29 мая 2015, 00:52

Практика осознанности

Есть только осознанность, это надо понимать буквально. Практика осознанности это когда осознанность осознает саму себя. Постепенно ум все больше и больше убеждается в первичности осознанности, а не явлений, которые он создает. Абсолют, который предлагает ум, каждый раз растворяется в осознанности, осознанность это универсальный растворитель, антифеномен. Абсолют это тело? — Оно осознается! Пустота, наполненность, любая другая абстракция — осознается. Осознается, следовательно осознанность до этого явления. Это приводит к тому, что ум упрощается. Одна за одной концепции и обусловленности, на которые опирается наше мышление в описании реальности, отбрасываются как нелепые и абсурдные в свете факта первичности осознанности.

Можно было бы сказать, что осознанность растет, но это не совсем так — осознанность величина абсолютная. Растет видение осознанности умом. Метафора про гладь озера, рябь и луну как раз про это. Ум это гладь озера, природа ума изначально чиста, как природа глади изначально чиста от ряби. Рябь это концепции и обусловленности, которые заставляют ум волноваться. Луна это осознанность. Луна может увидеть себя в отражении озера, тем четче, чем спокойнее будет озеро.

Кроме как в зеркале, осознанность не сможет себя увидеть и это зеркало ум. Практикуя осознанность, осознание осознания, пребывание в «Я Есть» и другие схожие практики мы очищаем зеркало. И так как осознанность это не феномен, постепенно в уме не остается ничего, ни практики, ни практикующего, остается только сама осознанность, которая всегда и была.

Дракон: Что ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?
Что ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?
И как его не спутать со знанием об ОСОЗНАНИИ?!

Свяжи блуждающий ум — знанием об «осознании»…
Затем разверни внимание к ОСОЗНАНИЮ…
Которое без всяких усилий ОСОЗНАЕТ все это!..
Теперь сравни их, видишь великую разницу?!
Между Всевидящим Оком и нарисованным глазом?!

Вопрос: Нужна ли благодать для устранения неведения и постижения общей основы вселенского многообразия?
Рамана Махарши: Определенно. Однако благодать есть всегда, она исходит от истинного Я постоянно. Благодать не представляет собой ничего такого, что следовало бы приобрести или заслужить. Так, ты живешь под солнцем, не знающим тьмы; и все же, чтобы увидать солнце, ты должен обратить к нему лицо. Подобным же образом и благодать обретается только практикой, хотя и присутствует здесь постоянно.
Единственное, что необходимо, — это знать, что она есть, а затем безоговорочно вверить себя ей, признав недостаточность своего личного усилия. Она никогда не покидает того, кто отрекся от себя и вверился ей.

Осознанность – не что-то, что должно быть привито; она уже есть, её нужно только разбудить.
Ошо

Осознание первично, это изначальное состояние — без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что-то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.
Н.Махарадж

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?
Н.Махарадж: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, — это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

Совершенство — это состояние ума, когда он чист. Я за пределами ума, в каком бы состоянии он ни находился, чистом или не чистом. Моя природа — осознание, я всецело за гранью бытия и небытия.
Н.Махарадж

В: Но каков фактор созревания?
Н.Махарадж: Память о себе, осознание «я есть» усиливает и ускоряет созревание. Отбросьте все представления о себе и просто будьте.

34 комментария

Mint
Класс, очень понравилось!
asyoulike
Можно было бы сказать, что осознанность растет, но это не совсем так — осознанность величина абсолютная. Растет видение осознанности умом.
что ты понимаешь под умом? мышление всех видов?
в мышлении доступно только описание осознания, самые корректные указатели останутся лишь описаниями, другими словами уму осознанность не увидеть. Поэтому и практиковать осознанность по сути невозможно, например освобождающий принцип сложновато назвать практикой.
Но вообще я ни разу не против освобождающих практик.

spart
Конечно, осознанность существует лишь как концепция в уме. Я бы вообще сказал, что есть только ум и тело.
asyoulike
Я бы вообще сказал, что есть только ум и тело.
то есть это не концепции...?
spart
Концепции, в действительности они одно — сознание (это то же концепция :)
asyoulike
ну а почему ты тогда их выделяешь, говоря что есть только они ?
ок. а что такое концепция? и что не является концепцией?
spart
Концепция это концепция, условное обозначение подходящее для всех явлений.
asyoulike
это что синоним слова явление? нафик оно тогда?
а явление что такое?
spart
Я не знаю :)
asyoulike
ну привет :)
так не бывает, ты ж употребляешь эти слова постоянно. если бы не было их значения они бы не встраивались в предложения.
spart
Я знаю, что это ум и он есть такой сейчас
asyoulike
а ум что такое?
asyoulike
«Мысли» это мысль о «мыслях»? если да, то вопрос не о мысли о мыслях, а про то что «ум» значило вот тут
так не бывает, ты ж употребляешь эти слова постоянно. если бы не было их значения они бы не встраивались в предложения.

Я знаю, что это ум и он есть такой сейчас
spart
Нет, это не мысли о мыслях, я не знаю что такое мысли, серьезно, не знаю как это еще описать. Это то что есть, вот, прямо тут, вокруг и внутри тела, в материальном и ментальном пространстве, все что есть, больше ничего и нет, жизнь. Я не уложу это в концепцию, не влезет ни в одну :)
asyoulike
ну как не уложишь если уже назвал жизнью? :)
ты же говорил что тело это тоже концепция..
мне кажется ты пытаешься указать на совокупный опыт, картину восприятия.
а ум то тут где?
spart
Ум часть этой картины. А тело вторая часть. Ум это мысли, тело это чувства, вместе они эта картина восприятия.
DASHKA
А про чувство ты как знаешь?
spart
В большей степени, посредством тела, в меньшей умом. Я же говорю, ум и тело — одно, кроме них нет ничего, поэтому и восприятие едино, но условно разделено между умом и телом. Тело ощущает, ум описывает. То что ощущает тело, а ум описывает и есть это восприятие.
DASHKA
А ум описывает в виде чего? КАк бы ты узнал про любое ощущение?
spart
есть ощущение про него не надо дополнительно что-то узнавать, оно уже результат восприятия, еще раз воспринимать его не надо, если оно не воспринять, то и темы нет. это ощущение, само слово, это концепция, то, на что оно указывает нельзя уместить в слово «ощущение», это может являться одновременно как чувство и мысль
asyoulike
опыт происходит в тело-уме или тело-ум в опыте?
spart
опыт и тело-ум одно
asyoulike
вообще это разные понятия..
ну ладно. а что это за «одно»…? совокупность?
DASHKA
явление, феномен, знание, мысль.
spart
С точки зрения тела это явление, с точки зрения ума феномен.
DASHKA
да? А по мне так это все синонимы)
У тебя есть разделение на явления и феномены?
spart
Синонимы, я согласен, это я просто предположил. Может и есть какое-то отличие в них, но это скорее уже искушенная публика их понимает :) отличия есть, разницы нет :)
asyoulike
Об очищении зеркала:

§ 4. Однажды Пятый патриарх Хунжэнь неожиданно созвал всех членов общины. Когда ученики собрались, он сказал: «Внимайте мою проповедь! Для мирских людей жизнь и смерть — очень важное дело. Вы, последователи моей школы, члены нашей общины, целыми днями совершаете подношения, стремясь лишь к тому, чтобы заслужить хорошее перерождение, но не стараетесь полностью освободиться от круговорота смертей-и-рождений и насовсем покинуть море страданий. Однако, если ваша собственная природа пребывает во мраке невежества, разве вы можете обрести спасение во вратах счастья? Возвращайтесь все в свои комнаты и всмотритесь в себя. Тот, кто наделен интуитивной мудростью,16 обретет в себе свою изначальную природу17 и интуицию-праджню. После этого пусть каждый из вас создаст одно стихотворение-гатху и преподнесет мне. Я посмотрю ваши стихи, и если кто-то из вас прозрел великий смысл Учения, я передам ему свою патриаршью рясу и Дхарму, которые удостоверят, что он стал Шестым патриархом. Спешите! Спешите!»

§ 5. Получив указания, ученики разошлись по своим жилищам, говоря друг другу: «Нам незачем очищать сознание и пытаться сочинить стихотворение, чтобы преподнести его патриарху. Старший монах Шэньсю — наш учитель и наставник. После того, как старший монах Шэньсю унаследует Дхарму, он может стать нашей опорой, поэтому давайте не будем сочинять стихотворение». Все согласились, и поэтому никто не осмелился преподнести патриарху гатху.

В то время перед патриаршим залом имелся павильон с тремя отделениями. На стенах того павильона художник Лу Чжэнь захотел в качестве подношения изобразить картины, посвященные различным эпизодам из «Ланкаватара-сутры», а также изобразить передачу Пятым патриархом своей рясы и Дхармы, чтобы запечатлеть это событие в памяти адептов будущих поколений. Художник осмотрел стены и собрался приступить к работе на следующий день.

§ 6. Старший монах Шэньсю подумал про себя: «Никто не преподнесет патриарху гатху о сознании, так как все считают меня своим учителем и наставником. Если я не преподнесу гатху о сознании, то как Пятый патриарх сможет увидеть глубину прозрения в моем сознании? Если я преподнесу гатху о сознании, стремясь получить Дхарму, то в этом нет ничего предосудительного. Если я сделаю это, домогаясь патриаршества, то это нехорошо, так как походит на узурпацию этого священного звания профаном. Но если я не преподнесу гатху, то так и не получу Дхарму».

Он долго размышлял об этом и был в большом затруднении. В полночь, стараясь никому не показываться, он прокрался в южное отделение павильона, чтобы написать на стене свою гатху о сознании и получить Дхарму. «Если Пятый патриарх завтра увидит это стихотворение и оно понравится ему, то я выйду и скажу, что я написал его, — думал он, — если же оно не понравится ему, то я узнаю, что из-за дурной кармы, накопленной мной в прошлых перерождениях, имеется препятствие, которое не позволяет мне получить Дхарму. И тогда, раз уж так трудно постичь глубокий смысл благородного Учения, я успокоюсь и перестану хлопотать».

Итак, старший монах Шэньсю в полночь со свечой в руках пробрался в южное отделение павильона и написал на стене стихотворение, но никто не знал об этом.

Стихотворение гласит:
Тело есть древо просветления-бодхи,
А сознание подобно светлому зерцалу на подставке.
Мы должны прилежно трудиться, непрестанно вытирая его,
Чтобы на нем не было пыли и грязи!
§ 7. Написав это стихотворение, старший монах Шэньсю вернулся в свою келью и лег спать. И никто не видел его.

Спозаранку Пятый патриарх пригласил художника Лу Чжэня расписать стенку южной секции павильона картинами эпизодов «Ланкаватара-сутры».

Хунжэнь внезапно увидел стихотворение и, прочитав его, сказал художнику: «Я даю тебе 30 тысяч монет за то, что ты взял на себя тяжкий труд, проделав столь дальний путь, чтобы прийти сюда, но ты не рисуй картины эпизодов из сутры. В „Алмазной сутре“ сказано: „Все, что имеет форму (признаки), не реально и ложно (обманчиво).“18 Не лучше ли оставить это стихотворение, чтобы люди, омраченные неведением, декламировали его и в соответствии с ним трудились над своим морально-психическим усовершенствованием, что позволит им избежать трех мучительных перерождении?!19 Если эти люди будут заниматься морально-психическим самоусовершенствованием в соответствии с Дхармой, то им от этого будет огромная польза».
asyoulike

Затем великий наставник позвал всех членов общины и возжег благовония перед этой гатхой. Все члены, общины прочитали стихотворение, и их сердца наполнились благоговением.

Пятый патриарх сказал: «Вы все должны декламировать эту гатху, и тогда вы сможете прозреть свою природу. Если вы будете заниматься духовной практикой в соответствии с этой гатхой, то избежите [трех перерождении]».

Все члены общины декламировали ее и, преисполнившись благоговения, восклицали: «Как прекрасно!»

Затем Пятый патриарх позвал в зал старшего монаха Шэньсю и спросил: «Ты написал это стихотворение или нет? Если ты сочинил его, то должен получить мою Дхарму».

Старший монах Шэньсю ответил: «Каюсь и признаю свою вину — действительно, это я написал его, но я не смею домогаться патриаршества и лишь прошу отца-настоятеля из сострадания ко мне сказать, есть ли у меня хоть немного интуиции-праджни познать великий смысл [Учения]?»

Пятый патриарх сказал: «Стихотворение, которое ты написал, показывает, что ты еще не достиг полного [озарения]. Ты лишь подошел к вратам [Учения], но не вошел в них. Если профан будет самоусовершенствоваться в соответствии с твоей гатхой, то это избавит его от трех мучительных перерождений. Но такое постижение не позволяет обрести конечное просветление-бодхи. Нужно войти во врата и прозреть свою первородную природу. Ступай-ка и подумай день-два, а когда сочинишь еще одно стихотворение, приди ко мне и преподнеси его. Если ты войдешь во врата и узришь свою первородную природу, я вручу тебе рясу и Дхарму».

Старший монах Шэньсю ушел и несколько дней пытался сочинить другое стихотворение, но у него ничего не получалось.

§ 8. Как-то раз один юный прислужник проходил мимо помещения, где мелют зерно, распевая это стихотворение. Услышав его, я сразу понял, что сочинивший эту гатху еще не познал свою природу и не постиг великий смысл. Тогда я спросил у прислужника, как называется стихотворение, которое он декламировал.

Прислужник ответил мне: «Я не знаю, но великий наставник сказал, что рождение и смерть — это великие события и что он хочет передать патриаршью рясу и Дхарму, поэтому велит каждому члену общины сочинить одно стихотворение, прийти и показать ему. Если кто-нибудь прозреет великий смысл, то он вручит ему рясу и Дхарму и тот станет Шестым патриархом. Один старший монах по имени Шэньсю взял да и написал внезнаковую гатху на стене южной секции павильона. Пятый патриарх велел всем членам общины декламировать ее, чтобы пробужденный этой гатхой узрел свою природу и, самоусовершенствуясь посредством духовной практики в соответствии с этим стихотворением, обрел спасение».

Я сказал прислужнику: «Я мелю здесь зерно больше восьми месяцев и еще не бывал перед патриаршим залом. Прошу тебя, проведи меня к южной секций павильона, чтобы я посмотрел на это стихотворение и совершил поклонение. Я тоже хотел бы выучить его наизусть и декламировать, чтобы заложить предпосылку для перерождения в земле Будды».

Когда прислужник привел меня в южную секцию павильона, я совершил поклонение этой гатхе. Поскольку я не знал иероглифов, я попросил одного человека прочесть гатху. Услышав стихотворение, я осознал великий смысл. Тогда я сочинил свою гатху и снова попросил человека, умеющего писать, начертать ее на стене западной секции павильона, чтобы преподнести свое изначальное сознание. Ибо, если ты не познал свое изначальное сознание, то нет никакой пользы от изучения Дхармы. Если же постиг свое сознание и прозрел собственную природу, то, значит, обрел просветление и познал великий смысл.

Мое стихотворение гласит:
Просветление-бодхи изначально не имеет древа,
А светлое зерцало не имеет подставки.
Коли природа Будды всегда совершенно чиста,
То где на ней может быть пыль?!

Я сочинил еще одно стихотворение, которое гласит:

Само сознание есть древо бодхи,
А тело есть светлое зерцало с подставкой.
Светлое зерцало изначально чисто,
Где же на нем будет грязь и пыль?

Услышав мои гатхи, все обитатели монастыря, все последователи, члены общины были изумлены. Затем я вернулся в помещение, где мелют зерно. Пятый патриарх сразу же понял, что я хорошо познал великий смысл, но, опасаясь, что об этом узнают члены общины, он сказал им: «Это тоже еще не полное постижение».

§ 9. Дождавшись ночи, Пятый патриарх позвал меня в свой зал и стал проповедовать мне «Алмазную сутру». Как только он дошел до того места, где говорится: «Вы не должны быть привязаны [к вещам], но должны выработать сознание, которое нигде не пребывает...»,20 я обрел просветление и в ту же ночь получил Дхарму, но никто не знал об этом. Затем он передал Учение о внезапном просветлении и рясу, наказав мне: «Ты стал Шестым патриархом, ряса будет удостоверять это. Передавайте ее от поколения к поколению, а Дхарму передавайте непосредственно от сердца к сердцу, чтобы приводить людей к самопросветлению».

И еще Пятый патриарх сказал мне: «С древнейших времен повелось так, что жизнь того, кому передана Дхарма, висит на волоске. Если будешь находиться здесь, кто-нибудь может погубить тебя, поэтому ты должен быстрее уходить отсюда».


СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА
Учение о внезапном просветлении Южной Школы,
Маха-Праджня-Парамита-Сутра Высшей Махаяны:
Сутра Помоста Великого Наставника,
Шестого Патриарха Хуэй-нэна
spart
Хороший текст, спасибо!