25 января 2017, 23:54

Адвайта и сострадание

Открываем Бхагавад-гиту, которая (внимание!) является первым и основным первоисточником Адвайты (на ней основана философская школа Уттара-Миманса, иначе называемая Веданта, «конец Вед», на основе которой, в свою очередь, Шанкарачарья создал свою школу Кевала-Адвайта-Веданта, которой мы здесь как бы и занимаемся). Читаем главу вторую:

<Арджуна сказал:>

Состраданьем душа моя поражена,
страждет ум в ослепленье, не ведая дхармы.
Где решенье? Где благо? – меня научи же!
Ученик я твой, Кришна! К тебе припадаю.

Благой Господь сказал:

Говоришь о вещах ты мудрых,
только жалость твоя напрасна;
ни умерших, ни здесь живущих
мудрецы никогда не жалеют.

Буквальный перевод Смирнова:

Ты мудрую речь говоришь, а сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо:
Познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших,


То, что есть, никогда не исчезнет;
что не есть – никогда не возникнет;

этих двух состояний основу
ясно видят зрящие сущность.

Тот, кто знает Его неизменным,
нерождаемым, неразрушимым, –
разве, Партха, Он убивает?
разве Он побуждает к убийству?


Ни в одной строке Гиты даже близко не идет речь ни о каком сострадании (что, кстати, поразительно!). Вместо этого постулируется однозначное:

Когда гибнут тела, Воплощенный
ни в одном из них не умирает;
это значит: о Нем во всех существах
сожалеть ты, Арджуна, не должен
.


Кришна практически неумолим в своей абсолютной недвойственной позиции: сострадать не только некому, не только нет ни малейшего повода к состраданию, более того — сострадание напрямую ведет в иллюзию, в омраченность. Почему? Потому что подразумевает наличие индивидуальной сущности, способной страдать. Вся Гита пронизана страстным призывом перестать верить в эту сущность, не поддаваться иллюзии, но вместо этого распознать ТО, что не рождается, не умирает и уж никак не может быть объектом сострадания. Иногда — на грани цинизма:

<em >
Неизбежно умрет рожденный,
неизбежно родится умерший;
если ж все это неотвратимо –
то к чему здесь твои сожаленья?


Теперь о бхакти. Ни о какой любви Бога к человеку и / или человека к Богу в Гите (а это священный текст вишнуитского Бхакти) речи нет. Итак, как практиковать Бхакти-йогу:

Держа ровно голову, шею,
телом всем неподвижен, спокоен,
взор направив на кончик носа,
вправо, влево не озираясь,

страх оставив, умиротворенный,
брахмачарьи обет соблюдая,
пусть тот йогин, сердцем обуздан,
лишь на Мне пребывает мыслью.


Так свое победивший сердце,
постоянно себя упражняя,
достигает умиротворенья
и нирваны, во Мне пребывая.


В другом месте и в другом переводе Кришна дает Арджуне один-единственный универсальный совет: «Погрузи свой ум в Меня». Именно в этом пункте (!) сливаются бхакта и джняна: погрузить ум в То, что есть Бог, сесть на попу ровно и исчезнуть в Боге. Без соплей, размышлений, состраданий и прочих сантиментов. А дела совершать как жертву, не заботясь о плодах и не впадая в тупую пассивность, думая: все само.

Вот такая Адвайта. Можно сравнить с тем, что мы узнали о ней из других авторитетных источников.

89 комментариев

ganesh
и вот еще — абсолютно точно, что есть Бхакти:

Кто повсюду, всегда Меня видит,
кто во Мне весь мир созерцает –
тот Меня никогда не утратит,
не забуду и Я его, Партха.

Кто меня сущим в теле всех тварей
почитает, в единство поверив,
этот йогин, где бы он ни был,
лишь во Мне пребывает, Арджуна.

а следом за тем — внимание! — идет важное пояснение к вышесказанному:

Кто лишь Атмана образ всюду
созерцает в бесчисленных тварях,
несмотря на их боль или радость, –
тот считается йогином высшим.
ganesh
еще раз, если кто не понял:
несмотря на их боль или радость
Адвайта бесконечно далека от любого малейшего намека на самую возможность сострадания! поскольку НЕКОМУ и еше раз НЕКОМУ. кто хочет, пусть спорить — только, пожалуйста, не со мной, а с Гитой ;))
Isis
Кажется я начинаю считать себя высшим йогам, созерцающим бесчисленных тварей, постигшей и превзошедшей осознание в теплящейся надежде на пробуждение души, а главное — начинаю испытывать сострадание к Миру адвайты:)
Isis
Будда, обладавший не только авторитетом в собственной общине, но и среде правителей, не пожелал вмешаться и остановить захват собственного царства и убийство 100000 его жителей. Хотя в этом городе правил его род, а захватчиком был сын царя, который покровительствовал Будде. Хотя свидетельствуют о его сильных переживаниях, стоял со своей общиной под стенами города и после сражения помогал оставшимся в живых. После этого царство Шакьямуни перестало существовать.
Diamir
Бхагават гита не первый источник
ganesh
ни упанишады, ни Мокшадхарма не являются в прямом смысле первоисточниками Адвайта-веданты. хотя говорят о том же самом.
Diamir
есть источник пораньше бивший
WTF
упанишады это основа откровения,
или «шрути» по индийски, т.е. теория, обязательные к прочтению тексты (упадеша-прастхана). БГ же относиться к разряду — «смрити» — практического руководства… Саш, т.е. говорить об основании БГ как краеугольности не стоит, шрути есть шрути. Но что важнее теория или практика?! В практическом смысле — БГ является ес-но — главным текстом традиции…

… и как уже говорил — несправедливо отодвинутым поздней адвайтой. У Шанкары на первый план вышли — Брахма-сутры. Все остальные учителя уже следовали в этом русле)

.
Floyd
Бхагавадги́та (Бхагавад-гита, или просто «Гита»; санскр. भगवद्‌ गीता, Bhagavad Gītā IAST «Песнь Го́спода» — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов. Является основой индуистской философии.
«Бхагавадгиту» часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада», утверждая её статус как упанишады и её принадлежность к веданте. В философии индуизма, наряду с упанишадами и «Веданта-сутрами», «Бхагавадгита» является одним из трёх основополагающих текстов веданты.
Diamir
А источник Адвайты бил на территории современного Пакистана, возле горы Диамир
Diamir
оттуда в Тибет перекочевал
Diamir
Как Будда-Мазда
Diamir
Ну или Огненный будда, еще до зарождения Бон
Diamir
Арджуна даже в яйцах еще не пищал
Floyd
Кришна практически неумолим в своей абсолютной недвойственной позиции: сострадать не только некому, не только нет ни малейшего повода к состраданию, более того — сострадание напрямую ведет в иллюзию, в омраченность.
Diamir
Кришна это этот синий трансвестит, проповедующий женоподобность мужчины как истину?
Floyd
Спроси у Кришны. :)
Diamir
я их вообще стороной стараюсь обходить
Floyd
Береги себя. :)
Diamir
333 раза буду страховаться
Floyd
Спасибо Ганеш, очень хороший текст. :)
Blackmore
Ну если ты во всем видишь Бога, то разве ты не будешь Ему сострадать в лице своей матери когда ей плохо?
Dara
Нет! Это ведёт в иллюзию и омраченность!
Blackmore
Ах да я забыл…
Diamir
Ну давай жалость с состраданием не путай! Что значит плохо?
Blackmore
Ну вот плохо человеку физически или душевно.
Врач же не жалеет пациента. Его сострадание в том, что он его лечит, хотя есть такие, что и жалеют.
Blackmore
При этом видишь в нем Бога :)
Blackmore
И прощаешь его потому что он Бог, который прощает в твоем лице :)
Diamir
Мама и Бог -это разные вещи! Разве Богу может быть плохо?
Blackmore
Ну сознание же присутствует в боли, нельзя сказать, что сознание болит. Тем не менее когда ругают цветок он вянет, а когда его хвалят он может расцвести.
Diamir
нет! Я знаю о цветках все! Они расцветают, поглощая негатив! Поэтому с тобой, например надо пожестче
Blackmore
Ты хочешь, чтобы я расцвёл? ))
Diamir
чтоб ты расцвел, тебя вообще бить надо клюшкой один раз до еды, один во время, и один перед сном
Blackmore
Нифига не поможет. Резиновый я :)
Diamir
И как лечат, когда плохо душевно?
Diamir
Пожалеть вас всех чтоле?
Blackmore
Любовь и прощение к себе, очень хорошее лекарство.
Diamir
Любовь не надо путать с жалостью
Blackmore
Согласен, жалость агрессивное чувство.
Diamir
Ну видишь, значит сострадание-это видение реальной причины скорби, когда скорбить не о чем
Blackmore
Верно! Поэтому это так легко простить! :)
Diamir
Ну прощение субьуктивизировать вы все мастаки
Blackmore
Ну нормальная тема че.
Blackmore
Прощение прощает, любовь любит. Купайся на здоровье :))
Diamir
ну это от кармы зависит
Diamir
все ходят под Богом, но не всех примут в рай!
Blackmore
Есть действие свободное от кармы. Свободное действия несёт в себе энергию радости, наслаждения и свободы, которые переживаются Сознанием. Такое действие привносит в мир времени измерение вечности, в мир детерминизма и конфронтации — Творчество и Любовь.
Diamir
ДА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ ОБУСЛОВЛЕННО КАРМОЙ! Жираф… Львица… Копыта все ближе… Прыжок к шее-поест, прыжок влево-останется голодной, а может и раздавленной
Blackmore
Да да, слыхали. «все просто происходит, я не делатель. если мне предначертано произойти оно произойдёт...» Может для животного сознания это действительно справедливо.
Но это очень примитивное понимание Учения, приближенное к концепции фатализма.
Diamir
Вот так вы все животного сознания сторонитесь, а на аватарке, тем не менее, лев
Blackmore
Не знаю как все, но животных я люблю :)
Diamir
И ты думаешь, что покупая котлеты в магазине, ты уже не причастен к убийству?
Blackmore
И котлеты я тоже люблю :)
Blackmore
И баб тоже люблю ))
COL-888
будь профи...))))
Diamir
Как моя собака
Diamir
Собака это не пес!
COL-888
а ты пес… сидеть сучка.
Diamir
Нет же говорю, я не пес!
COL-888
ты сучка)))точно))
Diamir
Хрюкни за базар)))
COL-888
ты уже виновен… извращенец.
Diamir
И весь мясной прилавок будет жарить тебя в аду!
COL-888
береги зад… задненприводной
Diamir
Так я всегда беру с собой очки, очко и тапочки
COL-888
Тампакс бери… жалкое подобие…
Diamir
Подобие чего?
Diamir
Чо за Дамир? Я такого не знаю
COL-888
Насрать… дело житейское.
Diamir
Ничего не понятно, Эдик!)))
COL-888
чо тебе… чо принять то хошь…
Diamir
Мне синие бэтманы нравятся
Diamir
Белые точки тож ничего
Diamir
А крокодильчики зеленые вообще как в детстве
COL-888
не оправдывайся…
Felix
Повторю свой комент Очень глубокий вопрос и он не имеет простого разрешения. То что происходит с Арджуной в процессе беседы с Кришной это тотальная трансформация. Вопрос убийства полностью выводится за скобки. Так как есть только Кришна, а убивающих и убитых никогда не было. Действия Арджуны становится действием сил природы. Ураганом извержением вулкана. Но в отличии от урагана это действие служит некой высшей задаче, исполнению Дхармы. Жизнь иллюзорна и Арджуна сражается не за жизнь, а за развеивание иллюзий. Как позже скажут Буддисты ради спасения всех живых существ. Ради строительства мира, как переходной ступени к пробуждению от сна жизни.Он убивает движимый не алчностью, ни ненавистью, ни обидой, а из любви к их душам котором грозит впасть в тяжёлое омрачение несправедливой власти. В наше время таких войн не было. Все войны это войны за алчные интересы или фанатичные идеи. Даже война за Родину это не та война. Все войны ведутся ради продолжения этой иллюзии, а не для её развеивания. Поэтому путь Арджуны сейчас исчерпан и пришло время Христа. Царство небесное теперь берётся не силой воли и устремленности к правде, а силой любви.Поэтому Христос пошел на крест, а не сжёг Синедрион и Рим.
COL-888
А ты бы сжег… не смешите мои седые пейсы.
Diamir
Арджуну Кришна настрополил! Причем против своих! Он ведь тогда узнал того седого старика и опустил оружие… Но Кришна продолжал шептать и Арджуна поднял меч
Diamir
Христос не пошел на крест! А стоя над куполом натянул тетиву, направив острие вниз, на Сатанаила! Но тетива лопнула!.. Где вы историю читаете?..
vidyaradja
Сострадание — это раскрытие кокона двойственности. Ощущение тождества субъекта с объектом) Ты — это я, а я — это ты, никакой разницы, поэтому это не идея про спасение других, а самоосвобождение))
Blackmore
Да! В Шримад Бхагаватам есть моменты где Кришна нередко говорил о любви и сострадании. Вот отрывок:
"… Если бы любовь которую один человек испытывает к другому распространилась на все мироздание, тогда бы проявилось сострадание. Воистину природа дхармы -это сострадание. Если дхарма это дерево, то сострадание -его основание, его корни..."
И не раз Он говорил, что воплощается в мире из сострадания ко всем живым существам. Когда мир погружен в пучину гнева, ненависти и амбиций, все то что уничтожает в них дхарму, Он является чтобы восстановить законы дхармы. Помню даже где то в Бхагаватам видел описания этих воплощений. Среди аватаров Бога были и Будда и Христос. У всех у них в основе учения, дхармы -сострадание ко всем живым существам.
Gor
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.
Лао Цзы. Дао дэ Цзин
jonas
А я вижу все проще. Все религиозные материалы писали люди, для управления людьми. Во все времена важно было оправдывать войну и убийства, подводить идеологическую базу. Багават-Гита не исключение. Стали бы индусы воевать, если бы там на первых страницах Кришна сказал, что надо сострадать врагам, а убийство это грех.
ashtavakra
К.Ренц: «Есть сострадание, твоя Природа, но состраданием нельзя обладать.
Это неистощимое сострадание, никогда, никогда не налицо». Беседы в Бомбее «Пусть будет как есть».

«Комментарии к Евангелию от Фомы» Карл Ренц
Глава 10. В знании себя остается только сострадание.