30 декабря 2016, 13:43
О восприятии, направленном внимании и свободе выбора.
Вопрос — Когда я исследую свои эмоциональные состояния и переживания, то возникает ощущение что мне нужно выбрать — на что лучше направлять внимание и восприятие, на тот процесс который поднимается и переживается, на свидетеля или на то, что стоит за тем кто это наблюдает. Что лучше, эффективнее?
Ответ — На самом деле приоритета нет. Мысль о том, что ты можешь сделать какой- либо выбор между просто глубоким погружением в переживание и свидетелем, наблюдающим за этим, это всего лишь схема работы мышления. В реальности, во-первых не существует четкой и жесткой границы между моментами тотального переживания и свидетельствования, и то и другое как бы погружено в ткань сознавания и проистекает одновременно.
Но так же как в объектно-ориентированном уме время разделено на моменты, так и восприятие «находит» себе выделенный объект, а само выделение, описывает
как направленное движение внимания.
Когда ум функционирует с позиции разделения, в относительном мире мы можем различать и описывать такие процессы и субъективно они регистрируются по отдельности: как непосредственное восприятие через органы чувств, как внутреннее свидетельствование, а так же, при хорошем раскладе может возникнуть самопроизвольное движение внимания за пределы этого — то что выражается в виде вопрошания «Кто Я» или «Что есть Я», атмавичара.
Однако по мере утончения ума становится возможным наблюдать, что каким бы ни были ваши размышления о приоритетах, в конечном итоге случается что-то одно. И это именно то направление внимания, которое не возможно было бы избежать или переизбрать.
По сути вы просто играете в возможность выбора, и в этом момент ваше внимание направленно на эту игру, т. е. в этот моменте оно было фиксировано на игре в выбор. И вот этого наблюдения, осознавания уже достаточно для постижения собственной природы. Далее когда внимание переместиться в новую область —
достаточно просто понимать это. И так каждый раз, не зависимо от объективных целей и выбираемых направлений.
И здесь мы приходим к пониманию безусильности действия. Потому что вам не предлагается выбрать что-то для наилучшего результата, т.к. что бы не было «выбрано» всё что с этим можно «сделать» это рассматривать его как данность. При этом само переживание безусильности, концептуально, выходит на другой уровень. Оно вовсе не означает притупленности невежества, в этот момент как правило ваше внимание может быть максимально концентрированно на выбранном объекте, ваше ум становится переполненным звенящей ясностью, чувства обострены. Безусильность же переживается в том, что вы выходите из позиции достигатора.Простое наблюдение не подразумевает получения какого-то определенного результата. То, на что вы замахнулись в этой практике, лежит за пределами познанного, поэтому не может быть чем-то заранее вами знаемым.
И, возвращаясь к вопросу о выборе наиболее эффективного направления для наблюдения — можно уверенно говорить, что при таком подходе нет никакой разницы
Ответ — На самом деле приоритета нет. Мысль о том, что ты можешь сделать какой- либо выбор между просто глубоким погружением в переживание и свидетелем, наблюдающим за этим, это всего лишь схема работы мышления. В реальности, во-первых не существует четкой и жесткой границы между моментами тотального переживания и свидетельствования, и то и другое как бы погружено в ткань сознавания и проистекает одновременно.
Но так же как в объектно-ориентированном уме время разделено на моменты, так и восприятие «находит» себе выделенный объект, а само выделение, описывает
как направленное движение внимания.
Когда ум функционирует с позиции разделения, в относительном мире мы можем различать и описывать такие процессы и субъективно они регистрируются по отдельности: как непосредственное восприятие через органы чувств, как внутреннее свидетельствование, а так же, при хорошем раскладе может возникнуть самопроизвольное движение внимания за пределы этого — то что выражается в виде вопрошания «Кто Я» или «Что есть Я», атмавичара.
Однако по мере утончения ума становится возможным наблюдать, что каким бы ни были ваши размышления о приоритетах, в конечном итоге случается что-то одно. И это именно то направление внимания, которое не возможно было бы избежать или переизбрать.
По сути вы просто играете в возможность выбора, и в этом момент ваше внимание направленно на эту игру, т. е. в этот моменте оно было фиксировано на игре в выбор. И вот этого наблюдения, осознавания уже достаточно для постижения собственной природы. Далее когда внимание переместиться в новую область —
достаточно просто понимать это. И так каждый раз, не зависимо от объективных целей и выбираемых направлений.
И здесь мы приходим к пониманию безусильности действия. Потому что вам не предлагается выбрать что-то для наилучшего результата, т.к. что бы не было «выбрано» всё что с этим можно «сделать» это рассматривать его как данность. При этом само переживание безусильности, концептуально, выходит на другой уровень. Оно вовсе не означает притупленности невежества, в этот момент как правило ваше внимание может быть максимально концентрированно на выбранном объекте, ваше ум становится переполненным звенящей ясностью, чувства обострены. Безусильность же переживается в том, что вы выходите из позиции достигатора.Простое наблюдение не подразумевает получения какого-то определенного результата. То, на что вы замахнулись в этой практике, лежит за пределами познанного, поэтому не может быть чем-то заранее вами знаемым.
И, возвращаясь к вопросу о выборе наиболее эффективного направления для наблюдения — можно уверенно говорить, что при таком подходе нет никакой разницы
9 комментариев
Но ты ещё пока в пути ©мнениеикзперта
Это с одной стороны хорошо :)
Бывает так, что человеку с развитым умом бывает сложно с ним растождествится, поскольку он знает что у него острый ум и ему нравится ним пользоваться и это даёт ему несомненный плюс на сомооценку.
Может происходить удерживание этой привязанности.
Растождествление с одной стороны может сразу больно нарушить самооцеку, а с другой конечно же даёт свободу. Но эта свобода до этого не видна :( Не согласно сутрам Патаджали)
Мне вот сложно растождествится с умом