20 августа 2011, 13:08
Напряжение в теле связано с напряжением в уме.
Я обычно исследую напряжение в теле. И пришёл к тому, что напряжение в теле связано с напряжением в уме. Т.е. в уме есть некая идея, мысль, намерение. Чаще всего бывает так, что она (идея, мысль, намерение) не распознана и это уже вызывает напряжение ума. Напряжение ума вызывает напряжение в теле. Всё взаимосвязано.
Недаром главным условием для медитации является расслабленное тело. Когда тело расслаблено, тогда и ум расслаблен.
Я пришел к тому, что расслабленное тело — это естественное состояние для тела. Тоже самое касается и для ума. Расслабленный ум — это естественное его состояние.
НО!!!
ПАРОДОКС!!!
99 % населения живут в напряжении тела и ума. И это для них естественно. И когда им говорят: «тело и ум должны быть расслаблены», — люди ПЫТАЮТСЯ расслабить тело.
НО!!! Попытка — это уже усилие, что приводит к напряжению в уме и следственно к ещё большему напряжению в теле.
Что делать???
Исследовать напряжение в теле. Но не пристальным вниманием, а слегка, без усилия, безразлично.
Пристальное внимание может привести к трансформации напряжения, но это надо ещё уметь, иметь определённый навык и способность. Чаще всего у неподготовленного человека это приведёт к ещё большему напряжению.
А вот безразличное внимание (не отталкивая, не притягивая) приводит к отпусканию, самоосвобождению. Причём всплывает и мысленная конструкция, которая и вызвала телесное напряжение.
С мысленной конструкцией также поступать (наблюдение нехотя, безразличное, без усилия). Тогда и мысленная конструкция самоосвобождается.
Вообще КЛЮЧ- наблюдение и ПОНИМАНИЕ. Причём ПОНИМАНИЕ приходит само, ПОНИМАНИЕ-это не размышление.
Это личное многолетнее наблюдение и выводы. Так что простите, если мои выводы не совпадут с вашими или с какой-то теорией.
Я не теоретик, я практик. Объясняю своими словами как могу. Уж извините, если что не так.
Поэтому, кстати, такое пристальное внимание к телу с моей стороны. Напряжение в теле для меня критерий.
Недаром главным условием для медитации является расслабленное тело. Когда тело расслаблено, тогда и ум расслаблен.
Я пришел к тому, что расслабленное тело — это естественное состояние для тела. Тоже самое касается и для ума. Расслабленный ум — это естественное его состояние.
НО!!!
ПАРОДОКС!!!
99 % населения живут в напряжении тела и ума. И это для них естественно. И когда им говорят: «тело и ум должны быть расслаблены», — люди ПЫТАЮТСЯ расслабить тело.
НО!!! Попытка — это уже усилие, что приводит к напряжению в уме и следственно к ещё большему напряжению в теле.
Что делать???
Исследовать напряжение в теле. Но не пристальным вниманием, а слегка, без усилия, безразлично.
Пристальное внимание может привести к трансформации напряжения, но это надо ещё уметь, иметь определённый навык и способность. Чаще всего у неподготовленного человека это приведёт к ещё большему напряжению.
А вот безразличное внимание (не отталкивая, не притягивая) приводит к отпусканию, самоосвобождению. Причём всплывает и мысленная конструкция, которая и вызвала телесное напряжение.
С мысленной конструкцией также поступать (наблюдение нехотя, безразличное, без усилия). Тогда и мысленная конструкция самоосвобождается.
Вообще КЛЮЧ- наблюдение и ПОНИМАНИЕ. Причём ПОНИМАНИЕ приходит само, ПОНИМАНИЕ-это не размышление.
Это личное многолетнее наблюдение и выводы. Так что простите, если мои выводы не совпадут с вашими или с какой-то теорией.
Я не теоретик, я практик. Объясняю своими словами как могу. Уж извините, если что не так.
Поэтому, кстати, такое пристальное внимание к телу с моей стороны. Напряжение в теле для меня критерий.
30 комментариев
Как и у любой медитации есть одно упущение: кто испытывает напряжение тела? Наблюдающий за телом есть детонатор напряжения. Без наблюдающего за напряжением нет напряжения как такового. Наблюдающий напряжение является началом самого напряжения. Поэтому резонно наблюдать не за телом, а за обладателем тела.
Эго — это умственная модификация Я. Ты думаешь «я», поэтому напрягаешься для того, чтобы думать. «Я»-думание заставляет напрягаться тело.
Без фиксации есть только осознание.
то игра с самим собой в отдельность.отключи болтавню с самим собой и все твои коцептуальные построения рухнут, всё остальное попытка объяснить необъяснимое, попытка повесить ярлык описания.если незаметно тебе вогнать иглу в задницу ты подпригнешь до потолка(ощущение)потом это оформишь в укол в задницу,(не путай член с пальцем), и всё это едино и всё это ты непрерывное.не пытаюсь убеждать тебя:)!
Попытка наблюдения есть усилие, а усилие есть напряжение.
Я же об этом и пишу.
Тут немного с другой стороны надо заходить.
Если на фоне отсутствия напряжения в теле появляется напряжение, то это «видно». А если это напряжение осознаётся-замечается, то оно исчезает как мираж.
Вот тут не понял.
Кто такой обладатель тела?
Сами мысли не вызывают напряжение. Скорее захваченность-одержимость мыслью-идеей вызывает напряжение.
Тут такая же аналогия. На фоне отсутствия мыслей вдруг появляется мысль. Ну и что? Если это осознаётся-замечается без отталкивания-притягивания, то мысль растворяется так же как и появилась. Это не вызывает напряжения.
Обладатель тела — это ты, который осознанно «видит» напряжение.
Верно. Хорошая практика. Так и практикуй до тех пор, пока не останется того, кто «видит» появление и исчезновение мысли.
Тот, кого напряжение может волновать, является «причиной» напряжения. Точнее, он «видится» как напряжение.
Напряжение исчезает потому, что нет основания для его существования.
Обладатель тела ощущается как напряжение.
Когда нет напряжения,-нет никакого обладателя тела и нет тела вообще как плотного и ограниченного.
Тут я не понимаю.
Опять же, если мысль фиксируется и становится объектом наблюдения, то автоматически появляется и наблюдатель мысли. А это вызывает напряжение.
Нет напряжения-нет наблюдателя.
Тело — это объект, напряжение — процесс, ощущающий — субъект. Ты можешь временно не ощущать напряжения в теле, но как субъект ты ещё присутствуешь, потому что видишь подъёмы и спады миража. Мираж — это тоже Реальность, и пока ты различаешь мираж как мираж, значит ты ещё присутствуешь. Поэтому я предлагаю тебе наблюдать не за напряжением, а за собой, различающим напряжение как себя-миража.
Повторюсь. Если ты различаешь мысль как просто мысль, то уже происходит различение. Если есть различение, значит есть подъёмы и спады. Подъёмы и спады — верный признак живого эго, который временно умиротворяется. Мёртвый ум (эго) — это когда любая мысль является не просто мыслью, а ничем иным как самой Реальностью.
А я говорю: когда нет наблюдателя, то нет никакой разницы, есть ли напряжение или нет напряжения.
Для меня тело, напряжение и ощущающий напряжение это ОДНО.
В этот момент я сижу с открытыми глазами.
То, что я вижу, процесс видения и видящий, — ОДНО.
Напряжение приходит и уходит. Кого это волнует?
Мысли приходят и уходят.
Правда не постоянно. Потом внимание чем-нибудь захватывается.
И это ощущается как напряжение.
Может я чего-то не догоняю.
Тогда поясню одну фразу: мёртвый ум (эго).
В буддизме аналогом мёртвому уму (эго) является Ум просветлённый.
Единицы из них, я думаю, приходят после долгих «тренировок» тела к пониманию того, что нужно «себя лечить».
Как сказал Ошо:«Тантра начинается там, где заканчивается йога».
Но, конечно, мы здесь не про йогу, а про напряжение в теле.
Наблюдение-хорошая вещь, но Кто этот наблюдатель, вот что главное. Нет наблюдателя, нет и напряжения.
Это эмоциональное(которое не осознаётся) тело колбасит, вот тебе и напряг.
Кого это волнует? Вот в чём вопрос.
спой лучше песню, казак:)))
Читайте выше.
Мой основной тезис в контексте темы Сознание и Энергия звучит так:
Работа с энергией плавно переходит в медитацию.
И если мои ученики говорят мне, что у них так не работает, тогда я говорю на тему напряжения в теле и уме. Я предлагаю им наблюдать за напряжением в теле и уме в тот момент, когда они выполняют энергетические практики. Предлагаю замечать напряжения в уме и теле, отпускать и работать с энергией без напряжения. Тогда всё получится.