19 августа 2017, 09:51
О тщеславии и привязанности к новому рождению
Закончился отрезок пути, связанный с привязанностью к удовольствию, и в том числе к свободе от «Я». Это позволяет достаточно ясно видеть весь процесс возникновения привязанности.
Начался последний отрезок. Здесь на первый план выходит самая глубокая основа «Я» — тщеславие.
Тщеславие — это идея о том, что Я лучше, чем кто бы то ни было другой. Эта идея возникает первой, когда «Я» появляется.
Всю прошлую неделю я наблюдал за тем, как я говорю и действую из этой идеи. Всю неделю в теле копилось напряжение и скованность. Во вчерашней вечерней медитации «прорвало» — стало видно сплошным потоком всю механику тщеславия. Я смотрел снова и снова на то как «Я» хочет утвердить своё превосходство, вбрасывая новые и новые тщеславные мысли. И потом мне стало страшно. Мне стало ясно, что это скоро кончится. Эта мысль пронзила меня парализующим страхом. И даже этот страх было ясно видно, без малейшей тени привязанности или отвращения.
Кажется всё происходит именно так, как традиция Тхеравада и объясняет. И вроде это то чего я хотел, и давно к этому шёл. И сейчас мне страшно. Я уже исчезал бесчисленное количество раз, расщепляя на части весь свой мир до основания. Только теперь всё иначе — игра ва-банк. Следующее исчезновение будет последним, и я это понимаю. Нового рождения больше не будет. Мне страшно от этого. Наверное это и называют привязанностью к материальному/нематериальному рождению.
Процесс идёт как надо. Я только поражаюсь скорости, с которой это стало происходить.
Начался последний отрезок. Здесь на первый план выходит самая глубокая основа «Я» — тщеславие.
Тщеславие — это идея о том, что Я лучше, чем кто бы то ни было другой. Эта идея возникает первой, когда «Я» появляется.
Всю прошлую неделю я наблюдал за тем, как я говорю и действую из этой идеи. Всю неделю в теле копилось напряжение и скованность. Во вчерашней вечерней медитации «прорвало» — стало видно сплошным потоком всю механику тщеславия. Я смотрел снова и снова на то как «Я» хочет утвердить своё превосходство, вбрасывая новые и новые тщеславные мысли. И потом мне стало страшно. Мне стало ясно, что это скоро кончится. Эта мысль пронзила меня парализующим страхом. И даже этот страх было ясно видно, без малейшей тени привязанности или отвращения.
Кажется всё происходит именно так, как традиция Тхеравада и объясняет. И вроде это то чего я хотел, и давно к этому шёл. И сейчас мне страшно. Я уже исчезал бесчисленное количество раз, расщепляя на части весь свой мир до основания. Только теперь всё иначе — игра ва-банк. Следующее исчезновение будет последним, и я это понимаю. Нового рождения больше не будет. Мне страшно от этого. Наверное это и называют привязанностью к материальному/нематериальному рождению.
Процесс идёт как надо. Я только поражаюсь скорости, с которой это стало происходить.
159 комментариев
en.wikipedia.org/wiki/M%C4%81na
Слово «гордыня» имхо тоже подходит. Я в этих двух словах вижу синонимы.
Мне приснилось, что я пробудился.
Этот мир засверкал как брильянт!
И поток благодати излился,
Умножая любовь во сто крат!
И постиг я, в чем жизни основа.
Я есть ТО вот простые слова.
И упали сансары оковы,
Словно с плахи в толпу голова.
Я вернулся с темницы на царство.
Я есть спящий, сновидец и сон.
Я есть свет и покой и пространство.
Я есть хаос и я же закон.
Но во сне вдруг возникло сомненье
Может я не проснулся от сна?
И на небо надвинулись тени.
И на сердце сгустилась вина.
Как вернутся мне в миг пробужденья,
Что со мной приключилось во сне?
Скоро утро и пахнет печеньем,
Но его не попробовать мне.
Мало времени для пробужденья,
Скоро может закончится сон.
И пока не растаял я тенью,
Жизнь как фишку бросаю на кон.
А ты сколько раз исчезал прежде чем исчезнуть окончательно?
Однако, то что ты описываешь с моей точки зрения больше похоже на первый этап пробуждения, чем на то что Буддизм считает окончательным просветлением. То что в Тхераваде называют вхождением в поток. Я так же встречал порядочное число людей (некоторые из них были Адвайтистами), которые принимают это за конец пути. Именно поэтому я вижу ценность в том, чтобы проверять друг друга на буллшит через описание прямого опыта / субъективной воспринимаемой реальности.
Что думаешь по этому поводу?
После этого пробуждения окончен первый путь. И это ни с чем не спутаешь. Страдания становится меньше процентов на 95%, и становится легко поверить в то что его больше нет. Однако, корень страдания по прежнему там же, где и был. Если кто-то видит выход из колеса страдания в свободе от Я-субъекта, то он может считать законченным свой путь. Мои учителя сразу же предупредили меня, что это не конец. И я шел в это с намерением дойти до конца. И поэтому когда первый путь закончился, вместо того чтобы почивать на лаврах и рассказывать всем как устроен мир, я занялся вторым путём.
Я кстати не знаю, начался бы второй путь или нет, если бы я не искал его начала намерено.
Идея этапов относительна, но она является указателем. Любые проверки важны только если кто-то хочет этими указателями пользоваться. Для меня они работают, причём удивительно быстро. Но я думаю тут дело ещё и в практике Ваджраяны… Это как бы скоростная колесница :)
дзогчен, драгоценная сокровищница дхармадхату,
Прочитал твою историю. По описанию похоже что в 2012м у тебя случилось вхождение в поток, закончился первый этап пробуждения с точки зрения традиции Тхеравада, первый опыт естественного состояния с точки зрения Дзогчен.
Второе измерение пути после пробуждения — это более глубокие прозрения в природу воспринимаемой реальности. Это детальное рассмотрение других форм залипания в смыслах, других форм иллюзий и привязанностей. С точки зрения первого прозрения они вообще не видны — как бы находятся в другой плоскости. Это измерение можно делить или не делить на этапы. Но практика показывает что среди тех кто об этом не в курсе, и практикует без учителя который в курсе, исчезающе маленький процент людей проходит дальше второго этапа.
Каждый из них может стать опорой для Я — концепции порождая это знакомое тебе тщеславие.
advaitaworld.com/blog/61131.html
И скажи — можешь ли ты в соответствии с данными мной критериями фазы Араханта себя к ним причислить?
к этому отрывку
И я абсолютно убеждён, что Падма не мог бы сказать такую глупость по отношению к старику, который давно потерял веру в себя и в свои силы. Так же как не стал бы он создавать противопоставление, на котором Эго старика разрослось ещё сильнее чем было до этого.
Мы считаем, что желание жить — это естественное желание. И что это желание — естественно для любого живого организма. Эта убеждённость принадлежит коллективному бессознательному уровню. Именно поэтому её сложно превзойти.
Одно дело, когда такие слова используются для описания непосредственного опыта, и другое — когда служат основанием для поведенческих паттернов.
Я не думаю, что есть смысл изучать это в теории более глубоко. Лучше через практику самоисследования увидеть всё самому. Только получение прозрения на основе своего прямого опыта освобождает. Интеллектуальное понимание не освобождает.
Если оно свободно от желания удовольствий, то не может иметь страх по поводу их потери и сомневаться, что лучше — новое рождение для переживания удовольствий или окончательное исчезновение.
Если оно свободно от отвращения к боли, то не желает ничего избегнуть и тогда свободно от желания не переродиться.
Мне кажется, что ключевое в любом учении — это метод, и руководство мастера. Метод — это указания, что идущему по пути следует делать, чтобы прозреть.
Драконом?
«Есть три характеристики воспринимаемой реальности. Они заключаются в том-то и в том-то. Смотри на любые ощущения, которые испытываешь, и замечай как работают эти три характеристики. И всё увидишь сам»
Не обязательно такими словами. Можно сказать на языке понятным публике Дракона. Но я думаю чтобы что-то практиковать, нужно понимать что именно. Для этого нужны простые и ясные инструкции, которым легко правильно следовать.
Непостоянство — вся воспринимаемая реальность находится в непрерывном движении. Всё меняется каждое мгновение.
Страдание — опыт не может дать полного удовлетворения.
Вход в естественное состояние происходит через полное раскрытие в моменте хотя бы одной из этих характеристик. Например если мы испытываем разделённость, и начинаем смотреть, где же проходит граница, то схлопывается идея о «Я», а вместе с ней и всё остальное. Если мы испытываем неудовлетворённость, и ловим самый первый момент её возникновения, она перестаёт возникать, вместе со всей остальной реальностью. Если мы движемся вместе с ощущением, в какой-то момент мы теряем всё остальное, и становимся непрерывным движением. Это три «двери» в естественное состояние. Понял, что я под этим подразумеваю?
Первый в том, что я ориентируюсь на опыт других людей, и на карты традиции Тхеравада. Согласно этим картам, та стадия, с которой написан этот пост — 6я ньяна 4го пути. Могу сказать, что до сих пор эти карты меня не подводили — всё сходится в точности. Так что я предполагаю, что то о чём карты говорят — может быть правдой.
Второй мой ответ в том, что этот страх не вернуться абсолютно иррационален. Что-то мне подсказывает, что реальное не-возвращение не так страшно, как «Я» его себе сейчас рисует. Я думаю, что этот страх — это то что Тхеравадинские карты называют привязанностью к материальному/нематериальному рождению.
Вот тут есть ссылки и на книгу и на перевод:
integrateddaniel.info/book/
Это не все модели, которые я использую. Ещё одна практичная модель 10-и оков (samyojana). Вот тут она изложена, но объяснения её практического использования я нигде пока не встречал:
en.wikipedia.org/wiki/Fetter_(Buddhism)
Когда дойдут руки и до неё — напишу об этом статью.
В своём блоге и фейсбуке я на днях опубликую свою статью о ньянах.
Блог: liberated.ru
Фейсбук: www.facebook.com/bluesman.alex
Ещё одна полезная карта, которой я пользуюсь — модель Open Heart. Она основана на махаяне, но у них своя трактовка, и на мой взгляд весьма практичная.
openheartopenheart.blogspot.com/2016/02/stages-of-spiritual-attainment.html
Ну и я сам пользуюсь всеми этими моделями. Их правильная трактовка возможна только с привязкой к собственному опыту.
и вот пошла она собственно — рекламушка…
Жди Дракона — он надерет тебе, ну сам знаешь что)
* )))
.
* )))
.
Другой вопрос, что до этого состояния человеку незачем и начинать практиковать медитацию… Ну кто-то начинает практиковать, потому что ему объяснили что так можно лучше справляться со стрессом, например. Секулярный подход ;)
Так что я всем говорю, что на самом деле представляю новую традицию, которая называется Прагматичная Дхарма… Можно основные положения примерно так сформулировать:
1) За счёт развития понятных способов говорить о внутреннем опыте, мы можем научиться лучше кооперироваться в изучении Дхармы. Открытый диалог вокруг того, что каждый из нас знает и чего не знает, основанный на пересказе прямого опыта — это способ кооперироваться
2) Никто не знает всего, и любое знание относительно. Поэтому Прагматичная Дхарма не признаёт безусловных авторитетов. Пересказ прямого опыта — единственное, что заслуживает безусловного доверия.
3) Открыто говорить об уровнях прозрения может быть полезно. Это проясняет, из чего исходит тот или иной участник открытого диалога.
Но раз решил создать учение то хорошо :) Дракон тоже создал своё учение. Лет через 15 расскажешь как там с учениками.
Они и слышать не хотят что мой учитель или мои друзья достигли этой стадии. Говорят, что они должно быть заблуждаются.
Например, мне начинают говорить какие-то вещи, которые не кажутся верными. В этой ситуации мне важно понимать, от кого исходит то что не кажется мне верным. Если я знаю, что со мной говорит человек который видел и знает больше меня — то скорее всего я что-то не так понял, и нужно постараться прояснить что именно. А если оказывается, что человек мне что-то говорит потому что он прочитал это в книжке, но на опыте он этого не прошел, то на прояснение вряд ли стоит тратить время.
Безусловные авторитеты это кто, что значит не признаёт и в чём выражается?
Просто в типичной Сангхе авторитет учителя незыблем. Если учитель сказал, то все сразу считают что он прав. Это создаёт искажения в общении, и мешает вместе изучать Дхарму.
Но например если я думаю что Далай Лама говорит ерунду, с точки зрения ценностей Прагматичной Дхармы — мне следует сказать об этом Далай Ламе, чтобы прояснить ситуацию. И точно так же, если кто-то ссылается в разговоре на Далай Ламу, и говорит: «Он вот так говорил, поэтому это верно» — вот это Прагматичная Дхарма не признаёт как весомый аргумент. :)
У меня есть парочка студентов, которые начали медитировать ради получения практических решений своих бытовых проблем, и за несколько недель прошли эту вот точку включения поиска.
вас опробатывает профессиональный коучер,
но вам на безрыбьи и рак щука — балаболки…
* )))
.
а у человека каша в голове, дикая смесь,
но с навыками профи-коучинга… Практическая дхарма! хААА!!!)))
Аншлаг)
.
В том месте пути, которое я сейчас прохожу, уже прекрасно видно все механизмы, которые пересобирают новое «что-то». Разумеется пока они правда не развалятся, я могу только предполагать, что там будет. Но вот есть такие карты, там это описано… В принципе я знаю несколько людей, с котороыми произошло всё в точности так. Да и уму моему уже всё равно, родиться или нет…