31 января 2012, 16:35
Окончательное и временное пробуждение
Как я уже говорил, пробуждение может переживаться
как мимолетный проблеск, а может сохраняться длитель-
ное время. Кто-то может сказать, что если пробуждение
мимолетно, это не подлинное пробуждение. Некоторые
считают, что при подлинном пробуждении человеку раз и
навсегда открывается истинная природа вещей, и он уже
больше никогда не утрачивает этого восприятия. Я могу
понять эту точку зрения, поскольку в конечном итоге ду-
ховное путешествие действительно ведет нас к полному
пробуждению.
Полное пробуждение просто означает, что
мы постоянно и непрерывно воспринимаем все с точки
зрения Духа, с точки зрения единства. Для такого пробуж-
денного восприятия нигде в мире не существует никаких
разделений, ни в этой, ни в других вселенных. Истина пре-
бывает везде и всюду, во все времена, во всех измерениях,
она едина для всех существ. И именно истина является
источником любого опыта и переживания — в этой жизни
и после жизни, в этом измерении и в каких-либо других
измерениях.
С предельной точки зрения буквально все — в высших
или низших измерениях, здесь или там, вчера, сегодня или
завтра — все является лишь проявлением Духа. Таким
образом, пробуждается сам Дух. И поэтому, в конечном
счете, траектория каждого существа, осознает оно это или
нет, ведет к абсолютному пробуждению — к абсолютному
знанию, к непосредственному пониманию подлинной при-
роды, к единству, к целостности.
Однако момент пробуждения может и не привести к
постоянному видению. Как я уже говорил, некоторые люди
утверждают, что если пробуждение не постоянное, оно не
подлинное. Но как учитель я могу сказать, что те, кому
лишь на мгновение удается заглянуть за завесу двойствен-
ности, и те, кто достигает постоянной, «не проходящей»
реализации, видят и переживают одно и то же. Просто у
одних это переживание длится одно мгновение, а у дру-
гих продолжается постоянно. Но само переживание, если
это подлинное пробуждение, одинаково: все едино, мы не
отдельные существа, которые могут находиться в опреде-
ленном месте, мы все и ничто одновременно.
Поэтому, на мой взгляд, не имеет значения, мгновен-
ным или постоянным было пробуждение. Это имеет значе-
ние в том смысле, что должен быть пройден определенный
путь — ничья душа не достигнет полной реализации до тех
пор, пока это восприятие с точки зрения истины не станет
постоянным, но сам опыт является пробуждением, будь он
временным или постоянным.
Такой проблеск пробуждения — я называю его вре-
менным пробуждением — становится все более и более
частым явлением. Это переживание может длиться одно
мгновение, несколько часов, день, неделю — возможно,
даже месяц или два. Сознание открывается, ощущение от-
дельного «Я» исчезает, а потом, как диафрагма объектива
фотокамеры, сознание опять закрывается. Человек воспри-
нимал подлинную недвойственность, подлинное единство,
и вдруг совершенно неожиданно он опять возвращается в
прежнее двойственное «состояние сна». К нему опять воз-
вращается ощущение «Я» — ощущение ограниченного,
изолированного бытия.
Хорошая новость состоит в том, что если такой момент
ясного видения однажды имел место, диафрагма сознания
уже больше никогда не закроется полностью. Нам может
казаться, что она закрылась полностью, но на самом деле
это не так. В глубине своего существа вы никогда не забу-
дете этот опыт. Даже если реальность открывается вам
лишь на мгновение, что-то внутри вас меняется навсегда.
Реальность обладает невероятной силой, подобной
ядерной. Ее могущество невообразимо. Человек может
увидеть проблеск реальности на такой короткий миг, что
не успеет даже щелкнуть пальцами, а энергия и сила, ко-
торая входит в него при этом, меняет всю его жизнь. Лишь
в результате одного мгновения пробуждения в нем начина-
ет растворяться ложное ощущение «Я» и, соответственно,
все его восприятие мира.
как мимолетный проблеск, а может сохраняться длитель-
ное время. Кто-то может сказать, что если пробуждение
мимолетно, это не подлинное пробуждение. Некоторые
считают, что при подлинном пробуждении человеку раз и
навсегда открывается истинная природа вещей, и он уже
больше никогда не утрачивает этого восприятия. Я могу
понять эту точку зрения, поскольку в конечном итоге ду-
ховное путешествие действительно ведет нас к полному
пробуждению.
Полное пробуждение просто означает, что
мы постоянно и непрерывно воспринимаем все с точки
зрения Духа, с точки зрения единства. Для такого пробуж-
денного восприятия нигде в мире не существует никаких
разделений, ни в этой, ни в других вселенных. Истина пре-
бывает везде и всюду, во все времена, во всех измерениях,
она едина для всех существ. И именно истина является
источником любого опыта и переживания — в этой жизни
и после жизни, в этом измерении и в каких-либо других
измерениях.
С предельной точки зрения буквально все — в высших
или низших измерениях, здесь или там, вчера, сегодня или
завтра — все является лишь проявлением Духа. Таким
образом, пробуждается сам Дух. И поэтому, в конечном
счете, траектория каждого существа, осознает оно это или
нет, ведет к абсолютному пробуждению — к абсолютному
знанию, к непосредственному пониманию подлинной при-
роды, к единству, к целостности.
Однако момент пробуждения может и не привести к
постоянному видению. Как я уже говорил, некоторые люди
утверждают, что если пробуждение не постоянное, оно не
подлинное. Но как учитель я могу сказать, что те, кому
лишь на мгновение удается заглянуть за завесу двойствен-
ности, и те, кто достигает постоянной, «не проходящей»
реализации, видят и переживают одно и то же. Просто у
одних это переживание длится одно мгновение, а у дру-
гих продолжается постоянно. Но само переживание, если
это подлинное пробуждение, одинаково: все едино, мы не
отдельные существа, которые могут находиться в опреде-
ленном месте, мы все и ничто одновременно.
Поэтому, на мой взгляд, не имеет значения, мгновен-
ным или постоянным было пробуждение. Это имеет значе-
ние в том смысле, что должен быть пройден определенный
путь — ничья душа не достигнет полной реализации до тех
пор, пока это восприятие с точки зрения истины не станет
постоянным, но сам опыт является пробуждением, будь он
временным или постоянным.
Такой проблеск пробуждения — я называю его вре-
менным пробуждением — становится все более и более
частым явлением. Это переживание может длиться одно
мгновение, несколько часов, день, неделю — возможно,
даже месяц или два. Сознание открывается, ощущение от-
дельного «Я» исчезает, а потом, как диафрагма объектива
фотокамеры, сознание опять закрывается. Человек воспри-
нимал подлинную недвойственность, подлинное единство,
и вдруг совершенно неожиданно он опять возвращается в
прежнее двойственное «состояние сна». К нему опять воз-
вращается ощущение «Я» — ощущение ограниченного,
изолированного бытия.
Хорошая новость состоит в том, что если такой момент
ясного видения однажды имел место, диафрагма сознания
уже больше никогда не закроется полностью. Нам может
казаться, что она закрылась полностью, но на самом деле
это не так. В глубине своего существа вы никогда не забу-
дете этот опыт. Даже если реальность открывается вам
лишь на мгновение, что-то внутри вас меняется навсегда.
Реальность обладает невероятной силой, подобной
ядерной. Ее могущество невообразимо. Человек может
увидеть проблеск реальности на такой короткий миг, что
не успеет даже щелкнуть пальцами, а энергия и сила, ко-
торая входит в него при этом, меняет всю его жизнь. Лишь
в результате одного мгновения пробуждения в нем начина-
ет растворяться ложное ощущение «Я» и, соответственно,
все его восприятие мира.
5 комментариев
редко встретишь такое объяснение. Часто как будто с издевкой некоторые учителя говорят именно первое утверждение.