13 сентября 2017, 13:50
Что такое духовная реализация, и как определяют святых и реализованных учителей в духовных традициях
Лама Сонам Доржде (Лама Олег):
Что такое духовная реализация, и как определяют святых и реализованных учителей в духовных традициях
Хотелось бы провести «параллели» между реализацией в разных традициях…
Мне трудно судить о других традициях, я не являюсь в них специалистом. Но мы прекрасно знаем, что в христианстве могут возвести в ранг святых за самые разные заслуги: за то, что церковь построил, за то, что разбил вражеское войско (например, Александр Невский), и просто за то, что был убит большевиками во время гражданской войны.
В индуизме, насколько мне известно, большинство аутентичных традиций было прервано, впрочем, как были прерваны и буддийские линии, когда Индия была захвачена мусульманами на рубеже первого и второго тысячелетия. Были разрушены, опустошены и осквернены почти все храмы: и буддийские, и индуистские. Учителя исчезли. Буддизм спасло то, что к этому времени он уже перебрался в Тибет и некоторые другие страны (Шри-Ланку, Таиланд), куда мусульмане не успели добраться. Индуизм сохранился в основном в Непале.
Я общался с разными подвижниками в Индии.
Мне не хотелось бы делать обобщающие выводы, но в большинстве случаев линии передачи отсутствуют. (Хотя может вполне сложиться впечатление, что аутентичная линия существует.) Это вполне объяснимо, так как «спрос» на йогу и индуизм возродился еще в период английской оккупации в 19 веке. Англичане, как люди умные, были заинтересованы в том, чтобы импортировать в свою культуру все самое ценное из других культур. Поэтому возрождение йоги и появление учителей началось еще в конце 19 века. Существовали ли данные линии в непрерывности до 19-20 века – это вопрос. Чтобы судить о нем, надо разговаривать с историками и специалистами по первоисточникам. Даже в буддизме, те знания, которые у нас есть об индийских махасиддхах, живших в первом тысячелетии, включая Тилопу и Наропу, основываются на исторических трудах всего лишь двух учителей (Таранатха и Друк Пема Карпо), живших в 16-17 веках и собравших по крупицам записи, сохранившиеся в разных монастырях. Говорить о том, что они лично получили от кого-то всю эту информацию, о прямой передаче, мы не можем. Все эти исторические данные весьма относительны.
Я рассказываю это к тому, что признание человека в прошлом святым в Индии могло очень сильно отличаться от современных представлений. Ранее святыми считали людей, которые могли проявлять чудеса. Если сиддхов нет – значит, не святой :)
А если человек сам себя провозглашает реализованным?
Скорее всего, это не соответствует действительности. За исключением одного случая, если этот человек достиг полного просветления и стал полностью совершенным Буддой. На этом уровне полностью просветленного существа он имеет право сделать то, что сделал Будда Шакьямуни, когда сказал: «В этом мире выше меня никого нет». Он достиг состояния полного просветления и имел право такие слова произнести.
У человека могут быть очень особенные переживания: видения божеств, ощущения блаженства или внутреннего тепла, но они, как правило, проходят. Недаром в тантре говорится, что реализация подобна небу, которое неизменно, а переживания подобны заплаткам.
Что же делать обычным людям, которые хотят следовать за самыми лучшими учителями?
Развивать око мудрости. Не стоит слепо следовать за тем, что тебе скажут. Что можно посоветовать нашему русскому человеку, каким образом выбирать себе учителя и традицию? Традиция без учителя – это тупик. Человек так ничему и не научится, пропуская все через свои фильтры. В отношении учителя не следует принимать скоропалительных решений: нужно изучить и проанализировать учителя. Можно посетить нескольких учителей и проверить, соответствуют ли их качества тем, которые описаны у нас в тексте. Учитель должен помимо внутренней своей реализации, которая может быть обычному человеку и не видна, обладать внешними качествами, которые могут быть заметны всем. А именно: хорошо разбираться в самом учении и уметь его объяснить легко, понятно и доступно на разных уровнях; усмирить свой ум посредством этих учений; его слова не должны расходиться с его поступками; он должен обладать состраданием, любовью, добротой и мудростью; быть раскрепощенным и расслабленным, у него должно присутствовать отречение и желание помогать другим живым существам. Первый показатель, с чего мы должны начинать исследования, учитель должен хорошо разбираться в учении.
Одновременно с этим нужно быть как можно более непредвзятым и давать как можно меньше оценок учителям. И стараться найти настоящего учителя, принадлежащего определенной линии, а не непонятно откуда взявшегося. В буддизме чрезвычайно важна линия передачи. Именно благодаря сохранившейся линии передачи, мы обладаем таким потенциалом для реализации. Если мы следуем по настоящей линии за учителем, который обладает реализацией или близок к ней, у нас есть возможность достичь реализации. Если же мы следуем за обычным человеком, каким бы умным, красивым, харизматичным он ни был, шансов у нас нет.
Что такое духовная реализация, и как определяют святых и реализованных учителей в духовных традициях
Хотелось бы провести «параллели» между реализацией в разных традициях…
Мне трудно судить о других традициях, я не являюсь в них специалистом. Но мы прекрасно знаем, что в христианстве могут возвести в ранг святых за самые разные заслуги: за то, что церковь построил, за то, что разбил вражеское войско (например, Александр Невский), и просто за то, что был убит большевиками во время гражданской войны.
В индуизме, насколько мне известно, большинство аутентичных традиций было прервано, впрочем, как были прерваны и буддийские линии, когда Индия была захвачена мусульманами на рубеже первого и второго тысячелетия. Были разрушены, опустошены и осквернены почти все храмы: и буддийские, и индуистские. Учителя исчезли. Буддизм спасло то, что к этому времени он уже перебрался в Тибет и некоторые другие страны (Шри-Ланку, Таиланд), куда мусульмане не успели добраться. Индуизм сохранился в основном в Непале.
Я общался с разными подвижниками в Индии.
Мне не хотелось бы делать обобщающие выводы, но в большинстве случаев линии передачи отсутствуют. (Хотя может вполне сложиться впечатление, что аутентичная линия существует.) Это вполне объяснимо, так как «спрос» на йогу и индуизм возродился еще в период английской оккупации в 19 веке. Англичане, как люди умные, были заинтересованы в том, чтобы импортировать в свою культуру все самое ценное из других культур. Поэтому возрождение йоги и появление учителей началось еще в конце 19 века. Существовали ли данные линии в непрерывности до 19-20 века – это вопрос. Чтобы судить о нем, надо разговаривать с историками и специалистами по первоисточникам. Даже в буддизме, те знания, которые у нас есть об индийских махасиддхах, живших в первом тысячелетии, включая Тилопу и Наропу, основываются на исторических трудах всего лишь двух учителей (Таранатха и Друк Пема Карпо), живших в 16-17 веках и собравших по крупицам записи, сохранившиеся в разных монастырях. Говорить о том, что они лично получили от кого-то всю эту информацию, о прямой передаче, мы не можем. Все эти исторические данные весьма относительны.
Я рассказываю это к тому, что признание человека в прошлом святым в Индии могло очень сильно отличаться от современных представлений. Ранее святыми считали людей, которые могли проявлять чудеса. Если сиддхов нет – значит, не святой :)
А если человек сам себя провозглашает реализованным?
Скорее всего, это не соответствует действительности. За исключением одного случая, если этот человек достиг полного просветления и стал полностью совершенным Буддой. На этом уровне полностью просветленного существа он имеет право сделать то, что сделал Будда Шакьямуни, когда сказал: «В этом мире выше меня никого нет». Он достиг состояния полного просветления и имел право такие слова произнести.
У человека могут быть очень особенные переживания: видения божеств, ощущения блаженства или внутреннего тепла, но они, как правило, проходят. Недаром в тантре говорится, что реализация подобна небу, которое неизменно, а переживания подобны заплаткам.
Что же делать обычным людям, которые хотят следовать за самыми лучшими учителями?
Развивать око мудрости. Не стоит слепо следовать за тем, что тебе скажут. Что можно посоветовать нашему русскому человеку, каким образом выбирать себе учителя и традицию? Традиция без учителя – это тупик. Человек так ничему и не научится, пропуская все через свои фильтры. В отношении учителя не следует принимать скоропалительных решений: нужно изучить и проанализировать учителя. Можно посетить нескольких учителей и проверить, соответствуют ли их качества тем, которые описаны у нас в тексте. Учитель должен помимо внутренней своей реализации, которая может быть обычному человеку и не видна, обладать внешними качествами, которые могут быть заметны всем. А именно: хорошо разбираться в самом учении и уметь его объяснить легко, понятно и доступно на разных уровнях; усмирить свой ум посредством этих учений; его слова не должны расходиться с его поступками; он должен обладать состраданием, любовью, добротой и мудростью; быть раскрепощенным и расслабленным, у него должно присутствовать отречение и желание помогать другим живым существам. Первый показатель, с чего мы должны начинать исследования, учитель должен хорошо разбираться в учении.
Одновременно с этим нужно быть как можно более непредвзятым и давать как можно меньше оценок учителям. И стараться найти настоящего учителя, принадлежащего определенной линии, а не непонятно откуда взявшегося. В буддизме чрезвычайно важна линия передачи. Именно благодаря сохранившейся линии передачи, мы обладаем таким потенциалом для реализации. Если мы следуем по настоящей линии за учителем, который обладает реализацией или близок к ней, у нас есть возможность достичь реализации. Если же мы следуем за обычным человеком, каким бы умным, красивым, харизматичным он ни был, шансов у нас нет.
35 комментариев
Дракон без проблем подтверждает, что он достиг «полного просветления и стал полностью совершенным Буддой»
эдька привет и вали отсюда к нам в чат
Здесь тебе площадка для любви преданности Учению и мастерам. А не базар с гниющими плодами.
Аминь.
"
Посмотрите на себя"!
Н. Махарадж,