5 августа 2014, 02:38

Эмоция

Очень интересно описывала понятие эмоции Инара. При этом имеется ввиду, как я понимаю, скорее устойчивая личностная фиксация, нежели кратковременный выброс гормонов (например, если сзади подошли и напугали — испуг тоже можно назвать эмоцией, как и вспышку гнева, как и вспышку сексуального желания или эйфории).
Так вот та Эмоция, которая не кратковременный всплеск, а паттерн, при ближайшем рассмотрении состоит из трех вещей — ощущение в теле (сжатие, давление..), чувство (при том, что иногда путают ощущения в теле и чувства), и некая мысль.
И вот ощущение и чувство видятся хорошо, а мысль — не видится как всего лишь мысль.

По своему опыту скажу, что это совершенно удивительное ощущение — когда ВНЕЗАПНО замечается этот «голос в голове», который суть ментальное ядро паттерна. И это «голос», в котором никогда не было сомнения. Ну то есть это не «просто там какая-то мысль», а «все так и есть» :)
И повинуясь этому «голосу», который может быть голосом родителей, воспитателей, учителей, друзей, или даже твоим собственным (лично у меня мысли обычно озвучиваются в голове разными знакомыми голосами:))), ты начинаешь чувствовать что-то. А за чувством подтягивается ощущение в теле.
Все. Ядро эмоции — мысль. Причем эта мысль не где-то там в темных глубинах бессознательного. Она прекрасно осознается! Но она не осознается как одна из тысячи мыслей. Она, блин, особенная. Она претендует на истину:)

Лично у меня «голос» рассказывает «что я НА САМОМ ДЕЛЕ делаю» ))) Он типа «видит меня насквозь», «знает все мои истинные намерения» ))) И я «от него ничего не скрою». Как правило, они всегда ооооочень черные, коварные и дурные, я уже даже привыкла, что я всегда «плохая», даже когда хочу сделать что-то «хорошее». Голос говорит, что я не могу сделать ничего хорошего по определению:)))) Он заставлят чувствовать стыд, сомнение, уверенность в одном и неуверенность в другом, реже он пророчит всякую фигню «если ты (я) не сделаешь(ю) то-то, то будет ПИСЕЦ».

Это самоисследование напоминает знаете что?
Вы в комнате, в комнате ширма. Из-за ширмы доносится голос, который комментирует все что вы делаете. И так было почти всегда, вернее вы не помните, когда было по-другому. И ширма настолько привычная, что перестает замечаться даже. И само собой возникает впечатление, что за вами все время какой-то человек наблюдает. Даже если этот человек — вы сами (привет шиза!!))).
И вот вследствие непреодолимого стечения обстоятельств, вы однажды заглядываете за ширму. А там — магнитофон блин. Магнитофон!)))

102 комментария

Bambuka
:))) Точно! Ага.
DASHKA
Лен, прикинь, я собиралась на эту тему пост писать)))про эту технику Инары. Еще есть одно дополнение, сегодня она дала. Вот там эта мысль, которая ну прямо правда. Это такая мысль убеждение, но еще и есть мысли — убеждения как должно быть на самом деле, такая идеальная картинка. Например, если мысль говорит, что у тебя ничего вообще не может получиться путного, то есть еще мысль, описывающая это самое путное каким оно должно быть.
Или вот у меня была мысль, что к тебе всегда относятся по остаточному принципу. Там есть описание того, как должны относиться на самом деле. Идеальная картинка.
DASHKA
И еще дополнение: вот эту мысль — убеждение, или липучку можно еще как бы покрутить, поразворачивать, Подвергнуть сомнению, это напоминает Работу Байрон Кейти, А правда ли это?
ashtavakra
Не видится механистичность ума, любые мысли, которые он подкидывает, принимаются абсолютно некритично, как будь-то это «непогрешимая говорилка»:)).
DASHKA
для того и дана эта техника, чтобы распаковать эти узлы-фиксации, когда веришь в мысль и она вызывает негативную эмоцию, а эта эмоция вызывает еще какие-то мысли и опять эмоция, и там закручивается целый клубок, который и дает переживание меня реальной, которой очень плохо.
stuikoza
Идеальная картинка — это типа второй вариант, ага))
А то как есиь — первый.
И оба — в топку))
DASHKA
ага, второй вариант))
ashtavakra
у меня была мысль, что к тебе всегда относятся по остаточному принципу
и у меня тоже; так это, наверно, в основном у всех такая оценка отношений к себе «любимому», всегда недостаточно много дают и всегда кажется мало:) Недостаточность всего, а уж внимания тем более:)
DASHKA
это убеждение — а правда ли это? Я к другим отношусь по остаточному принципу, я к себе отношусь по остаточному принципу. И посмотреть какое из них более верное. И еще рассмотреть идеальную картинку как бы ты хотела чтобы было сейчас?
Причем это исследование делать предельно искренне, как бы забыв все адвайтисткие примочки про правильность. А как бы это делал маленький ребенок. Вот ХОЧУ, чтобы ТАК ко мне относились и ВСЕ!.. А то у нас уже потом сверху еще наворот, про то, как правильно. Ой, да это ведь недостаточность! А это неправильно, а недостаточности быть не должно! А у тебя внутри орет: А ЯЯЯЯ хочу, чтобы кошки не срали в подъезде, а хозяева за ними убирали, а не я с тряпкой корячилась подтирая за всеми!)))
DASHKA
кароче… побольше искренности, а не так как правильно)))
Rezo
мхо эта мысль как бы переживается телом и через то что тело моё то и мысль переживается как моя мысль, но если внимательно просто посмотреть то ни тело(особенно лицо, глаза)ни мысль это не нечто моё а просто то что есть:))
bodh45
Классное исследование! Этот голос, он же совесть, он же шаблон поведения и оценки.))
Хочется назвать его индивидуальным бессознательным.
Mint
Классно! Я замечаю сжатие и голос, а вот на чувство внимания не обращал. С чувствами какая-то путаница. То мне кажется, что я понимаю что это, потом кажется что уже нет :)) Какая-то тонкая грань между ощущением и чувством, как будто одно перетекает в другое и не понятно где говорить о чувствах, а где об ощущениях.
lamanarame
Чувство можно описать как общее настроение мыслей в данный момент.
Mint
ну да, примерно мне понятно. Я просто как бы представляю как это «радость», «грусть» итд — это ведь чувства.
stuikoza
Ощущения в теле — это обычно довольно ограниченная палитра. Палитра чувств во много-много-много раз больше, и одно и то же ощущение в теле может быть отражением разных чувств, а то и вовсе — чувство есть, а ощущения нет.
А были ли у тебя когда-нибудь чувства, которые ну никак никакими словами не описываются? Ну вот чувство есть, ты его прекрасно осознаешь и чувствуешь, а описать — невозможно. Нету таких слов.
Mint
Как-то сложно вспомнить. Мне кажется, что любое чувство при рассматривании у меня как-то сразу переезжает в ощущение — и рассматривается уже оно.
stuikoza
А что значит при рассматривании?
Mint
ну когда обращаю на него внимание, то оно обращается на ощущение.
asyoulike
У меня политра ощущений намного шире.
А по чувствам вообще кажется, что описано процентов 5 из всего спектра, причем поначалу о чувствах говорилось только в случае если их энергетика превышала достаточно высокий уровень. В то время как в каждый момент есть какое то чувство, и ощущение. Ощущение описать несложно, в любой момент, а вот с чувствами фигвам.
stuikoza
А еще по моего опыту чувства на ± не делятся. Они все… просто ТАКИЕ. А ощущения делятся на приятные и неприятные… Но наверное, у меня просто не очень развита область ощущений.:) Про ощущения Ира, думаю, может много рассказать:))
Ia-ha
Ты используешь мысли вместо чувств, это как знаешь: просто вычисляешь, какое чувство сейчас полагается испытывать и делаешь вид, что испытываешь. Посмотри, я там Димке ниже описала практику.
Ia-ha
Ты просто подставляешь ощущения вместо чувств, это как если тебе ногу подвязать, то ты начнешь рукой опираться, частично использовать руку в качестве ноги. Чувство — совсем другая энергия. Тебе будет понятно через страх. Ведь телесный страх — это если ты например с парашютом прыгаешь, но это больше ощущения в теле, сердце бьется, руки потеют. А вот в обычной жизни, когда страшно, просто посмотри «каким местом» это страшно! Вот там и живут все чувства. просто почаще спрашивай себя в самые обычные ничем не примечательные моментв: что я чувствую? И не важно какой ответ приходит, важно, что ты обращаешься к этому «месту чувств» или как мы говорили «номинальному субъекту чувств».
Mint
Я понял! Хороший пример со страхом. Спасибо, Инара!! :)
asyoulike
Привет:)/\
Жаль что не могу пока на встречах быть… не в рф нахожусь.
У меня в качестве описаний чувственного пространства больше всего подходит некое подобие гитарного грифа со струной(струнами), который относительно тела расположен как бы внутри от живота до головы. Чувства как реакции на описания прямого опыта играются как бы на нижних ладах, в районе живота, а чисто воображариумные личностные — выше, ближе к шее.
Даже если отзывы струны на описания непосредственного опыта и собственных конструкций воображариума схожи, различия все же есть но часто сложноразличимое…
Ia-ha
Привет!!! Ох, Сереж, что-то для чувств сложновато! Ты когда на чувства выходишь как бы все просто становится, ну вот есть такое чувство, просто есть, что-то радостно или грустно или вот любовь такая тли страх… Просто есть. Ну вот так! И ты даже не знаешь Где все это!
jonas
Хорошее описание, только я тоже с чувством и ощущением в теле не понял :) Ощущение в теле — это понятно, а вот чувство — что оно такое? Как его вообще заметить, и есть ли оно в каком-то другом виде кроме ощущения в теле?
Можно конечно сказать о двух полярных чувствах влечения и неприязни, которые сопровождают любые ощущения, но их тоже нельзя выделить как отдельный объект и рассмотреть отдельно. Они как бы неотделимы от ощущений в теле.
DASHKA
вот Женя хорошо расписал:
oreztempy:
Я тоже не понимал разницы. Но вот простой пример:
1. «Как она могла?...»
2. Печалька.
3. Комок в горле.
Вот печаль- и есть чувство, оно просто как бы отражается в теле в виде ощущений, или это ощущение в теле прочитывается- трактуется как некое чувство.
jonas
Спасибо, теперь немного понятнее стало. И после примера со страхом тоже. Получается, что ощущение смешивается с чувством. Но можно ли испытать чувство в чистом виде? И еще интересная штука, каждое чувство мы делим на хорошее и плохое. Например страх — это негативное чувство, а любовь — позитивное. Значит есть где-то в уме механизм, который клеит к каждому чувству ярлык — «хорошо» или «плохо». И мы бежим от одних чувств, и стремимся к другим.
DASHKA
Я так пыталась тоже чувства рассматривать, как плохие и хорошие, увидела, что при плохих все как бы сжимается, а при хороших расширяется. Как амеба натуральная:-)
jonas
Но в самих сжатии и расширении тоже нет ничего плохого или хорошего — это ведь просто наблюдается как процессы. Значит есть что-то еще что заставляет нас избегать одного, и любить другое.
DASHKA
и про это я думала, когда чувство негативное — то как мне кажется вот это чувство Себя сжимается, и тело сжимается, и ты как бы становишься меньше, как на спад, на умирание — противостояние, сопротиыление. А когда позитивные — то наоборот расширение, больше, приятие по сути, единение, слияние. Мне кажется организм телаума как бы запрограммирован на вот такое слияние, расширение, а не на сужение. И как раз эмоции- как бы подсказывают, что что-то не то, ты сжался, посмотри в чем ты так убежден, что противостоишь миру и жизни. Твое мнение- суждение важнее чем приятие, доброта, слияние и радость и счастье.
Вот мне понравилось внизу Терра дала ссылку
вы не обязаны отвергать свою эмоциональную вовлечённость; вам нужно просто распознать, что эмоции лучше рассматривать как прожекторы, освещающие важные темы, нежели как инструменты проработки этих тем.
Mint
И ещё Инара выше описала про страх, на его примере как понять.
ashtavakra
Какая-то тонкая грань между ощущением и чувством, как будто одно перетекает в другое и не понятно где говорить о чувствах, а где об ощущениях.
Границы условны:)Как определим, так и будет:)
Mint
Вопрос лишь в том, чтобы правильно услышать указатель, отсюда уточнения. Граница между стеной и дверью условна, но когда тебя в рамках исследования просят посмотреть на стену, а ты почему-то полагаешь стеной дверь, то смотреть ты будешь немного не в ту сторону :))
ashtavakra
Ну это так:) И все же чувство и ощущение — порой можно и так и так, не строго все же:))
Masha777
Прикольно, а у меня лучше видится мысль, чем ощущения-чувства. Вижу эмоцию-чувство как мысль с энергией, когда рассматриваешь её, то энергия подсдувается, заряд уходит.
stuikoza
Наверное… Фишка в том, что бы видно было весь паттерн целиком, тогда он перестает ходить по кругу))
У меня вообще засада была раньше — видно было только ощущение в теле))
И когда мне говорили например «ну чего ты злишься?», я говорю «я не злюсь! Мне просто как-то херово, непонятно почему..»)))
Masha777
нда, интересный момент — сначала нужно раскладывать прям конкретно и отделять мухи от котлет — чувства отдельно, мысли отдельно, ощущения отдельно, звуки-запахи отдельно. а с практикой приходит видение целиком, крупными блоками.
Ia-ha
Иногда полезно даже задним числом разобрать какую-то привычную эмоцию, хотя бы на уровне убеждений!!!
Biryza
А еще заметила, то, что хранится в памяти в виде неких «реальных» историй-это как раз те моменты, в которых были сильные эмоции, но часть (часто именно чувства) остались не рассмотренными, не осознанными.
Если пост фактом такое воспоминание рассмотреть:«А что ощущалось, а что за чувства были, а что я думала.И так ли это?», то история становится обычной «бесцветной» картинкой.
Masha777
Согласна )
Masha777
тут ещё такое происходит — разбираешь-разбираешь, а потом выходишь в состояние естьности, и тогда уже более естественной практикой становится пребывать в нём, чем разбирать. а когда естьность проходит, опять разбираешь )
DASHKA
Инара поэтому и дает эту практику одновременно с практикой ЯЕсть)
stuikoza
+1
Каждой практике — свое время)))
Ia-ha
Привет, спасибо!!! Здорово все описала!!! Дополню только, что «темное пятно» может быть и в области чувств и в области ощущений, у всех по разному. Конечно, можно считать корнем авторский контекст, НО он будет возникать снова и снова, если не распознано как условное хоть одно из составляющих: мысль, чувство или ощущение.
Но если в момент возникновения эмоции случается выход на осознание, то она разворачивается на раз два три: мысли (всегда с авторским контекстом), чувства, ощущения. Теряется иллюзия реальности, которая возникает благодаря 3д эффекту, благодаря особенной авторской подсветке, как на этой картинке:
Mint
Классно! Я даже как-то недоумевал, почему даже эта мысль-утверждение дурацкая-плоская видится, и сжатие видится как ощущение, а всё равно какое-то есть ощущение правдивости в этом отклике.
Ia-ha
да!!! Именно по-этому, эффект вот этого магнитофона под тряпочкой, только в случае с чувствами — этот магнитофон транслирует не убеждению, а такую атмосферу… музыку может играет, подходящую случаю, как в фильме, знаешь, ты часто не замечаешь звуки за кадром, но они создают атмосферу.
Mint
Да! Эдакая нотка трагичности и надломленного крика!
stuikoza
Хах! Я пробовала начинать скандал (ну то есть сержусь и собираюсь высказаться), включив фоном «Полет Валькирий»! Я пяти минут не продержалась — начала ржать)))
Mint
stuikoza
Дада)) Это уже доольно высокий уровень осознанности)))
Mint
Хахаха! :))) Это же ШУРИК :)))
ashtavakra
только в случае с чувствами — этот магнитофон транслирует не убеждение а такую атмосферу
атмосфера — слово подходящее для чувств:)
В отличие от ощущений чувство — это каким то образом нечто более внешнее, чем ощущения, как-то так:).
DASHKA
вот схема Лены, очень наглядно про чувства, ощущения и мысли))
advaitaworld.com/blog/free-away/32972.html
ashtavakra
Да, спасибо, перечитала еще раз:)
ashtavakra
На Лениной схеме видно, ощущения как бы ближе к телу,(условно говоря), чувства — что-то более внешнее, и слово атмосфера здесь касательно чувств отлично подходит:)
ashtavakra
Ну, вообщем, такое есть впечатление от чувств:)
Mint
Я чувствую, что есть такое чувство ;)
ashtavakra
Это сказано к тому, что близко подходит к чувствам определение, что как бы транслируется атмосфера:)
Mint
Да это я так ляпнул, пытался пошутить :)
stuikoza
Да, Инарочка, спасибо тебе большое!!!
Тут еще и не скажешь, что играет бОльшую роль — сама вера в «я» (конкретно в «я»), или вся та чувственно-личностно-ментальная махина, которая призвана эту веру обслуживать и поддерживать… Они друг друга поддерживают.
Ia-ha
Да!!! Главное отличие эмоции и чувства, их часто путают — это то, что чувство всегда условно — просто переживание на фоне номинального субъекта, а у эмоции субъект выглядит очень даже «реальным», за эмоцией всегда стоит ПРАВДА в том или ином виде!
Bambuka
А можно уточнить? В чем прикол? Я не особо понимаю разницу между чуствами и эмоциями. Но вот слышу что чувство всегда условно и вот это странно звучит. Вроде бы и чувсвтво и эмоция и ощущение часто создаюь впечатление что субъект реален, не? Похоже что чувство, эмоция, ощущение это отдельная тема для изучения?
Ia-ha
Просто чтобы не путаться, мы эмоцией называем такой псих-физический штамп реагирования, который включает в себя и чувство, и ментальную схему и ощущение в теле. Например эмоцией является обида, ненависть, переживание вины и пр, а чувство это печаль, радость, гнев, волнение. Видишь в чем различие?
Bambuka
Эмоция короткое и простое ощущение, а чувство сложное комплексное и длительное, мне кажется.
Ia-ha
Наоборот! Чувство просто есть! А эмоция с подгрузом: тварь ли я дрожащая или право имею
Bambuka
Хм. Значит я путаю чувства с эмоциями. Эмоция для меня всегда была спонтанной, реакция на стимул, а чувство — результат размышлений, определений.
oreztempy
Я тоже не понимал разницы. Но вот простой пример:
1. «Как она могла?...»
2. Печалька.
3. Комок в горле.
Bambuka
Ну это по-моему — чувство. А эиоция — это испуг, смех, восторг… в общем я не в теме рассуждения. И что-то мне подсказывает, что разбираться придется долго. Вопрос — кто или что переживает, вполне достаточен, мне кажется.
Ia-ha
Но это чисто наша внутренняя терминология! Мы так на встречах договорились, чтобы было удобнее!
Bambuka
А! :) Ладно. Я просто не в теме.
stuikoza
Я там в начале уточнила — «При этом имеется ввиду, как я понимаю, скорее устойчивая личностная фиксация, нежели кратковременный выброс гормонов».
То есть эмоция в рамках этого поста — это = «устойчивый паттерн реагирования». Тогда все непонятки уходят.
Bambuka
Я поняла, что термины не совпадают. Ладно, это по ходу не имеет значения. :)
oreztempy
Кажется понял, о чем вы тут, девочки) Если Дракон на сатсангах говорил о просто о «бубнелке», то Инара говорит о продвинутой «бубнелке»? Она не только бубнит, но еще играет реквием и обдувает ледяным ветром с поливает солеными брызгами. И все это в одном пакете. Самый показательный пример, который вспомнился, это «измена» от «сами знаете чего») Вот там очень ярко все видно — и мысли, и страх, и ощущения в теле.
stuikoza
Ааа! Классно сказал!!! )))
Biryza
Инара! Большое спасибо тебе за ясную схему. Я ведь проделывала в исследовании эту работу по раскладыванию на составляющии переживаний. Но это происходило стихийно.
А когда был осознан механизм на твоей встрече, стало очень понятно как двигаться дальше, потому что эмоциональных «узелков» понавязано было достаточно!
Ia-ha
Хорошо, я рада!!! Действительно за счет эмоций авторский контекст может восстанавливаться снова и снова!
ashtavakra
Первое впечатление от картинки — пронеслось в мыслях — «Куча хлама!» как название недавнего Катиного топика
о наших накопленных воспоминаниях:))
asyoulike
stuikoza
Дадада)) все так и есть:)
Gulnara
спасибо за отрывок! Так внутренний голос, выходи, авторская программа? конгломерат такой прошлого опыта и установок говорит?
asyoulike
Голос это авторегистратор. А вот содержание того что вещает это радио, исходит из зараженного контента интерпретационного механизма.
oreztempy
(лично у меня мысли обычно озвучиваются в голове разными знакомыми голосами:)))
интересно) я как-то пытался идентифицировать «свой голос» и обнаружил, что ни пола, ни тембра у него нет. Демон, блин)
stuikoza
Да, есть такое. Свой голос — он почти прозрачный.
Но вот установки, которые случились от разных неприятных разговоров с другими людьми озвучиваются голосами этих людей. Я даже с некоторыми людьми общаться из-за этого не могла — противно))) так истеричски слежалось, что их голос стал у меня «внутренним палачом». Надеюсь, теперь с этим будет полегче))
oreztempy
А я часто в мыслях выговариваю «им», что накопилось или воображаю как выскажу. И так, что залюбуешься) Прямо как фюрер за трибуной. Жесть) Вот интересно, что там за «яшка» — абстрактный, либо чувственно-образный? Кто-то же помещается в коробку для пламенных речей? И что за гад «любуется» этими речами?
ashtavakra
А я часто в мыслях выговариваю «им», что накопилось или воображаю как выскажу. И так, что залюбуешься)
Да, так у меня это основное занятие:)
ashtavakra
как фюрер за трибуной
вот, точняк:))))!
ashtavakra
Точно так же в мыслях выдаю им по полной:)))
oreztempy
Пускаю на самотек. Есть и есть.)
ashtavakra
Ну все так, само собой, что еще остается:)
Amitola
Да точно, свой голос неведимка. Чужие голоса персонажей ярко всплывают.))
Biryza
Про эмоции понравилось из книги Пег Титтл «Критическое мышление: воззвание к разуму»:

В некоторых вопросах наши эмоции встают у нас на пути и не позволяют нам мыслить рационально о сути дела.… Мы можем найти затруднительным справедливо взвесить все свидетельства или же принять, что некий вывод с необходимостью следует из этих свидетельств. Но… вы не обязаны отвергать свою эмоциональную вовлечённость; вам нужно просто распознать, что эмоции лучше рассматривать как прожекторы, освещающие важные темы, нежели как инструменты проработки этих тем.
DASHKA
прожекторы, освещающие важные темы, нежели как инструменты проработки этих тем.
класс)))