23 января 2014, 21:09
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Друзья, прошу конкретно ответить на следующие вопросы:
Куда смотрит внимание в тот момент, когда одна мысль уже ушла, а другая еще не появилась?
(серьенькую рябь я расцениваю как физиологический эффект зрения и в расчет не беру. как и легкий шум в ушах.)
что конкретно в ФЭ называется фоном, на котором появляются мысли? что именно это такое, из чего оно состоит, к какому аспекту сознания оно относится?
Почему очень многие Мастера различных традиций (Тантра, Дзогчен) настоятельно рекомендуют удерживать внимание именно на этом промежутке между мыслями?
спасибо за Ваши ответы!
Куда смотрит внимание в тот момент, когда одна мысль уже ушла, а другая еще не появилась?
(серьенькую рябь я расцениваю как физиологический эффект зрения и в расчет не беру. как и легкий шум в ушах.)
что конкретно в ФЭ называется фоном, на котором появляются мысли? что именно это такое, из чего оно состоит, к какому аспекту сознания оно относится?
Почему очень многие Мастера различных традиций (Тантра, Дзогчен) настоятельно рекомендуют удерживать внимание именно на этом промежутке между мыслями?
спасибо за Ваши ответы!
133 комментария
Он спросил: «Что ты там видишь?»
Я посмотрел.
Внизу есть мой длинный — предлинный коммент на эту тему. Вот там про то, что я увидела.
Когда на этот промежуток выходишь впервые, то кажется, что это прямо не знаю что, Сама Реальность. Но…
Что ж там можно увидеть, если там ничего нет?
Вот сейчас тебя спрашиваю и уверенна, что не ответишь просто на вопрос.
Он же «пожалуйста» просил.
А это же волшебное слово.
Как тут откажешь.
А ты вроде и не спрашиваешь ничего.
Невозможно осознать то чего нет и это очевидно, а быть может только феномен это тоже очевидно. :)
Внимание «смотрит» на любые появляющиеся движения(движения в теле, тела, ощущений, звуки, мысли, чувства, комментарий ума, на все шевиления во вне и внутри организма, короче на всё что ему интересно или надо или тревожит или беспокоит, всё что в какой то мере связано с изменением-движением), а само является противоположностью движению.
Зачем удерживать на «промежутке»? Чтоб не погружаться глубоко-сильно в раздумья. а как бы смотреть на раздумья не думая(как бы в фокусе и всё), ответ приходит сам.
Тогда начнёшь «видеть» сами мысли(а не погруженность в них содержание), сначало как типа«прошмыгнуло» что то, потом ясней, ясней, потом в виде «форм»(«её начала, её законченности, исчезновения, изпарения, проплывания»), появление внезапно вдруг новой, ты как бы на них «приседаешь», но внутрь в содержание не идёшь, не рассусоливаешь, не смакуешь её. Пришла, пришла, такая то, о том то, и всё сидишь, идёшь, делаешь что то дальше, а мысли заходят и выходят, не прижившись, не помотав нервов, не покушавши «праны», но это так образно.
— Да вообщем то это знает каждый, и замечал каждый в себе просто эти моменты упускаются(не замечаются) из вида
на том стоим)))
Мысли, чувства и образы постоянно протекают через разум, а воля(внимание) относительно неподвижна и
зафиксирована. Она обычно более стабильна неподвижна и потому более доступна. Воля может быть довольно
жёсткой, преданной, единонаправленной и неподвижной, в отличии от разума, который пархает, словно нервная бабочка.
Поэтому наиболее выгодную точку зрения, с которой стоит подходить к разуму, можно найти, сосредоточив
чувство «Я», излучаемое волей. Волю можно подчинить себе, но очень медленно и целенаправленно, путём
многих размышлений. Это рабочее «место», из которого можно двигаться и изучать дальше. Воля ближе к
истинному «Я», чем обыденный разум с его мыслями, убеждениями, концепциями, идеями и скачущими эмоциями.
Сразу поправка: внимание — это нечто «личное», осознание, присвоенное тем, кто владеет вниманием…
Нет такого момента, когда одна мысль ушла, а другая еще не появилась! Другой вопрос (если процесс рассмотреть линейно в разделенном мышлении), что одна мысль зарегистрировалась, а вторая еще нет… в этом фоне есть только осознание. И если «вторая» мысль не зафиксирована, это не «рябенький фон» (рябенький фон — это уже вторая мысль).
Фон — это в ФЭ называют номинальным субъектом, мыслью о не-мысли, для возможности регистрации мысли — не-объект, на контрасте с которым виден объект (только конкретный объект тут нельзя выделять на фоне другого объекта — яблоко на фоне стола), картинка (тотально) видна именно на фоне не-картинки.
Но можно и так:
Лютики, цветочки, оху… я любовь!!!
Тебе ЭТО ближе? )
Для чего, по твоему, на сайте исписаны тонны материала?
Хрен поймешь, что именно срезонирует!
Способ описания — это просто издержки технаря, а не оторванная теория.
Ты ведь сам уже долго на сайте, если обратил внимание… так стоит ли так уж акцентировать, кто тут по пояс деревянный?
Еще раз: я толкую не о теории, а о непосредственном переживании!
Ну так — покажи свое горячее и влажное непосредственное переживание! :)))
Мои слова не из цитат Формации, а вот термины — да, иначе конструктивный разговор просто не получится.
На фоне чего есть само это переживание, или само оно и есть само бытие? Не размышление о переживании в котором естественно появляется второй вариант, фон-контекст на фоне которого оно рассматривается, с чем оно сравнивается, а само переживание?
На фоне пустоты, которая не отсутствие, а все это — что видно, слышно, пахнет… А что это? Чтобы определить нужно полезть в мышление и на этом и построены все коаны.
Если мысли вообще воспринимаются(а не думаются :) Я вот считаю что «восприятие» мыслей нужно сразу оставить как глюк. Иначе люди бесконечно будут себе твердить мысленно типа «и эта мысль сияет тем чем она не может не быть».
Хотя, я тут осознал, что многие люди просто не умеют последовательно думать, тогда мысли для них действительно появляются как все остальное — как бы случайным образом. Откуда они взялись человек не отслеживает, поскольку не мыслил последовательно, мысль выскочила как бы из из неоткуда, нет следа чтобы отследить как она появилась. Тогда остается только сказать, что они — сияют.
Если же человек мыслит и осознает, то можно отследить мысли выведенные логическим мышлением, мысли появившиеся из контекста (ответ на телесные сигналы) и мысли — интуицию, которые единственно сияют и «проходят» из пустоты. Впрочем я увлекся )
Нужно понимать где тут собственно возникает практическая проблема то, что мы пытаемся решить? Где и как появляется страдание? Если ничего кроме этого само-происходящего безусильного смотрения (ведь ничего не нужно делать, чтобы все восринималось, «смотрелось») по факту нет, как страдание появляется? Ну итд.
Попробую описать как я вижу. Выбирается какой-то объект для медитации. Любой… в разных традициях он может быть разным. В цигун например дыхание кожей или красный горячий шар в животе, в Тантре — на ощущении прикосновения, может быть мантра или Иисусвоа молитва. Он становится как бы колышком к которому привызывается пьяная обезьяна — беспокойный ум. Внимание становится как бы однонаправленным. Это период концентрации. Если внимание уходит, то его мягко возвращаем к объекту медитации. Нступает какой-то момент, когда ум как бы успокаивается. Т.к. типа не интересно одно и то же разглядывать. Тогда это буйство мыслей как бы успокаивается. И можно тогда заметить что мысли медленее течь начинают, и даже можно выделить промежуток между мыслями. Не потоком, а как бы через интервал. И в какой-то момент внимание переходит на этот интервал между мыслями. И уже внимание удерживается на этом безмысленном фоне. Вот это уже медитация как таковая. Это практикуется для успокоения ума, когда ум слишком погружен в содержание мыслей, и как бы у человека все внимание там в ментальном диалоге. В УЧЕНИИ — это мысль о не мысли, или пространство мышления или мысль с пустым содержанием… Эта мысль о не мысли как бы ограничивает мысль, как кадр кинопленки, для ее выделения. Таково свойство Мышления. Такое разделение (уловно) Знания — на знание и не знание, или Ума на Ум и неУм. Вот эта мысль о не мысли это аспект Основы Пустотность, УЖЕ Описанный в Знании. Это не сама Пустотность! Это Пустота — Шунья. И такой как бы промежуток безмыслия, мысли о не мысли появляющийся одновременно с мыслью для ее выделения, как отсутствие мысли. Как отсутствие проявления-явления. Но… как раз на это-то безмысленный промежуток как раз и претендует Я. Вот как раз он-то и принимается за Я Истинное, это как бы Я Большое (большой пингвин), в отличие от Я — ложного — личностного маленького (пингвина) — Эго. Во такое перенаправление внимания и если удается с помощью практик надолго там закрепиться, то случается как бы переезд самоопределения Я из маленького в Большое. И ты уже не Ганеш, со своими бесконечными проблемами, а уже Ого-го! Ты сам Абсолют. Это еще называют зависание на Пустоте. На Описанной в Знании, сфабрикованной мышлением Пустотности. Очень часто там народ подвисает, так как становится полегче в личностном плане. Но если оттуда сваливаешься, то личностное как бы еще круче начинает фигачить. С этой присадти сложно вообще снимать. Это типичная безличностная фиксация. На контрасте с личностной это кажется очень круто! НО! Это такой же феномен как и все остальные, просто так особенно выглядит… Вот хорошо, что у тебя получилось его выделить. Это и есть номинальный субъект для каждой мысли. Любое явление проявляется за счет его отсуствия. И вот на это-то отсутствие Присуствия, отсуствие проявления и претендует прежде всего Я. Это первое место для самоопределения. И тогда уже считыватся не так, что мысль регистрируется за счет ее отсуствия, яаление за счет отсуствия явления, а как Я думаю мысль. Или Я чувствую чувство. И омрачение началось.((
Можешь попробовать теперь смотреть на какое-нибудь чувство или мысль, или любое явление. И как бы одновременно и «видеть» это пространство, осознавать эту мысль о не мысли, как держать во внимании одновременно и проявленное и непроявленное. И вот то, что как бы вмещает их обоих и есть аспект основы Пустоность — Шуньятта. НО! И это тоже не Абсолют! И это не то, что можно зарегисрировать, можно как бы осознать смотря одновременно на мысль и мысль о не мысли.Но если ты и ее выделил, эту Пустотность, то это уже опять в Знании, и это уже Объект и у него опять есть свой номинальный субъект. Удачи! ))Прочти, что тебе еще Феликс в комнате написал по этому поводу.
Смотреть не на это пространство, а одновременно. На чувство и его осутствие, на мысль и ее отсутствие. Я почему пишу, это то где я долго висела, а потом Мастера меня оттуда стягивали. Так как когда туда долго смотришь, то как бы подштыриваться начинаешь. Кайфы такие легкие. Духовная наркомания.
Вы это тот, что смотрит(то что смотрит).
Вы видите «я сидит в мысли»? если видите, то кто видит есть вы, а "«я сидит в мысли» этож со стороны(это представление).
Фокус внимания у большенства людей сосредоточен на том, чтоб удерживать в своём воображении кажущийся мир и представление о себе самих.(от этого мотают энергию как электросчётчик и истощаясьстрадают бедненькие искренне переживаю)
я бесконечное изменение в вечном ограничении;
я завершённость в достаточности;
я наполненность в каждом;
я полнокровность и самодостаточность;
и черт(границы) возьми и выкень
ты существуешь, ты завершённость. ты себедостаточный,
ты радостный, ты легкий. не серьёзный, но отвечающий на внимание
Будь самодостаточным, не ограничивайся буквами, живи полной кровлей, не огорчайся, в смысле не ограничайся
у каждой мысли свой фон — отсутствие мысли, которое называется- номинальный субъект.
это Знание — результат взаимодействия трёх аспектов Основы ( Осознание-Пустотность-Наполненность). Ещё можно сказать, что жто описание Пустотноссти во 2 СС.
потому что, когда осознаётся присутствие отсутствие мыслей ( мысль о пустоте) возникает так называемый покой ума, ум постится и нет идеи о том кто страдает и страдании.
Ведь если нет мыслей по какому либо поводу, то и повода по сути нет.
Например, у меня нет чувства утраты. Я не скорблю по усопшим.
Мысли — это не что-то и находятся они не где-то!
Можно говорить, условно конечно, лишь о феноменальном переживании разных сигнальных систем.
Во 2СС и 3СС есть регистрация, и феномен кажется разделенным на субъект и объект.
В 0СС и 1СС регистрация отсутствует, а значит и отсутствует любое разделение.
Так что все дело лишь в «функционировании» сигнальных систем, а не в том, — есть мысли или их нет… та же история и с промежутками )
Мысли и есть феномены! Но при разделении и регистрации феномен дробится на фон (субъект-не-мысль) и мысль-объект )
что есть только ригистрация явлений -феноменов- мыслей.
А ты не допусткаешь мысли, что разобравшись я увидела как все происходит на самом деле? Через эти указатели внимание развернуллось. А теперь просто описываю. Ну как ты про ясность.
advaitaworld.com/blog/free-away/16327.html
Когда во 2СС подключается мышление, эффект переживания продолжительности неизбежен, без этого никак )
В дзогчен действительно нет концентрации как таковой в отличии от тантры.
Но созерцательное внимание к промежуткам мыслей — это одна из практик в Дзогчене — см ниже. Внимание к возникновению мыслей не может появиться без внимания к промежуткам.
Также мысль о не мысли не имеет никакого отношения к дзочену, это термин был придуман в безнадежной попытке дать более продвинутые практики (опять же смотри ниже) людям, которые к ним совершенно неготовы, поскольку полностью отождествлены с мыслями и для которых ничего кроме мыслей не существует. А для них работает только способ обнаружения мыслей, которым вообще нужно заметить, что они мыслят, поскольку это происходит полностью бессознательно. Такие люди не обладают внимательностью для способов самоосвобождения от власти мыслей требующих более развитую внимательность.
Так что внимание в дзогчен- это не не важное, это самое важное. Только в ригпа это не имеет значения, а ты пытаешься это расширить на весь дзогчен, выдавая плод за путь.
В Дзогчене говорится о четырех методах освобождения мыслей (grol lugs bzhi):
1. Чер-дрол (gcer-grol), «освобожение посредством обнажения (пристальным вниманием)»;
2. Шар-дрол (.shar-grol), «освобождение в момент возникновения»;
3. Ранг-дрол (rang-grol), «самоосвобождение»;
4. Е-дрол (ye-grol), «изначальная освобожденность».
Для иллюстрации этих методов Патрул Ринноче использует различные метафоры. Чер-дрол, освобождение посредством обнажения мыслей, подобно встрече с давно знакомым человеком. Шар-дрол, при котором мысли освобождаются едва возникнув, подобен змее, развязывающей узлы собственного тела. А ртп дрол, при котором мысли спонтанно рождаются уже в освобожденном состоянии, уподобляется проникновению в пустой дом вора, который не может ничего украсть в силу полного отсутствия предметов. Так что в этом случае процесс возникновения и освобождения мыслей не причиняет ущерба и не приносит прибыли состоянию созерцания. Первые три из вышеперечисленных методов касаются процесса освобождения мыслей, тогда как «изначальная освобожденпость» — это само состояние Рпгпа, которое никогда не было ни чем иным, как только полной изначальной свободой.
С применением метода чер-дрол, «освобожения посредством обнажения», связана еще некоторая деятельность ума; мы обращаем на мысль свое внимание и распознаем ее как мысль. Это подобно встрече со старым знакомым на многолюдной улице чужого города: едва увидев, мы немедленно узнаем его лицо. И хотя этот процесс может быть доведен до некоторого автоматизма, всегда существует небольшой временной интервал между процессом возникновения мысли, осознания ее наличия и распознавания ее как мысли и самим моментом ее растворения. Такая практика лучше всего подходит для начинающего, но на более продвинутых стадиях этот метод уже является ошибочным.
На следующем этапе мысль распадается в самый момент своего возникновения. Патрул Ринпоче иллюстрирует этот процесс образом рисования на поверхности воды. Рисунок, сделанный на воде, исчезает в самый момент своего возникновения. Процессы рисования и исчезновения происходят одновременно. Так же и при этом тине практики одновременно происходят возникновение (shar-ba) и освобождение (grol-Ьа) мыслей; между их самопорождепием и самоосвобождением нет ни малейшего промежутка. Поэтому такой метод называется шар-дрол — «освобождение в момент возникновения». Но практика шар-дрол не предполагает прикладывания усилий (rtsol med) для подавления возникающих мыслей. В этот процесс не вкладывается никакой энергии, а потому все происходит спонтанно, почти автоматически. Если при применении метода чер-дрол для сохранения пристального внимания требуется некоторое усилие, в практике шар-дрол необходимость в таком усилии полностью отсутствует. Здесь все возникающие мысли сами собой возвращаются в свое естественное состояние и освобождаются. Поэтому можно сказать, что мысли освобождаются самой потенциальной энергией (rtsal) Дхармакаи. Они приходят к освобождению без каких-либо усилий, за счет самой энергии и движения, сопровождающих их возникновение. В тексте Патрула Ринпоче использован образ змеи, развязывающей узлы своего тела. При этом, чем большую энергию содержит в себе возникшая мысль, как, например, мысль, связанная с эмоцией вожделения или гнева, тем мощнее будет состояние Ригна, основанное на ее самоосвобождении. Поэтому для практика Дзогчен страсти и эмоции (сапскр. klesa) из врагов состояния Ригна становятся друзьями и помощниками. Точно так же и все рассудочные, дискурсивные мысли видятся ему как проявления изначальной творческой энергии все-проникающего Ригна (rig-pa zang-thal gyi ngang las rang rtsal du 'char-bd). В этом состоянии и пребывает практикующий, ничего не принимая и не отвергая (blang dor med-par bskyangs-pa). Но вместе с тем он еще воспринимает Дхармакаю как основу освобождения (grol-cha'i chos-sku ngos bzung), а потому в этом состоянии присутствует некоторая утонченная двойственность.
На третьем этане практикующий выходит за пределы всякого различения между возникновением и исчезновением мыслей. Образ, используемый здесь автором — это вор, забравшийся в пустой дом и не находящий ничего, что можно украсть. Мысли освобождаются в самый момент их возникновения, ни на мгновение не покидая состояния Дхармакаи. Можно сказать, что само возникновение является их освобождением и между этими двумя моментами не существует никакого различия. Освобождение является полностью самопроизвольным, спонтанным, не требующим усилий и мгновенным, то есть превращается поистине в самоосвобождение. Именно этот метод является дзогченовскнм в собственном смысле; все прочие — это всего лишь подготовка.
Значит суфиев ты определил, теперь взялся за буддистов? :)
Ты думаешь что разные методы обозначают разный плод? :)
Вот взгляни — про дзен, тантру и дзогчен:
spiritual.ru/relig/dzogdzen.html
Теперь посмотрим, в чем же отличие Дзогчена от других Учений. Можно точно описать особенности методов, которые отличают Дзогчен, Тантру и Сутру. Чтобы без труда понять эти различия, нужно рассмотреть их путь, метод реализации. И здесь мы можем говорить о пути отречения Сутры, пути преображения Тантры и пути самоосвобождения Дзогчена. Ясно, что тот, кто хорошо понимает принцип Дзогчена, читая, например, буддийскую сутру, обнаружит этот принцип и в ней. Но если такого понимания еще нет, то для его достижения нужно полагаться на применение метода, а методы могут быть разными.
…
Принцип, который они исповедовали, очень прост. (речь о чань/дзен буддизме). Если у человека нет мыслей, то объект мышления не существует. Если же нет объекта, то нет и мысли. Иначе говоря, и то, и другое относительно. Но когда и то, и другое относительно, вы оказываетесь в абсолютном состоянии. Это не метод продвижения, основанный на рассуждении, цель которого — определить шуньяту, «ничто», или подвести нас к ней. При непостепенном подходе мы пытаемся оказаться в недвойственности, используя практику, эмпирический путь, — именно это имеется в виду, когда говорится о попадании в состояние, не нарушаемое мыслями, которое и есть подлинно абсолютная истина, абсолютное состояние.
Система Хашанга очень твердо стоит на этом принципе. Как объясняет Хашанг, если человек находится в таком состоянии, то ему уже не нужны ни Учение, ни метод, ни какие бы то ни было правила. Но, заметьте, если он находится в этом состоянии. Затем, продолжает Хашанг, если человек находится в этом состоянии, и у него возникает какая-то мысль, то не имеет никакого значения, хорошая она или плохая, потому что это одно и то же. Он приводит сравнение с белым и черным облаком, которые совершенно не отличаются в том, что одинаково заслоняют солнце. Но такие взгляды никак не могли понравиться представителям школ, разделявших воззрения Камалашилы, поскольку во всех учения Камалашилы утверждается, что именно работая и развиваясь на относительном уровне, можно постепенно достичь абсолютного состояния.
В этом Учение китайских последователей школы Чань очень похоже на Дзогчен. В Дзогчене существуют точно такие же объяснения относительности благого и неблагого. Но это не означает, что в Дзогчене мы отрекаемся от относительного состояния или пренебрегаем им. Как я уже подчеркивал: «если вы находитесь в этом абсолютном состоянии», — но если вы в этом состоянии не находитесь, то очевидно, что вы не сможете просто пренебречь всем относительным. Поэтому понятно, что главный метод Дзэн — это метод, помогающий оказаться в абсолютном состоянии. Этот принцип одинаков и для Дзогчена, и для китайского буддизма. Но из этого не следует делать вывод, что между ними нет никаких различий. Никогда не забывайте, что это совершенно разные пути. Мы уже говорили, что в первом случае — это путь Хашанг Махаяна самоосвобождения, а во втором — путь отречения. Эти два метода — изначально, в принципе, совершенно разные.
Когда мы рассматриваем какое-либо Учение, то у него всегда есть основа, затем путь и, наконец, реализация, или плод. Учение Дзогчен иначе называется Учением о самосовершенстве. Здесь имеется в виду, что самосовершенен сам человек. Целью Дзогчена не является достижение шуньяты, или пустоты. В буддизме же Сутр цель — это именно шуньята, то есть мы ставим себе целью так называемую абсолютную истину. В книге Самтэн мигдрон приводятся очень ясные сравнения: если на землю просыпалось зерно и вы заняты сбором зерен, то не смотрите на землю. Ваша цель — зерна, вы ищете их, ваш взгляд направлен только на них, а не на землю. Другой пример — вдевание нитки в иголку. Если вам трудно разглядеть ушко, то вы поднимаете иглу к свету. Хотя ваше лицо и глаза обращены к небу, вы не видите его, потому что смотрите на игольное ушко.16 Это очень наглядные примеры, они помогают ясно понять, что имеется в виду, когда мы говорим о нацеленности на две истины или нацеленности на шуньяту.
Эти примеры также дают возможность хорошо понять метод преображения, который мы называем Тантрой. Вообще Тантра есть путь преображения. Это не путь отречения. Если есть метод преображения вещей, значит, есть и метод их объединения. Возвращаясь к нашему примеру с рассыпанным на земле зерном, мы на этот раз представляем, что человек устремляет взгляд не на зерна, а на землю. Земля здесь символизирует наше изначальное состояние, называемое также словом тантра.
Но нужно также помнить о том, благодаря чему осуществляется метод преображения, на что он опирается, — о сосредоточении. Для его достижения может понадобиться создание множества различных средств. Если человек пожелает преобразить какое-то измерение — например, место, где мы находимся, это здание, — во что-то другое, то ему прежде всего понадобится сосредоточиться. В практике преображения это сосредоточение должно стать для данного человека реальностью. Когда преображение становится реальностью, шуньята, пустотность, постигается сама собой. Здесь шуньята вовсе не является целью, которую вы себе намечаете, к которой вы устремляетесь. Речь здесь идет не о пустоте Сутр, а скорее, о шуньяте, в которой уже есть живая проявленность. Затем, благодаря способности сохранять присутствие этой проявленности, то есть благодаря проявлению мандалы — измерения спокойных и гневных божеств — мы приносим пользу другим существам. Таков путь преображения, путь Тантры.
Однако с точки зрения Дзогчена, это тоже одна из разновидностей постепенного пути, потому что принцип Дзогчена — самосовершенство. Самосовершенство означает, что так называемая объективная реальность — это не что иное, как проявление энергии изначального состояния самого человека. Человек, практикующий Дзогчен, должен обладать четким знанием принципа энергии и того, что он означает. Принцип учения Дзогчен — самосовершенство каждого человека. Иными словами, изначальное состояние каждого человека, его действительное состояние, мы представляем себе как сущность, природу и энергию18. Через эту триаду — сущность, природу и энергию — объясняется также, каким образом в конечном счете проявляют себя «три тела», Трикайя. Их проявление толкуется на уровне того, что мы называем «энергией». Энергия проявляется или как субъект, или как объект. Здесь мы говорим о цел (rtsal) и ролпа (rol pa) — двух способах проявления энергии19. Недостаточно иметь умозрительное представление об энергии, нужно применять это знание энергии на практике. Используя собственную энергию, мы достигаем так называемой «полной реализации». Таким образом, когда речь идет о Дзэне и Дзогчене, очевидно, что это два совершенно разных метода и не следует путать один с другим.
Если ничего нет — чего ты защищаешь? Тебя волнует что есть кто то, кто думает, что что-то есть? Этот кто-то — плод твоего воображения :)
По мне искать легкости — тоже ловушка. Не всегда бывает легко, не должно быть всегда легко. Но и искать тяжесть, конечно.
Ну а сравнивать меня с Драконом наверно не стоит :) Я больше не даю указатели, разочаровался давно… если люди неспособны само-освобоздаться, то никто им помочь не может освобождая их.