12 января 2015, 01:30

Иллюзорность сущего

Каждый раз когда я натыкаюсь на мессаджи типа «всё сущее — есть иллюзия», у меня сходу возникает закономерный вопрос:

— Коли ВСЁ есть иллюзия, тогда что есть НЕ иллюзия?

То есть суть в том, что само понятие иллюзорности подразумевает под собой существование его противоположности — НЕ иллюзорности, иначе говоря: реальности, действительности, настоящести, как угодно назовите.

То есть, ВСЁ сущее логически ДЕЛИТСЯ на настоящее и иллюзорное.

Но если утверждается, что ВСЁ иллюзорно, значит нет ничего, что НЕ иллюзия.

Значит деление отсутствует, и значит утверждение «всё сущее — есть иллюзия» попросту не имеет смысла, поскольку теряет смысл само понятие иллюзорности.

Такая вот неиллюзорная адвайта получается :)

115 комментариев

xdim
а наличие смысла — это иллюзия?
romandukhanin
думаю, общего ответа на этот вопрос нет.
смотря в каком контексте брать. смотря для кого.
xdim
в контексте вышеизложенного в посте, для вас.
romandukhanin
как-то ниасиливается ваш вопрос, я не понимаю о чем он
Orionus
Это та же тема, что про феномен и ноумен, просто слова используются другие, более красивые. Так часто происходит, люди с творческим подходом любят использовать красивые слова или просто повторять как попугаи, не понимая смысла сказанного.
Orionus
Туда же тема про поиск абсолюта в относительном. Постоянное стремление найти, что то абсолютное в относительном, как тему для опоры.
romandukhanin
я, говоря честно, не знаю что такое «ноумен»:) может потом погуглю)
Anton_0
наверное НЕ мужчина :)))
romandukhanin
бгык)
НЕ человек )
Anton_0
может и так))))
salik2
всё сущее — есть иллюзия
Сама по себе фраза не имеет смысла. Когда говорится что мир — иллюзия у тех кто понимает имеется ввиду что все проявления пустотны, т.е. не самосущны и не вечны, т.е. совершенно конкретная и практичная мысль. Поскольку люди понимают, то они и способны объяснить что конкретно они имеют ввиду когда говорят общие фразы.
Но бездари полюбили парадоксальную мысль «мир есть иллюзия» саму по себе, ведь она так хорошо развлекает, можно пофилософствовать )
TVN
Одними из таких бездарей были Шанкарачарья и Шри Махарши.
Ну куда этим бездарям до гиганта мысли © из Н. Зелландии
salik2
Нет, они как раз не были бездарями )
TVN
Эта фраза «хоронит» философию и собственно мышление. В ней диалектически забито двойное отрицание или второй закон диалектики.
salik2
Я просто имел ввиду что они смогли пояснить конкретно и практически что они имели ввиду. А ты о чем? :)
TVN
Они включали мысль в категорию «явленного мира», а стало быть в категорию иллюзии иллюзии — я об этом
salik2
Включали, и чего?
TVN
Для сильно непонятливых: это как все цифры, знаки и нтегралы, написанные на доске мелом, заключают в скобки и умножают на ноль… А потом стирают с доски влажной губкой
romandukhanin
>> т.е. совершенно конкретная и практичная мысль

я практичности здесь не вижу, как это применить-то?
TVN
Хотите логики? Ну что ж:
Всё явленное — иллюзия.
Включая вас.
Иллюзия может признать себя иллюзией?
salik2
Это логика, но это софистика ) В тихую сделано предположение что он — явленный. А дальше применена логика и вроде как все логично :)
TVN
Сущий – имя Божье явленное Моисею (Исх. 3:14)
Даже Библия не сомневается в идентичности иермина сущее (у автортопика) и я«вленное» у меня.
Так что оставь неизвестный тебе (и от того очень «страшный») термин «софизм» в покое.
salik2
Ну так если не вдаваться в философствование, то нет никакого доказательство того, что я — явлен. Более того, даже одного взгляда достаточно чтобы заметить, что я не явлен. И тут (и поэтому) адвайтическое самоисследование и начинается.
Если все явленное и иллюзия (т.е. не обладает постоянством), а я не явлен, то что вообще за фигня тут происходит? Какое отношение я имею ко всему этому, что я вижу, кто я итд.
TVN
А если «вдаться» в философию, то вообще ничего доказать нельзя так как аргументы будут всего лишь концепцией — явленной мыслеформой.
Ты чего к слову прицепился? Тебя "феномен" устраивает?
salik2
А чего тут доказывать, речь идет об опыте настоящего момента. Есть ты в этом опыте в виде явления или отдельного феномена?
TVN
У тебя абсолютно ненадёжный инструментарий — органы чувств, которые получают трактовку результатов через понятийный аппарат -хошь мозг, хошь = ум, и никогда «прямого» опыта не будет.
Короче, читай Канта. Пока его условие ни один философ а тем более выпускник технического ВУЗА г. Москвы не смог опровергнуть
salik2
Какие органы чувств, органы чувств это тоже иллюзорные феномены в опыте. Я про опыт сам говорю, а не про инструментарий, явлен ты там как феномен? Чтобы точно сказать — да, вот эта штуковина — это я. Причем тут Кант какой то… и опровержение.
TVN
Он тоже был о тебе не высокого мнения…
Но мне, как писал А.С. Пушкин — А.С. Дельвигу пора:
«В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться».
asyoulike
Можно в опыте ясно увидеть ее возникновение.
При пробуждении из глубокого сна, после потери сознания, или при выходе из глубокого медитативного опыта. Это «точка сборки» или «точка зрения», про которую Настя писала в последнем посте, эффект «условного деления» осознания.
На эту точку потом навешивается функции осознавать то что на «другом конце» этого деления, потом быть «я есть», ну и вся остальная лабуда «я есть такой» которая устойчиво присутствует в опыте чувств или ментальном.
salik2
Это возникающее феноменальное явление, а значит это не ты. Ты — это то что на это сейчас смотрит.
xdim
идея не умеет смотреть.
salik2
Неужели?? :) Вот открытие! Так ты это не идея, а то что на нее смотрит )
xdim
Так ты это не идея, а то что на нее смотрит
это идея.
salik2
И чего? Нет никого кто ее видит?
Заканчивай слабоумие уже )
xdim
Нет никого кто ее видит
это тоже идея.
koshka
Умишко-генератор он такой )))))
salik2
Это идея глупых людей :) Типа что, если все есть идеи, в том числе о себе, то нет никого кто ее думает? :) Ну и тупизм, чего. Выдаваемый иногда даже за какое то учение там )
xdim
ну если всё есть идеи, то почему же тогда идея о существовании «того кто думает» не является идеей?
salik2
Так я не о идее, а о том, кто ее думает! Любую идею, эту в том числе.
xdim
«кто-то думает идею», «никто не думает идею» — тоже идеи.
ты знаешь что такое рекурсия? так вот это она.
наблюдатель, потом наблюдатель за наблюдателем, и т.д.
как видеокамера, которая направлена на телевизор, который показвает изображение с нее.
salik2
Ну идеи и чего? Причем тут рекурсия? Речь идет о том кто смотрит на идеи, а идеи хоть они в тройной рекурсии — никакой в этом смысле разницы.
Ты же сам сказал что не идеи видят, а видятся. Так что пример с видеокамерой некорректен. Я рассматриваю идеи, ничего не меняется, если они — рекурсивные. Буду рассматривать рекурсивные, ну и что это меняет.
xdim
Речь идет о том кто смотрит на идеи
а кто тогда видит смотрящего на идеи?
salik2
Он не может быть увиден, поскольку он же и смотрит. Так вот тут самоисследование и начинается, что это такое, что видит. По опыту видения что мы можем сказать о том кто видит.
xdim
Он не может быть увиден, поскольку он же и смотрит.
откуда взялась эта идея?
salik2
Невозможно отрицать собственное существование, поскольку для этого как минимум должен быть тот, кто отрицает. Тe кто отрицают свое существование идут от ложной предпосылки и это классический, классический случай нигилизма, а по сути просто тупизма.
xdim
отрицает или утверждает, все-равно есть «тот кто».
и если есть вера в эту идею (должен же быть кто-то), то Ээтот тот кто" всегда оказывается «сверху» — даже сверху «своего» отсутствия или присутствия.

самоисследование, это проверка постулатов, из которых ты исходишь как из факта, а если ты продолжаешь исходить из убеждения «должен же быть кто-то», то и результат этих «исследований» один и тот же, ты исследуешь уже последствия этой веры, а они всегда одинаковы.
salik2
Само-исследование — это проверка постулатов только у тех кто выдают свой мозгодроч за учение. В адавайте-веданте такой мозгодрочь это даже не начало само-исследования, это пока еще беспросветнаое невежество если этим копанием в мыслях человек всерьез занимается, а еще и не дай бог учит этому других.
xdim
так это тогда не само-, если проверка у других.
koshka
Вот бы ваши слова да Богу в уши, что бы случилось это слабо-умие наконец-то )
salik2
Ну да, «освобождение» через деградацию и отупение нынче модно! Невежество — это тоже блаженство.
koshka
А какую стратегию вы выбрали?
salik2
Работать и развивать данные инструменты.
koshka
Ты — это то что на это сейчас смотрит.
Что это? НЕКТО смотрящий? А кто это знает и утверждает?
salik2
Вот это и есть вопрос само-исследования. Кто я?
koshka
Вы уже нашли ил в поиске?
koshka
Я интересовалась занимаетесь ли вы само-исследованием?
salik2
Конечно, постоянно )
koshka
Он не может быть увиден, поскольку он же и смотрит. Так вот тут самоисследование и начинается, что это такое, что видит.
Ну да тут само-исследование начинается и никогда не может быть законченным, ум входит в рекурсию. Если процесс постоянного самоисследования приносит кайф, то тогда это освобождение…
salik2
Что значит закончено? Это возвращаясь к тому — что нужно найти?
koshka
А я не знаю как там у вас…
milakrimik
Привет)
Вот совсем недавно общалась и что то подобное...
Мне девушка говорит: «Ну Мил, вот ты говоришь, но у меня то не получается видеть, я то не вижу», а до этого она мне минут 15 что то в уши «дула»)) типа «Я не могу расслабиться, я все время нервничаю, я напряжена, я вот хотела, а он никак и т.д.»)))
А я ей и говорю: «Мол, а что это было здесь эти 15 минут то?»)))
Разве ты мне не свое излагала?

То есть есть такая Идея, что нужно найти Видящего ВСЕ ЭТО))))
Но а разве это не происходит?)
Или вот про «присутствие», мол хотелось бы проживать Присутствие))
А разве его нет? А кто тогда констатирует и все это излагает?
Если ты вышел в другую комнату, кто же тогда рассказывает что происходит в этой?))
Просто есть Идея, что это нечто Особенное, типа позитивное))).
Не знаю по теме ли, но вот написалось)))
asyoulike
а чем является рассказ о том что происходит в этой комнате, когда рассказывающий вышел из нее?
тем что происходит в ней или тем что происходит в его воображении?
milakrimik
«а чем является рассказ о том что происходит в этой комнате, когда рассказывающий вышел из нее?
тем что происходит в ней или тем что происходит в его воображении?»- я имела ввиду то, что девушка говорит, что она не присутствует, не видит. В то же время она излагает виденное(так сказать).
Ей кажется, что она в комнате не присутствует, типа вышла в другую.))
Anna2013
(Мила, при ответе 5 значок слева, это цитата)
Anna2013
всё пучком, просто хотела помочь )
Anna2013
ура! ура! ура! :)

(*подпрыгивает и хлопает в ладоши, поправляет бантик)
milakrimik
(Мила, при ответе 5 значок слева, это цитата)
asyoulike
это описание возникновения того, что сейчас типа смотрит, это в бодрствовании с включенным воображариумом на эту точку навешивается такое определение. Осознающий это первое расстояние «между» опытом и тем кто его типа смотрит. в глубоком сне этого расщепления нет.
salik2
Ну так мы не о том говорим кто «типа смотрит», а о том кто смотрит. В том числе можно исследовать возникает ли это или нет.
asyoulike
такие опыты показывают что то что выглядит как субъект в бодрствовании и есть это расщепление, возникающее вместе с миром феноменов.
salik2
То что видит не субъект, оно не может видеть как оно выглядит. То что как то выглядит — это по определению объект. В данном случае — объект по ошибке принимаемый за субъект, но речь то идет не о ошибочном представлении о себе, а о том, что действительно все видит.
asyoulike
ну если ты его описываешь как «того кто действительно видит», то ты уже описываешь нечто, что тут непонятного? Как бы ты узнал о том кто видит и описал его так, если бы это не было феноменом?
Это феномен он осознается, как и любой другой. Говорят природа ума самоосознающая, самопроявляющая, самосуществующая. И все феномены имеют эту природу, можно сказать самоосознаются, самосуществуют, самопроявляются, взаимозависимы и взаимоопределяемы, т.к. являются мимолетными выделениями из воспринимаемого опыта
salik2
Да, нечто, и мы не знаем о этом, поэтому и само-исследуем, смотря на опыт самого восприятия. поскольку как иначе мы можем узнать, мы же не видим этого.
И это не феномен, повторяю, любой феномен на этом месте будет ошибочным представлением о себе — объектом принятым за субъект. Но это не дает возможности отрицать существование себя.
А ты все о ошибочных объектах, принятым за себя, да, ни один не есть ты. Тогда что тесть ты, вот тут само-исследование только начинается, до этого брожение в базовых заблуждениях! ) Чего ты о феноменах то, с ними все ясно, к я о том кто их воспринимает! )
asyoulike
да… мы уже пробовали договориться, несколько раз. не выходит.
у тебя есть непробиваемая догма «Абсолют осознает относительность».
И ты никак не слышишь что это уже двое — Абсолют и относительность в соотношениях. но соотноситься могут только две относительности.
Это показали еще Гаудапада и Шанкара, которых ты типа уважаешь но веришь в какую-то прочитанную идею, являющуюся некорректным описанием субъект объектного разделения
salik2
Нет у меня такой догмы. Я говорю лишь о том месте, где самоисследование начинается. А если не начинать, то получатся само-сознающие столы и стулья :)
В результате самоисследования можно узнать, что относительность и есть абсолютность. Вот главная идея недвойственности — самсара есть нирвана. И потом — как это- нирвана есть самсара.
Я не говорю, что то что видит — это абсолют. Я говорю лишь что нужно исследовать что это, то что видит, и что исследовать этом можно только исследуя опыт. А какой у нас есть опыт? Только опыт восприятия феноменов.
asyoulike
Чем плохи самоосознающие столы и стулья? Сейчас ты что уверенно можешь сказать самоосознает ли стул себя?:)
Самоисследование может показать что неотносительности нет. Что каждое исследование «что есть это я?» дает результатом некие феномены, объекты как бы с функциями, описаниями процессов трансформации.
salik2
Это не самоисследование, а двигание мыслями, игра мыслями в наперстки. В самоисследовнаии ключевое слово — само. Если неясно что это, то будет не самоисследование, а что угодно.
asyoulike
да, вопрос об этом конкретном само. типа «Кто этот самоисследователь?»
salik2
Об этом задают вопросы наперсточники от адвайты, а искренние люди самосследуют.
milakrimik
" В данном случае — объект по ошибке принимаемый за субъект, но речь то идет не о ошибочном представлении о себе, а о том, что действительно все видит."- реально смешно)))
Я об этом и написала.)
Разве бывает «ошибочное представление себя»? Есть не ошибочное представление себя?))))весело)
Вы хоть в слово то всмотритесь)))
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ себя)))

Кого себя то?)
Хватай его)))
salik2
Разве бывает «ошибочное представление себя»?
Имел ввиду представления о себе. Да есть. Самый распространенный — я есть тело, в то время когда тело тоже возникающий/исчезающий феномен. ошибочное преставление о себе как о отдельном теле.
milakrimik
Ясно))
А какое тогда «не ошибочное представление о себе»?))))
salik2
Это представления, которые выходят из знания, которое получено через само-исследование.
DASHKA
когда есть какое-то представление о себе, то это Себе уже описанно в виде предствлений, и значит уже опять объект.
DASHKA
И получается, что одно описание как бы не верное меняем на другое — верное. Шило на мыло)))
salik2
Описания, представления не имеют значения, имеет значение только их точность. Описания выходят из знания.
Если же человек боится описаний, травит их и считает что избавившись от описаний от как то освободиться, то это говорит что человек не знает.
romandukhanin
>> Включая вас.

это неправда

*ощупывает себя руками*

я вполне реален
TVN
Это не логика, а тактильные ощущения ))
Так и пишите:без логики на ощупь чувствую себя реальным
romandukhanin
ну а как еще-то?)

вся жизнь дана в ощущениях.
TVN
Я ж не пртив. Я просто намекаю, что логика не есть ощущения ))
romandukhanin
может и так, но я не вижу как можно отделить меня от ощущения меня, это же нонсенс
asyoulike
может и так, но я не вижу как можно отделить меня от ощущения меня, это же нонсенс
но если ты говоришь о «меня» и «ощущения меня», это же уже две разных фигулины.
Lucifer
:))) мистер Разделяющий ум, да именно так всё видится через авторскую программу
Dara
Не иллюзия это утверждающий что иллюзия, а что нет.
А вообще эти слова, я думаю хороший указатель, но приминяем его строго к себе.
Я тоже как- то парилась таким вопросом, и ответ про таламус/ древний мозг/ не2, меня не убеждали. Главное себя пропихнуть: А как же мне жить тогда в иллюзии; как же все иллюзия, а я не вкуриваю. То, что все проявления пустотны меня до сих пор коробит…
romandukhanin
Дара, как на духу: ниасилил цепь событий)) Не понимаю )
Dara
А вообще смешно получается если поставить точки/запятые в разные места между этими словами, и поковеркать их немного)
" все сущее есть иллюзия".
Xaoc
Великая сила заключена в этой идее и здесь же великая слабость. Если все иллюзорно тогда нет смысла придавать этому значение. А значит что и делать тут нечего.
romandukhanin
Да я не о том

ну да ладно))
asyoulike
Такая вот неиллюзорная адвайта получается :)
Так все таки что такое адвайта?
а потом уже попробуем разобраться иллюзорна ли она. Иначе вывод из этих логических рассуждений какой то не очень логический, если адвайта присутсвует только в итоговом выводе
romandukhanin
это была шутка
asyoulike
ладно, шутка так шутка

А без шуток, что такое адвайта?:)
Diana
Недвойственность = не два :)
Arthurio
относительно, Да
Diana
Arthurio, абсолютно не верно !:)
asyoulike
не два это сколько? три или один? :)
romandukhanin
можем вместе заглянуть в Википедию :)

это слово не я придумал, не мне его и растолковывать
asyoulike
все сущее — есть иллюзия.
Высказывание не имеет смысла, в принципе нормально показано.

Имеет ли смысл высказывание «все сущее делится на реальное и иллюзию», и где проходит эта граница
romandukhanin
Это слишком сложно для моего разумения :)
asyoulike
да ладно.
высказывание почти такое же как ты разбирал:)
ты же понимаешь как то понятия «реально» и «иллюзорно», так ведь?
Lucifer
ты же понимаешь как то понятия «реально» и «иллюзорно», так ведь?
ну как давай начнём с понятия реально, что оно значит, если не подгружать к нему иллюзорность?
asyoulike
Роман пост написал используя эти понятия. Я его и спрашиваю что он имеет в виду