«Любовь не появляется из ничего, не приходит ко всем. Точнее, мы все можем любить, потенциально обладаем этим свойством, но немногие ищут любовь, находят её и осуществляют, потому что способность к любви возрастает наравне с ростом личности. Ни то, ни другое не даётся как дар, поступающий извне и выпадающий каждому как некое необычайное событие. Только познав самих себя, можно познать любовь!»
— В. Альбисетти
Все эти внешние проявления и церемонии: молитвы и паломничества, книги, колокола, свечи и священники – все это лишь подготовка; она снимает всю грязь с души. И когда душа очищена, она сама начинает стремиться к источнику чистоты, к Богу.
— Вивекананда
В Библии сказано: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это всё (остальное) приложится вам» (Лк. 12:31).
Остальные психологи тоже утверждают, что нужно искать себя:
Именно познание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Проприум на заключительной стадии своего развития соотносится к уникальной способностьи человека к самопознанию и самосознанию. Кроме семи первых аспектов проприума, Олпорт предложил еще один: познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
Юнг придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторялась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.
Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуации.
Индивидуация – процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям…
Кроме семи первых аспектов проприума, Олпорт предложил еще один: познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
То-то и оно… Ты хотел быть особенным… а стал, как большинство ).
В этом смысле норма – некоторое среднестатистическое состояние, наиболее часто встречающееся в популяции. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие таких страхов и отсутствие гомосексуальных контактов статистически нормально. При применении среднестатистического подхода в категорию патологии попадают не только слабоумные, но и гениальные, одаренные, талантливые личности, которых в популяции также мало. К патологическим будут неизбежно отнесены все случаи необычного, нестандартного, редко встречающегося поведения. Так, женщина, которая два раза в день чистит зубы своей кошке, будет считаться ненормальной только на том основании, что подавляющее большинство людей так не поступает. (Психолог Соловьёва)
В число норм-нормативов включаются также в качестве частного случая функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или полезно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека. Так, В.Е. Каган отмечает, что индивидуальная норма, по существу, есть индивидуальная мера отклонения от физиологической, статистической и идеальной норм, свойственных данному конкретному человеку. М. Перре, У. Бауман отмечают, что «когда состояние человека оценивают как «больше не являющимся нормальным», то, как правило, за основу берут его собственную субъективную норму [9].
Именно так живет большинство людей.
Что-то их делает счастливыми, а что-то несчастными. Такие колебания характерны для подавляющего большинства людей, поэтому считаются нормой.
Опираясь на понятийно-концептуальный аппарат медицины, психология тем не менее развивала и собственные психологические концепции здоровья и болезни.
Однако, как отмечает А.С. Кармин, «основная масса данных, на которых строятся теоретические обобщения в современной психологии, добыта путем исследований, проведенных американскими и европейскими психологами», причем объектом этих исследований были преимущественно студенты американских университетов [7]. В этой связи понятие нормы-патологии интерпретируется рядом исследований в конкретно-историческом контексте. Д.Н. Овсянико-Куликовский, акцентируя наиболее важные аспекты проблемы, отмечает, что психическая норма и патология историчны. В процессе развития культуры и ее субъекта — человека изменяется каждый член оппозиции, меняется и их соотношение. Для каждой данной эпохи есть своя мера разграничения и взаимосвязи нормы и патологии. По мнению автора, психика древних людей была глубоко дисгармоничной, ведь сдерживающие ее «скрепы» и волевые ограничители были еще слишком слабы. Такие душевные болезни, как истерия и эпилепсия, были широко распространены в Древнем мире. Ученый упоминает также «эпидемии танца» в средневековой Европе. В целом развитие культуры идет, согласно Овсянико-Куликовскому, в направлении от преобладания зверского в психике людей к постепенному ее очеловечиванию. Так, глубокие психозы древних сменились более «мягкими», но не менее широко распространенными формами психопатологии — неврозами. Прогресс в развитии человеческой психики, сам по себе очень медленный, к тому же осложняется, тормозится проявлениями атавизма, болезнями роста, тенденциями регресса, вырождения. Таким образом, получалось, что чуть ли не вся эволюция рода человеческого есть фактически «история его болезни». О психическом выздоровлении «больного» можно говорить лишь применительно к двум-трем последним столетиям, когда в качестве регулятивов человеческого поведения стали, наконец, активно утверждаться наука и мораль. Перспектива дальнейшего поступательного развития человечества, отмечает автор, состоит в том, чтобы лучшие, «нормальные» достижения психики сохранить, закрепить и приумножить, а проявления негативные, разрушительно-патологические, зверские в максимальной степени нейтрализовать, если уж их нельзя искоренить полностью. У человека будущего должна сформироваться «третья душа» — не односторонне-разумная и не односторонне-чувственная, а гармоничная, уравновешенная, синтетическая [12]. В целом культурально-релятивистский подход полагает, что нормальное — то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Но существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга и которые носят внеисторический характер.
— В. Альбисетти
— Вивекананда
Остальные психологи тоже утверждают, что нужно искать себя:
Именно познание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. Проприум на заключительной стадии своего развития соотносится к уникальной способностьи человека к самопознанию и самосознанию. Кроме семи первых аспектов проприума, Олпорт предложил еще один: познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию.
Юнг придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторялась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.
Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуации.
Индивидуация – процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям…
Я думала, что нужно их искать,
Настойчиво, сквозь бури и ненастья
Картину по крупинкам собирать.
Наивная — придумала задачу,
Решить ее пыталась много лет,
Тем самым, предрекая неудачу,
Ведь, в сущности, деления и нет.
Не соберешь того, что вечно цело,
Оно в тебе, откройся и встречай,
Его не вскрыть в потугах неумелых,
Но суждено заметить невзначай.
© Copyright: Ира Трошина, 2009