1 февраля 2012, 10:03

Правильный вопрос

Люди, у которых пробуждение неустойчиво, часто
спрашивают меня: «Как оставаться в пробужденном со-
стоянии?» Это неправильный вопрос. В том, что касается
духовности, важно задавать правильные вопросы.

Жела-
ние оставаться в пробужденном состоянии вполне понят-
но, но сам вопрос исходит из состояния сна. Дух никогда
не спрашивает себя: «Как мне оставаться в самом себе?»
Это было бы нелепо. Исходя из истинной природы вещей,
это не имеет никакого смысла. Разумнее спросить себя,
как вы лишаете себя просветления. За что вы все еще
держитесь? Что сбивает вас с толку? Какие ситуации в
жизни заставляют вас верить в то, что не истинно и что
вовлекает вас в противоречия, страдания и разделение?
Что именно обладает такой властью над вашим сознанием,
что вновь затягивает его в гравитационное поле состояния
сна? Нужно спрашивать не «Как оставаться в пробужден-
ном состоянии?», а «Как я лишаю себя просветления? Как
именно я снова вовлекаю себя в иллюзии?»


На этот вопрос не существует однозначного ответа,
нельзя назвать какую-то одну причину. У всех это проис-
ходит по-разному. Причины могут быть самые разные —
бессознательные установки и убеждения, которые продол-
жают действовать, бессознательные конфликты, которые
почему-то не затронул взрыв просветления, различные
формы обусловленности.
На этом этапе важно установить с самим собой пра-
вильные отношения и начать исследовать причины, кото-
рые снова вводят вас в транс разделения. Нужно выявить
конкретные структуры, конкретные мысли, конкрет-
ные убеждения, из-за которых вы опять погружаетесь в
сон.


Развитие процесса после пробуждения не столь сильно
зависит от специальных духовных практик.Большая часть
наших обусловленностей проявляется и обнаруживается
в сутолоке и суете жизни.
Мы оказываемся в различных
ситуациях, находимся в определенных отношениях с людь-
ми, взаимодействуем с близкими, с друзьями, с детьми и со
всеми остальными. Именно в этих зыбучих песках жизни
духовность должна прокладывать себе путь. И здесь от нас
требуется готовность принимать удары жизни и наблюдать
при этом за собой — не уклоняемся ли мы, не начинаем ли
осуждать и обвинять, не вступаем ли в пререкания, не пе-
реводим ли стрелки на других.


Мы должны осознать тот факт, что единственный че-
ловек, который заставляет нас страдать, который вверга-
ет нас в иллюзии и разделение — единственный человек,
который наделен такой силой, — это мы сами.


Ничто во
внешнем мире не способно вывести нас из пробужденного
состояния. Ни один человек, ни одна ситуация не обладает
такой властью, чтобы лишить нас пробужденного состояния.
Это одно из самых важных осознаний, к которому мы
можем прийти. Все происходит внутри, все это мы делаем
с собой сами — конечно, часто бессознательно.
Различие состоит в том, что если вы действительно про-
будились, вы уже не будете воспринимать эти оставшиеся
кармические обусловленности как нечто неотъемлемое,
присущее вашему существу. До пробуждения мы воспри-
нимаем свою обусловленность как нечто исключительно
личное. Наша обусловленность нас определяет. Мы состав-
ляем свой образ «Я» из своей обусловленности, из лож-
ного представления о себе, из своих убеждений, мнений,
желаний и прочего. До пробуждения мы полностью
погружены в состояние сна, и это состояние нас опре-
деляет. Но после того как случается пробуждение —
если оно истинное, подлинное — мы осознаем, что даже
если иллюзии продолжают владеть нами, они не имеют
к нам непосредственного отношения, они нас не опре-
деляют.
И это дает нам большое преимущество. Гораздо легче
работать с тем, что мы не воспринимаем как часть себя —
это не так страшно. Когда из пробужденного состояния
мы начинаем воспринимать свою собственную карму как
нечто безличное — не имеющее отношения к какой-либо
конкретной личности, конкретному телу, конкретному че-
ловеку — все становится гораздо проще. Мы начинаем по-
нимать: то, что мы ощущаем и переживаем, — иллюзорно,
это лишь результат неправильного понимания.
Это как если бы вы быстро ехали на машине по авто-
страде и внезапно сняли ногу с педали газа. Момент, когда
вы сняли ногу с педали, можно сравнить с пробуждением.
«Боже мой, да ведь эта машина едет сама, это не я. То, что
я еду в этой машине, меня никак не определяет. То, что я
жму на газ, меня не определяет. Направление, в котором
едет машина, меня не определяет. Местность, по которой
она едет, меня не определяет. Все это не я, все это не имеет
отношения к тому, что я собой представляю». Вот что мы
начинаем понимать в момент пробуждения.
После пробуждения мы больше уже не подпитываем
иллюзию разделения, мы перестаем снабжать ее энер-
гией, топливом.
Но даже когда вы перестаете жать на пе-
даль газа, машина продолжает по инерции ехать. Карма
продолжает действовать — в большинстве случаев она не
«останавливается» мгновенно, однако она начинает посте-
пенно «замедляться».

Но при этом иногда мы можем вновь придавать ей уско-
рение. Мы должны внимательно наблюдать и отслеживать,
когда мы опять заскакиваем в машину и начинаем жать на
педаль газа. Всякий раз, когда мы вновь отождествляемся
с обусловленностью, с кармой, всякий раз, когда начинаем
верить в какую-то мысль, мы вкладываем энергию в состо-
яние сна — снова начинаем жать на газ.
Поэтому наша задача после пробуждения — учиться
не нажимать на педаль газа и наблюдать, что побуждает
нас на нее нажимать. И хотя в этом нет ничего личного —
отождествление происходит совершенно спонтанно, оно
происходит не с кем-то и не по чьей-то вине — мы все же
должны исследовать, как это происходит.
И лучшим помощником в этом нам будет сама жизнь.
Как я уже говорил, именно идя по жизни, духовность про-
кладывает себе дорогу. Жизнь может показать нам, от чего
мы еще не освободились.
Вступая в отношения с жизнью и с
другими людьми, мы можем ясно увидеть, какие у нас еще
остались привязанности. Если мы действительно искрен-
ни, мы не будем прикрываться своими воспоминаниями о
пробужденном состоянии, своим осознанием абсолюта. Мы
должны быть абсолютно открытыми, и мы не должны ни к
чему привязываться и ни за что цепляться.
Я хочу сказать, что это вполне естественно, когда в один
момент вы чувствуете, что пробудились, а в следующий мо-
мент вам кажется, что вы опять впали в состояние сна. Это
нормально, когда вам кажется, что вы утратили осознание,
которое переживали на протяжении последней недели, ме-
сяца или года. Самое главное — знать, что это естественное
явление. Никакой ошибки здесь нет, просто все перешло
на более глубокий уровень. Вся ваша система стала чище,
и теперь вы способны яснее видеть себя и замечать, когда
вы снова впадаете в разделенное состояние. Вы начинаете
видеть то, чего раньше не осознавали. Раньше вами что-то
двигало, но вы не понимали, что происходит. А теперь вам
становятся понятны все скрытые механизмы. Это важная
часть процесса, который начинается после пробуждения, —
постепенно все выходит на сознательный уровень.

0 комментариев