иной опыт.
Там «ты», который «безграничный океан» — будет вызывать улыбку. И там окажется, что нет ни Буратины, ни носа, ни нарисованного камина. И это — не про исчезновение чувствования и восприятия.
Добавлю, что в книге «Слияние с Шивой» — автор много цитирует Тирумантирам. Однако, про Турию — нет ни цитат, ни комментариев))) Все вокруг нирвикальпы.
А вот в Тирумантирам — несмотря на то, что очень много там вообще указаний по практике медитацию — про Турию больше пишут в бодрствовании.
Однако, нашла — нашла 2 стиха, где указано про медитативное достижение Турии (2490, 2730). В первом так и написано — «Считайте это Турией)))
Про нирвикальпу почитала еще в книге Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. «Слияние с Шивой». www.klex.ru/7jl
В общем, да, похоже, их нирвикальна это та самая Турия и есть — но открываемая в медитации.
И, у него есть указание на необходимость дальнейшей практики, после разового открытия нирвикальпы (по классике, они практикуют ее достижение в медитации 12 лет). В общем, то, в чем у меня были сомнения насчет медитативно постигаемой Турии — у них учтено.
«Основной целью в этом направлении монистического шиваизма является постижение единства души с Господом Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Такое состояние описывается термином „нирвикальпа-самадхи“ (Самореализация). Оно достижимо в данной жизни и приводит к мокше — освобож-дению из цикла рождений и смертей. Вторичной целью является достижение савикальпа-самадхи, реализа-ция Сат-чит-ананды — опыта единения в сверхсознании, в котором доступны совершенная Истина, Знание и Блаженство.»
«мы понимаем Парашиву, как совершенство, познаваемое в нирвикальпа-самадхи, а Сат-чит-ананду — как другое Его совершенство, которое можно воспринять в савикальпа-самадхи.»
При этом вот, что мне понравилось больше всего:
«Многие люди думают, что реализация вневременного, внеформенного, внепространственного Парашивы, нирвикальпа-самадхи, является самым блаженным из всех блаженных состояний, что это открытие небес, нисхождение Богов, момент высшей, грандиозной радости. Однако я обнаружил, что это похоже на разрезание стекла, даршан алмазной пыли, психическую хирургию, а совсем не на блаженный опыт. Это похоже на пограничные со смертью состояния, в результате чего происходит полная трансформация. Ча-сто учат, что блаженство — это высшее достижение. На самом же деле оно является иным достижением. Сат-чит-ананда — это последствие нирвикальпа-самадхи, а также то, что ему предшествует. Это означает, что чистые сердцем души могут достичь Сат-чит-ананды, савикальпа-самадхи, прежде достижения нирви-кальпа-самадхи. То есть, не надо измерять высшеее достижение блаженством, которое оно превосходит.»
В целом, у них основной целью является именно нирвикальпа (погружение в Атман, в данном случае — медитативное). Но здесь стоит подчеркнуть то, что он не разделяет состояния «до» и «после» (хотя, Сат-Чит-Ананду считают вторичной целью практики).
AjnaYoga
А Вы могли бы, пожалуйста, сообщить, откуда взят (где был опубликован) данный отрывок Раманы (тот, что приведен в теле публикации)?
Не могу найти.
В книге «Будь тем кто ты есть» этого фрагмента нет.
Заранее благодарю.
«И: Является ли самадхи тем же, что и турия, чет¬вертое состояние?
М: Самадхи, турия и нирвикальпа – все эти терми¬ны имеют в виду одно и то же – сознавание Атмана. Турия буквально означает четвертое состояние, высочайшее Созна¬ние как отдельное от остальных трех – бодрствования, сно¬видений и сна без сновидений. Четвертое состояние – веч¬но, три других приходят и уходят внутри него. В турии есть сознание, что ум слился со своим источником, Сердцем, и неподвижен там, хотя некоторые мысли все еще падают на него и чувства обладают некоторой активностью. В нирви¬кальпе чувства бездеятельны, а мысли совсем отсутствуют. Следовательно, переживание чистого Сознания в этом состо¬янии является сильным и блаженным. Турия доступна в савикальпа самадхи.»
Мудрецы помогают миру, просто пребывая как Атман. Наилучший путь служения миру – завоевание состояния, где эго нет. Если вы жаждете помочь миру, но считаете, что достижением состояния без эго этого не сделать, то отдайте Богу все проблемы мира вместе со своими собственными.
И: Следует ли мне пытаться помочь страдающему миру?
М: Сила, сотворившая вас, сотворила также и мир. Если Она заботится о вас, то может подобным образом позаботиться и о мире… Если Бог сотворил мир, то присматривать за ним Его забота, а не ваша.
И: Является ли желание свараджа [политической независимости] правильным?
М: Такое желание, несомненно, идет от личных интересов. Однако практическая работа ради этой цели постепенно расширяет перспективу, и личность сливается со своей страной. Такое поглощение индивидуальности желательно, и относящаяся сюда карма становится нишкама [кармой бескорыстной].
И: Если сварадж завоеван после длительной борьбы и страшных жертв, то не извиняет ли это человека, испытывающего удовольствие от результата и ободренного им?
М: В ходе своей работы человек обязан принадлежать Высшей Силе, чье могущество должно удерживаться в уме и никогда не выходить из поля зрения. Как же тогда он может ликовать? Ему не следует даже заботиться о результате своих действий. Только в этом случае карма становится бескорыстной.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Опыт
Нет никаких степеней Реальности. Существуют степени опыта индивидуума, но не Реальности. Какими бы ни были переживания, испытывающий один и тот же.
Атман, несомненно, находится внутри прямого переживания каждого, но Он не таков, каким Его воображают. Он есть только то, что Он есть.
Глава 14. Самадхи
Слово самадхи широко употребляется в духовной литературе Востока для обозначения продвинутой стадии медитации, в которой имеется сознательное переживание Атмана или интенсивная ненарушаемая погруженность в объект медитации. Описано множество степеней и подразделений самадхи, причем каждая из различных духовных школ и религий стремится дать свою собственную классификацию и терминологию.
Классификация, обычно используемая Шри Раманой, предлагает следующее трехуровневое деление различных видов самадхи:
1. Сахаджа нирвикальпа самадхи. Это состояние джняни, окончательно и бесповоротно уничтожившего свое эго. Сахаджа означает «естественное», а нирвикальпа – «без различий». Джняни в этом состоянии способен естественно функционировать в мире, как это делает самый обыкновенный человек. Зная, что он является Атманом, сахаджа джняни не видит различий между собой и другими, между собой и миром. Для такого человека всё есть проявление неделимого Я.
2. Кевала нирвикальпа самадхи. Данная стадия ниже Само–реализации. В этом состоянии Само–сознавание временное, но без усилий, а эго окончательно не уничтожается. Сознание тела отсутствует, и хотя имеется временное сознавание Атмана, человек не способен воспринимать чувственную информацию или действовать в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь.
3. Савикальпа самадхи. В этом состоянии Само–сознавание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, Само–сознавание тускнеет.
Следующие краткие определения, сформулированные Шри Раманой, наверное, достаточны, чтобы провести непосвященного через терминологические джунгли самадхи:
1. Удержание Реальности есть самадхи.
2. Удержание Реальности с усилием есть савикальпа самадхи.
3. Погружение в Реальность и утрата сознавания мира есть нирвикальпа самадхи.
4. Погружение в неведение и утрата сознавания мира есть глубокий сон.
5. Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа нирвикальпа самадхи.
И: Что такое самадхи?
М: Состояние, в котором непрерывное переживание Бытия–Сознания достигается спокойным умом, только и есть самадхи. Этот неподвижный ум, достигший безграничного высочайшего Я, один есть реальность Бога.
Общение ума с Атманом во тьме, то есть погружение его в неведение, называется нидрой [глубоким сном], а погружение в сознательном или бодрственном состоянии – это самадхи. Самадхи суть постоянное пребывание в Атмане при бодрствовании. Нидра, или глубокий сон, также присущи Атману, но в бессознательном состоянии. В сахаджа самадхи упомянутое общение ума постоянно.
И: А что можно сказать о кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи?
М: Погружение ума в Атман, но без его разрушения, это кевала нирвикальпа самадхи, в котором человек еще не свободен от васан и поэтому не достигает мукти. Освобождение приобретается только после уничтожения васан.
И: Когда можно практиковать сахаджа самадхи?
М: Даже с самого начала. Однако если искатель не искоренил васаны, то и после многих лет непрерывной практики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигнуто не будет.
И: Я бы хотел получить ясное представление о различии между савикальпа и нирвикальпа.
М: Удерживание высочайшего состояния есть самадхи, которое называется савикальпа при наличии усилия, направленного на успокоение волнений ума, и нирвикальпа – при отсутствии этих волнений. Постоянное и без усилий пребывание в первичном состоянии – это сахаджа.
И: Перед достижением сахаджи пребывать в нирвикальпа самадхи совершенно необходимо?
М: Постоянное пребывание в каком–либо из этих самадхи – савикальпа или нирвикальпа – есть сахаджа [естественное состояние]. Что такое сознание тела? Это – не сознающее тело плюс сознание, которые оба должны лежать в другом Сознании – чистом и простом, остающемся всегда как оно есть с сознанием тела или без него. И тогда какое имеет значение утрата или сохранение сознания тела, если человек держится за то чистое Сознание? Полное отсутствие сознания тела придает самадхи большую интенсивность, хотя не сказывается на знании Высочайшего.
И: Является ли самадхи тем же, что и турия, четвертое состояние?
М: Самадхи, турия и нирвикальпа – все эти термины имеют в виду одно и то же – сознавание Атмана. Турия буквально означает четвертое состояние, высочайшее Сознание как отдельное от остальных трех – бодрствования, сновидений и сна без сновидений. Четвертое состояние – вечно, три других приходят и уходят внутри него. В турии есть сознание, что ум слился со своим источником, Сердцем, и неподвижен там, хотя некоторые мысли все еще падают на него и чувства обладают некоторой активностью. В нирвикальпе чувства бездеятельны, а мысли совсем отсутствуют. Следовательно, переживание чистого Сознания в этом состоянии является сильным и блаженным. Турия доступна в савикальпа самадхи.
И: В чем разница между блаженством глубокого сна и блаженством, получаемым в турии?
М: Здесь нет различных блаженств, а только одно, которое включает блаженство, пожинаемое в состоянии бодрствования, блаженство всех видов существ, от низшего животного до высочайшего Брахмы. Это блаженство есть Блаженство Атмана, и единственное различие в том, что оно переживается в глубоком сне бессознательно, а в турии – сознательно. Блаженство, получаемое при бодрствовании, – вторично, оно является придатком истинного Блаженства [упадхи ананда].
И: Самадхи, восьмая ступень раджа–йоги, это то самадхи, о котором вы говорите?
М: В йоге термин самадхи относится к нескольким видам транса, и существуют различные виды самадхи. Но я говорю о другом – о сахаджа самадхи В нем вы обладаете самадханой [устойчивостью] и остаетесь спокойным и сдержанным, даже будучи активным. Вы осознаёте, что движимы глубинным Я внутри. У вас нет ни терзаний, ни беспокойств, ни забот, ибо вы постигли, что нет ничего принадлежащего вам. Вы знаете, что все выполняет Нечто, с которым вы находитесь в сознательном союзе.
Вот об этом говорит Дракон здесь.
И, судя по тому, насколько убедительно было это «свершилось» в устах Иисуса — это как раз о том, о ниббане. Она настолько убедительна, что сомневаться в ней невозможно. В том, что это — она…
Ты это не сможешь представить, не пережив, даже можешь не пытаться. Но это — так…
А я про зрительный зал и зрителя, который самый-пресамый истинный)
Однако же, многие из «профессиональных ищущих» настроены именно на попытки зрительный зал или покинуть, или обесценить. И вот в этом случае, по всей видимости, без ниббаны — никуда…
А все разговоры про «выхода нет» актуальны только тому, кому этот выход нужен (а он, бедняжка, не нашел, иногда в этом случае все объявляют дерьмом, чтобы не обидно было).
То, на что указываю я (вернее, не сама ниббана, а то, что может открыться после) — не требует вообще никакого выхода. Ты не захочешь покидать зрительный зал, который ты нежно любишь (вместе со зрителем, само собой). И называть все это дерьмом — просто язык не повернется.
Однако, смотреть туда имеет смысл только после того, как ниббана открыта, хотя бы раз.
Ниббана глубже и это совсем иной опыт.
Там «ты», который «безграничный океан» — будет вызывать улыбку. И там окажется, что нет ни Буратины, ни носа, ни нарисованного камина. И это — не про исчезновение чувствования и восприятия.
Но это детали. А так — все так и есть)))
Нашла в виде текста (не люблю ролики).
Вот.
www.theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm
А вот в Тирумантирам — несмотря на то, что очень много там вообще указаний по практике медитацию — про Турию больше пишут в бодрствовании.
Однако, нашла — нашла 2 стиха, где указано про медитативное достижение Турии (2490, 2730). В первом так и написано — «Считайте это Турией)))
В общем, да, похоже, их нирвикальна это та самая Турия и есть — но открываемая в медитации.
И, у него есть указание на необходимость дальнейшей практики, после разового открытия нирвикальпы (по классике, они практикуют ее достижение в медитации 12 лет). В общем, то, в чем у меня были сомнения насчет медитативно постигаемой Турии — у них учтено.
«Основной целью в этом направлении монистического шиваизма является постижение единства души с Господом Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Такое состояние описывается термином „нирвикальпа-самадхи“ (Самореализация). Оно достижимо в данной жизни и приводит к мокше — освобож-дению из цикла рождений и смертей. Вторичной целью является достижение савикальпа-самадхи, реализа-ция Сат-чит-ананды — опыта единения в сверхсознании, в котором доступны совершенная Истина, Знание и Блаженство.»
«мы понимаем Парашиву, как совершенство, познаваемое в нирвикальпа-самадхи, а Сат-чит-ананду — как другое Его совершенство, которое можно воспринять в савикальпа-самадхи.»
При этом вот, что мне понравилось больше всего:
«Многие люди думают, что реализация вневременного, внеформенного, внепространственного Парашивы, нирвикальпа-самадхи, является самым блаженным из всех блаженных состояний, что это открытие небес, нисхождение Богов, момент высшей, грандиозной радости. Однако я обнаружил, что это похоже на разрезание стекла, даршан алмазной пыли, психическую хирургию, а совсем не на блаженный опыт. Это похоже на пограничные со смертью состояния, в результате чего происходит полная трансформация. Ча-сто учат, что блаженство — это высшее достижение. На самом же деле оно является иным достижением. Сат-чит-ананда — это последствие нирвикальпа-самадхи, а также то, что ему предшествует. Это означает, что чистые сердцем души могут достичь Сат-чит-ананды, савикальпа-самадхи, прежде достижения нирви-кальпа-самадхи. То есть, не надо измерять высшеее достижение блаженством, которое оно превосходит.»
В целом, у них основной целью является именно нирвикальпа (погружение в Атман, в данном случае — медитативное). Но здесь стоит подчеркнуть то, что он не разделяет состояния «до» и «после» (хотя, Сат-Чит-Ананду считают вторичной целью практики).
Это из:
Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1
ГЛАВА II
Ты
www.koob.ru/makharashi/besedi_s_sri_ramanoy
TALKS
with Sri Ramana Maharshi
How to be Your Own Real Self as Pure Happiness
The first Russian edition (in two volumes)
Vol. I
А Вы могли бы, пожалуйста, сообщить, откуда взят (где был опубликован) данный отрывок Раманы (тот, что приведен в теле публикации)?
Не могу найти.
В книге «Будь тем кто ты есть» этого фрагмента нет.
Заранее благодарю.
«И: Является ли самадхи тем же, что и турия, чет¬вертое состояние?
М: Самадхи, турия и нирвикальпа – все эти терми¬ны имеют в виду одно и то же – сознавание Атмана. Турия буквально означает четвертое состояние, высочайшее Созна¬ние как отдельное от остальных трех – бодрствования, сно¬видений и сна без сновидений. Четвертое состояние – веч¬но, три других приходят и уходят внутри него. В турии есть сознание, что ум слился со своим источником, Сердцем, и неподвижен там, хотя некоторые мысли все еще падают на него и чувства обладают некоторой активностью. В нирви¬кальпе чувства бездеятельны, а мысли совсем отсутствуют. Следовательно, переживание чистого Сознания в этом состо¬янии является сильным и блаженным. Турия доступна в савикальпа самадхи.»
bestknigi.com/religija-i-duhovnost/samosovershenstvovanie/page-39-179911-ramana-maharshi-bud-tem-kto-ty-est.html
Рамана Махарши — «Будь тем, кто ты есть!»
Мудрецы помогают миру, просто пребывая как Атман. Наилучший путь служения миру – завоевание состояния, где эго нет. Если вы жаждете помочь миру, но считаете, что достижением состояния без эго этого не сделать, то отдайте Богу все проблемы мира вместе со своими собственными.
И: Следует ли мне пытаться помочь страдающему миру?
М: Сила, сотворившая вас, сотворила также и мир. Если Она заботится о вас, то может подобным образом позаботиться и о мире… Если Бог сотворил мир, то присматривать за ним Его забота, а не ваша.
И: Является ли желание свараджа [политической независимости] правильным?
М: Такое желание, несомненно, идет от личных интересов. Однако практическая работа ради этой цели постепенно расширяет перспективу, и личность сливается со своей страной. Такое поглощение индивидуальности желательно, и относящаяся сюда карма становится нишкама [кармой бескорыстной].
И: Если сварадж завоеван после длительной борьбы и страшных жертв, то не извиняет ли это человека, испытывающего удовольствие от результата и ободренного им?
М: В ходе своей работы человек обязан принадлежать Высшей Силе, чье могущество должно удерживаться в уме и никогда не выходить из поля зрения. Как же тогда он может ликовать? Ему не следует даже заботиться о результате своих действий. Только в этом случае карма становится бескорыстной.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Опыт
Нет никаких степеней Реальности. Существуют степени опыта индивидуума, но не Реальности. Какими бы ни были переживания, испытывающий один и тот же.
Атман, несомненно, находится внутри прямого переживания каждого, но Он не таков, каким Его воображают. Он есть только то, что Он есть.
Глава 14. Самадхи
Слово самадхи широко употребляется в духовной литературе Востока для обозначения продвинутой стадии медитации, в которой имеется сознательное переживание Атмана или интенсивная ненарушаемая погруженность в объект медитации. Описано множество степеней и подразделений самадхи, причем каждая из различных духовных школ и религий стремится дать свою собственную классификацию и терминологию.
Классификация, обычно используемая Шри Раманой, предлагает следующее трехуровневое деление различных видов самадхи:
1. Сахаджа нирвикальпа самадхи. Это состояние джняни, окончательно и бесповоротно уничтожившего свое эго. Сахаджа означает «естественное», а нирвикальпа – «без различий». Джняни в этом состоянии способен естественно функционировать в мире, как это делает самый обыкновенный человек. Зная, что он является Атманом, сахаджа джняни не видит различий между собой и другими, между собой и миром. Для такого человека всё есть проявление неделимого Я.
2. Кевала нирвикальпа самадхи. Данная стадия ниже Само–реализации. В этом состоянии Само–сознавание временное, но без усилий, а эго окончательно не уничтожается. Сознание тела отсутствует, и хотя имеется временное сознавание Атмана, человек не способен воспринимать чувственную информацию или действовать в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь.
3. Савикальпа самадхи. В этом состоянии Само–сознавание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, Само–сознавание тускнеет.
Следующие краткие определения, сформулированные Шри Раманой, наверное, достаточны, чтобы провести непосвященного через терминологические джунгли самадхи:
1. Удержание Реальности есть самадхи.
2. Удержание Реальности с усилием есть савикальпа самадхи.
3. Погружение в Реальность и утрата сознавания мира есть нирвикальпа самадхи.
4. Погружение в неведение и утрата сознавания мира есть глубокий сон.
5. Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа нирвикальпа самадхи.
И: Что такое самадхи?
М: Состояние, в котором непрерывное переживание Бытия–Сознания достигается спокойным умом, только и есть самадхи. Этот неподвижный ум, достигший безграничного высочайшего Я, один есть реальность Бога.
Общение ума с Атманом во тьме, то есть погружение его в неведение, называется нидрой [глубоким сном], а погружение в сознательном или бодрственном состоянии – это самадхи. Самадхи суть постоянное пребывание в Атмане при бодрствовании. Нидра, или глубокий сон, также присущи Атману, но в бессознательном состоянии. В сахаджа самадхи упомянутое общение ума постоянно.
И: А что можно сказать о кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи?
М: Погружение ума в Атман, но без его разрушения, это кевала нирвикальпа самадхи, в котором человек еще не свободен от васан и поэтому не достигает мукти. Освобождение приобретается только после уничтожения васан.
И: Когда можно практиковать сахаджа самадхи?
М: Даже с самого начала. Однако если искатель не искоренил васаны, то и после многих лет непрерывной практики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигнуто не будет.
И: Я бы хотел получить ясное представление о различии между савикальпа и нирвикальпа.
М: Удерживание высочайшего состояния есть самадхи, которое называется савикальпа при наличии усилия, направленного на успокоение волнений ума, и нирвикальпа – при отсутствии этих волнений. Постоянное и без усилий пребывание в первичном состоянии – это сахаджа.
И: Перед достижением сахаджи пребывать в нирвикальпа самадхи совершенно необходимо?
М: Постоянное пребывание в каком–либо из этих самадхи – савикальпа или нирвикальпа – есть сахаджа [естественное состояние]. Что такое сознание тела? Это – не сознающее тело плюс сознание, которые оба должны лежать в другом Сознании – чистом и простом, остающемся всегда как оно есть с сознанием тела или без него. И тогда какое имеет значение утрата или сохранение сознания тела, если человек держится за то чистое Сознание? Полное отсутствие сознания тела придает самадхи большую интенсивность, хотя не сказывается на знании Высочайшего.
И: Является ли самадхи тем же, что и турия, четвертое состояние?
М: Самадхи, турия и нирвикальпа – все эти термины имеют в виду одно и то же – сознавание Атмана. Турия буквально означает четвертое состояние, высочайшее Сознание как отдельное от остальных трех – бодрствования, сновидений и сна без сновидений. Четвертое состояние – вечно, три других приходят и уходят внутри него. В турии есть сознание, что ум слился со своим источником, Сердцем, и неподвижен там, хотя некоторые мысли все еще падают на него и чувства обладают некоторой активностью. В нирвикальпе чувства бездеятельны, а мысли совсем отсутствуют. Следовательно, переживание чистого Сознания в этом состоянии является сильным и блаженным. Турия доступна в савикальпа самадхи.
И: В чем разница между блаженством глубокого сна и блаженством, получаемым в турии?
М: Здесь нет различных блаженств, а только одно, которое включает блаженство, пожинаемое в состоянии бодрствования, блаженство всех видов существ, от низшего животного до высочайшего Брахмы. Это блаженство есть Блаженство Атмана, и единственное различие в том, что оно переживается в глубоком сне бессознательно, а в турии – сознательно. Блаженство, получаемое при бодрствовании, – вторично, оно является придатком истинного Блаженства [упадхи ананда].
И: Самадхи, восьмая ступень раджа–йоги, это то самадхи, о котором вы говорите?
М: В йоге термин самадхи относится к нескольким видам транса, и существуют различные виды самадхи. Но я говорю о другом – о сахаджа самадхи В нем вы обладаете самадханой [устойчивостью] и остаетесь спокойным и сдержанным, даже будучи активным. Вы осознаёте, что движимы глубинным Я внутри. У вас нет ни терзаний, ни беспокойств, ни забот, ибо вы постигли, что нет ничего принадлежащего вам. Вы знаете, что все выполняет Нечто, с которым вы находитесь в сознательном союзе.