1 февраля 2012, 14:02
Освобождение путем исследования
Очень важно не впадать в то, что я называю
духовным уклонением, — когда мы просто не обращаем
внимания на мысли и игнорируем тот факт, что снова
отождествились. В таких случаях мы часто начинаем рас-
суждать с позиции недвойственности, говоря себе: «О, это
просто отождествление. Это не имеет значения, посколь-
ку все равно нет того, кто мог бы что-то сделать. В конце
концов, все происходит спонтанно».
Это тонкий, но эффективный способ отстраниться от
собственного опыта.
Таким образом, мы просто уклоня-
емся, не желая иметь дело со своей все еще оставшейся
склонностью к отождествлению. Однако мы должны быть
готовы прямо и честно посмотреть на эти моменты отож-
дествления.
Есть много разных способов самоисследования. Мне,
например, помогало ведение записей, как до пробуждения,
так и некоторое время после него. Как только я замечал, что
снова впадаю в отождествление, я шел в кафе, взяв с собой
ручку и блокнот, и начинал записывать. Когда я описывал
то, что произошло, мне было легче обнаружить мысль, ко-
торая спровоцировала отождествление. Я пытался точно
установить, какая мысль или какое убеждение завладели
мной, какое мировоззрение они с собой несут.
Например, сделав что-то, вы почувствовали себя не-
ловко и думаете: «Я не должен был этого делать», или «Это
было глупо с моей стороны». Если взять подобную мысль и
начать ее исследовать, можно увидеть, что мысль и чувство
взаимосвязаны — одно открывает дорогу другому. Вместе
с мыслью «я не должен был этого делать» приходит опре-
деленное чувство — возможно, чувство неловкости или
гнев. Так можно увидеть, какое мировоззрение заключает
в себе мысль, и как она вовлекает нас в отождествление.
Важно, однако, чтобы такое исследование не было просто
умственным упражнением, иначе наше понимание ограни-
чится ментальным уровнем. Проблема в том, что менталь-
ный уровень обычно не связан с эмоциональным уровнем.
Мы можем очень хорошо что-то понять умом, но в эмоци-
ональной сфере конфликт сохранится. Поэтому во время
исследования важно задействовать как ум, так и тело, как
мышление, так и чувства. Нужно увидеть, какие чувства
вызывают те или иные мысли — и какие мысли порожда-
ются этими чувствами. Это циклический процесс: мысль
порождает чувство, затем это чувство порождает следую-
щую мысль, а новая мысль порождает еще какое-то чувство.
Когда я отправлялся в кафе с блокнотом и ручкой, я
старался как можно точнее определить, какая именно
мысль привела к отождествлению, и начинал записывать.
Я пытался установить, какое отношение к миру форми-
рует эта мысль. Для этого мне нужно было понять, что я
чувствую. Я выяснял, к каким последствиям привела вера
в эту мысль — будь то осуждение, смущение или что-либо
еще — на уровне чувств. И затем я погружался в найден-
ное чувство и позволял себе его переживать.
Следующим шагом было то, что я исследовал систему
убеждений этого чувства: какое восприятие мира оно с
собой несет? Какое самоощущение вызывает? Какое фор-
мирует мировоззрение? В результате таких исследова-
ний я начал видеть, что каждая мысль и каждое чувство
заключают в себе свой собственный мир, свою целостную
систему убеждений. Погружаясь в чувства, я обнаружил,
что у каждого чувства есть голос — я слышал этот голос в
своем уме — и он внушает определенные убеждения и идеи.
Очень часто можно обнаружить, что убеждения и идеи,
заключенные в наших мыслях и чувствах, происходят из
нашего детства. Иногда они берут свое начало в очень ран-
них воспоминаниях, когда нас унижали или стыдили, когда
мы были чем-то напуганы, рассержены или расстроены.
Если проводить это исследование в медитативном состоя-
нии, когда тело и ум соединены, можно, в конце концов, об-
наружить эти глубокие внутренние воспоминания. Об этом
бесполезно просто думать. Нельзя просто сказать себе:
«Это всего лишь мысль, и я знаю, что она ложная», — так
ничего не получится. Я сам иногда проводил в кафе часы
напролет, исследуя одну-единственную мысль — я не ухо-
дил до тех пор, пока не докапывался до сути. Я знал, что
если эта мысль смогла вовлечь меня в отождествление, то
так же мною сможет завладеть и какая-то другая мысль.
Дело в том, что чем более пробужденными мы становимся,
тем больше боли нам причиняет отождествление. Это по-
добно тому, как если бы нас насильно вытащили из рая и
отправили обратно в ад. А когда вы чувствуете себя как в
аду, вы сделаете что угодно, лишь бы освободиться от этого.
Поэтому я проводил самоисследование очень тщатель-
но. Я не оставлял своих усилий до тех пор, пока полностью
не раскрывал весь механизм отождествления в каждом
конкретном случае. Об успехе я узнавал, когда полностью
освобождался от этого.
К некоторым мыслям, чувствам и реакциям мне при-
ходилось обращаться по несколько раз. С каждым разом
мне удавалось проникать все глубже, открывались новые
пласты. И, в конце концов, я добирался до базовых убежде-
ний, мыслей и чувств. Здесь важно не отступать и продол-
жать исследование, так чтобы вырвать иллюзию с корнем.
Это можно сравнить с прополкой сорняков. К своему сты-
ду признаюсь, что, занимаясь прополкой сорняков, я обыч-
но просто обрываю верхушки. В отличие от меня моя жена
более терпелива — она вырывает траву с корнем. И всегда
можно определить, кто занимался прополкой — после ра-
боты жены трава не появляется в течение нескольких ме-
сяцев, а после моей работы вырастает уже через неделю.
К счастью, в отношении собственной внутренней жиз-
ни у меня другой подход. В процессе самоисследования,
которое я здесь описываю, я проявлял большое упорство
и сосредоточенность. Я был готов идти очень глубоко, до
самых истоков любой мысли, которая вызывала болезнен-
ную реакцию.
Я не хочу сказать, что все, как и я, должны вести за-
писи. Каждому нужно найти свой способ. Возможно, вам
тоже поможет ведение записей, а возможно, вам будет
легче исследовать свои мысли в медитативном состоянии.
Главное — это проникнуть в самую глубину мыслитель-
ного или чувственного процесса и обнаружить те самые
ошибочные убеждения, которые заставляют нас страдать
в данный момент.
У всех нас были сложные ситуации в жизни, и в такие
моменты у нас могли выработаться определенные защит-
ные стратегии. Когда мы малы, и случается что-то такое,
что причиняет нам слишком много боли и страданий, у нас
может сформироваться определенное убеждение, которое
позволит нам эту ситуацию пережить.
Например, родители не выполняют должным образом
своих родительских обязанностей. Ребенку слишком тяже-
ло принять тот факт, что родители не способны заботиться
о нем. Это знание кажется ребенку настолько угрожающим
для его жизни и благополучия, что он может сочинить ка-
кую-то другую, менее пугающую историю, которая помо-
жет ему пережить ситуацию. Например, вместо того чтобы
признать несостоятельность родителей, он может прийти
к убеждению, что с ним что-то не так. В подобных ситуа-
циях, когда мы принимаем определенные убеждения, это
помогает нам справиться и пережить тяжелые времена.
Однако, сформировавшись в детстве, эти убеждения могут
перейти во взрослую жизнь.
Если мы со всей искренностью исследуем подобные
убеждения, мы поймем, что нам больше нет от них никакой
пользы. Возможно, в прошлом они и помогли нам справить-
ся со сложной ситуацией, однако теперь стали совершенно
бесполезны. Мысли вообще не могут быть полезными. Вся-
кий раз, когда мы составляем себе какое-то объяснение того
или иного события, это причиняет страдания. По существу,
любая интерпретация прошлого или настоящего, которая
складывается у нас в уме, будет расходиться с реальной
жизнью, с тем, что в действительности происходит.
При появлении «прилипчивых» мыслей или эмоций
важно заметить их и выяснить, какие убеждения за ними
стоят. Такое исследование является духовной практикой.
Уклоняясь от этой практики, мы препятствуем своему про-
буждению. Все, чего мы избегаем в жизни, будет упорно
возвращаться снова и снова — до тех пор, пока мы, нако-
нец, не решимся встретиться с ним и исследовать его под-
линную природу.
И опять же, единственным подтверждением того, что мы
раскрыли подлинную природу чего-то, может служить пре-
кращение повторения одной и той же истории. Мы должны
не только понять, что это иллюзия, но и почувствовать, что
это иллюзия. Я часто говорю своим ученикам, чтобы они не
отступали, пока не освободятся от чего-то полностью. Аль-
тернативы только две — либо заниматься медитативным
исследованием, либо быть жертвой. Так что у вас есть вы-
бор: быть жертвой своих собственных идей и убеждений или
все глубже и глубже исследовать их, пока они не исчезнут.
В процессе исследования мы начинаем видеть, что все
убеждения равноценны. Когда я думаю, что кто-то должен
был сделать то или не делать этого, это ничего не стоит. То,
что человек сделал в действительности, равноценно тому,
что, по моему мнению, следовало сделать. Когда мы видим,
что наши мысли, суждения и мнения настолько же истин-
ны, что и их противоположности, все полярности мышле-
ния уравниваются. Если мысль, противоположная той, в
которую я верю, в такой же степени верна, то вся структура
мышления рушится. Если мнение, противоположное моему,
имеет такое же право на существование, как и мое, тогда
невозможно сказать, какое мнение на самом деле правильно
или истинно. Либо они оба истинны, либо нет. Когда мы это
видим, все противоположности для нас уравниваются, мыс-
ли перестают быть полярными. Только когда происходит
такое уравнивание мыслей, двойственная структура мыш-
ления теряет свою правомерность и начинает рушиться.
И мы видим это не один раз — нам это снова и снова
открывается, когда это необходимо. Не существует такого
понятия, как «прошлое просветление». Прошлое просвет-
ление — это прошлое. А единственное, что имеет значение,
это настоящее. Пробужден ли я к истине в этот самый мо-
мент, и не только умом, но всем своим существом? Дейст-
вительно ли я понимаю, что вся структура личностного
мировоззрения и индивидуального «Я» — всего лишь сон
универсального ума? Значение имеет только это.
То, что мы увидели или постигли вчера, вовсе не обя-
зательно продолжается и сегодня. Если переживание все
еще живо, а мы воспринимаем мир с той же самой точки
зрения, тогда прекрасно, тогда мы свободны. Но если нет,
мы должны это признать. Мы должны увидеть, во что мы
все еще верим, за что держимся.
Такая готовность не отрицать свои иллюзии очень
важна. Мой учитель говорил мне, что путь в нирвану ле-
жит через самсару. Мы приходим к истине, к свободе,
освобождаясь от оков. Мы постигаем истинную природу
вещей, когда начинаем видеть иллюзорную природу вещей.
В нирвану невозможно попасть в обход самсары. Мы не
попадем в рай, если будем избегать ада или пытаться его
обойти. Мы не обретем ясность, если не будем иметь дело
с путаницей и смятением. Свободу не обрести, игнорируя
ограничения. В действительности все происходит как раз
наоборот.
Именно наши иллюзии — убеждения, которых мы при-
держиваемся — являются дверью к свободе. Мы должны
просто войти в эту дверь, а не держаться за нее или не от-
ступать в сторону. Мы не должны верить в эти иллюзии,
но и не должны избегать их. Каждый случай проявления
ограничений мы должны рассматривать как приглашение к
свободе. Тогда, если мы перестанем уклоняться и избегать,
это станет актом любви, актом сострадания.
Каждое событие, которое происходит, должно произой-
ти. Каждый опыт, который мы переживаем, является бо-
жественным приглашением. У этого приглашения может
быть красивое обрамление, или оно может быть весьма
суровым, но каждый жизненный опыт — приглашение.
Вот самое большее, что я могу сказать: сама ткань жизни,
само ее течение, от момента к моменту, ведет нас к свободе.
Жизнь сама показывает нам то, что мы должны увидеть,
чтобы быть свободными.
Поэтому очень важно не убегать от жизни, важно встре-
чаться со всем, что происходит, и быть при этом честными
и непоколебимыми. Так, идя путем самсары, мы придем к
нирване. Это не значит, что мы застреваем в самсаре —
напротив, мы освобождаемся от ее пут. Мы «отскребаем»
свои самсарические, иллюзорные мысли, и, в конце концов,
окажемся в нирване.
Пробуждение вскрывает абсолютную свободу, кото-
рая изначально уже присуща нам. И также оно наделяет
нас достаточной ясностью видения и смелостью, которые
необходимы, чтобы замечать и исследовать все то, что все
еще способно вовлекать нас в страдания и отождествле-
ние. Со временем такое обнаружение и освобождение бу-
дет происходить естественно и спонтанно. Однако внача-
ле это может быть несколько утомительным и требовать
специальных усилий, затрат времени, решимости и даже
дисциплины. Но постепенно это будет происходить все бо-
лее и более непринужденно, все более и более спонтанно.
В какой-то момент такое обнаружение и освобождение ста-
нет настолько естественным, что будет происходить почти
автоматически. Возникает мысль — и на какое-то мгнове-
ние может произойти отождествление. Но тут же мысль
подвергается исследованию, и вы от нее освобождаетесь.
Когда этот внутренний механизм настолько укоренится,
что станет самопроизвольным, весь процесс освобождения
будет занимать лишь долю секунды. Так действует про-
буждение. Иногда мы даже не знаем, что что-то происхо-
дит, но это происходит — сознание освобождает само себя,
снова, снова и снова. Еще раз повторю: ключом является
искренность, готовность открыто и честно встречаться со
всем, что происходит в нашем уме и теле. Это и есть дверь
к свободе — свободе, которая всегда только сейчас, здесь
и сейчас.
34 комментария
Согласен, я этим и «занимаюсь», несмотря на то что для меня очевиден факт, если отбросить все опознавательные знаки, названия и имена с того конгломерата тела-ума который я и окружающие привыкли считать моей конкретной личностью, не останется по сути никого кто делает что-либо. Но всех этих опознавательных знаков, названий, имен и персональных историй и так не существует в действительности, разве вы не согласны что всё вышеперечисленное просто пустые идеи в уме привязанные к телу, которые могут в любой момент растаять без следа? Просто представьте себе что в нашем мире в один момент у всех людей вдруг исчезнут их персональные истории, имена, социальные статусы и т.д., вобщем всё наносное, что это будет за мир?
Абсолютно согласен, более того идти больше некуда. Абсолютно вся деятельность на земле это путь к источнику, разными путями. И ошибок на этом пути не бывает, как сказал Нисаргадатта. Тогда что вы имели ввиду тут: «Но он не годится для тех, кто прячет за концепцией недвойствености собственую лень и трусость». Можем ли мы, положа руку на сердце с полной уверенностью сказать что чей-то путь хуже или лучше нашего? На мой взгляд вопрос о правильности или неправильности в данном случае вообще не стоит, все эти пути просто разные, вот и всё.
«Бытие это юморист с публикой которая никогда не смеется.»
Тони Парсонс
nobody:
Понравилась Ваша дискуссия, хороший пример как вести дискусси, ни понтов, конструктивный диалог,)))) приятно почитать)))