Это понятно… Но как мое имя? Ум, пустота, душа, истинное я, ложное я… И потом, все же не стоит забывать, что кроме перерождения есть еще и освобождение. Кстати, с перерождением более-менее понятно. Омраченный ум, не очистившийся от кармы после смерти тела, пережив первый шок встречи с реальностью, проходит суд своими мыслями и начинает опять воплощаться в соответствующем мире, обрастая сначала тонким телом, потом плотным… Но что в центре? Что или кто освобождается? Куда — не спрашиваю… Из общих соображений — это чистый ум, который буддисты называют очень тонким умом и очень тонким телом нераздельно пребывающими в сердечной чакре…
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, (Мф.11:11-12)
Иисус обращается к окружающим его людям, употребляя местоимение «вы». И этого для обычного человека разумного вполне достаточно. Когда кому-либо говорят, что ему надо приложить усилие и сделать то-то и то-то, такой человек либо ничего не делает, либо все же делает, прикладывая усилие. И ему не надо проводить какой-то глубокий анализ себя, чтобы совершить соответствующий поступок. Он выступает как некое целое, которое легко и естественно решает возникшую задачу.
Совершенно иная картина возникает, когда мы пытаемся ответить на такой вопрос в парадигме какого-то учения. Здесь уже возникают определенные сложности. Христианин скажет, что без Бога он не может делать ничего. То есть сила — божья, а усилие — человеческое. При этом можно пойти еще глубже и попытаться найти внутри себя того делателя, кто это усилие совершает. Здесь вариантов не так и много. Тело или душа, тело или душа или дух. В этом плане главным претендентом на звание делателя является душа, потому что дух лишь созерцает, а тело без души мертво. Но кто ее видел — душу?
В буддизме, дзене, тибетском буддизме уже свои особенности и сложности. Поэтому неудивительно, что часто на вопрос «кто?» там отвечали другим вопросом или хранили молчание.
Мне давно было интересно найти того, кто думает, действует, ощущает… В итоге пришел к банальному выводу, который часто озвучивался на востоке: глаз не может увидеть сам себя. И в этом плане, даже разотождествляясь с телом, мыслями, эмоциями, ничего увидеть не удается. Требуется зеркало. И оно, на мой взгляд, есть. Это тело. По ощущениям тела можно заметить присутствие того, кто осознает, понимает и управляет телом. Сжался кулак, возникла мысль, появилось напряжение. Но кто за этим стоит, и можно ли называть его «кто» — вопрос так и остался открытым. К тому же человек — не замкнутая система, существующая сама по себе. Он — часть этого удивительного и сложного проявленного мира, который постоянно меняется. Все зависит от всего и со всем связано… Так кто же я?
Возможно, вам стоит больше работать именно с сердцем.
Может быть, но пока непонятно, как… Я застрял в блаженстве. Очень созвучно тому, что говорил Вималакирти…
Тот, кто прочувствовал острый дискомфорт умственного, эмоционального и телесного напряжения, отшатнулся от него, в точности занял неактивную позицию и теперь испытывает великое блаженство — он уже не способен к дальнейшему продвижению к Просветлению
Приведу полностью его замечательное высказывание…
Устранение фокусировки на обыденном убивает в тебе демонов, очищает восприятие, избавляет от обид, хранит от бед, снимает оковы, отключает систему свой-чужой, прощает долги, успокаивает, дарит радость, сохраняет в безмятежности и спасает от всех бед. Из своей каждодневной жизни при этом устраняться не обязательно.
Любое представление о Пути — это твоё заблуждение и проклятье, воздерживайся от него всеми силами. От чего конкретно воздержаться — от представления как о субъекте, так и объекте, то есть различения свой-чужой благодаря практике беспристрастности. Что такое беспристрастность? Сворачивание всех антагонистов, типа эго и нирваны, на основании обоюдной пустотности. Почему твержу про пустотность? Потому, что всё это только имена, и ничего более за ними не стоит. Когда всё свернешь воедино, то освободишься от всех заболеваний, кроме самой идеи пустоты, которая также иллюзорна, и подлежит растворению.
Не погрузившись в океан, никогда не найдёшь бесценного жемчуга. Точно так же, не нырнув в океан относительных знаний, никогда не отыщешь драгоценное всезнание. Тот, кто прочувствовал острый дискомфорт умственного, эмоционального и телесного напряжения, отшатнулся от него, в точности занял неактивную позицию и теперь испытывает великое блаженство — он уже не способен к дальнейшему продвижению к Просветлению
Коли уж ты заболел… не держись за свой ум и не отпускай его: отпустишь — безумство, вцепился — неуверенность, так что избегай обоих. Погружённый в пространство рождения-смерти, не давай ему в себя проникать, а пребывая в блаженстве, не беги от страдания. То, что за пределами чистоты и загрязнений, и есть твоя практика. То, что ни мирское и ни святое, являет собой твоё развитие. Хоть и не демон, но спускаешься в ад — таково твоё поведение. Ищешь всезнания, но не чокнутый профессор — таково твоё движение. Исследуешь астрал, но не уходишь в чистый Свет — такова твоя практика. Помогаешь всем живым, но не привязался — таково отношение. Не впадаешь в истерики, но не зациклился на пустоте ума. Проходишь через три мира, но не порождаешь идей.
Как избежать любви к рождению и страха к смерти? — Черпай силу в достижениях Победителя. — Как? — Освобождай все живые существа. — А как их освобождать? — Устраняй стереотипы, снимай неврозы. — Каким образом? — Поддерживай полное внимание. — Как его поддерживать? — Внимательно оберегай нерождённое и неумирающее. — Что есть нерождённое и что есть неумирающее? — Нерождённое есть зло, которое не возникает, а неумирающее есть добро, которое не кончается. — Откуда возникают добро и зло? — Из тела. — Откуда возникает тело? — Из желания. — Откуда возникает желание? — Из выдуманных отличий «свой-чужой». — Откуда берутся выдуманные отличия? — Из искажённого непрямого мышления. — Откуда возникает искажённое мышление? — Из непостоянства. — Откуда берется непостоянство? — Непостоянство ниоткуда не берется, Манджушри, это из него берутся все вещи.
Как ты поймёшь, что отвлёкся, если твоё внимание осталось без внимания?
Здесь на помощь приходит «присутствие», сохраняющее контакт с землей. Чтобы осознанно не попасть под машину или не выпить яду. В созерцании тебя нет, в присутствии есть. Но приоритет у созерцания, что и достигается «смотрением из сердца». Вот такой союз земного и небесного…
Чтобы проверить себя. Чего ты боишься? Сосредоточение для тебя — это что-то плохое?
Посидел пятнадцать минут… Довольно быстро начало распирать горло и голову. Дыхание стало приобретать характер «уджайя», о котором говорил Путник. Может быть и пульс несколько вырос. Как закончил, состояние восстановилось.
Это как?
Внимание, в моем понимании, есть выделение одного из каналов восприятия в ущерб другим. Требует определенного усилия. Осознанность же безусильна. И все под рукой.
Различие между тем, что подразумевается под словами “медитация” и “созерцание” в учении Дзoгчен, является важным моментом. Сама практика Дзогчена — это практика созерцания, когда практикующий пребывает в непрерывно самоосвобождающемся, недвойственном, выходящем за пределы рассудочного уровня деятельности ума состоянии, которое, тем не менее, включает в себя даже тот процесс, который принято называть деятельностью обычного ума или рациональным мышлением. Хотя при созерцании мысль может возникнуть и действительно возникает, она не обусловливает нас, но освобождается сама собой, если оставить ее, как она есть. При созерцании ум не совершает никакого психического усилия, и нет ничего, что нужно было бы делать или не делать. Все присутствует как есть — самосовершенно.
Под медитацией же в Дзогчене подразумевается любая из множества существующих практик, в которых имеется какая-либо работа ума, помогающая войти в состояние созерцания. Такие практики могут включать в себя различные способы фиксации взгляда, которые применяются для обретения состояния покоя, а также различные виды практик визуализации и т. д. Итак, если мы говорим о медитации, то в ней всегда есть работа ума, а в созерцании ее нет.
Практикуя Дзoгчен, можно в равной мере объединять с созерцанием и момент покоя, в котором нет никаких мыслей, и те моменты, где есть движение мысли, оставаясь в полном присутствии и осoзнанности, не засыпая, не возбуждаясь, не отвлекаясь. Именно это чистое присутствие, эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова маригпа, означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите Дзoгчен: чтобы найти Дзoгчен, следует отыскать обнаженное состояние ригпа. Состояние ригпа — это стержень учения Дзoгчен
В результате тех практик, о которых писал ранее. Она раскрылась сама…
Восприятие раскрывается снизу вверх, тогда как осознование и управление — сверху вниз… «От грубого к тонкому» против «от тонкого к грубому». Примиряется первое и второе путем подчинения второго первому. То есть, управление отзывается восприятию. Грубое главенствует над тонким, будучи полностью зависимым от него. Вот такой парадокс.
Осознанность есть у всех. Просто в обычном состоянии она находится на втором плане, но если немного поработать над собой, убрать отождествление с телом и мыслями, то она становится главной. Становится тобой. Или ты становишься ей…
У меня нет фокусировки на ней. Я как бы сам в этой области и идентифицирую свое положение по реакции тела. Если этот я — внимание, то я один и нет того, кто меня сосредотачивает. Если я останавливаюсь, то тело меня теряет…
Ум никуда не поднимается и не опускается. Внимание можно направить на какой-то объект.
Тут такое дело… Я несколько раз замечал свое пробуждение от сна. Любопытный опыт, когда шумный поток (прана ?) идет в голову, и когда заполняет ее, то включаются телесные чувства. Идет ли этот поток сам по себе, или ему предшествует движение внимания или ума — здесь достоверно сказать не могу. Возможно, это все проделки того самого меня, о котором я написал выше.
милая фантазия :)
Конечно, это образно, но по моим ощущениям, когда я в голове, то эго есть, зато когда в сердце, то оно пропадает. Остается лишь пузырь восприятия с миром внутри него.
И каким же он выглядит?
Да обычным. Все на своем месте. И деревья, и тело, и мысли, и знание об этом. Тихо, мирно, радостно и приятно. Как на пляже под лучами ласкового солнца. И делать ничего не хочется, потому что и так все хорошо…
Да давно это было… Первая — борьба с отвлечениями и блужданием ума, смысл которой —сохранение присутствия и осознанности. Вторая — борьба с эмоциями, когда в случае появления эмоции разотождествляешься с ней и просто наблюдаешь ее и видишь как она уходит.
А зачем? Я как-то привык к вниманию без внимания. Назову это хранением осознанности. Вот от этого стараюсь не отвлекаться, в том числе на фокусировки на внутренних и внешних объектах.
Скажу со своей кочки об уме в нижней части живота… Правда, я пришел немного к другой концепции. Не ум держать в нижней части живота, а смотреть «из сердца». Воспринимать мир оттуда. Именно в этом случае и достигается внутренняя тишина и созерцание становится устойчивым. В противном случае, если смотреть из головы, то тут же вылезает эго и все, что с ним связано. При пробуждении человека от сна ум автоматически поднимается в голову и надевает очки эго, не дающие видеть мир таким, каким он является без примеси своих представлений о нем.
Существует способ выражения мысли, «не оставляющий ни малейшего промежутка». Когда кремень ударяется о сталь, не проходит и мгновения, как стремительно появляется искра. Это относится и к уму, который не «останавливается» на объекте, не тратит времени на обдумывание (ибо аффекты любого рода отстаивают свои права). Это не значит, что со¬бытия проходят буквально одновременно или мгновенно следуют одно за другим. Важно не давать уму на чем-либо фиксироваться (останавливаться). Мгновенность сама по себе бесполезна, если ум «останавливается» хоть на мгновение. Пока есть хоть мгновение остановки, ваш ум уже не ваш, поскольку он попадает под контроль чего-то иного. Когда ум размышляет, как ему совершать быстрое движение, сама эта мысль уже сковывает его (вы себе уже больше не хозяин).
Я пытался передать примерно это своими словами. «скольжение ума» — это не перепрыгивание с объекта на объект. Это поток восприятия, непрерывно текущий. Ум как бы расфокусирован, охватывая все. Здесь в целом даже не нужны слова. Все происходит в тишине. Мысли начинают звучать тогда, когда требуется какая-либо рационализация.
На объектах мышления, о чем написал чуть раньше. На материальных долго не задерживался. Ну, минут десять может быть. Но особенных стараний для развития такой концентрации не прилагал, потому что нашел другой метод, который для меня «зашел». Дзогчен. Конечно, это было чересчур самоуверенно и дерзко вот так вот начинать практиковать сразу с середины, а не с начала. Да еще и без учителя. Но что сделано, то сделано… Те основные практики, о которых я прочитал в открытом доступе, довольно быстро дали всходы. Началось разотождествление, появился я-делатель и наблюдатель, смотрящий на него. Потом опустошение, безразличие, отрешенность. Затем выстрелило туммо, так что «ехала крыша»… А затем пустота начала превращаться в полноту.
Пробовал. Особенно ярко вспоминается то, как происходит поиск решения трудной задачи. Внешний мир исчезает и ты остаешься один на один с вопросом, на который тебе надо ответить. Усилия, необходимые для этого, кажутся неимоверными… Тем слаще победа… Не нравится здесь две вещи: поглощенность мышлением в ущерб остальным чувствам и усилия, которые приходится прилагать.
Иисус обращается к окружающим его людям, употребляя местоимение «вы». И этого для обычного человека разумного вполне достаточно. Когда кому-либо говорят, что ему надо приложить усилие и сделать то-то и то-то, такой человек либо ничего не делает, либо все же делает, прикладывая усилие. И ему не надо проводить какой-то глубокий анализ себя, чтобы совершить соответствующий поступок. Он выступает как некое целое, которое легко и естественно решает возникшую задачу.
Совершенно иная картина возникает, когда мы пытаемся ответить на такой вопрос в парадигме какого-то учения. Здесь уже возникают определенные сложности. Христианин скажет, что без Бога он не может делать ничего. То есть сила — божья, а усилие — человеческое. При этом можно пойти еще глубже и попытаться найти внутри себя того делателя, кто это усилие совершает. Здесь вариантов не так и много. Тело или душа, тело или душа или дух. В этом плане главным претендентом на звание делателя является душа, потому что дух лишь созерцает, а тело без души мертво. Но кто ее видел — душу?
В буддизме, дзене, тибетском буддизме уже свои особенности и сложности. Поэтому неудивительно, что часто на вопрос «кто?» там отвечали другим вопросом или хранили молчание.
Мне давно было интересно найти того, кто думает, действует, ощущает… В итоге пришел к банальному выводу, который часто озвучивался на востоке: глаз не может увидеть сам себя. И в этом плане, даже разотождествляясь с телом, мыслями, эмоциями, ничего увидеть не удается. Требуется зеркало. И оно, на мой взгляд, есть. Это тело. По ощущениям тела можно заметить присутствие того, кто осознает, понимает и управляет телом. Сжался кулак, возникла мысль, появилось напряжение. Но кто за этим стоит, и можно ли называть его «кто» — вопрос так и остался открытым. К тому же человек — не замкнутая система, существующая сама по себе. Он — часть этого удивительного и сложного проявленного мира, который постоянно меняется. Все зависит от всего и со всем связано… Так кто же я?
А как бы вы ответили на свой вопрос?
Может быть, но пока непонятно, как… Я застрял в блаженстве. Очень созвучно тому, что говорил Вималакирти…
Приведу полностью его замечательное высказывание…
Здесь на помощь приходит «присутствие», сохраняющее контакт с землей. Чтобы осознанно не попасть под машину или не выпить яду. В созерцании тебя нет, в присутствии есть. Но приоритет у созерцания, что и достигается «смотрением из сердца». Вот такой союз земного и небесного…
Знание того, что происходит в теле и уме.
От осознанности. Внимание расфокусировано, но не спит. Его можно уподобить осознающему пространству.
Посидел пятнадцать минут… Довольно быстро начало распирать горло и голову. Дыхание стало приобретать характер «уджайя», о котором говорил Путник. Может быть и пульс несколько вырос. Как закончил, состояние восстановилось.
Внимание, в моем понимании, есть выделение одного из каналов восприятия в ущерб другим. Требует определенного усилия. Осознанность же безусильна. И все под рукой.
В результате тех практик, о которых писал ранее. Она раскрылась сама…
Восприятие раскрывается снизу вверх, тогда как осознование и управление — сверху вниз… «От грубого к тонкому» против «от тонкого к грубому». Примиряется первое и второе путем подчинения второго первому. То есть, управление отзывается восприятию. Грубое главенствует над тонким, будучи полностью зависимым от него. Вот такой парадокс.
Осознанность есть у всех. Просто в обычном состоянии она находится на втором плане, но если немного поработать над собой, убрать отождествление с телом и мыслями, то она становится главной. Становится тобой. Или ты становишься ей…
У меня нет фокусировки на ней. Я как бы сам в этой области и идентифицирую свое положение по реакции тела. Если этот я — внимание, то я один и нет того, кто меня сосредотачивает. Если я останавливаюсь, то тело меня теряет…
Тут такое дело… Я несколько раз замечал свое пробуждение от сна. Любопытный опыт, когда шумный поток (прана ?) идет в голову, и когда заполняет ее, то включаются телесные чувства. Идет ли этот поток сам по себе, или ему предшествует движение внимания или ума — здесь достоверно сказать не могу. Возможно, это все проделки того самого меня, о котором я написал выше.
Конечно, это образно, но по моим ощущениям, когда я в голове, то эго есть, зато когда в сердце, то оно пропадает. Остается лишь пузырь восприятия с миром внутри него.
Да обычным. Все на своем месте. И деревья, и тело, и мысли, и знание об этом. Тихо, мирно, радостно и приятно. Как на пляже под лучами ласкового солнца. И делать ничего не хочется, потому что и так все хорошо…
Что об этом можно сказать? Как переживается?
Я пытался передать примерно это своими словами. «скольжение ума» — это не перепрыгивание с объекта на объект. Это поток восприятия, непрерывно текущий. Ум как бы расфокусирован, охватывая все. Здесь в целом даже не нужны слова. Все происходит в тишине. Мысли начинают звучать тогда, когда требуется какая-либо рационализация.