LiFoxy
И да, и нет. Это постичь можно, только постигнув.
LiFoxy
Ниббана является условием прозрения (я сейчас про закон взаимозависимого). Но не его финалом.

Окончание уже через аналитическое постижение. Однако, насколько я могу судить, полностью это анализ завершили только двое. Первым был сам Будда Шакьямуни.

Ну а то, что тут написано, в цитате… я уже сказала, что считаю и называю просветленнием уже сам факт переживания ниббаны. Остальное — опцией.
LiFoxy
Много то много, но повторяется, в основном, одно и то же.
LiFoxy
Страдание есть?
Причина страдания есть? Жажда существования, жажда несуществования, чувственных влечений.
Прекращение есть?

Все это подано крайне односторонне, без освещения вообще противоположной стороны и страдания, и причины страданий, и прекращения страдания.
Ну то есть вроде и не чистая ложь, но такая полуправда.

Путь есть?
Путь, как он озвучен имеет целью даже не столько достижения ниббаны, сколько взращивание добродетелей.

Ну и, все это предоставляет источник вдохновения в конце него для тех, кто им следует. Потому столько восторгов вокруг этого — ну а насчет восторгов ты и Антона почитай он, видишь ли, тоже пишет про кайфы и прочее.

А вот если почитать того же архата с разбойниками — там про «сыт по горло». Уже ближе к правде… к чему приводит буквальное следование Пути (которому, однако, следуют те, кто ничего другого в жизни не нашел — я про монахов, другие просто не зайдут так далеко). То есть, если человек отринул или не смог взять весь кайф жизни (настоящий кайф, а не фантазии о просветлении, как у Антона), живет под эгидой жизни как страдания (и не видит иного — он все иное отринул или просто неспособен к этому, боится этого и даже не хочет смотреть на это) и гасит все энергии, которые ведут к жизни (привет Хвое, здесь про импотенцию в том числе, здесь и она появляется). В таком случае — неудивительно, что однажды пережитая ниббана, где этого страдания нет — кажется благом. И активно «продается» окружающим — как Антон нам двигает свое «просветление».

прекращение всех формаций, покой, ниббана..***
Мне можешь не объяснять, я там была.

Но и до того, как я там побывала — я интуитивно как-то знала, что и как может быть. Вероятно, как память прошлых воплощений.
И, я догадывалась, что там меня ждет потеря того, что я переживаю к Дракону, моей к нему любви — там просто не будет того, кто это может пережить…

У меня даже в стихах было про «лишь Себя не потеряв» и «я не хочу идти в покой» — это как раз про нежелание остаться в ниббане… и, я тогда, в 2020-2021 гг. к слову, не знала, как можно и просветлеть, и вот это не потерять. Теперь, мне очевидно, как это возможно (и это не противоречит текстам тхеравады). Что, собственно при жизни тела из ниббаны возвращаются в жизнь. По крайней мере, именно так было у Будды Гаутамы, иначе бы мы о нем не узнали: он бы просто не наговорил столько, если бы он там остался. И не сочинил бы целое Учение.
LiFoxy
www.theravada.ru/Teaching/Glossary/three-characteristics.htm

Три характеристики существования – это:

1. Непостоянство (аничча)
2. Страдательность (неудовлетоврительность) (дуккха)
3. Безличностность (анатта)

Чтобы достичь полного освобождения, требуется познать эти три характеристики во всей глубине и полноте на прямом опыте. Эти три характеристики присущи всем феноменам бытия. Единственным феноменом, который не имеет характеристик непостоянства и страдательности, является ниббана. Однако даже ниббана имеет характеристику безличностности, т.к. не является составной частью личности (анатта) (см. Сабба сутту).
LiFoxy
Он прекрасно знал, что абсолютное большинство людей не способны к постижению и анализу собственного опыта, а способны лишь слушать авторитет из позиции «крошка сын к отцу пришел».
Собственно, он на этом и построил все свое Учение. В том виде и в той форме, которую посчитал оптимальной.

Поэтому, он высказал 4 Благородные Истины — заявления, явно, в таком вот прямом виде, противоречащие даже обыденному опыту, и которые без сомнений воспринимались миллиардами и воспринимаются до сих пор (по крайней мере, среди буддистов я не встречала тех, кто осмелился бы их критически рассмотреть, да и нигде ничего подобного критическому анализу не видела).

Поэтому, ему не надоедало говорить на 50 000 страниц Палийского Канона практически одно и тоже. Просто последовательно внедрять в умы своих учеников эти установки, которые стали для них истиной.
Если бы это было не так — ему бы просто надоело, он бы искал нечто более глубокое, совершенствовался бы в указателях. А так — у него была вполне конкретная цель и конкретный путь. Который вел к благу, которое он видел исходя из выведенного им закона.

Ну, дополнительным источником развлечения для него — было совершенствование собственных добродетелей, бытие примером того, что он заявляет.

Так что то, что ты привел — именно уловка, рассчитанная на тех, кто его слушал. С расчётом на то, что они вот эти явно спорные догмы (я про 4 Истины, в первую очередь) передадут остальным, уже совершенно искренне в них веря. Ну и, с расчетом на то, что когда-нибудь его уловка будет раскрыта человеком, по мудрости равным ему. Который сумеет каким-либо образом донести это до его последователей так, что станет признанным ими. Снимет с самого Будды Гаутамы его «долг» перед миром в виде этой уловки. Ну и, организует свое «чистое» Учение — без подобных «долгов» (или чтобы эти «долги» уничтожали сами себя, без кармических петель).
LiFoxy
Да, и ты где-то сам выкладывал.

Заблуждением является — «три характеристики».

А знанием — «знание постижения трех характеристик». Не больше, ни меньше. Т.е. как их самих, так и цели, ради чего они в таком виде стали частью Учения Будды Гаутамы.
LiFoxy
Страдание — обратная сторона наслаждения. И наоборот.

что страдательно в том нет «я»…
Наоборот. Но без я и наслаждения нет. Некому и нечего переживать.

Это о прозрении и ниббане прежде всего учение.
Ну да, я именно об этом и пишу.
LiFoxy
*добродетелей
LiFoxy
Что она может дать?
Много что. Все то, ради чего все оно возникло.
Радость, любовь, азарт, вдохновение, творчество… это так, навскидку.

все что рождено умрет.
Ну а зачем в могилу-то раньше времени?

Вплоть до 4-го плода (архатов), остальные три также могут жить и в миру, это так лишь для уточнения.
Вступивший в поток и однажды возвращающийся могут жить также и семейной жизнью. 3-й — не-возвращающийся — уже конечно нет.
Ну да, такой прижизненный филиал кладбища получается. Вернее, мне, конечно, понятно, зачем Буддой было все это вот так организовано. Но он на то и рассчитывал, что после него (когда мир будет к этому готов) придет тот, кто разгадает этот ребус и будет учить чистой Дхарме. При том, что наработки благодетелей восьмеричного пути уже в достаточной степени врастут в сознание людей и уже никуда не денутся. Не будет в почете тот неадекват, который демонстрируют некоторые «просветленные».
LiFoxy
Лично я, однако, не очень люблю медитативный путь как основной и единственный. Он изолирует человека от мира, лишает того, что может дать ему жизнь, затягивает. Плюс все эти темы со смертью… не полезно, в общем.

Ниббана может открыться и без всякой медитации, в бодрствовании, сама, как было у меня. А пока не открылась — просто практика, по необходимости.
LiFoxy
До плода ниббана будет лишь как концепция и сомнения будут практически со 100 проц. уверенностью могу сказать);
Это так. Её не познать, не пережив.

Ниббана она уже всегда будет давить, как сильнейший объект на ум.
Ну, кому будет, а кому нет… плюс, в буддизме она чётко обозначена как переломный момент, так что не вижу смысла вокруг да около ходить.

Ну и, я знаю того, кто, хоть и стремится к ниббане, но очень успешно учит практикам, помогает людям. И, нет ощущения, что она ему давит, ну не считая устойчивости в практике.
LiFoxy
Про экстремальный вариант «остался в ниббане на постоянку при жизни тела» я скажу, что если такое и возможно — то уж точно не то, на мой взгляд, к чему имеет смысл стремиться в этой жизни. Однако же, у того, кто допрактикуется до такого — ну, значит, ему так нужно. Не думаю, что это следует рассматривать как пример.
LiFoxy
И, добавлю еще, для полноты картины.

Просветлению предшествует пробуждение. И, первое сатори (не считая энергетических перештыров, которые там возможны) действительно является демо-вариантом того, что становится окончательно устойчиво уже после просветления, ниббаны (там потом тоже возможен выход остаточных васан, но — минимально, и это не станет проблемой при устойчивой практике — особенно, если нет тенденций к удержанию состояния).

Однако, кому-то ниббана может и не потребоваться вообще. Просто возврат к практике, когда это необходимо.
LiFoxy
То, что описываешь ты, я думаю, многим будет полезно почитать. Может, себя узнают. И какая этому цена.
LiFoxy
никаких нет сомнений на ее (ниббаны) счет у такой личности
Да.

Про оковы тоже верно — на сам момент ниббаны. Ну, если не считать, что тело может быть физически живо.
LiFoxy
Я думаю, до тебя пока не дойдёт, другим может быть полезно.
Ну и, ты, так сказать — «товар лицом», как ни крути.
LiFoxy
Чтобы чуть разбавить краски, добавлю, что так может выглядеть неоконченная практика, только и всего. В статье "«Пробудился» или "«сошел с ума»" я именно о подобном писала и именно это пыталась донести. Вот такой неприятный эффект на Пути.

Который может привести к следующим исходам:
1. человек остается в таком «подвешенном», полуздоровом состоянии стабильно. Особенно если найдутся слушатели и почитатели. Из этого состояния многие действительно ведут сатсанги, если слушатели нашлись и не разбежались, испугавшись неадеквата.
2. привести к тому, что я считаю и называю просветлением. Пережитый опыт ниббаны. (Там дальше может быть и более глубокое постижение, я про сам закон взаимозависимого возникновения, озвученный Буддой, но это уже для гурманов, пока я знаю таких только двоих). Вне зависимости от постижения или непостижения самого закона, это — просветление;
3. стабилизация психики, с отказом от идеи просветления, или просто устойчивая практика в этом направлении, без сверхсильной, нездоровой фиксации на этом. Особенно, если жизнь наладилась, случилась счастливая любовь, например, или произошел благоприятный сдвиг в социальном положении. Отсюда можно учить практикам Пути.
4. декомпенсация психики, психиатрия…
LiFoxy
То, что я смогла прочитать:
— внутренняя установка из разряда «я просветлен и абсолютно прав, остальное — пофиг»
— отбрасывание всего того, что как-то угрожает этой установке.
— гиперчувствительное состояние психики, в сочетании с маниакальными защитами.

Все, что я описала — это проявление ментальных защит эго (сейчас это термин из психоанализа).

Сопутствует этому импульсивное, причём не всегда адекватное поведение, разорванное непоследовательное мышление и резонерсиво (псевдоглублкие пустопорожние рассуждения, у тебя — с фиксацией на просветлении… ) именно потому, что это — фиксация, ты постоянно к этому возвращаешься. Именно потому, что это подтверждает и защищает установку, защищающую болезненный и страдающий центр твоей психики.
LiFoxy
Топикстартеру тоже вопрос, кто именно тебе не интересен, интересно)))