17 сентября 2016, 16:57
Разъяснения об опасностях на Пути
Сегодня годовщина Ньошула Кхенпо. Он говорил, что практика дзогчен мгновенно придаёт смысл не только нашим всем жизням, но и жизням всех, кто так или иначе связан с нами. Не то чтобы мы думаем так, и это происходит)). Об этом не обязательно думать — смысл можно прямо переживать.
Он говорил, что неотъемлемая свобода бытия самопроизвольна. «В такой безбрежной, светящейся глубине легко сбиться с дороги. Разумеется, мы знаем, что нам нужен безграничный, открытый, альтруистичный ум-бодхи. Мы можем понять, что врожденное Великое Совершенство, наивысшая природа вещей, находится за пределами концептуального ума и его двойственного восприятия. Но все же здесь начинается отклонение — мы ищем в предельно ограниченной манере, пытаемся что-то разглядеть, стремясь узнать: «Что такое Дзогчен? Где Дзогчен? Я хочу постичь его и испытать в переживании».Это обычная ситуация, но она предшествует осознанию нашей истинной природы. Это отклонение, которому после постижения не нужно потакать. После встречи и знакомства с человеком нет необходимости упорно представлять себе, как он выглядит: присутствует интуитивная свобода от сомнений и предположений, вы руководствуетесь непосредственной оценкой «из первых рук».
Опасность заключается в том, что мы получаем много знаний слишком рано. Концепции вводят нас в заблуждение. Нагарджуна сказал: «Печально видеть тех, кто ошибочно верит в материальную, конкретную реальность, но гораздо большего сожаления достойны те, кто верят в пустоту». Верящим в [материальность] вещей можно помочь через разные практики, через путь искусных средств. А упавшим в бездну пустоты почти невозможно выбраться, поскольку кажется, что нет никаких опор, стадий, постепенного продвижения вперед.
В наших переживаниях на самом деле все спонтанно возникает, спонтанно изменяется и спонтанно освобождается без нашей помощи. Для этого нам не приходится вмешиваться, воздействовать, создавать что-либо. Такова точка зрения Дзогчена на то, как следует относиться ко всему, и во время занятий медитацией, и после них, в повседневной жизни. Она объединяет все три аспекта практики ригпа: воззрение, медитацию и поведение.
Поэтому позитивный или негативный настрой по отношению к явлениям, то есть, к случайным внешним или внутренним обстоятельствам, поощрение или подавление концептуального ума, представляет собой умственную медитацию. Это выдумка и фальсификация, а не практика Дзогчен.
Но карма накапливается неизбежно, пока не постигнута невещественная, пустая, подобная сну природа всех форм, явлений и всех состояний дискурсивного ума, включая как ментальные, так и внешние феномены, пока не стала видна их открытая светящаяся сущность. Но чем характерна практика пребывания в ригпа? Условия, которые приводят к созреванию не проявившихся кармических причин, не могут собраться вместе, и поэтому кармическим следам прошлых действий негде доходить до полного развития. Это похоже на волны в океане: они никак не улучшают, не разрушают и даже не изменяют его, возможно, только на самом поверхностном уровне.
Если нас сковывают надежда и страх, ожидание и беспокойство, нам нужно снова переориентироваться и применить воззрение Дзогчен. Такое положение дел означает, что мы все еще погружены в концептуальный ум, и это не практика Дзогчен. Как прекратить поиски до их полного завершения? Чтобы закончить поиски, нужно увидеть природу того, кто ищет.
Преданность и доверие к Учителю это практика, которая может гарантировать, что мы находимся возле сущности пути Дзогчен».
Он говорил, что неотъемлемая свобода бытия самопроизвольна. «В такой безбрежной, светящейся глубине легко сбиться с дороги. Разумеется, мы знаем, что нам нужен безграничный, открытый, альтруистичный ум-бодхи. Мы можем понять, что врожденное Великое Совершенство, наивысшая природа вещей, находится за пределами концептуального ума и его двойственного восприятия. Но все же здесь начинается отклонение — мы ищем в предельно ограниченной манере, пытаемся что-то разглядеть, стремясь узнать: «Что такое Дзогчен? Где Дзогчен? Я хочу постичь его и испытать в переживании».Это обычная ситуация, но она предшествует осознанию нашей истинной природы. Это отклонение, которому после постижения не нужно потакать. После встречи и знакомства с человеком нет необходимости упорно представлять себе, как он выглядит: присутствует интуитивная свобода от сомнений и предположений, вы руководствуетесь непосредственной оценкой «из первых рук».
Опасность заключается в том, что мы получаем много знаний слишком рано. Концепции вводят нас в заблуждение. Нагарджуна сказал: «Печально видеть тех, кто ошибочно верит в материальную, конкретную реальность, но гораздо большего сожаления достойны те, кто верят в пустоту». Верящим в [материальность] вещей можно помочь через разные практики, через путь искусных средств. А упавшим в бездну пустоты почти невозможно выбраться, поскольку кажется, что нет никаких опор, стадий, постепенного продвижения вперед.
В наших переживаниях на самом деле все спонтанно возникает, спонтанно изменяется и спонтанно освобождается без нашей помощи. Для этого нам не приходится вмешиваться, воздействовать, создавать что-либо. Такова точка зрения Дзогчена на то, как следует относиться ко всему, и во время занятий медитацией, и после них, в повседневной жизни. Она объединяет все три аспекта практики ригпа: воззрение, медитацию и поведение.
Поэтому позитивный или негативный настрой по отношению к явлениям, то есть, к случайным внешним или внутренним обстоятельствам, поощрение или подавление концептуального ума, представляет собой умственную медитацию. Это выдумка и фальсификация, а не практика Дзогчен.
Но карма накапливается неизбежно, пока не постигнута невещественная, пустая, подобная сну природа всех форм, явлений и всех состояний дискурсивного ума, включая как ментальные, так и внешние феномены, пока не стала видна их открытая светящаяся сущность. Но чем характерна практика пребывания в ригпа? Условия, которые приводят к созреванию не проявившихся кармических причин, не могут собраться вместе, и поэтому кармическим следам прошлых действий негде доходить до полного развития. Это похоже на волны в океане: они никак не улучшают, не разрушают и даже не изменяют его, возможно, только на самом поверхностном уровне.
Если нас сковывают надежда и страх, ожидание и беспокойство, нам нужно снова переориентироваться и применить воззрение Дзогчен. Такое положение дел означает, что мы все еще погружены в концептуальный ум, и это не практика Дзогчен. Как прекратить поиски до их полного завершения? Чтобы закончить поиски, нужно увидеть природу того, кто ищет.
Преданность и доверие к Учителю это практика, которая может гарантировать, что мы находимся возле сущности пути Дзогчен».
12 комментариев
Мастер, а почему из него трудно выйти? Я ведь понимаю что это искусственная штука. Я вот соберусь с силами и выйду :))