3 января 2016, 16:44
Ум, обращённый внутрь
Свт. Григорий Палама вслед за свт. Василием Великим пишет:
"… ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему…» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «…возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» как бы неким надежным путем" (Триады, 2, 1, 5).
Ум, возвращаясь к самому себе и себя созерцая, превосходит самого себя. Так как это созерцание самого себя — наиболее свойственное уму — ангельское — действование (см. об этом у Ареопагита). Ум в этом созерцании уподобляется ангелам и через это уподобление и их посредничество — превосходит самого себя и восходит к Богу, соединяясь с Ним. (Поэтому безмолвник и считается земным ангелом, см. Лествичник)
"… ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему…» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «…возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» как бы неким надежным путем" (Триады, 2, 1, 5).
Ум, возвращаясь к самому себе и себя созерцая, превосходит самого себя. Так как это созерцание самого себя — наиболее свойственное уму — ангельское — действование (см. об этом у Ареопагита). Ум в этом созерцании уподобляется ангелам и через это уподобление и их посредничество — превосходит самого себя и восходит к Богу, соединяясь с Ним. (Поэтому безмолвник и считается земным ангелом, см. Лествичник)
0 комментариев