26 января 2014, 20:39

Тартанг Тулку Ринпоче. ОБОДРИТЕ СЕБЯ.


Однако большую часть времени мы имеем дело с ситуациями ментально. Даже проживи мы сотню лет, мы не сможем истощить нашего мышления, болтовни, построения образов и концепций. Ум неустанно укрепляет воспоминания, усиливает различия и бесчисленные двойственности, управляющие реакциями нашего тела. Когда ментальное давление становится чрезмерным (мышление, доскональное исследование, внутреннее возбуждение), мы даже можем испытывать мучение, головную боль и напряжение. В конечном итоге ум полностью истощается, а тело коллапсирует.

Тогда как наш ум является источником мыслей, наша нервная система воплощает наши чувства. Когда наши чувства ограничены, мускулы становятся зажатыми, а сердца закрытыми. Если сердце закрыто, а более тонкие жизненные энергии блокированы, наши чувства ослабляются и становятся неустойчивыми. Иногда мы чувствуем так, иногда иначе, но основную часть времени наш ум формирует мысль — «это положительно» или «это отрицательно», «это правильно» или «это неправильно», «это ощущается, как хорошее», «это, как плохое». Когда в определении наших действий инициативу берут на себя мысли, тогда наши чувства и эмоции просто следуют этому. Даже если наши внутренние чувства вступают в конфликт с нашими мыслями, они в целом не могут повлиять на исход, потому что не имеют столько силы. Итак, часто наш внутренний голос, наше интуитивное осознавание или позитивное отношение, полностью подавлены или находятся под контролем.

Этот процесс продолжается непрерывно. Как только возникает образ, ум мгновенно различает, эмоции же намного медлительнее, плотнее и тяжелее. К моменту, когда уже есть интерпретация или решение, эмоции только еще начинают шевелиться. Подобным образом некоторые уже мертвые звезды испускали свой свет миллионы лет назад, а мы все еще видим их. То же и с эмоцией. Часто эмоция наиболее сильно чувствуется позже, после того, как переживание уже обработано умом. Поскольку эмоции не принимают какой-то определенной формы или очертаний, мы оказываемся в замешательстве и не в состоянии выразить точно, как мы «чувствуем», потому что образ, первоначальное переживание уже ушло. Эмоции — как вода, в одном отношении она мягкая и текучая, в другом — очень мощная. Она может затопить долины и все разрушить, а может медленно подтачивать горы. Подобным же образом эмоции расходуют огромную энергию. Когда они не согласны с нашими мыслями, концепциями или образами, они способны породить неудовлетворенность, внутренние споры и конфликты и привести к непредвиденным физическим дисгармониям. Когда же интеллект и эмоции поддерживают друг друга, жизнь кажется преисполненной смысла, становится уравновешенной и здоровой.

Все это происходит внутри самой мысли, так как ум наполнен потоком мыслей днем и ночью безо всякого отдыха. Возможно, одна мысль замедленна, другая быстра, а иногда между мыслями открывается промежуток. Иногда одна мысль, постепенно развиваясь, расщепляется на две отдельные интерпретации. Мысль может быть: «Это красиво!», — но в следующее мгновение интерпретация может повернуть в обратном направлении. Одна мысль создает и бесконечно множит другие мысли. Изнутри мысли могут показаться прогрессирующими куда-то, достигающими что-то или нечто создающими. Вы воображаете, что решаете проблему или «имеете дело» со своими чувствами. Но одна мысль производит другую мысль, которая производит следующую мысль и т.д. и т.д. Вы можете видеть разные формы, иметь различные идеи и чувства — каждое накладывается на первоначальную мысль.

Просто у каждого есть определенное количество энергии, ум же все время потребляет энергию на построение мыслей; энергия скорее застаивается, чем течет. Чем у вас больше мыслей, понятий, идей и образов, тем меньше остается свободной энергии. Тогда голова и мышцы оказываются все более зажаты, тело не в состоянии расслабиться и найти облегчение, и в конце концов оно отключается. При таком напряжении депрессия растет. Вследствие того, что мы держимся за некоторые негативные представления нашего сознания, нервная система реагирует согласно интенсивности этих представлений. Если образ (представление) фиксируется и становится неизменным — например, какое-то отдельное воспоминание — мы сохраняем одно и то же чувство и реагируем на первоначальное переживание так, что в результате лишаемся всякой гибкости. Чем дольше мы подтверждаем некоторый набор образов, тем труднее становится изменить его воздействие на нашу личность. С самого детства в наших сердцах замурованы определенные чувства, и мы повторяем одни и те же привычные паттерны столь долго, что они властвуют над нашим строем жизни. Все в нашей жизни происходит согласно этим образцам, как хорошее, так и плохое, и в конечном счете они очень трудно поддаются изменению.

Если мы в состоянии физически расслабиться, напряжение и чувства нашего сердца могут освободиться. Один из методов прийти в спокойное состояние — не сосредотачиваться на будущем и не останавливаться на прошлом, а расширять настоящий момент. Когда мы медитируем, мы можем сконцентрироваться на звуке или на вкусе и можем расширить свое осознавание, можем медитировать на мысли или внутри эмоций или же на различных внешних формах. Мы можем использовать любую ситуацию, в которой находимся. В такое время просто пребывайте в этой ситуации, ни в прошлом, ни в будущем. Иначе вы будете упрямо держаться за некоторую идею о том, какова должна быть медитация и какой должна быть ваша жизнь. Вы можете сказать себе: «Сейчас мне не следует думать». Но как только вы создали эту мысль, приходит другая мысль. Или вы отмечаете: «Мне не следует стараться что-либо делать». Но вы становитесь неспокойными. То же происходит, если вы интерпретируете интеллектуально свое переживание или же вы «делаете вид», что медитируете — вы можете лишь питать образ себя. Подобного рода притворство и откладывание могут никогда не кончиться.

Если вы не осознаете того, что делаете, вы лишь потратите много ценного времени и энергии. Здесь и теперь, это — ваша жизнь. Принимаете вы это или нет, вам это необходимо. Но если это ушло, вы никогда, никогда не сможете вернуть это обратно. Это так. То кончено. То было вчера. Какие бы у вас ни были возможности, каким бы телом, умом, энергией вы не обладали в жизни, кто бы вы ни были в настоящее время, что бы вы ни собирали, вам следует использовать это прямо сейчас. В следующую минуту это уже потеряно. Вы уже другая личность. Обман в том, что мы «чувствуем», как будто мы остались той же самой личностью. Вы можете сказать: «Мне 25 лет. У меня впереди еще 40 или 50 лет жизни». Но на самом деле вы не можете предвидеть будущее и не можете вернуть обратно прошлое. Даже ваши воспоминания — лишь образы, наложенные на настоящее переживание. Поэтому наполнена ли ваша жизнь значения или нет, зависит от того, насколько вы цените вашу теперешнюю ситуацию. В противном случае все, что вы оставите, это ваши отговорки, объяснения, оправдания, слова и слабости — и ничего более. Пока вы строите интеллектуальные объяснения с тем, чтобы делать вид или прикрываться, вы лишь обманываете себя и играете в игры. В конце концов, вы должны стать лицом к лицу с самим собой прямо и непосредственно и честно решить — физически и ментально — что же вы хотите для себя. Если, например, вы хотите медитировать, вы должны делать это в этот самый момент, а не готовиться для будущего. Это же верно и в отношении ваших негативных привычек в жизни. Единственный путь — делать это.

Мы можем размышлять: «Я не хочу, чтобы мое тело оставалось настолько зажатым, но еще больше я не хочу работать над собой». Почему? «Потому что я боюсь. Я боюсь боли и страдания. Я боюсь встать лицом к лицу с неизвестным». Но понаблюдайте за собой — как долго длится ваша боязнь? Пока продолжается этот страх, вы не в состоянии что-либо делать. Физически и ментально вы подавлены. Страх создает только больший страх, вы напряженно удерживаете себя, пока у вас не остается ни намека на теплоту. Нужно увидеть эти вещи в себе, встать с ними лицом к лицу. В конце концов вам некуда бежать или спрятаться. Чем слабее вы становитесь, тем меньше вам хочется сталкиваться с чем бы то ни было. Работаете ли вы, или что-то исследуете, или медитируете, де лайте это открыто, непосредственно и без всяких оправданий.

Допустим, вы сидите в медитации. Вы можете сказать: «Ничего нет. У меня нет никаких объяснений. Я целиком в этом». Нет. Вы играете в игру, есть ли этот путь медитация, а этот — осознавание, или: «Может быть это — что-то, что я вижу», или: «Я чего-то добился, чего-то достиг». Эти внутренние диалоги отчетов себе только растрачивают время, не принося ни реальной открытости, ни силы. На этом сансарическом уровне имеет значение, ориентируете ли вы себя на здоровый ум или нет. Даже если наблюдение себя окажется мучительным, рано или поздно оно станет легче. С какой бы трудностью вам не пришлось столкнуться, постарайтесь встретиться с нею прямо лицом к лицу. Если же вам не понравится сосредотачиваться в течение длительного времени, медитируйте регулярно короткое время каждый день. Затем, не стараясь следовать официальным нормам и правилам, распространите вашу медитацию на каждый момент — распространите ее ни свой шеи, боль, желание или привязанность. Какая бы трудная ментальная ситуация ни возникла, оставайтесь внутри нее, слушайте, обдумывайте, пробуйте ее вкус в медитации. Каждая ситуация может стать более здоровой и чистой. Но если вы испугались прежде, чем начали, вы лишь замедлите весь этот процесс. Потому очень важно сделать первый шаг. Если вы не в состоянии тотчас же трансформировать или выйти за пределы затруднения, просто встречайте его лицом к лицу, не отворачиваясь и не пытаясь бежать. Этот специфический момент столкновения может оказаться не очень приятным и не очень легким, но если вы начали наблюдать свои ментальные и эмоциональные процессы и разрушаете начальные препятствия, вы увидите, что вся ваша жизненная атмосфера становится светлее и ровнее. Ваше отношение изменится подобно смене ночи и дня. Каждый день вы сможете расти, что-то осваивать, понимать и приносить пользу как самому себе, так и другим.

Очень важно попытаться изменить свою личность как можно раньше в этой жизни. После 40 или 50 это становится труднее. Итак, столько, сколько сможете, старайтесь медитировать, делать упражнения по расслаблению и сосредотачиваться на дыхании и визуализации. Эти методы помогают ломке ментальных концепций и фиксаций, особенно важно убрать мысль, что вы не хотите входить в это. Когда лень, самооправдание, или рассудочные объяснения постоянно повторяются в вашем уме, они создают некоторый вид бездушия или холодности, безразличия и ощущение, что надо бежать от чего-то «ужасного». Нет ничего ужасного в этом. Даже страх можно использовать для пробуждения, узнавания, изменения и освобождения от напряжений, но вы должны что-то делать сами, не ожидая, что кто-то сделает это за вас. Многому ли вы научились в этом переживании? В какой степени вам могут помочь другие? Очень важно идти на риск, принимая ответственность за себя. Вы нуждаетесь в росте и развитии ради вас самих, поэтому вы должны иметь дело непосредственно с самим собой.

Совершенно ясно, что у нас есть карма, так что нам несомненно нужно пройти через эти вещи. Никто не может уйти от страдания, боли или депрессии. Куда ему идти? Нет такого места, куда мы можем сбежать. Окончательный ответ — мы должны принять ответственность немедленно, сразу. Даже если будет очень трудно первое время, постарайтесь оздоровить теперешнюю ситуацию, и тогда предстоящие условия неизбежно улучшатся. Я уверен, что даже Владыка Будда, если разобрать шесть лет его практики аскезы с человеческой точки зрения, не считал это легким. Каждому нужно пройти через определенные трудности, препятствия и проблемы. Нет такого явления, как личность, полностью свободная от кармы. Нет никаких исключений. Каждый с необходимостью включен в это разворачивание кармы. Мы не можем избежать ее. Практика сурова, а жизнь не легка, оттого мы иногда воображаем, что есть такое место, где нет никаких проблем. Окончательное решение состоит в том, что мы должны в каждый данный момент прямо лицом к лицу встретить наши проблемы.

Почему у нас есть проблемы? Потому что мы убеждены, что есть некое «беспроблемное место». У нас есть такое понимание. А поэтому контраст между тем, кто вы есть и кем хотели бы быть, мы называем проблемой. Если же мы не строим в воображении возможность такого «беспроблемного места», если мы свободны от такой фиксированной идеи, мы можем выйти из страдания. Но мы верим, что где-то есть нечто чудесное, прекрасное, нечто идеальное, вдохновляющее. С помощью искусственных образов и устремления создано то, чего не существует. «О, я видел это. Это было удивительно красиво, я был так счастлив!» Все это — лишь эмоциональные сантименты, существующие недолго. Позднее чувство или идеал полностью меняются. Это совершается не только в одном индивидууме или отдельном обществе, но и во всяком обществе и во всем человечестве. Эти образы «чудесных вещей» неявно пронизывают наши мыслительные привычки и чувства — мы верим в них, всегда к ним стремимся, высматривая что-то еще… каких-то иных отношений, другой работы, какого-то иного места. Вы не найдете этого места нигде до тех пор, пока не исследуете себя и не начнете работать над собой. Тогда вы обнаружите его внутри.

Полезна и физическая активность, чтобы клетки получали энергию. Тогда возможна долгая жизнь. Если вы спите и остаетесь долгое время в одном месте, вы становитесь слабее и слабее, жизнь застаивается физически. Но если мы, как человеческие существа, твердо уверены, что являемся более продвинутой формой жизни на этой земле, чем любая другая, тогда нам следует искать действительный потенциал, значительный и ценный для наших жизней. Вы можете спросить о том, что вы сделали в прошлом и что сможете сделать в будущем. Смотрите, планируйте, думайте об этом и поймите, какой будет ваша жизнь, как это будет выглядеть, когда вам будет 60 лет, какой личностью вы станете. Возможно, для некоторых жизнь останется той же, что и сейчас, но для других жизнь станет устойчиво интересной. Этот процесс самороста и здоровья подобен ходьбе. Даже если вы идете не очень быстро, чем дольше вы идете, тем сильнее вы становитесь. Но важно двигаться не спеша и искренне. Постепенно ваша цель окажется ближе, теснее к вашей жизни, ближе к вашей работе. Чем внимательнее вы работаете над открытием своих чувств, тем более живым, уравновешенным и здоровым вы себя чувствуете. Ваш прогресс даст вам силу и уверенность, поэтому, что бы ни случилось, вы не измените своей цели, не оставите свой интерес и свою мудрость ради чего-то. Вам просто нужно быть такой динамической личностью с ясным умом. Вы должны быть уверены в себе, вам нужно подкрепить свое позитивное отношение. Если вы прислушаетесь к отрицательности один, два, три раза, она будет повторяться бесконечно, так что вы начнете становиться слабее и не сможете защитить себя. Вы, по-видимому, сталкиваетесь с беспокойствами и конфликтами — во всех отношениях опасными животными. Как вы защищаете себя? Если вы поймете свободу и здравость в своем собственном переживании, тогда жизнь станет очень интересной, никогда не тусклой и не скучной — тогда жизнь не растрачивается. Вы учитесь наслаждаться всем… каждым куском пищи.

Очень важно сосредотачиваться на том, что значат все эти вещи. Не держите таких мыслей: «О, я никогда не смогу сделать такого. Я не такого вида личность. Я не способен это сделать». Это лишь оглупление и обманывание себя. Это еще хуже, чем, если бы вас дурачили другие. Другие могут обмануть вас несколько раз, но вы сами способны обманывать себя всю жизнь! Вы только дурачите себя, давая оправдания и объяснения, будучи сами завистливы, трусливы или преисполнены чувства вины. Вы можете зациклиться на этом без всякого продвижения. Итак, решайтесь достигнуть того, чтобы ваша жизнь стала такой, какой вы хотите, такого действия, которое так для вас важно. Когда у вас есть такая цель, стремитесь и не отступайте. Если вы не сможете делать это, кто вам поможет в следующий раз? Никто вам не прикажет, никто не вдохновит вас, пока вы не решитесь сами. Кого это на самом деле еще может заботить?

Поэтому поддерживайте, ободряйте себя — не потому, что вы верите в Буддизм или медитацию, но потому, что это действительно важно — принять ответственность за свою собственную жизнь: готовьте себя, опираясь на эти существенные понимания так, чтобы независимо от ситуации или условий, в которых вы оказываетесь, вы смогли легко пройти сквозь них.

10 комментариев

kalendos2
Даже проживи мы сотню лет, мы не сможем истощить нашего мышления, болтовни, построения образов и концепций.
Так если хорошие люди такое говорят, может просто поверить им на слово ;)?
Не верится?
Ведь по-настоящему хороший человек хорош полностью.
Значит и в каждом его следе, частичке, заключена вся его «хорошесть».
И можно взять любую такую частичку себе на вооружение.
Ту, которая близка, понятна.
Взять одну.
А остальное и не смотреть — оно не понадобится.
И со всей устремленностью исследовать эту понятную частичку.
?
bushen
Это идеалистический взгляд или речь идёт
о реализованном, пробуждённом, но к таким
никакие бирки не подходят.Хороший для
одного может быть плохим для другого из-за
разной обусловленности.
bushen
В мире двойственности, чтобы не быть
обманутым, рассматривать явления надо
как можно шире, в целом.Человек очень
подвижная система, легко переходящая в
противоположности.
kalendos2
Если опасение быть обманутым становится ограничителем свободы, то нужна ли такая предусмотрительность?
bushen
Мы стремимся к адекватному восприятию, более
точному, чтобы соответственно отвечать.Это я
имел в виду под словом обманутым.
kalendos2
Реализованный человек это всеобщее благо.
Всякое его проявление это тоже благо.
bushen
DA!
kalendos2
Вот я и говорю, что незачем копировать всю жизнь этого человека, а достаточно взять у него то, что понятно лично тебе, и следовать этому.