12 мая 2016, 14:33

Опыт

На другой день, после раннего и одинокого обеда, о. Игнатий пошел на кладбище — в первый раз после смерти дочери. Было жарко, безлюдно и тихо, как будто этот жаркий день был только освещенною ночью, но, по привычке, о. Игнатий старательно выпрямлял спину, сурово смотрел по сторонам и думал, что он все такой же, как прежде; он не замечал ни новой и страшной слабости в ногах, ни того, что длинная борода его стала совсем белой, словно жестокий мороз ударил на нее. Дорога к кладбищу шла по длинной прямой улице, слегка поднимавшейся вверх, и в конце ее белела арка кладбищенских ворот, похожая на черный, вечно открытый рот, окаймленный блестящими зубами.

Могила Веры находилась в глубине кладбища, где кончались усыпанные песком дорожки, и о. Игнатию долго пришлось путаться в узеньких тропинках, ломаной линией проходивших между зеленых бугорков, всеми забытых и всеми покинутых. Местами попадались покосившиеся, позеленевшие от старости памятники, изломанные решетки и большие, тяжелые камни, вросшие в землю и с какой-то угрюмой, старческой злобой давившие ее. К одному из таких камней прижималась могила Веры. Она была покрыта новым пожелтевшим дерном, но кругом нее все зеленело. Рябина обнялась с кленом, а широко раскинувшийся куст орешника протягивал над могилой свои гибкие ветви с пушистыми, шершавыми листьями. Усевшись на соседнюю могилу и передохнув, о. Игнатий оглянулся кругом, бросил взгляд на безоблачное, пустынное небо, где в полной неподвижности висел раскаленный солнечный диск,- и тут только ощутил ту глубокую, ни с чем не сравнимую тишину, какая царит на кладбищах, когда нет ветра и не шумит омертвевшая листва. И снова о. Игнатию пришла мысль, что это не тишина, а молчание. Оно разливалось до самых кирпичных стен кладбища, тяжело переползало через них и затопляло город. И конец ему только там — в серых, упрямо и упорно молчащих глазах.

О. Игнатий передернул похолодевшими плечами и опустил глаза вниз, на могилу Веры. Он долго смотрел на пожелтевшие коротенькие стебли травы, вырванной с землею откуда-нибудь с широкого, обвеваемого ветром поля и не успевшей сродниться с чуждой почвой,- и не мог представить, что там, под этой травой, в двух аршинах от него, лежит Вера. И эта близость казалась непостижимою и вносила в душу смущение и странную тревогу. Та, о которой о. Игнатий привык думать, как о навеки исчезнувшей в темных глубинах бесконечного, была здесь, возле… и трудно было понять, что ее все-таки нет и никогда не будет. И о. Игнатию чудилось, что если он скажет какое-то слово, которое он почти ощущал на своих устах, или сделает какое-то движение, Вера выйдет из могилы и встанет такая же высокая, красивая, какою была. И не только одна она встанет, но встанут и все мертвецы, которые так страшно ощутимы в своем торжественно-холодном молчании.

О. Игнатий снял широкополую черную шляпу, расправил волнистые волосы и шепотом сказал:

— Вера!

Ему стало неловко, что его может услышать кто-нибудь посторонний, и, встав на могилу, о. Игнатий взглянул поверх крестов. Никого не было, и он уже громко повторил:

— Вера!

Это был старый голос о. Игнатия, сухой и требовательный, и странно было, что с такою силою высказанное требование остается без ответа.

— Вера!

Громко и настойчиво звал голос, и, когда он умолкал, с минуту чудилось, что где-то внизу звучал неясный ответ. И о. Игнатий, еще раз оглянувшись кругом, отстранил волосы от уха и прилег им к жесткому, колючему дерну.

— Вера, скажи!

И с ужасом почувствовал о. Игнатий, что в ухо его вливается что-то могильно-холодное и студит мозг и что Вера говорит,- но говорит она все тем же долгим молчанием. Все тревожнее и страшнее становится оно, и когда о. Игнатий с усилием отдирает от земли голову, бледную, как у мертвеца, ему кажется, что весь воздух дрожит и трепещет от гулкого молчания, словно на этом страшном море поднялась дикая буря. Молчание душит его; оно ледяными волнами перекатывается через его голову и шевелит волосы; оно разбивается о его грудь, стонущую под ударами. Дрожа всем телом, бросая по сторонам острые и внезапные взгляды, о. Игнатий медленно поднимается и долгим, мучительным усилием старается выпрямить спину и придать гордую осанку дрожащему телу. И это удается ему. С намеренной медлительностью о. Игнатий отряхивает колени, надевает шляпу, трижды крестит могилу и идет ровною, твердою поступью, но не узнает знакомого кладбища и теряет дорогу.

— Заблудился!-усмехается о. Игнатий и останавливается на разветвлении тропинок.

Но стоит одну секунду и, не думая, сворачивает налево, потому что ждать и стоять нельзя. Молчание гонит. Оно поднимается от зеленых могил; им дышат угрюмые серые кресты; тонкими, удушающими струями оно выходит из всех пор земли, насыщенной трупами. Все быстрее становятся шаги о. Игнатия. Оглушенный, он кружится по одним и тем же дорожкам, перескакивает могилы, натыкается на решетки, цепляется руками за колючие жестяные венки, рвется в клочья мягкая материя. Только одна мысль о выходе осталась в его голове. Из стороны в сторону мечется он и, наконец, бесшумно бежит, высокий и необыкновенный в развевающейся рясе и с плывущими по воздуху волосами. Сильнее, чем самого вставшего из гроба мертвеца, испугался бы всякий, встретив эту дикую фигуру бегущего, прыгающего и размахивающего руками человека, увидев его перекосившееся безумное лицо, услыхав глухой хрип, выходивший из его открытого рта.

Со всего разбегу о. Игнатий выскочил на площадку, в конце которой белела невысокая кладбищенская церковь. У притвора на низенькой лавке дремал старичок, по виду дальний богомолец, и возле него, наскакивая друг на друга, спорили и бранились две старухи нищенки.

Когда о. Игнатий подходил к дому, уже темнело и в комнате Ольги Степановны горел огонь. Не раздеваясь и не снимая шляпы, пыльный и оборванный, о. Игнатий быстро прошел к жене и упал на колени.

— Мать… Оля… Пожалей же меня! — рыдал он.- Я с ума схожу.

И он бился головой о край стола и рыдал бурно, мучительно, как человек, который никогда не плачет. И он поднял голову, уверенный, что сейчас свершится чудо и жена заговорит и пожалеет его.

— Родная!

Всем большим телом потянулся он к жене — и встретил взгляд серых глаз. В них не было ни сожаления, ни гнева. Быть может, жена прощала и жалела его, но в глазах не было ни жалости, ни прощения. Они были немы и молчали.

И молчал весь темный опустевший дом.

1-5 мая 1900 г.

51 комментарий

Gor
Да, похоже на то. Описано хорошо.
Rush
Сатори??.. У кого из них?? У Веры если только…
Atya
тоже не поняла…
xdim
может у Оли? :))
Atya
И молчал весь темный опустевший дом.
у дома..))
Dragon
Это единственный вариант.
Rush
Мастер, что, правда описано сатори?.. Что она сидит как истукан с немыми глазами?..
veter
просто она не видит ничего, кроме реальности) вот так
Rush
))))) но описанная картинка может быть и просто каталепсией, в которую она впала после смерти дочери…
Dragon
Очень похоже.
Rush
На сатори все-таки?.. Или на каталепсию?..
veter
на олю)
xdim
Ольга Степановна.
veter
вот будет ей больше 20к воплощений, тогда и будет ольгой степановной, а пока олька
Rush
Да ну тебя!)))
COL-888
Тебе бы все признаки выяснить… да пиставить к носу.
veter
может) значит старичок)
xdim
есть еще один — у Леонида Андреева :))
Rush
Вот ты умный, Дима, объясни мне смысл этого рассказа или отрывка? За что прости? Кто такая Вера? Что с женой случилось? Она до него сходила на могилку и вот так ее продернуло??
Трындец.
И зачем люди читают такое??
Мда, но это к автору вопрос, но я боюсь его спрашивать, вдруг это заразно!
xdim
я не умный, Я Гениальный, поэтому не спрашивай :)))
veter
мне ещё интереснее, зачем люди пишут это)
veter
не, у старичка
veter
он пребывал в естественном состоянии не смотря ни на что)
veter
разве может несежественный человек спать, когда рядом наскакивают друг нт друга старухи-нищеники?
Rush
Как это наскакивают? Я подробно не читала, бред какой-то…
veter
У притвора на низенькой лавке дремал старичок, по виду дальний богомолец, и возле него, наскакивая друг на друга, спорили и бранились две старухи нищенки.
Rush
О!..
veter
на самом деле это были дакини, а старичок — махасиддх!
Rush
Вот дооскорбляешься, дакини тебе приснятся и будешь как этот чувак бродить с выпученными глазами!))
veter
никого не оскорблял :)
Rush
Дакинь назвал старухами!))
veter
ты почитай истории махасиддхов и всё поймёшь)
Rush
Ааа, ну ок!))
veter
Однажды в Капилашакру один из брахманов обратился к
Алмазному пути. Он принял образ жизни йогина и странствовал,
прося подаяния. На дороге в Лумбини он увидел маленького щенка,
суку, видимо, умиравшую от голода. Исполнившись сострадания,
брахман решил взять ее с собой. Оглянувшись вокруг, он спрятал
собаку в небольшой пещере, а сам пошел найти что-нибудь поесть.
Тем временем ему пришла мысль остаться практиковать в этом
месте.
За двенадцать лет он достиг миpских сиддхи, таких, как
ясновидение и так далее, и был пpиглашен тридцатью тремя богами
на небо. Он отправился. Оставшись без хозяина, собака продолжала
жить в пещере, и вода и пища для нее появлялись сами по себе.
Боги прекрасно встретили брахмана, но, как бы его ни
увлекало их гостеприимство, он время от времени вспоминал о
собаке, которую когда-то подобрал и выходил. Он захотел
вернуться. Боги пытались удержать его у себя, говоря: "
Достигнув Вашего уровня, было бы неверно сохранять иллюзорные
идеи, как, например, мысли о собаке. Вам следует остаться". Они
вновь и вновь говорили так и возвращали его с полдороги.
Однажды он все же не стал их слушать и вернулся к пещере.
Когда он погладил собаку, она превратилась в дакиню и сказала:

Прекрасно, прекрасно, сын благородного семейства!
Ты не удовлетворился мелкими успехами.
Теперь ты достигнешь высшего сиддхи.
Любой из прежних талантов мог обмануть, — но ты освободился от невеpных взглядов,
и это удивительнее любых дарований.
Мать удостоит тебя святых сиддхи — высшей и чистейшей из всех радостей.

Говоря так, она передала ему учения, сводящие вместе
мудрость и метод. Обретя чистоту и непоколебимость ума, он стал
известен, как учитель Куккурипа. Он действовал на благо живых
существ и ушел в ясный свет в своем теле, сопровождаемый
множеством почитателей и учеников.
konstruktor
ниче не поянл, жуть
Felix
Мощно!
Felix
Не знаю почему пост назван сатори, но рассказ сильный. Мне напомнило из Дао Де цзина
Земля и небо совершенны, оттого безразличны к человеку.
Atya
вот именно))
COL-888
Как всегда выпендрился…
Floyd
«Большое сатори означает реальность.»
Кодо Саваки Роси

Передать чувственную эмоциональность, жизненность, субъективность восприятия, крайне тяжело, ведь это бесконечный спектр «всего — всего», и где выразиться «о том», что либо внятно не представляется возможным. Но кому-то удаётся всё же восстать и воплотить чувственное в литературном слове, что придаёт этому ещё больший вкус и ощущение осмысленности.
COL-888
Ты сделал этого кришнаита…
Dragon
Именно так, БОЛЬШОЕ САТОРИ ОЗНАЧАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ!
Rush
… вместе с реализацией?..
Rush
а, ну да) в виде реализации…
так мне и кажется, что Реальность — это то, что До реализации!!!
Rush
так как будто до или между явлениями что-то есть!!! прямо как вижу это! явления, а между ними — Реальность))
это и есть перспектива, да?.. движок…
xdim
пустотность, принятая за реальность.
Rush
дружище, такие версии у меня тоже есть, с логикой все в порядке) и ты сбился с программы — тут самое время сказать, что это и есть ОНО, которое отодвинутая часть МЕня и что выхода нет!))
xdim
если в порядке, значит хорошо :))
Rush
ну да!)) а ты что, заскучал?..))
xdim
ну а чего бы и не поговорить с умным человеком, да еще и про реальность :))