13 ноября 2015, 02:16

"Реальность" и "нереальность" как категории мышления

После встречи с Сашей alexdra я думал над вопросом про реальность как категорию мышления. Саша сказала, что «реальность» и «нереальность» являются только категориями мышления. И я попробовал исследовать это.
Вспомнил, что во снах всё кажется реальным, иногда даже будучи совершенно неправдоподобным. Но у меня бывают и такие сны, в которых ты как-будто смотришь кино, то есть не участвуешь в нём, и такой сон не имеет реальности как физический мир, но он остаётся реальным как кинозал, в котором сижу «Я» и смотрю кино.

Следующим вспомнил книги и фильмы, которые могут быть для меня как реальными, так и нереальными. Они нереальны до тех пор, пока не возникнет достаточная степень отождествления меня с каким-либо героем. И как только это произошло — всё становится реальным, эмоционально-чувственное тело даёт ответ на описываемые события, а в физическом теле возникают напряжения. Однако сама по себе книга является просто блоком информации, и понятия «реальность» или «нереальность» к нему просто не применимы.

Получается, реальность мира возникает тогда, когда имеет место отождествление «я» с неким объектом восприятия, который был описан в мышлении. То есть восприятие само по себе ни реально, ни нереально, пока нет его описания. До этого момента восприятие — как кино. А как только описание в мышлении случилось, то я сразу же претендую на это описание как на принадлежащее мне.

Зачем это нужно мне? Для того, чтобы заполнить пустоту, вакуум этого «я». Так как оно по сути пустое, то оно стремится всё время заполнять себя, заполнять эту зияющую дыру. И поэтому отождествляется с чем угодно, но проще всего с телом (или с какими-то социальными ролями: отец, менеджер, патриот, гражданин). А так как тело находится в тех или иных взаимодействиях (отношениях) с другими объектами восприятия (потому что подгружаемый контекст подсказывает, что какое-то взаимообуславливание есть), то и «я» начинает иметь эти отношения. Всё это наполняет пустоту «я» и даёт почувствовать себя деятелем, действующим, живым! Так и возникает «реальность» воспринимаемого в мышлении. И вся это реальность нужна только для воссоздания реальности «я», которой не было никогда.

Ещё разок, другими словами. Получается такая история. Как только возник ум, в уме возникло «я» как контрагент опосредованного опыта. Это «я» однажды попыталось понять самого себя и столкнулось с тем, что это невозможно по причине его пустотной природы. «Я» — единственный объект мышления, которому невозможно сопоставить ни один объект восприятия (абстрактные мысли не рассматриваются, так как появляются уже позже). Потому что «я» нужно только как точка отсчёта! Невозможно никак воспринять себя! Отсюда в уме и возникает понятие «реальности» и «нереальности». Причём «реальность» приписывается всем аспектам восприятия, а нереальность приписывается «я».

Тогда «я», поняв свою «нереальность», начинает стремиться к тому, чтобы всё-таки как-то описание себя стало возможным, ибо как это так — всё можно описать, а себя самого нет!? И вообще как это «я» могу быть нереальным!? Но пустоту никак не описать, и единственный способ для «я» понять, описать себя — это отождествление с чем-то. Но это что-то может находиться только в мышлении, ведь «я» не способно вылезти из мышления в мир и стать каким-то объектом. И вот оно создаёт КОПИЮ объекта в мышлении и отождествляется с этой копией, пустота якобы заполняется этим описанием, и «я» начинает думать, что ОНО И ЕСТЬ этот объект! Фух!!! Слава богу, я есть, и я не пустой, я реальный, живой! Так формируется образ «я».

Но с объектом восприятия, которым «я» себя считаю, постоянно происходят какие-то вещи, на которые «я» не может повлиять. Ну никак просто! Оно даже не может управлять этим объектом, и прекрасно это понимает! Потому что, во-первых, всё, что оно пытается сделать, уже поздно, так как на создание копии объекта в мышлении нужно время, а во-вторых, оно вообще-то находится не в мире, а в мышлении, которое в принципе не влияет на мир, являясь только лишь надстройкой над ним. Эти примерно то же самое, как буквы на экране монитора не способны никак влиять на частоту процессора. Но «я» никогда не смирится с этим. И что оно делает? Единственный возможный финт ушами! :) Оно берёт все эти копии и начинает верить в их «реальность» и крутит ими как ему заблагорассудится! «А вот я ему так могу сказать, а он мне вот так ответит, а я его так, так, и вот так!!» И всё, я победитель, я молодец! Сделал так, как хотел! Так работает авторская петля, поглощая при этом кучу энергии.

Теперь автор не является «нереальным»! Наоборот, он живее всех живых! «Кто был ничем, тот станет всем!» Вот так формируется «реальность» автора. А «нереальными» теперь называются все объекты мышления, которые не имеют никаких отношений с образом «я», не могут на него влиять, например абстрактные мысли (потому что я знаю, что им не соответствуют объекты мира) или даже новости про жителей какой-нибудь вполне настоящей Руанды (которую, однако, я в жизни никогда не увижу, посему контекст подсказывает, что всё это никак на меня не влияет).

Хотелось написать какое-то красивое заключение, но ничего в голову не приходит. Поэтому просто — всем добра, котаны! Сарва мангалам :)

4 комментария

Jaya
Хорошее исследование, спасибо! Реальность как категория полностью существует в воображении — для наделения реальностью меня, и всего, с чем я взамиодействую. Тогда уже реальному мне угрожает реальная опасность — и надо бежать!
azharinov
Только длинновата портянка вышла, не получается лаконично излагать.
DASHKA
длинные у нас плохо читаются(